Главные вкладки

    Инновационные образовательные технологии
    статья по окружающему миру по теме

    Пичугина Ольга Олеговна

    В данном курсе можно выделить два направления:

     - формирование знаний о природе и окружающем мире;

     - формирование экологической культуры личности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon doklad.doc69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Инновационные  образовательные технологии в современной школе.

                                                    «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло»

    Науки о природе играют огромную роль в научном миропонимании.

    Начиная с 1998г. в учебные планы начальной школы вместо природоведения введен предмет «Окружающий мир», который объединил две образовательные области - естествознание и обществознание.

              Современный предмет «Окружающий мир» это синтез нескольких изучаемых в начальной школе дисциплин: естествознания, биологии, географии, обществознания (истории), элементы экологии, ОБЖ.

    В данном курсе можно выделить два направления:

     - формирование знаний о природе и окружающем мире;

     - формирование экологической культуры личности.

    Работая в  школе более 28 лет я опробовала программы природоведения, автора З.И.Клепининой, А.А.Плешакова и вот уже на протяжении 8 лет работаю по системе Л.В.Занкова, автор программы по окружающему мира Н.Я.Дмитриева.

                    Система развивающего обучения Л.В. Занкова.

    Цели: -развитие личности ребенка; -высокий уровень общего развития личности;

    • создание основы для всестороннего гармонического развития.

    Целью обучения является СУД (способ умственных действий).

    В ходе обучения первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые в свою очередь, превращаются в знания. Изучая предмет, учащиеся обобщают свои наблюдения и представления, на основе усвоенных знаний у них формируются новые представления и понятия. Последовательное наполнение содержания позволяет закреплять и совершенствовать знания учащихся.

    Данный курс имеет  перспективные метопредметные связи. Они обеспечивают взаимосвязь учебных предметов и научность при формировании понятий.

    В основе преподавания лежит принцип интеграции, предполагающий, с одной стороны, объединение знаний об окружающем мире, с другой – формирование целостного взгляда школьников на окружающий мир и определение в нем своего места.

    Задачи интеграции курса:  - формировать целостно-личностное отношение ученика к жизни; - развивать культуру школьника; - развивать эмоциональную сферу ученика; - развивать познавательные способности учащихся (восприятие, память, мышление, воображение);

     Естественно-научная картина мира объединяет предметные системы физики, химии, географии, биологии.

     Для эффективного формирования имеются попытки создания объединенных курсов:

    • Окружающего мира, физики и химии;
    • Окружающего мира, географии, биологии;
    • Окружающего мира и ИЗО;
    • Окружающего мира и математики.
    • Окружающего мира и литературы.

    Можно выделить  направления конструирования содержания уроков:

    1. При изучении каждой из составляющих окружающего мира в «чистом виде», вводить  элементы других составляющих.

    2. Перед изучением природоведческих вопросов давать установку на охрану природы.

    3. Шире практиковать обобщающие уроки, которые являются важнейшим средством интеграции изученного материала.

    4. Шире использовать интегрированные возможности внеклассных мероприятий.

    Формы организации учебного процесса могут быть разнообразными: уроки в музеях, в парке, на улицах, в кабинетах географии, биологии, физики, истории; уроки исследования и экспериментальной проверки гипотез, уроки фантазии, уроки путешествия, уроки-заседания экологического совета и другие. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, групповой и фронтальной.

    Пришло время технологии деятельностного метода как средства реализации современных целей образования.

    Перемены определили социальный заказ общества на деятельность системы образования. Раньше целью образования являлось «усвоение всей суммы знаний, которые выработало человечество, в новых условиях на первый план выходит личность ученика, способность его к «самоопределению и самореализации», к самостоятельному принятию решений и доведению их до исполнения, к рефлексивному анализу собственной деятельности .

    Личностно – ориентированное образование - образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности

    Выбор педагогических технологий,  используемых  мной при проведении уроков Окружающего мира, определен общими принципами системы Занкова и его постулата: Из всех существующих отечественных технологий технология развивающего обучения является одной из наиболее признанных.

    Педагогическую технологию я  понимают как систему действий педагога, связанную с решением педагогических задач, или как последовательное воплощение  педагогического процесса.

                                           Технология  коллективного взаимодействия
    Позволяет  организовать  развивающее пространство  для коллективного поиска в построении  нового  знания.

     Критерием результативности являются изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся.

    Технология коллективного взаимодействия включает три компонента: - подготовка учебного материала; - ориентация учащихся; -  ход учебного занятия.

    Подготовка учебного материала заключается в отборе текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении  материала на единицы усвоения.

                                          Технология  разноуровневого обучения.

    Данная технология предполагает создание педагогических условий для включения каждого ученика в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития.

                                           Технология полного усвоения.

    Данная технология  отличается от традиционной по конечному результату. Технология полного усвоения задает единый уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого время, методы, формы, условия труда.

    Определяющим являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это  эталон полного усвоения.

                                             Технология адаптивного обучения.

    Это разновидность технологии разноуровневого обучения. Центральное место  отводится  деятельности ученика. Особое внимание формированию учебных умений.  Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально и самостоятельно под руководством.

    Учение становится активной самостоятельной деятельностью: это чтение литературы, реферативная работа, решение задач, выполнение практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.

    Технология предполагает контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, контроль с использованием технических средств. Вводится многоканальная (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель -коллектив, ученик - коллектив) связь, предполагающая иные формы взаимоотношений. Данная технология способствует формированию УУД.

                                     

                                                    Технология проектного обучения.

    Данная технология - вариант практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт деятельности.

    Проект-это  замысел, план.

    Сущность проектной технологии: Стимулировать интерес  к  проблемам, предполагающим  владение  суммой  знаний  и  через  проектную деятельность показ  практического применения  полученных  знаний

    Все, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить - основной тезис понимания метода проектов.

     Задача учителя  не «навязывать» информацию, а направлять самостоятельный поиск.

    В результате формируются такие  качества:

    - умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о разделении обязанностей,  умение презентовать себя, объективно оценивать работу, выслушивать мнение участников, конструктивно реагировать на критику.

    Дети любят защищать проекты. Темы различные, например: «Домашние и дикие животные», «Растения», «Мой режим дня», «Жизнь леса» …

    Выполнив проект и защитив его, дети  приобретают навыки: презентационные, коммуникативные, поисковые, информационные.

                                                              Информационная технология 

    В современных условиях я активно использую ИКТ.

    Они  предполагают  использование программных и технических средств (компьютер, аудио, видео, тематические презентации, созданные педагогом). Преимущества технологии:

     -индивидуализация учебного процесса;  обеспечивающей каждому собственную траекторию обучения; - усиление  мотивации учения;

     

                                                       Исследовательские технологии

    Мне нравятся тем, что в них могут принимать участие не только сильные дети, просто уровень исследования будет иным. Мотивация исследовательской деятельности реализуется через формирование познавательной активности, развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи, умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений, формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественным и научным текстом.                                                                                        

     Исследование дети проводят на уроках при посадке лука, пересаживании растений.,по темам «Снег и лед», «Что окружает нас дома?», «Что общего у разных растений?», «Гербы наших городов», «Что означает название моего города?», «Моя родословная. Родословное древо»…

                                       Технология  развития  критического мышления

    Главным в  использовании этой технологии я  считаю, формирование умений ориентироваться в источниках информации (текст), находить, перерабатывать, передавать и принимать  информацию, при этом уметь пользоваться разными способами  при ее обработке, отвергая ненужную; отделять главное от несущественного.

    В нашей школе (Пушкинский район № 552) вопросами развития КМ, учителя МО начальных  классов, занимаются на протяжении многих лет. Приняв мысль о том, что  ученик активный  участник  образовательного  процесса,  мы  стали  искать  пути  вовлечения  его  в  этот  процесс. Наше МО (около 15 лет назад) разработало методическое пособие по теме «Природные зоны». … Очень интересен прием ИНСЕРТ (интерактивная разметка текста для эффективного чтения и письма).

    Не объем знаний или количество информации, уложенные в голову ученика, являются целью моей работы на уроке, а то, как ученик  умеет управлять этой информацией: находить, систематизировать, находить в ней смысл, применять в жизни. Работа с различными источниками информации учит, даже учеников начальной школы, иметь свою точку зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения.

                                                               Игровые технологии 

    Они сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

    Я в  своем  выступлении хотела  обратить  внимание  на  то,  что  переход  на  новые  стандарты  позволяет  учителю  открыто  и  более  широко  использовать  и  применять  все  многообразие  технологий существующих  в  образовательных  системах.

    Надо  помнить,  что  независимо  от  типа  урока,  от  используемых  технологий,  методов,  приемов,  обучение  направлено  на  достижение образовательных  результатов школьника  в  рамках  новых  стандартов. А это  не  пассивный  пользователь  и  носитель  знания,  а  человек, обладающий  умением  эти  знания  получать.

    Если  мы  хотим  на  выходе  получить  человека  думающего,  умеющего  принимать  решения и решать  жизненные  задачи,  то  обращать  на  развитие  необходимых  качеств  надо  с  1  класса.

                                                             Список литературы

    1 Программа Л.В.Занкова

    2 Заир-Бек С. "Критическое мышление: технология развития"

    3 Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005.

    4 А. П. Панфилова "Инновационные педагогические технологии. Активное обучение": Академия 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Содержание учебного материала как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе.

    Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ...

    Методические объединения, конспекты открытых мероприятий, педагогические технологии. Технологии интегрированного урока, нетрадиционные технологии. Формы, методы и способы обучения детей с ОВЗ. Технологическая карта урока.

    Причины и возможности применения технологий интегрированного урока, нетрадиционных технологий, особенностей форм, методов и способов обучения в обучении детей с ограниченными возможностями з...

    Развитие речи учащихся начальной школы при помощи использования современных образовательных технологий (технологии критического мышления, технологии продуктивного чтения, метода проектов)

    «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками... Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоя...

    "Применение новых педагогических технологий. Личностно – ориентированные технологии. Технологии творческого развития»

    Гуманизация образовательной среды в школе как условиеличностно – ориентированного образования.§1 Приёмы педагогической поддержки в становлении личности младших школьников.§2 Личностно – ориентированны...

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

    Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

    Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

    Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

    Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...