Уроки по краеведению в 4 классе.
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Жихарева Светлана Анатольевна

Уроки по окружающему миру: "Наш край Кузбасс", "Водоемы нашего края".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_po_okr_miru_4_klass.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир, 4 класс

«Наш край»

Оборудование: карта России,

карта Кемеровской области,

 карта природных зон,

шаблон Кемеровской области,

табличка: 26 января 1943 года

Орг. момент:

Край ты мой берёзовый, северный, сибирский,

С крепкими морозами, с теплотой июльской.

Широко раскинулся ты тайгой и полем,

Этим полюбился, дорог мне до боли!

Говорят, по улицам здесь медведи бродят,

Вьюгой небо хмурится, ветры хороводят.

И морозы лютые заковали шири, -

Говорят так люди о моей Сибири.

Но пока медведей у дворов не видно,

Это кто-то бредит, ну, а мне обидно.

Шахтами, заводами поднялась Сибирь,

Общими заботами распахнулась ширь.

В том, что легли трассы около Луны –

Доля и Кузбасса на весах страны.        (И. Борисов)

Сообщение темы урока: Ребята, вы, наверное, догадались, что сегодня мы будем говорить о нашем родном крае.

О чудесном нашем крае будет разговор,

О прекрасном милом крае, где мы все живём!

Наша с вами малая родина носит несколько названий: Кемеровская область, Кузнецкий каменноугольный бассейн, Кузбасский регион, Земля Кузнецкая…

Сегодня на уроке вы узнаете:

  • В какой части России, самой большой по площади страны мира, находится Кемеровская область;
  • Кто наши соседи, по каким естественным рубежам проходит граница, какова её длина;
  • Какова площадь нашей области, и какие страны мира по площади меньше нашей области;
  • Узнаем год образования Кемеровской области;
  • Какой рельеф преобладает
  • В конце урока проведём игру «Счастливчик» и определим самого внимательного ученика в классе.

Ход урока:

Посмотрите на карту нашей Родины – почти в самом её центре расположена Кемеровская область. Она занимает юго – восточную часть Западной Сибири

Кемеровская область находится на практически равном расстоянии от западных и восточных границ Российской Федерации. Главная особенность К.О. – находится в центре Азии. 3 часовых пояса разделяют нашу область от Москвы. Областной центр – г. Кемерово. Расстояние от Кемерово до Москвы – 3482 км.

Протяжённость К.о. с севера на юг – более 500 км, с запада на восток – 300 км. Площадь К.о. составляет 95,7 тысяч кв. км. По территории меньше К.о. 26 стран Европы, 17 – Азии, 13 – Латинской Америки, 14 – Африки

В современных границах К.о. была образована 26 января 1943 г.

Административные границы К.о. сухопутные: на севере – с Томской областью, на востоке с Красноярским краем и Республикой Хакасия, на юге – с республикой Алтай и Алтайским краем, на западе – с Новосибирской областью.

К. о. является самой густонаселённой территорией сибири. На территории области проживает около 3 млн человек. В нашей области 20 городов. Самый северный Мариинск, самый южный – Таштагол. Самый молодой – Полысаево. Остальные города найдите на карте и запишите.

 Коренные жители К.о. – шорцы, телеуты, калмаки и сибирские татары. До 18 века шорцы были известны своим умением добывать и плавить железную руду, занимались кузнечным ремеслом. За это шорцев назвали кузнецами, а наш край – Кузнецкой землёй.

Большую часть К.о. занимают средневысотные горные хребты: Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж и Горная Шория. Словно крепкой подковой, они охватывают Кузнецкую котловину, расположенную в центральной части области. Название гор «Кузнецкий Алатау» (в переводе с тюркского) означает «Пёстрые горы», т.к. в летнее время на вершинах лежат пятна снежников, чередующиеся с зеленью лугов.

Как вы думаете, сколько в нашей области рек и речушек? (21366). В горах Кузнецкого Алатау и горной Шории берут начало множество больших и малых рек. Основными водными артериями области являются Томь, Кия, Яя, Иня. Все внутренние воды К.о. относятся к бассейну реки Обь, которая, в свою очередь, впадает в Северный Ледовитый океан.

Климат К.о. определяется её географическим положением: отдалённость от морей и океанов, находится внутри материка. Здесь продолжительная и морозная зима, короткое и жаркое лето.

К.о. находится в лесной зоне, преобладает тайга. Обширные пространства на равнинах и горах покрыты лесами. В Кузнецкой котловине и на северол – востоке области встречаются лесостепи и степи, в основном, превращённые в с/х-е угодья: пастбища, пашни, сенокосы.

Итог урока:

ИГРА «Счастливчик»

1. Главный город Кемеровской области:

А. Яя

Б. Кемерово

В. Новокузнецк

2. Коренное население Кузбасса:

А. русские

Б. сибирские татары

В. шорцы

3. Сколько городов на территории области?

А. 20

Б. 22

В. 10

4. От Москвы нас отделяют:

А. 4 часовых пояса

Б. 3 часовых пояса

В. 6 часовых пояса

5. Площадь К.о. составляет:

А. 92 тыс. кв. км

Б. 78,6 тыс. кв. км

В. 95,7 тыс. кв. км

6. Какой город К.о. является самым северным?

А. Мариинск

Б. Таштагол

В. Кемерово

7. Что означает в переводе с тюркского «Кузнецкий Алатау»?

А. Снежные горы

Б. Пёстрые горы

В. Зелёные горы

8. Территория области находится в бассейне реки:

А. Обь

Б. Лена
В. Енисей

9. В какой океан впадает река Обь?

А. Атлантический

Б. Северный Ледовитый

В. Тихий

10. самая маленькая птичка К.о.:

А. колибри

Б. воробей

В. королёк (5-6 г)

11. Какая рыба наших водоёмов нерестится зимой?

А. щука

Б. окунь

В. налим

Окружающий мир, 4 класс

«Водоёмы нашего края»

Оборудование:

Глобус, физическая карта Кемеровской области, кроссворд, схема

Ход урока:

I. Повторение изученного:

 1. Дополни схему:

ФОРМЫ ПОВЕРХНОСТИ

                                     равнины                                                        горы

                 холм            овраг          балка

              до 1000м     ______        ______                                      свыше 1000 м

2. Фронтальный опрос.

 - Что общего у гор и холмов? ( имеют склон, подошву, вершину)

- В чём отличие? (в высоте)

3. «Замени одним словом»:

* горы, созданные руками человека из отходов пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых (терриконы)

* углубления с пологими, заросшими растениями склонами (балка)

* возвышенность высотой от 200 до 500 метров (холм)

* форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой больше 1000 метров (гора)

* углубление с крутыми осыпающимися склонами (овраг)

4. Графический диктант.

* Формы земной поверхности – это равнины и горы +

* Возвышенность, высота которой больше 1000 метров – холм    -

* Терриконы – это горы, созданные природой       -

*Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности земли   +

* Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?   +

* Овраги и балки украшают поверхность родного края   -

5. Дать характеристику поверхности Кемеровской области.

II. Сообщение темы урока.

Сегодня мы отправимся туда,

Где пресная плещется вода.

Чтобы тему урока узнать,

Кроссворд вам надо отгадать.

                                                                  КРОССВОРД

1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон. (овраг)

2. Место, где река берёт своё начало (исток)

3. Нижняя часть горы (подошва)

4. Есть у оврага, холма, горы (склон)

5. Самое тёплое море России (Чёрное)

6. Форма поверхности (холм)

7. Вся территория земной поверхности разделена на природные…(зоны)

По горизонтали: ВОДОЁМЫ

III. Новый материал.

1. Разгадайте – ка, ребятки, вот такую вот загадку:

    Я и туча, и туман, я – река и океан.

    Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.    (вода)

- Посмотрите на карту. Каким цветом обозначена вода?

 - Давайте раскрутим наш глобус. Какого цвета стала Земля? Почему? ( 2/3 земной поверхности занимает вода)

 - Во всех ли водоёмах вода одинакова на вкус?

- Какая вода в водоёмах нашего края?

- Какие водоёмы вы знаете?

ВОДОЁМЫ

ЕСТЕСТВЕННЫЕ

ИСКУССТВЕННЫЕ

река

канал

озеро

водохранилище

море

пруд

океан

ручей

2. Работа по карте Кемеровской области.

 - Какие водоёмы расположены на территории нашего края? ( в нашей области 21366 рек и речушек. Они берут начало в горах Кузнецкого Алатау и Горной Шории. Основными водными артериями области являются реки Томь, Кия, Яя, Иня. Все внутренние воды Кузбасса относятся к реке Обь, а она впадает В Северный Ледовитый океан.

Многочисленны озёра области. Самое большое из них – Большой Берчикуль. Самое глубокое – Среднетерсинское.

 - На берегу какой реки расположено наше село?

3. Самостоятельная работа «Значение водоёмов и их охрана»

4. Правила поведения у водоёма.

IV. Итог урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комбинированный урок математики и краеведения. 2 класс

Обобщение знаний по математике. Озёра Челябинской области....

Конспект интегрированного урока по краеведению и информатике 4 класс

К уроку есть замечательная презетации .Но она много весит .КАК БЫТЬ?...

Урок литературного краеведения в 3 классе "Легендарный разведчик"

Урок литературного краеведения в 3 классе по теме" Легендарный разведчик", посвященный первооткрывателям Севера....

Презентация к уроку литературного краеведения в 4 классе "Ю.Вэлла "Боль вторая"

Презентация используется при проведении урока литературного краеведения в 4 классе по теме "Мы - хозяева нашей природы. Юрий Вэлла "Боль вторая"...

Презентация к уроку. Окружающий .мир. Краеведение. 1 класс. УМК « Школа России» Тема: Кто такие звери? Хозяин Югорского леса. Герб города Когалыма.

На данном уроке уч-ся знакомятся с признаками новой группы животных -звери. А так же узнают много интересного о медведе, хозяине Югорского леса. Познакомятся с книгой Ювана  Шесталова «Снеж...

План – конспект урока по краеведению в 3 классе

Цель урока:Раскрыть уникальность природы озера Байкал.Развивающий аспект:развивать устную  речь ребёнка, навыки групповой работы.; умение наблюдать, сравнивать, анализировать; навык самосто...

Открытый урок по краеведению (4 класс)

Прошлое , хранящееся в памяти , есть часть настоящего. Память - это способность к  воспроизведению  прошлого...