Заочная экскурсия по Москве.
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Назаренко Светлана Ивановна

Познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;   формировать у учащихся представление о Москве как о главном городе России;  воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; развивать внимание, читательский интерес учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nazarenko_s.i.urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дата проведения: 24.12.14

Тема урока: Москва – столица нашей Родины. Заочная экскурсия по Москве.

Цель: совершенствовать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве.
Задачи:  познакомить учащихся с историей возникновения Москвы;

формировать у учащихся представление о Москве как о главном городе России;  воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; развивать внимание, читательский интерес учащихся.


Оборудование:

учебник «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградова;  компьютер, мультимедийный проектор;    иллюстративный материал.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Ход урока

1. Организация класса.

2.Проверка домашнего задания.

1. Что изучает история?

2.Большие объединения людей назывались….

3.Кто стоял во главе племени?

4.Общее собрание называлось…

5.Когда появились первые поселения славян?

3. Сообщение темы урока. Мотивация учебной деятельности.
- Рассказ о городах России, конечно, нужно начать с Москвы.
Москва…
Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
- Почему такие сокровенные чувства мы испытываем, видя этот город или читая о нем?
(Это самый главный город России. Любимый город. Это столица нашей Родины.)
Во время урока по мере изучения материала на доске будут появляться таблички с пословицами о Москве.

«Москва - всем городам мать.» 
- Как вы понимаете эту пословицу? (
Москва – древнейший город нашей Родины. С XIV-XV веков она стала играть руководящую роль, за что ее и прозвали матерью русских городов.)
- Поднимите руки, кто был в Москве?
- Что вы знаете об этом городе?
- Сегодня у нас появится возможность совершить виртуальное путешествие в этот город, узнать историю возникновения Москвы, познакомиться с достопримечательностями столицы.


4. Знакомство с новым материалом.

 - Как вы думаете, на чем можно добраться из Саратова в Москву?
- На чем быстрее это сделать?
Иллюстрация аэропорта. Звучит голос бортпроводниц.(подготовленные ученицы)
Бортпроводница 1: Добрый день, уважаемые пассажиры. Вы находитесь на борту самолета «ТУ – 154» следующего рейсом до Москвы. Просьба пристегнуть ремни и приготовиться к полету.
Бортпроводница 2: Чтобы перелет прошел незаметно, предлагаем познакомиться с историей возникновения Москвы.

4.1 Инсценировка ( 4 ученика)

- Изучая название города Москва, ученые делают различные исторические догадки… Предлагаю познакомиться с одной из них.

(Появляется схема реки и  табличка « болото».)
- Известно, что город Москва стоит на реке Москва. Послушаем разговор двух финнов, возможно, когда-то, в далеком прошлом, стоявших на берегу этой реки:
1 ученик (финн): Маскува…
2 ученик (финн): Маскава, маскава

- Сделайте предположение, о чем говорили эти два человека? (О реке Москва.)
- А вот теперь послушаем тот же самый разговор, только на русском языке:

1 ученик (финн): Грязно…
2 ученик (финн): Топко, вязко…
- Согласно этой гипотезе, как вы думаете, что означает в переводе с финского слово Москва? Объясните свою позицию. (
Болото всегда топкое и грязное. И если маскава и маскува переводится как топко и вязко, то, наверное, по этой исторической догадке Москва может переводиться как болото.)

- Москва впервые упомянута в летописи в 1147 году. Этот год стал считаться годом рождения Москвы. Это было более 860 лет назад.

 4.2 Работа с учебником. Знакомство с текстом на странице 133.

Бортпроводница 1: Наш самолёт пошёл на посадку в столичном аэропорту Внуково
. 
Здравствуй, столица, здравствуй, Москва!
Здравствуй, московское небо!
В сердце у каждого эти слова
Как далеко бы он не был!

Бортпроводница 2: Около аэропорта вас ожидает туристический автобус, чтобы совершить обзорную экскурсию по городу.
(Клип. Лучший город земли. Песня М. Магомаева.)

- Продолжим знакомство с Москвой.

- Как вы думаете, с чего, с какого места, следует начать нашу экскурсию?
(Начинается земля, как известно, от Кремля…)

«Кремль – сердце Москвы»
- В Кремле издавна жили и правили страной цари и императоры.
- А кто сейчас работает в Кремле?
- Слово «Кремль» происходит от древнерусского «Кром»- так называлась центральная часть древних городов. Со всех сторон она была обнесена крепостными стенами с башнями. Строился Кремль обычно на самом видном месте. Московский Кремль был расположен очень удобно - на Боровицком холме; здесь река Неглинка впадала в реку Москву.
-А теперь посмотрим на карту Кремля.
- Что расположено вдоль стен Кремля? (башни)
- Сколько их?
- Сколько насчитали башен Московского Кремля? (20)
- Как вы думаете, для чего их возводили?
(Существуют башни проездные, сторожевые, стрельницы.)

 4.3 Работа в парах.

Задание 1. (работа в парах) Соберите пазлы с иллюстрациями башен Кремля.

Собрав картинки башен Кремля, каждая пара выходит к доске и прикрепляет их в нужное место на карте Кремля. Учитель дает небольшую справку о каждой башне.
- У каждой башни есть свое название.
Самая большая, красивая и стройная -
 Спасская башня. Во все времена она считалась главной среди своих сестёр. Её часто изображают как символ нашей страны. На Спасской башне 4 огромных циферблата, которые смотрят на 4 стороны света. Бой её башенных часов – курантов слышат по радио каждый день люди всего мира.
 Водовзводная башня - память о первом московском водопроводе. Машина гнала из устроенного колодца воду на башню, а оттуда вода попадала по свинцовым трубам в Кремль.  

А под  Тайницкой башней, под землей, выкопали тайный ход, соединявший крепость с рекой. Для чего нужен был тайный ход?
Царская башня - Эта самая молодая и самая маленькая башня   Строго говоря, это не башня, а каменный терем, шатер, поставленный на стене. Когда-то здесь была небольшая деревянная башенка, с которой, по легенде, царь Иван  Грозный  любил наблюдать за событиями, происходившими на Красной площади, – отсюда и название башни.

  Борови́цкая (Предте́ченская) ба́шня Название башни, по легенде, происходит от древнего бора, покрывавшего когда-то один из семи холмов, на которых стоит Москва. По другой легенде, башня получила своё название от строителей белокаменного Кремля при Дмитрии Донском — строили эту часть жители Боровска.
 Троицкая башня названа по названию церкви и Троицкому подворью, находившихся на территории Кремля.
Набатная башня. Название происходит от висевшего на ней Спасского набатного колокола, служившего для пожарной сигнализации.
Петровская башня. В ней размещалась церковь митрополита Петра.
Благовещенская башня, на которой помещалась икона Благовещения. При Иване Грозном в Благовещенской башне размещалась тюрьма.
Сенатская башня. За этой башней расположено здание Сената.
Комендантская (Глухая, Колымажная) башня Называлась прежде Колымажной по располагавшемуся вблизи нее Колымажному двору в Кремле. В XIX веке башня получила название “Комендантская”, когда рядом в Кремле, в Потешном дворце поселился комендант Москвы.
 Оруже́йная (Коню́шенная) башня В начале XVII века она имела проездные ворота к Конюшенному двору в Кремле. Отсюда ее древнее название.
Существуют две версии происхождения названия «Кутафья»: от слова «кут» — укрытие, угол, либо от слова "кутафья", обозначавшего полную, неповоротливую женщину.
Кутафья башня никогда не имела покрытия. В 1685 году ее увенчали ажурной "короной" с белокаменными деталями.
«Москва не сразу строилась»
- Сейчас мы видим Кремль таким, но он стал таким не сразу. Этим стенам более 500 лет. Сначала – в XII веке они были построены из сосновых брёвен (показ иллюстрации).
В начале XIV в. стены заменили на более крепкие – дубовые. Москва часто горела, подвергалась нападению врагов и стены были заменены Дмитрием Донским на каменные, Москва стала зваться – белокаменной. (показ иллюстрации) Они простояли почти 100 лет.
За это время стены обветшали, появились дыры, которые заделывались тем, что под руку попадёт. Вся Кремлёвская стена была в заплатах. Иван III пожелал, чтобы его столица стала самым красивым и могущественным городом в Европе. И закипела работа. Были приглашены итальянские мастера и с раннего утра до позднего вечера в течение 10 лет возводились кремлёвские стены и башни из красного кирпича.
-А теперь совершим прогулку по территории Московского Кремля.
Учитель, совершает виртуальную прогулку по территории Московского Кремля, а подготовленные ученики рассказывают о достопримечательностях (заранее даны сообщения о царь - пушке, царь -колоколе)
- Когда люди впервые посещают Московский Кремль, прежде всего, спешат посмотреть на знаменитые «Царь-пушку» и «Царь-колокол». Обе эти достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной. Сейчас ребята нам расскажут об этом.
«ЦАРЬ-ПУШКА»
«Царь – пушка» была сделана немного раньше, чем «Царь – колокол».   Металл – долговечен. Пушку отлил более 420 лет назад замечательный русский мастер литейного дела Андрей Чохов. «Царь – пушка» предназначалась для обороны Кремля, но из неё никогда не стреляли. Она так и осталась памятником русского литейного искусства 16 в. Вес пушки достигает 40 тонн, длина более 5 м.
«ЦАРЬ-КОЛОКОЛ»
«Царь-колокол» был отлит из бронзы мастером Иваном Моториным и его сыном Михаилом более 280 лет назад, отливали 2 года. Он самый большой в мире. Весит этот гигантский колокол свыше 200 тонн, высота его 6,14 м,  Во время большого московского пожара  отливка «Царь-колокола» сильно раскалилась, он треснул, и от него отвалился кусок весом 11,5 тонн. Так и остался колокол на земле. Не суждено ему было огласить Москву чудесным звоном. В 1836 году он был установлен на постаменте около колокольни Ивана Великого.


 4.4 Работа в группах.

- А теперь пришло время разбиться на группы и продолжить
 знакомство с достопримечательностями Москвы самостоятельно. Посетив разные уголки столицы, поделимся друг с другом своими впечатлениями.
 Каждая группа получает конверт, в котором находятся иллюстрации, текст, канцтовары.
Дети готовят презентацию о достопримечательностях Москвы. (У каждой группы должен получиться плакат.)
Сообщения детей
1 группа.

Останкинская телевизионная башня – выдающееся творение строительной техники 20 века. Останкинская телебашня, высота которой в момент окончания ее строительства составила 533,3 м, построена в Москве по проекту инженера-конструктора Николая Васильевича Никитина. Силуэт башни представлялся Никитину в виде цветка лилии с прочным стеблем-стволом и четырьмя надежными лепестками-опорами, повернутыми вниз. Сегодня высота башни – 540 м (1999 г.), что   на 215 м выше знаменитой Эйфелевой башни в Париже. Внутри ствола находится множество линий и каналов для теле- и радиоантенн телепрограмм и радиостанций. Лаборатории и залы занимают три четверти всех внутренних помещений. В стволе Останкинской телебашни проходят также водопровод, канализация и телефонные линии. Семь огромных лифтов, в том числе 4 скоростных, доставляют своих пассажиров наверх. На высоте 337 метров находится опоясанный стеклом круговой смотровой зал, из которого открывается панорама Москвы. Чуть ниже смотровой площадки находится ресторан «Седьмое небо» с тремя залами, расположенными друг под другом. Столики в залах стоят на круговой платформе со стеклянными ограждениями. Платформа, медленно вращаясь, делает полный оборот за один час. И все это время его посетители любуются красотами российской столицы.
2 группа
Цирк Никулина на Цветном бульваре
Уникальные номера и самые захватывающие спектакли можно увидеть в цирке на Цветном бульваре, или цирке Никулина. Цирк Никулина называют Старым – ведь первое здание было построено 132 года назад. Это здание на Цветном бульваре построила для цирка Альберта Саламонского контора купца Данилова. Говорят, первый рубль, вырученный за билет, Саламонский вставил в рамку и повесил в кассе. Когда 20 октября 1880 года цирк принял первых зрителей, там было пять рядов кресел, ложи, бельэтаж, вторые места с деревянными ненумерованными лавками и стоячая галерея. Потом здание не раз подстраивалось и достраивалось, но весь свой долгий век служило цирку.
Здесь зарождались традиции русского циркового искусства, выступали выдающиеся гимнасты, акробаты, фокусники, клоуны, дрессировщики. И сейчас в представлениях участвуют как молодые таланты, так заслуженные артисты России.
3 группа
Большо́й теа́тр — один из крупнейших в России и один из самых значительных в мире театров оперы и балета. Расположен в центре Москвы, на Театральной площади.
Театр неоднократно горел, восстанавливался, перестраивался, сливалась и разъединялась его труппа.
4 группа
МГУ. Московский университет, отметивший в январе 2005 года свой 250-летний юбилей, по праву считается старейшим университетом России.
Год основания московского университета — 1755. Учреждение в Москве университета во многом стало возможно благодаря усилиям выдающегося российского ученого-энциклопедиста М. Ломоносова. Он придавал большое значение развитию высшего образования в России. Именно его предложения стали основой проекта нового учебного заведения.

После выступления детей учитель делает вывод: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал»

5. Закрепление и систематизация полученных знаний. Рефлексия полученных знаний.

- К сожалению, наша экскурсия по Москве заканчивается. Наш урок тоже подходит к концу. Пришло время возвращаться в наш посёлок.
- Поделимся впечатлениями от путешествия. Закончи предложение.(записаны на доске)

 сегодня я узнал… 

 было интересно… 

 было трудно… 

 я выполнял задания… 

 я понял, что… 

 теперь я могу

 я смог…

 меня удивило… 

 мне захотелось…

(
читает учитель)
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен,
Весь пестреешь ты в садах...
Столько храмов, столько башен
На семи твоих холмах!..

...Процветай же славой вечной,
Город храмов и палат,
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
6.Домашнее задание


  1. Узнать какие еще достопримечательности есть в Москве. Подготовить небольшое сообщение.

  2. Объяснить смысл высказывания
    «Москва златоглавая». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие. Заочная экскурсия для первоклассников в историю г. Павловска

Урок-путешествие "Павловский журнал" был подготовлен и проведен к дню рождения города....

Заочная экскурсия по Нижнему Новгороду. Презентация.

Презентация предназначена для использования на уроках окружающего мира по теме "Наш город (село)" или для внеклассной работы. В работе представлены наиболее известные достопримечательности Нижнег...

"Краснодарский Сафари-Парк" заочная экскурсия.

Внеурочная деятельность в 1 классе (ФГОС). Конспект и презентация к занятию "город мастеров"....

Заочная экскурсия в город Каргополь Архангельской области

Заочная экскурсия подчинена цели развития у детей познавательных интересов, формированию чувства любви к родному краю....

Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею

Данное мероприятие способствует повышению у детей интереса к благотворительной деятельности создателя Третьяковской галерее П.М.Третьякова....

Урок-заочная экскурсия по Москве.

На данном уроке дети получат первоначальные знания об истории возникновения, развития и становления города Москвы....