План-конспект урока географии 7 класс Северный Ледовитый океан
план-конспект урока по теме

Ревина Татьяна Ивановна

Цель: сформировать у школьников знания  об особенностях природы Северного Ледовитого Океана - как крупного природного комплекса Земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_severnyy_ledovityy_okean_slo.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


______Северный Ледовитый океан____________________________________

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Ревина Татьяна Ивановна

Место работы

МБОУСОШ №6

Должность

Учитель географии

Предмет

География материков и океанов

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Северный Ледовитый Океан

Базовый учебник

Душина И.В., Коринская В.А., Щенёв В.А.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010-2011 учебный год

  1. Цель  урока: сформировать у учащихся знания об особенностях природы СЛО - крупного природного комплекса Земли; об исследованиях  океана; об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики.

Развить интерес к предмету, умение работать группой, речь, быстроту реакций, мышление.

9. Задачи: Образовательные. Формирование знаний о географическом положении, рельефе дна, климате, органическом мире, природных ресурсах океана. Продолжить формирование умений и навыков работы с географической номенклатурой.

  • Развивающие. Развитие способностей использования персонального компьютера как средства обучения географии; умений обобщать, анализировать, выделять главное,  работать с разными источниками информации ( картами, учебником,  интернет-справочниками, ЭОР), осуществлять отбор и оценку информации; развивать навыки  самостоятельного обучения;

- обучающие:  (Регулятивные) ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, формировать знания о  Северном Ледовитом океане; 

Познавательные: развивать умение работать с разными источниками информации

 ( картами, учебником,  интернет-справочниками, ЭОР), осуществлять отбор и оценку информации; развивать умения самостоятельного обучения, сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;

      Коммуникативные:  воспитание коллективизма и сотрудничества, чувства гордости за великие достижения наших соотечественников, воспитание патриотизма,   потребности бережного отношения к оборудованию, умение работать группой;

-воспитательные (личностные)

  • развивать географическую культуру;
  • сформировать ценностное отношение к образованию в целом, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  •  сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности,  способность ставить цели и строить  планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;

  1. Тип урока – урок изучения нового материала.
  2. Формы работы учащихся– фронтальная, групповая, индивидуальная
  3. Необходимое техническое оборудование

Идеальный вариант – компьютерный класс (стационарный, мобильный) с выходом в интернет, возможный вариант – класс с медиакомплектом (медиапроектор, компьютер с подключением к интернету).Персональные компьютеры,  экран, раздаточный материал.

  1. Структура и ход  урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент, этап мотивации и  целеполагания

 Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. И1

В данном ЭУМе содержится общая характеристика природы Северного Ледовитого океана.

Задания для учащихся:

- Дайте краткую характеристику океана как  природного объекта  по физической  карте мира.(используя карты атласа, типовой план характеристики природного объекта с.311); группе дается один из вопросов типового плана для изучения ОКЕАНА.

...

Продолжите опорные предложения:

НА УРОКЕ Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ …

УМЕТЬ…

БУДУ ИСПОЛЬЗОВАТЬ…(название карт)

Сформулируйте тему урока.

Распределяются по группам в зависимости от полученного вопроса.

Отвечают по  картам   и вопросу типового  плана.

Учащиеся включены в этапы целеполагания и планирования учебного занятия

3-5

2.

Изучение нового материала

СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН 16.7 кб

Самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, бульшую часть года покрыта льдом и потому непривлекательна для моряков и рыбаков. Своеобразие Северного Ледовитого океана состоит и в том, что он почти со всех сторон окружен массивами суши - Северной Америкой и Евразией.

Беседа с учащимися:

- Назовите особенности географического положения океана.

- Какие географические объекты составляют береговую линию океана ?

Задания для учащихся:

Для проверки своих предположений воспользуйтесь параграфом учебника и просмотром ЭОР.

Ваша задача: используя ЭОР и другие источники геоинформации, записать в тетрадь по  порядку ответы на вопросы типового плана.

Демонстрация ЭОР.

Просмотр ЭОР, текста учебника, карты.

- выбирают наименования: морей, островов, проливов, заливов и их краткие ФГП  характеристики,  рельефа, климата, хозяйственное освоение;

- записывают в тетрадь.

12-15

3

Отработка

практических навыков

   Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. П1(2.58 MБайт)

 

Закрепляем полученные знания выполнением практического задания:

«Характеристика территорий  Северного Ледовитого океана по  размерам, протяженности, особенностям рельефа дна климатическим показателям и влиянию  на побережья омываемые океаном».

Устная фронтальная работа: выполняют практическое задание, используя карты атласа, ЭОР.

7-10

4

Контроль знаний

  1. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. К1 (2.17 MБайт)

Задания для учащихся:

Ответить на вопрос № 3 параграфа учебника.

Отвечают на вопрос учебника. Опрос, работа с табличными данными, проецируемыми на экран (интерактивную доску)

10

5

Домашнее задание

 Параграф

 «Северный Ледовитый Океан» №

  1. Вторая
  2. дрейфующая 1.09 мб

Воспоминания полярника о буднях и трудностях дрейфующей станции 1950 года Северный полюс -2. "Наука и жизнь", 1967, N3  Гидросфера - водная оболочка Земли. Мировой океан. К1

В данном ЭУМе содержатся практические задания по теме "Мировой океан" НП Телешкола  http://www.internet-school.ru

Задания для учащихся:

Для закрепления материала, проверки своих знаний: выполнить задания ЭОР (часть вопросов ЭОР являются опережающими)

Выполнение заданий ЭОР.

3

  1. Рефлексия: ответить на  вопрос:

 Как можно выразить ваше отношение к теме  и  содержанию нашей совместной работы на уроке одним словом?

  1. Назовите  одно существительное, ...   2 глагола... . три прилагательных.....

Приложение к плану-конспекту урока

_Северный Ледовитый Океан_________________________________________

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

2.

3.

  1. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. И1
  2. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН 16.7 кб
  3.  
  4. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. П1(1.75 MБайт) 
  5.   

В данном ЭУМе содержится общая характеристика природы Северного Ледовитого океана

Самая северная и наименее изученная часть Мирового океана. Почти вся его акватория, целиком расположенная к северу от Полярного круга, бульшую часть года покрыта льдом и потому непривлекательна для моряков и рыбаков. Своеобразие Северного Ледовитого океана состоит и в том, что он почти со всех сторон окружен массивами суши - Северной Америкой и Евразией.

  1. В данном ЭУМе содержатся практические задания по теме "Мировой океан" НП Телешкола

Иллюстрация,

  1. Океаны нашей  планеты.  Северный  Ледовитый  океан. И1 
  2. СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН 16.7 кб

  1. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. П1(1.75 MБайт)
  2. http://www.fcior.edu.ru/card/13778/okeany-nashey-planety-severnyy-ledovityy-okean-p1.html

4.

  1. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. К1 (2.17 MБайт)

  1. Океаны нашей планеты. Северный Ледовитый океан. К1 (2.17 MБайт)

5.

  1. Вторая дрейфующая 1.09 мб
  2. Гидросфера - водная оболочка Земли. Мировой океан. К1http://www.internet-school.ru

Воспоминания полярника о буднях и трудностях дрейфующей станции 1950 года Северный полюс -2. "Наука и жизнь", 1967, N3

  1. http://www.internet-school.ru

Ожидаемые ответы учащихся в результате работы с ЭОР (записи в тетрадях).

1. СЛО самый маленький океан Земли - площадь 14,8 млн. кв.км.

2. Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют  немалое количество островов, полуостровов, морей.

3.  В океане преобладают типы морей:

  • Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).
  • Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Исследование Ледовитого океана это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран. В истории исследования СЛО выделяют пять периодов.(сообщения учащихся)

1-й период исследования продолжался до конца 15 века и характеризовался редкими плаваниями в арктических водах. Участие в исследовании океана принимали ирландские монахи, поморы и другие мореплаватели. Первыми русскими на берегах Студеного моря были поморы. Они плавали на деревянных кочах и ладьях на о-ва Шпицберген, добирались до устья Оби. Их маленькие парусные суда были хорошо приспособлены для плавания во льдах. Поморы вели промысел рыбы, охотились на морского зверя и хорошо знали условия плавания в полярных водах.

  • 2-й период исследований продлился до начала 17 века и привел к важным географическим открытиям. Были предприняты плавания с целью найти северо-западный проход из Атлантики в Тихий океан и северо-восточный проход в страны Востока. Трижды отправлялся на поиски этого прохода голландский мореплаватель Виллем Баренц. В итоге его плавания в конце 16 века была составлена карта западной части океана.
  • 3-й период длился до начала 19 века и связан с исследованиями береговой линии океана. В 1648 году Семен Дежнев обследовал побережье от устья Колымы до самой восточной окраины материка, открыл пролив между Азией и Америкой.        Огромный вклад в исследование океана внесла Великая Северная экспедиция (1733-1743 гг.) задуманная Петром 1. Участники экспедиции совершили научный подвиг - прошли от устья Печоры до Берингова пролива и нанесли на карту берега и моря. Имена многих из них (Челюскина, Лаптевых, Прончищева и др.) остались в географических названиях на карте.
  • 4-й период относится к 19 веку. Он связан с исследованиями природы океана и с поисками проходов для судов. Трагически окончилась экспедиция Франклина, направленная на исследование побережья в районе Канадского Арктического Архипелага. Большим событием было первое сквозное плавание в 1878-1879 гг. на корабле « Вега» русско-шведской экспедиции, которую возглавил А.Норденшельд. «Вега» прошла с запада на восток вдоль берегов Евразии с одной зимовкой. Начало научным исследованиям центральных частей океана положил ледовый дрейф корабля «Фрам» Ф.Нансена в 1893-1896 гг.. Они доплыли до Северного побережья Сибири, затем три года дрейфовали на запад, одновременно ведя исследования. Экспедицией были собраны первые сведения о природе приполярных областей океана. Потом Нансен и команда, оставив судно, пошли по льдам на собачьих упряжках, преодолев 402 км. Так далеко на Север,  до него не заходил никто.

5-й период приходится на 20 век. Начало периода ознаменовалось покорением Северо-Западного прохода. Его прошел в 1903-1906 гг. с тремя зимовками на шхуне «Йова» знаменитый полярный исследователь Р.Амудсен.                                 В 1909 г. на Северном полюсе впервые побывал американец Роберт Пири. (Пири достиг полюса в сопровождении своего соотечественника Метью Хенсона и четырех эскимосов).         В начале века немало русских исследователей изучали океан (Т.Седов, В.Русанов и другие). По проекту адмирала С.О.Макарова был построен первый в мире ледокол «Ермак»,  на котором было совершено плавание в полярных водах. Данное плавание доказало, что лед можно победить силою машин. 

Особенности природы Северного Ледовитого океана.

  • а) Рельеф
  • Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем расхождения материковых плит Евразии и Северной Америки. Океан имеет более молодую литосферу, чем окружающие его материки.
  •  Океан обладает обширным шельфом.
  • Слова учителя. Главная особенность рельефа дна океана - обширный шельф, который занимает 1/3 площади материка. Развитый шельф свидетельствует о длительном опускании материков под воды океана. Рельеф дна, его контуры и размеры периодически менялись.
  •  На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.
  •  рельеф дна образуют: Хребты, поднятия, котловины, впадины.
  • Слова учителя. Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. В нем находятся разломы. Излияние лавы по линиям разломов приводит к образованию молодой океанической коры. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.
  • они называются? (Работа с картой).  Ломоносова и Менделеева.
  • котловины  на дне океана: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская, Подводникова и др.
  •  максимальную глубину океана. (Работа с картой). Максимальная глубина океана 5527м.
  • СЛО самый мелководный океан Земли, так как максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.
  • б) Климат.
  •  СЛО расположен в арктическом и субарктическом КП.(Анализ карт).
  •   Характерно:Арктический КП отличается суровостью. Температура января -20°С - (-40°С), температура июля около 0. Осадков выпадает мало - 100-200 мм. Господствуют АВм. Летом часты туманы, осадки в виде снега. Субарктический пояс - это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года - из умеренных широт, принося потепление и влагу.

*** Запись в тетрадях: Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли.

  • На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами до +0,5°С.
  • В морях летом температура воды от +2°С до +6°С.
  • Соленость водных масс ниже среднеокеанической (соленость 32%).
  • Вопрос: Почему соленость вод в центральной части океана составляет 31%, а в приатлантической части 34%?
  • Ответ: Приток более соленых вод из Атлантики.
  • Вопрос: Почему в прибрежных частях океана летом соленость уменьшается от 20% до 10%?
  • Ответ: Происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод.
  • г) Течения в океане.   Под действием западных и юго-западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Северного Атлантического течения. Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.
  • Близ Чукотского моря зарождается мощное Трансарктическое течение. Оно мощным широким потоком движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии)".
  • д) Льды в океане.  Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности. Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.
  •  Припайные. Прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.
  • Дрейфующие (паковые). Движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют разводьями и полыньями.
  • по каким показателям можно характеризовать льды?
  • Ответ: По возрасту, происхождению и степени подвижности.
  • Вопрос: Что можно сказать о льдах Арктики?
  • Ответ:   Льды Арктики многолетние, прочные.
  • Рассказ учителя. Толщина очень прочных многолетних (или паковых) льдов может достигать 3-5 м. Температура поверхности льда может изменяться вслед за температурой воздуха, опускаясь полярной ночью ниже -40°С, а летом поднимаясь до 0° С, и тогда поверхность льда начинает таять. Это свойство полярного льда доставляет много хлопот участникам экспедиций.
  • Так в дневнике начальника первой дрейфующей станции "Северный Полюс-1" Папанина И.Д. можно прочитать: "26 июля. Погода отвратительная: туман, моросит дождь, температура воздуха 4°С тепла. Лед снова начал сильно таять. Наша жилая палатка в опасности. Канал, по которому бежит канал в прорубь, углубился до 60 см. 5 августа. Обследуя холодильник, раскрыл пещеру, где летом лежит мясо и рыба. Едва открыл, в нос ударил тяжелый запах разложения и гнили: Это солнечные лучи, проникая сквозь толщу льда, повредили наши пищевые ресурсы".
  • Другим интересным свойством морского льда является его способность постепенно становиться пресным. Льды центральной части находятся в постоянном движении. Сталкиваясь и напирая, льды образуют нагромождения торосов, в то же время даже в самые сильные морозы в океане в океане сохраняются незамерзающие пространства открытой воды- полыньи. Пожалуй, не было ни одной дрейфующей станции, которая избежала бы разломов, подвижек льда, торошений.
  • е) Органический мир
  • Условия жизни в центральной части океана и в окраинных морях резко различаются. В Арктическом бассейне условия очень суровые. На льдах, и особенно на нижней поверхности льдин, в больших количествах поселяются диатомовые водоросли. В более теплых морях произрастают ламинарии и фукусы. Жизнь богата в приатлантическом районе, куда входят теплые воды, и близ устьев рек, куда поступают многие питательные вещества. Здесь обитают ценные промысловые рыбы: треска, палтус, сайда, навага.  Дополнительный материал
  • ж) Хозяйственное значение.
  • Итак, холодный, суровый, лежащий на самой "макушке" Земли океан: имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами?
  •  Вывод:  Холодные воды океана в целом малоблагоприятны для развития жизни, поэтому океан т его моря малопродуктивны, наиболее продуктивны лишь приатлантические моря- Баренцево, Норвежское частично Гренландское.
  • Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены.
  • Главное в настоящее время - транспортное значение океана и огромную роль в этом играет Северный Морской путь.
  • Полезные ископаемы.  На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи. Освоение подводных богатств океана - это сложная техническая задача.
  • Рыболовство. Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли. Традиционны для этих вод и тресковые рыбы (хек, пикша, треска, сайда и др.), значительны уловы мойвы, несколько меньше палтуса, окуневых, камбалы.
  • Судоходство.  Одна из главных хозяйственных проблем океана - превращение его в круглогодичную действующую транспортную магистраль. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствии, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. Ледовая обстановка изменчива, поэтому положение трассы меняется, сдвигаются сроки начала и конца навигации. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Новый порт, Игарка, Дудинка, Хатанга, Тикси, Диксон), туда заходят суда. Сквозные плавания по северо-западному проходу практически не совершаются, их развитие только намечается.
  • Метеорологические наблюдения.  Погоду в океане и сам океан изучают с помощью парусников-роботов управляемых по радио со спутников. Автоматический океанографический буй выходит в заданный район океана и передает информацию на спутник. Небольшая вычислительная машина программирует работу датчиков.
  • Рассказ учителя. Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют "полярниками". Принадлежность к полярникам определяется не только профессией, но и географической сферой деятельности. Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство.

Дополнительный материал. Органический мир СЛО.

В океане водится несколько видов тюленей. Гренландский тюлень широко мигрирует. Летом держится у кромки паковых льдов, а зимой тюлени собираются на льдах у островов Ньюфаундленд и у Белого моря. Здесь они щенятся и линяют.                 Моржи обитают на островах и побережьях океана. Длина тела около 4-6 метров и весом 1000 кг. Клыки моржи используют для вылезания на льдины и добычи пищи из грунта дна. Большие лежбища моржей находятся на побережьях и островах.                 В окраинных морях когда-то было много китов, но в 18-19 веках они были истреблены. Гренландских китов осталось совсем мало.                                         На островах и побережьях обитает большое количество птиц. Птицы Северных морей хорошо плавают и ныряют. Гнездятся в норках, пещерках или на голых скалах. Кормятся морские птицы рыбой, моллюсками, рачками. Кайры, чайки, бакланы, глупыши образуют «птичьи базары» на малодоступных островах. Самые крупные из них – кайры (размер с крупную утку). Большие птичьи базары известны на Земле Франца- Иосифа и на западном побережье Новой Земли. На Новой Земле протяженность птичьих базаров достигает 20 км, на каждый метр берега приходится до 100 кайр. В итоге их общая численность достигает 2 млн. особей

  • В океане обитает хищник Арктики (царь северных морей) белый медведь. Белый медведь-это крупное животное длиной до 3м и весом до 800 кг. Большую часть времени он проводит на льдах, питается рыбой, тюленями, моржами. Они совершают миграции по водам океана. В спячку эти медведи не впадают. «Родильные дома» расположены на островах. В 30-х годах численность белых медведей была высока и достигла нескольких тысяч голов. В последующие годы охота усилилась (велась с вездеходов, вертолетов) поэтому поголовье медведей сильно уменьшилось. Этот полярный зверь оказался на грани исчезновения. Белый медведь находится под охраной и занесен в Красную книгу. На острове Врангеля, где расположен основной «родильный дом» находится заповедник.

ЭТО ИНТЕРЕСНО…

История образования (Слайд 1)

  • 55 миллионов лет назад в Арктике можно было купаться при  температуре воды плюс 18-20 градусов, так как климат Арктики был субтропическим. Похолодание климата произошло в средний период эоценовой эпохи (56-34 млн. лет назад).
  • Температура на Земле, как предполагается, упала приблизительно 45-30 миллионов лет назад, и в Арктике около 43 миллионов лет назад началось обледенение, это также совпадает с явлением уменьшения содержания углекислого газа на Земле.
  • Когда-то Северный Ледовитый океан был пресным озером и соединялся с Атлантическим океаном узким проливом.
  • 18 миллионов лет назад в результате перемещения тектонических плит увеличился пролив между Европой и Гренландией, что привело к поступлению соленой воды в Арктику  из Атлантики  и превращению пресного озера в океан.
  • По мнению некоторых ученых (Эгера, Геккеля) 100 тысяч лет назад в Арктике существовала «Северная полярная Земля», которая соединяла Евразию с Северной Америкой. Суша проходила в районе Новосибирских островов, острова Врангеля, хребта Ломоносова и существовала довольно долго. Исчезла совсем недавно, всего 2500 лет тому назад.        Доказательством существования древней Арктиды являются типично материковые горные породы (щебень, галька), а также окаменелости и отпечатки растений суши, поднимаемые со дна океана.
  • Сокращение льдов Арктики (Слайды 1-3)                                
  • Ученые всего мира из экологической программ ООН, бьют тревогу в связи с критической ситуацией в Арктике. За последние 30 лет толщина льдов Арктики уменьшилась на половину, а его площадь на 10 процентов (связано это с повышением температуры в среднем на 1,2 градуса). Если не произойдет крупных изменений в нынешней тенденции, то через 70 лет материковые льды Арктики полностью растают. В результате к концу нынешнего века уровень Мирового океана поднимется на 1 метр (больше всего пострадают от таяния льдов северные провинции Канады, Аляски, России), а также изменится движение теплого течения Гольфстрим.                        Воды Северного ледовитого океана вскрылись ото льда практически до полюса. Брешь во льдах сравнима по площади с Британскими островами и протянулась от Шпицбергена далеко на север, захватывая российский сектор Арктики.

        Причины:

  • глобальное потепление;
  • многочисленные сильные штормы, расколовшие ледяной панцирь.
  • Северо-Западный проход, арктический маршрут, связывающий Атлантику с Тихим океаном, открылся в связи с таянием льдов. Северо-Восточный проход, лежащий в российской части Арктики, все еще закрыт, однако и там наблюдается уменьшение площади ледового покрова.
  • Борьба за Арктику (Слайды 4-5) В настоящее время на освоение запасов Арктического шельфа претендуют восемь прибрежных государств – Россия, США, Канада, Исландия, Норвегия, Швеция, Финляндия и Дания, которая контролирует Гренландию.
  • Современные российские исследования (Слайды 6-7)                                         2 августа 2007 года российские ученые побывали на глубине более четырех километров, взяли пробы грунта, а взамен оставили на дне титановый флаг Российской Федерации и капсулу с посланием потомкам.                                        Предварительные результаты изучения подводного грунта, а также анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007» свидетельствуют о том, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.
  • Дрейфующая полярная станция «Северный Полюс» (Слайд 8) 
  • Чтобы вести наблюдения за погодой, делать прогнозы, предсказывать погоду создаются полярные станции. Россия — первая и единственная страна, использующая дрейфующие полярные станции.         Каждая такая станция представляет собой установленный на дрейфующей арктической льдине комплекс станционных домиков, в которых живут участники экспедиций, и необходимого оборудования. Благодаря существованию дрейфующих станций российские учёные получили возможность исследовать Арктику круглый год.  Первая дрейфующая экспедиция под названием «Северный полюс» была высажена у полюса 21 мая 1937 года. 7 сентября 2008 года начала работу дрейфующая экспедиция "СП-36".
  • Океану грозит опасность! (Слайд 9) Во время "холодной" войны СЛО был свалкой радиационных отходов из СССР, а в последнее время превращается в отстойник для вредных химических веществ со всего мира.
  • (Слайд 10) В настоящее время в СЛО чаще всего можно видеть подводные лодки и белых медведей.                                                                                         Смогут ли его видеть таким, каким мы его видим сейчас (ослепительным, загадочным) наши потомки лет через 100 вопрос остается открытым. Будущее океана в наших руках. Об этом стоит задуматься….

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов." разработана  для 1 класса УМК "Школа России"...

Презентация к уроку окружающего мира "Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов."

Презентация к уроку окружающего мира 1класс УМК "Школа России" по теме: Холодные районы Земли: Северный ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов....

План-конспект открытого урока 1 класс.

План-конспект открытого урока 1 класс....

План конспект открытого урока 4 класс

План конспект открытого урока 4 класс...