Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Пояснительная записка

Наблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.

Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменениях в природе осенью, через  совместную деятельность детей и родителей.

 Задачи:

- обучающие: способствовать формированию учащимися представлений об изменениях в природе с наступлением осени, изменениях в жизни растений и животных; систематизация знаний; умение вести наблюдения за климатическими условиями;

- развивающие: предоставить учащимся возможности для формирования умений самоанализа, самообучения, развития речи, мышления;

- воспитательные: предоставить учащимся возможности осознания ими ценности и красоты природы в окружающем мире, своего места в нём.

Занятие проводится в сентябре, учитель заранее предупреждает родителей и  детей о дате проведения образовательного мероприятия  (в парк), советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей,  небольшие сумочки).

Перед началом образовательного мероприятия в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить и фиксировать наблюдения, а также повторяют  правила поведения в природе.

Предполагаемые результаты

1.                      Участники образовательного мероприятия должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.

2.                      Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся членами Совета класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obrazovatelnogo_meropriyatiya_osen.docx44.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».

Пояснительная записка

Наблюдать за природой интересно и поучительно, в природе происходит много интересного, необычного.

Цель образовательного мероприятия: способствовать формированию знаний об изменениях в природе осенью, через  совместную деятельность детей и родителей.

 Задачи:

- обучающие: способствовать формированию учащимися представлений об изменениях в природе с наступлением осени, изменениях в жизни растений и животных; систематизация знаний; умение вести наблюдения за климатическими условиями;

- развивающие: предоставить учащимся возможности для формирования умений самоанализа, самообучения, развития речи, мышления;

- воспитательные: предоставить учащимся возможности осознания ими ценности и красоты природы в окружающем мире, своего места в нём.

Занятие проводится в сентябре, учитель заранее предупреждает родителей и  детей о дате проведения образовательного мероприятия  (в парк), советует, как нужно одеться, что взять с собой для проведения точных наблюдений и записей (лупы, альбомы для зарисовок, блокноты для записей,  небольшие сумочки).

Перед началом образовательного мероприятия в классе проводится беседа о том, что дети будут наблюдать и как они будут проводить и фиксировать наблюдения, а также повторяют  правила поведения в природе.

Предполагаемые результаты

  1. Участники образовательного мероприятия должны получить опыт работы в коллективе, опыт принятия коллективного решения в процессе обсуждения.
  2. Должны быть выявлены явные лидеры, способные разрешать общие вопросы, которые впоследствии становятся членами Совета класса.

Этапы  подготовительной работы

Содержание работы  

1. Этап

Проведение  вводной беседы с целью:

-формирования интереса к данной теме;

-актуализации представлений учащихся о понятиях:  сезонные изменения, народные приметы;

-создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности.

Основополагающий вопрос: какие сезонные изменения происходят в природе с приходом осени?

Проблемные вопросы:

-Что такое сезон  в природе?

-Как предсказывали погоду в древности?

-По каким характерным признакам можно предугадывать погоду в наше время?

Учебные вопросы:

-Какие времена года бывают?   Признаки разных времен года.

-Что мы относим к живой  и неживой природе?

-Существует ли связь между живой и неживой природой?

2. Этап

Содержание работы  

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Деятельность родителей

Актуализация знаний

1.Выбор темы ч/з проблемную ситуацию, беседу.

2.Определение количества участников  и состава групп.

Предъявление заранее подготовленных карточек, памяток и т.п. для каждой группы участников. Помощь в постановке целей.

Собирают дополнительную информацию о приметах осени. Объединяются в группы.

Плановые работы

1.Определение источников информации.

2.Планирование: способов сбора и анализа информации,

итогового продукта.

3.Продукт:

4.Выработка критериев оценки результатов работы.

5.Распределение обязанностей среди членов команды.

Определение сроков образовательного мероприятия, разработка сценария.

Выработка плана действий (как можно это сделать?).

Определение основных методов:

-прочитать в книге

-понаблюдать

-посмотреть в компьютере

-задать вопросы родителям, специалистам

-подумать самостоятельно

-посмотреть в книгах

-посмотреть по телевизору  и т.д.

Формулировка задач (для чего?)

Исследовательская деятельность

Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные формы работы.

Организация образовательного мероприятия.

Косвенное руководство над деятельностью

Проведение  исследований,  решение промежуточных задач. Фиксирование информации.

Наблюдение, координация

Результаты  и  выводы

Анализ информации. Формулировка выводов. Оформление результатов.

Анализ информации.

Наблюдение, координация

Оформление результатов – сочинений, выставка рисунков и «букетов примет».

Наблюдение, координация, оценивание

3 Этап:  представление готового продукта –  «Осень».

Результат работы в разнообразных формах: сочинении, рисунки, приметы, инд. проект, стихи об осени.

Знакомство с готовой работой, формулировка вопросов.

Отчет, ответы на вопросы. аргументация своей точки зрения, формулировка выводов.

Общественная оценка

4 Этап: оценка процессов  и  результатов работы.

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание деятельности учащихся

Самооценка

Общественная оценка


Конспект образовательного мероприятия: «Осень. Сезонные изменения в природе».

Тип мероприятия: Образовательное мероприятие в лесу (парке).

Аудитория: учащиеся 3 класса, родители.

Оборудование:  листы бумаги (1/2 ватмана), маркеры, клей, разрезные карточки, карточки-задания, маршрутный лист.

I. Организационный момент (Слово учителя перед началом образовательного мероприятия)

Учитель: Бродит осень по дорогам, 

Ищет осень, где присесть, 

Чтобы с грустью и тревогой 

О себе оставить весть... 

Вот и к нам заглянула вечная странница – осень.

- Уважаемые родители и дети пригашаю вас на образовательное мероприятие, которое поможет нам исследовать сезонные изменения в природе, которые происходят с приходом осени  и открыть новые знания.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

II. Общий сбор-старт 

Задачи этапа:

- деление участников образовательного мероприятия на команды, распределение ролей.

- получение маршрутного листа с указанием времени движения по маршруту и задач исследования. (Приложение 1).

Роль родителей – наблюдение за соблюдением ТБ, координация действий детей на станциях, консультация и помощь.

Роль детей – лидер группы, логистик, аналитик, исследователи, оформители. Сбор и анализ информации, оформление, защита.

Роль учителя: координация, консультация, наблюдение.

В соответствии с инструкцией в маршрутном листе каждая команда должна определить, где находятся пакеты с заданиями.

III. Работа групп

Задачи этапа:

Каждая команда должна:

-  определить тему исследования по ключевым словам-отгадкам;

- собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени;

- составить и оформить схемы причинно-следственных связей по теме исследования;

- познакомиться с народными приметами осени.

 

1. Станция  «Отгадайка» ( 3 мин)

Отгадайте загадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.

1 команде

2 команде

3 команде

1.Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь)

2.Синенькая шубёнка

Весь мир покрыла. (Небо)

3.Щука хвостом махнула,

Лес погнула. (Ветер)

1.Рук нет,

А строить умеет.

(Птица)

2.В клубок свернётся,

 Взять не даётся. (Ёж)

3.По веткам скачет,

 Да не птица.

 Рыжая,

 Да не лисица. (Белка)

1.  Платье потеряла,

Пуговки остались. (Рябина)

2. Никто не пугает

А она вся дрожит. (Осина)

3. Разбежались на опушке

В белых платьицах подружки. (Берёзы)

                                 Темы исследования

Сезонные изменения погоды.

Сезонные изменения в жизни животных осенью.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

2.  Станция «Исследовательская» (10 мин)

Участники команд в соответствии с темой исследования должны собрать факты, подтверждающие осенние изменения в природе и составить схему причинно-следственных связей.

3. Станция  « Игровая» (5 минут)

«Осенние листочки» (подвижная игра)

Цель: продолжать учить детей двигаться по участку парку, чередуя ходьбу с бегом и другими движениями; упражнять в ходьбе и беге с остановкой на сигнал взрослого; развивать слуховое внимание; приучать детей к совместным действиям в коллективной игре, соблюдению правил игры; упражнять в сохранении правильной осанки.

Ход игры:

По предложению взрослого дети начинают произвольно двигаться по участку (идут шагом, бегут, кружатся, машут руками), на слова взрослого: «Раз-два-три! Желтый лист бери!» игроки должны найти среди опавшей листвы лист заданного цвета и поднять его. Выигрывает тот игрок, кому это удалось сделать первому.

Условие игры: брать можно только опавшие листья.

Затем учитель снова предлагает детям отправиться на прогулку по полянке и может предложить следующие задания:

-         Раз-два-три! Красный лист бери!

-         Раз-два-три! Рябиновый лист!

-         Раз-два-три! Два листа бери!

-         Раз-два-три! Такой же, как у меня лист бери!

4. Станция  «Народные  приметы» (5 минут)

Каждая команда получает  карточки-пазлы. Установив логическую связь между словами-карточками, познакомиться с народными приметами осени. (Приложение 3).

Погода

Красный закат солнца – к ветру.

 Гром в сентябре –

 к долгой осени. 

Облака редкие –

будет ясно и холодно. 

Животные

Большие муравьиные  кучи осенью – на суровую зиму.

Осенью птицы летят высоко — зима будет теплая.

Белки делают большой запас орехов — жди холодной зимы.

Растения

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод – сухая.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх –  к студёной зиме.

Сентябрь без плодов не бывает.

V. Общий сбор. Станция  «Открытия»

Задачи:

- защита и оценка результатов работы каждой команды.

 Каждая команда представляет и защищает итоговый плакат, в котором отражены результаты работы над темой исследования.

Оценка результатов работы команды подводится по трем параметрам:

- аргументированность защиты исследовательской работы;

- участие в представлении работы всех членов команды;

- дисциплинированность и  

В оценке работы принимают участие все участники образовательного мероприятия.

Оценивание с помощью цветных листочков:

желтый -  

зеленый –

красный -

VI.Остановка «Итоговая»

- Что вас удивило?

- Чему научились?

- Кто или что вам помогло справиться с заданием?

Рефлексия: «Букет настроения»

Предлагаю вам выбрать один из цветных листочков, который наиболее полно отражает ваше настроение.  

                           Литература

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир  2-3 класс ФГОС;
  2. Т.К. Орлова, Л.Г.Демус, Н.Г.Богордаева, Л.Н. Нечаева «Мы-дети природы»; автор: Корней Чуковский «25 загадок - 25 отгадок»  
  3. primeti/narodnie…o-pogode.html; allriddles.ru; zagadki_s_otvetami.htm;
  4. SummerCamp.ru; сезоны-года. рф

Заключение

 Участие в образовательном мероприятии  привело к следующим результатам:

- обучающиеся приобрели  опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления;  самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. формировались навыки самоконтроля и самооценки.

Участие в мероприятии позволило выявить лидеров, способных разрешать общие вопросы.

- Родители стали активными участниками образовательного процесса. У детей и родителей появились общие  интересы  и темы для обсуждения.


Приложение 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ №1.

Состав группы:  Куратор _______________________________

Лидер:                                 _____________________

Оформитель:        _____________________

логистик                         _____________________

аналитик                        _____________________

исследователи        _____________________

_____________________

Название станции

Время

Примечание

Общий сбор-старт 

11.00

Сбор команд  на поляне.

Станция  «Отгадайка»

Найдите на этой поляне одинокую березу со скворечником. Встаньте к березе спиной,  сделайте 3 шага на север. УРА! Вы нашли конверт с заданием!

Не забудьте записать тему исследования на плакате.

Станция «Исследовательская»

Соберите факты, подтверждающие осенние изменения в природе  и составьте схему причинно-следственных связей в соответствии с темой исследования.

Станция  « Игровая»

Сбор команд  на поляне.

Станция  «Народные  приметы»

Установите логическую связь между словами-карточками. Запишите на плакате полученные предложения.

Станция  «Открытия»

Подготовьтесь к защите результатов работы вашей команды.

Остановка «Итоговая»


Приложение 2

Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.

Задание  1 команде

Загадки

Отгадки –

ключевые слова

1.Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил.

2.Синенькая шубёнка

Весь мир покрыла.

3.Щука хвостом махнула,

Лес погнула.

Тема исследования   Сезонные изменения  _______________________

                                      допишите

Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.

Задание

2 команде

Загадки

Отгадки –

ключевые слова

1.Рук нет,

А строить умеет.

2.В клубок свернётся,

 Взять не даётся.

3.По веткам скачет,

 Да не птица.

 Рыжая,

 Да не лисица.

Тема исследования.  Сезонные изменения _______________________

                                        допишите

Отгадайте загадки. Запишите в таблицу отгадки. По ключевым словам-отгадкам определите тему исследования.

Задание

3 команде

Загадки

Отгадки –

ключевые слова

1.  Платье потеряла,

Пуговки остались.

2. Никто не пугает

А она вся дрожит.

3. Разбежались на опушке

В белых платьицах подружки.

Тема исследования.  Сезонные изменения___________________________

                                                                                      допишите


Приложение 3

Красный

закат

солнца -

к ветру

в сентябре

осени

гром

- к долгой

и холодно

Облака

будет

ясно

кучи осенью

осенью - на суровую

зиму

большие

летят высоко —

будет теплая

осенью

зима

птицы

-жди холодной

большой

белки

зимы

делают

запас орехов

дождливая,

много рябины

осень будет

мало ягод

– сухая

в лесу

к студёной

на землю

зиме

«лицом» вверх

осиновые

листья ложатся

не бывает

плодов

сентябрь

 без


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сезонные изменения в природе. Осень.

Проектная деятельность."Сезонные изменения в природе. Осень."2 класс...

"Сезонные изменения в природе. Осень"

Интегрированный  урок окружающего мира,  изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 4 классе, по теме: "Сезонные изменения в природе с приходом осени".

Тема:  Сезонные изменения в природе с приходом осени.Цели:  1.Расширение  представления учащихся о сезонных изменениях в природе с приходом осени....

Осень. Сезонные изменения в природе

Разработка урока по окружающему миру 2 класс...

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в природе осенью»

Конспект урока по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в классе – комплекте (2-4 классы) 2 класс Тема: «Сезонные изменения в пр...

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1 по теме: Сезонные изменения в природе. Осень

Конспект урока по курсу «Мир природы и человека» для 4 класса для обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) вариант 1по теме: Сезонные изменения в природе....