Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Реймхе Мария Владимировна

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  4  класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zelenaya_planeta-2014_4_klass.docx52.4 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВЫЙ УРЕНГОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление       социальное

Название (форма) « Зеленая планета» (факультатив)

Уровень образования  начальное общее образование (4 класс)

Срок реализации            1 ГОД

Составитель      РЕЙМХЕ МАРИЯ ВЛАДИМИРОВНА

Ф.И.О. учителя  

 Программа разработана на основе

   Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и Программы курса « Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова

                                                                        2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением и через внеурочную деятельность.

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  4  класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство и тайны окружающего их мира. В этом случае на помощь приходит  данный факультативный курс, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Актуальность программы:

     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

Данный курс знакомит учащихся с неповторимым миром природы. Формирование образа Земли как уникального дома всего человечества, нуждающегося в трепетном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом обеспечивает этот курс. Сухомлинский писал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими примерами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».

При этом полностью сохраняет свое значение воспитательная направленность, связанная с развитием у детей экологической ответственности. Воспитание экологической культуры напрямую зависит от непрерывной и целенаправленной работы педагога по предупреждению бессердечного отношения ко всему живому.

Экологическая культура невозможна без развитого чувства красоты природы и признание ее эстетической ценности.

Цель: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. В результате расширения реализуются следующие задачи:

 -Формирование  знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека. 

-Систематизация знаний учащихся в области окружающего мира и ОБЖ;

-Введение  природоведческих понятий соответствующих возрасту.

-Учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, географическими картами, атласами, самостоятельно добывать знания по определенной теме.

- Обогащание эмоционально-чувственной  сферы ребенка, помощи стать верным другом природы.

 -Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

-Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

-Обучать выступать с докладами, рефератами, презентациями, проектами.

-Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности  и настойчивости в достижении результата.

-Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  

-Формирование экологического мышления, проявляющего в гуманно - эстетическом отношении к природе, выработке понятий о взаимосвязи и единстве в природе и природоохранной деятельности; норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

В работе используются различные формы и методы обучения: 

Организация экскурсий;

Выставка рисунков, поделок;

Беседы, викторины;

Проектная деятельность;

Групповая форма;

Наблюдения;

Праздники;

Игры;

Презентации;

Работа с родителями.

Форма организации деятельности - факультатив

Данные формы способствуют формированию общеучебных компетентностей: коммуникативной, социальной, информационной.

В результате освоения содержания курса у детей формируются УУД: личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные.

Учебно-тематическое планирование факультатива « Зеленая планета»

Рабочая программа «Зеленая планета» разработана для 4 класса начальной школы. На изучение отведен 1 час в неделю (34 учебных часа). Программа реализуется в течение года.

Название раздела

теоретическая

практическая

1

В гармонии с природой

1

-

2

Человек- часть природы

3

3

3

Условия современной жизни

3

2

4

В мире растений

4

8

5

Правила здорового образа жизни

3

2

6

Экологические катастрофы

2

1

7

Итоговое занятие

1

1

17ч

17ч

Содержание курса раскрывает широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения, на основе предметных знаний и умений подводит  учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости; развивает логичность и самостоятельность мышления, формирует  экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
1. В гармонии с природой.

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории

2. Человек- часть природы

Знания об организме человека. Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.

3.Условия современной жизни.

Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. Как человек использует горные породы и минералы. Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню. Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности

4. В мире растений 

Разнообразие сельскохозяйственных культур. Семенное и вегетативное размножение растений. Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями

5.Правила здорового образа жизни

Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья. Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов.

6. Экологические катастрофы

Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.
7. Итоговое занятие. Подведение итогов своей деятельности


Тематическое планирование

разд

Тематическое планирование

Часы

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.

В гармонии с природой.

1

Наблюдение за растительным  миром. Определять цель и план наблюдения; фиксировать результаты наблюдений в предложенной форме (словесное описание, рисунок). Оценка экологического состояния пришкольного участка.

Личностные: формирование у детей мотивации к обучению, оказание  помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Познавательные:

Строить небольшие сообщения в устной и письменной форме

Коммуникативные:

Учитывать другие мнения и позицию

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Сезонные изменения в природе. Экскурсия по пришкольной территории

2.

Человек- часть природы

3

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Диспут «Тело человека и охрана здоровья»

Личностные: развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета.

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Знания об организме человека. Энергия – источник движения.

Костно-мышечная система. Органы пищеварения. Органы кровообращения. Болезни дыхательных путей и их профилактика.

 Эпидемии и борьба с ними.

Практическая работа

3

1. Работа в группе над созданием  учебной презентации « Организм человека» (на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

2. Проектная деятельность « Болезни и недомогания, связанные с погодными условиями. Акклиматизация».

3.Составление режима дня.

3.

Условия современной жизни.

Работать с информацией: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о развитии промышленности и науки, обсуждать полученные сведения.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые.  Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Личностные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:строить сообщение в соответствии с учебной задачей; учитывать другие мнения и позицию.

Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Развитие промышленности, науки. Разработка полезных ископаемых. 

Значение полезных ископаемых в хозяйственной  жизни человека

Народные промыслы: ткачество, вышивки, резьба по дереву, кости, камню.

Техника и человек. Современный город: преимущества и опасности

3 ч

Практическая работа

2

1.Работа в группе над созданием  учебной презентации «Полезные ископаемые и их значение в хозяйстве» 

(на основе подготовленных сообщений и подобранных иллюстраций).

2.Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.

4.

В мире растений

Освоение новых сельскохозяйственных культур; характеризовать способы размножения; наблюдать за ростом и развитием растений; рассказывать о своих наблюдениях; формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений;

 Различать растения, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; исследовать связи жизнедеятельности растений и времени года. Проводить групповые наблюдения за трудом человека по уходу за сельскохозяйственными растениями. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.

Коммуникативные: умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию;

Разнообразие сельскохозяйственных культур.

Семенное и вегетативное размножение растений.

Растения, опасные для человека. Характерные признаки. Меры предосторожности. Правила, которые необходимо соблюдать при встрече с ядовитыми растениями. Использование ядовитых растений в медицине. 

Сезонные изменения в жизни растений. Труд людей по уходу за сельскохозяйственными растениями

4 ч

Практическая работа

8 ч

1.Посадка картофеля разрезными клубнями

2.Капуста зимняя.

3.Кукуруза сахарная.

4.Перец сладкий «Аэлита»

5.Редис «Кис-кис»

6.Фасоль спаржевая и горох

7.Баклажан «Фрегат»

8.Проектная деятельность «Растения, которые мы едим. Санитарная обработка овощей и фруктов. Осторожно: пестициды!»

5.

Правила здорового образа жизни

3 ч

Выявить опасные ситуации, в которых может быть нанесён вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций;

обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; формулировать основные правила гигиены.

Личностные: принятие установки на здоровый образ жизни; принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам нерасточительного, доровьесберегающего поведения

Познавательные:

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Коммуникативные: Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей

Правила здорового образа жизни: гигиена, правильное питание, режим труда и отдыха, физкультура и спорт.

Внимательное и уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Правила гигиены кожи. Полезные и вредные привычки. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Личная ответственность за состояние своего здоровья.

Практическая работа

2 ч

1.Проект «Любимый праздник в моей семье»

2.Конкурс рисунков « Вкусный маршрут»

6.

Экологические катастрофы

Характеризовать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите.

Анализировать примеры использования человеком богатств природы

Личностные: принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам  природоохранительного поведения

Познавательные: добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; владеть основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения

Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Регулятивные:

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Экологические катастрофы древности и современные проблемы: потепление мирового климата, озоновая дыра, эпидемии, бактериальное и ядерное оружие. 

Влияние природы на творчество человека, его эмоциональное и нравственное воспитание.

Практическая работа

1

Проектная деятельность «Экологические проблемы мира, России и нашей местности»

7.

Итоговое занятие

1 ч

Соблюдения правил безопасного поведения во время летних каникул у водоема (предупреждение солнечного удара, ожога кожи, несчастных случаев в воде или вблизи воды у моря во время шторма, прилива, соприкосновение с морскими животными в воде).

Личностные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы 

Познавательные: сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир; умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию

Регулятивные:

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Подведение итогов своей деятельности

Практическая работа

На лето: вырастить в домашних условиях цветущий забор, используя сорта:

  1. Ипомея ненаглядная
  2. Астра принцесса
  3. Годеция Маргарита
  4. Маргаритка Мария
  5. Календула каблуна

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ,

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И  ИНФОРМАЦИОННОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

1.Литература.

1. Большая энциклопедия природы. Жизнь растений. Травянистые растения. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

2.Большая энциклопедия природы. Растения и кустарники. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

3. Большая энциклопедия природы. Ландшафты планеты. М.: ООО «Мир книги»,-2002.-192с.

4. Большая энциклопедия природы. Загадки Земли. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

5. Большая энциклопедия природы. Чудеса природы. М.: ООО «Мир книги»,-2003.-192с.

6.Большая иллюстрированная энциклопедия школьника. М.: «Махаон»,2003.-493с.

7.Дитрих А.К., Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В. Почемучка.- 3-е изд.,- М: Педагогика,1991.-384с.

8.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г.Асмолов,Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под. Ред. А.Г.Асмолова.-2-е изд.-М.:Просвещение,2010.-152 с.: ил.

9. Программа начального общего образования. Система Л.В.Занкова/сост.Н.В.Нечаева,С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом «Федоров»,2011.-224с.

10.Полная энциклопедия.Здоровье детей.-Сост. Мигалкина И.С.-СПб.: ИД «Весь»,2003.-256 с.,ил.16. Н.Б.Шумакова,Н.И.Авдеева,Е.В.Климанова .-Развитие исследовательских умений младших школьников.-М.: Просвещение,2011.-157 11.Савенков А.И. Методика исследования обучения младших школьников.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2010.-224с

12.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие.- Самара:Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.-160с.:ил.

13.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Корпорация «Федоров», Издательский дом «Федоров»,2002.,157с.

2. Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Изобразительные пособия:

-таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

  • интерактивная доска;
  • мобильный класс.

  • Интернет-ресурсы.

Газета «1 сентября». – Режим доступа: www.festival.1september.ru

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс

РП  Кружок  «Интеллектуальные  игры» (3 года)РП  Кружок  «Мы и окружающий мир»РП  Кружок  «Поиграй со мной» (4 года) по ФКРП  Кружок  «Театральный»РП...

Рабочие программы внеурочной деятельности 2 класс ОС "Школа 2100"

Материал содержит программы внеурочной деятельности по разным направлениям: спортивно-оздоровительное "Здоровейка", художественно-эстетическое "Прекрасное своими руками", научно-познавательное "Занима...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...