Рабочая программа по окружающему миру для 3 класс.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Грудачева Ольга Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса. Учебно-методический комплекс "Начальная школа XXI века". Автор: Виноградова Н.Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_pechat.doc290.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образования (для 1-4 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1

с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                                   Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                                 «Излучинская ОСШУИОП №1»

от 30 августа  2014 г                                                         __________ Н.А. Зеленская

Методист______ Т.Ф.Пушкарева                                   Приказ №269 от 01.09.2014

Рассмотрено на МО

учителей  начальных классов

Протокол №1 от 29 августа 2014 г.

Руководитель МО_____________И.И. Голованова

Рабочая программа

на 2014 -2015  учебный год

Предмет: окружающий  мир, 3 б  класс

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Грудачева Ольга Викторовна         

Излучинск

2014

  1.  Пояснительная записка   к программе по окружающему миру в 3 б  классе на 2014 – 2015 учебный год.

Цель  курса– формирование целостного взгляда на окружающий мир и воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.

Задачи:

  • Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе.
  • Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи.
  • Воспитание  позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств.
  • Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. 

Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.

     Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира. 

2.   Общая характеристика учебного предмета

   Рабочая  программа отражает Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (2009) по предметным областям «Естествознание. Обществознание. (Окружающий мир)» и используется для обучения учащихся МБОУ Излучинская ОСШ №1 по программе четырехлетней начальной школы.

   Рабочая программа составлена на основании примерной программы по окружающему миру и учебно-методическому комплексу «Начальная школа 21 век». Автор учебников – Виноградова Н.Ф.

Основная цель обучения предмету Окружающий мир в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила

взаимодействия во всех сферах окружающего мира.

   В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения окружающего мира не только для дальнейшего успешного обучения, но для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета объединяют его вклад в процесс воспитания школьника.

   В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

   Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, познании учащимся самого себя, своего «Я».

3.   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

   В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи. Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
  • Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
  • Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого

принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».

  • Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
  • Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественно-научных и гуманитарных предметов в основной школе.
  • Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т. п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и

облегчает усвоение естественно-научных и обществоведческих понятий. Отбор конкретного естественно-научного и обществоведческого содержания обучения подчинялся определенным требованиям.

Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.

   Конструирование содержания программы предполагало связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

4.   Место учебного предмета в учебном плане

   Согласно учебному плану школы на изучение предмет а «Окружающий мир» в 1-4  классах выделяется 270 часов, из них в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3, 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

5.   Результаты изучения учебного предмета

   Изучение Окружающего мира позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

  Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов,

в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  •   воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантностик

людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  •  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и

 сверстниками;

  •   формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом

изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают

познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 

   Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). 

   На основе установленных целей изучения предмета Окружающий мир были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

6.   Содержание начального общего образования по учебному предмету

   В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

  • Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.

Введение (1 ч)

Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятии «историческое время»;
  • различать понятия «век», «столетие», «эпоха».

Земля — наш общий дом (10 ч)

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
  • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту).

Различать географическую и историческую карты;

  • анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
  • характеризовать условия жизни на Земле: воды, воздуха, тепла, света;
  • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
  • описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
  • называть источники воды, характеризовать различные водоемы;
  • моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей;
  • объяснять назначение масштаба и условных обозначений.

Растительный мир Земли (11 ч)

Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать значение растений для жизни;
  • различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
  • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
  • проводить несложные опыты по размножению растений;
  • приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).

Грибы (1 ч)

Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Универсальные учебные действия:

  • объяснять отличия грибов от растений;
  • различать грибы съедобные от ядовитых.

Животный мир Земли (11 ч)

Животные — часть природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.

Как человек одомашнил животных.

Универсальные учебные действия:

  • характеризовать роль животных в природе;
  • приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных;
  • характеризовать животное как организм;
  • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
  • приводить примеры (конструировать) цепи питания;
  • составлять описательный рассказ о животных разных классов;
  • составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
  • ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.

Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) (14 ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи).

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

 Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина). Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.

Универсальные учебные действия:

  • воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи;
  • составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?»;
  • описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян; воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события.

Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) (20 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения. Древняя Русь (повторение материала 2 класса); Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).  

Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.

Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения»,
  • «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
  • рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер
  • ремесла по результату труда ремесленника;
  • приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
  • называть древние города, описывать их достопримечательности;
  • ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»; =
  • объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе (например, «Древняя Русь», «Московская Русь»); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время;
  • называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
  • называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.

 Учебно-тематическое планирование

Количество часов:

Всего – 68 часов; в неделю – 2 часа

Планирование составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по окружающему миру, разработано на основе авторской программы по окружающему миру (автор Виноградова Н.Ф.), с учетом примерной учебной программы начального общего образования по окружающему миру.

Учебник:     Окружающий мир: учебник для  3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н.Ф. Виноградова. Г.С. Калинова. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Тетрадь: Окружающий мир: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Н.Ф. Виноградова – М.: Вентана-Граф, 2013.

Наименование разделов  и тем

Всего часов

В том числе на:

Уроки

Проверочные работы

Тестирование

Проекты

Экскурсии

Итоговая комплексная контрольная работа

1

Земля – наш общий дом.

7

5

1

1

1

2

Человек изучает Землю

4

4

1

3

Царства природы

27

21

2

3

1

4

Наша Родина: от Руси до России

9

8

1

5

Как люди жили в старину

11

7

1

1

1

6

Как трудились в старину

10

7

1

1

Итого:

68

52

5

5

2

3

1

8.  Материально- техническое обеспечение учебного предмета окружающий мир  3 класс

Наименования объектов и средств материально- технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно- методические комплекты (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии и т. п.).

К

К

К

1.   Учебник «Окружающий мир» часть 2

3 класс. Автор: Н.Ф. Виноградова 4-е издание М.: Вентана-Граф 2012 г.

2.   Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 часть, 2 часть3 класс. Автор:  Н.Ф. Виноградова 5-е издание М.: Вентана-Граф 2012 г.

3.   Рабочая тетрадь «Наблюдаем и трудимся» 3 класс Автор: Т.В. Лихолат 2-е издание М.: Вентана-Граф 2012 г.

Научно- популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с основным содержанием обучения).

     П

отсутствуют

Детская справочная литература (справочники, атласы- определители, энциклопедии) об окружающем мире (природе, труде людей, общественных явлениях и пр.).

Д

Справочник по предмету «Окружающий мир» 1 шт.

Методические пособия для учителя

Д

1.   Рабочие программы по окружающему миру. Вентана – Граф 2011 г.

2.   Поурочное планирование «Окружающий мир» 3 класс. Система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградавой «Начальная школа XXI века» Авторы: Т.В. Бут, Н.В. Лободина Волгоград 2012 г.

Печатные пособия

Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.

Д

отсутствуют

Плакаты по основным темам естествознания – магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера и т. п.).

Д

Набор плакатов: «Природные сообщества»

1 набор

Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)

Д

отсутствуют

Географические и исторические настенные карты.

Д

Физическая карта России  1 штук

Атлас географических и исторических карт.

Д

отсутствуют

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

Ф

Тематические наборы открыток:

- города России

- бабочки

- птицы средней полосы Росмсии

Компьютерные и информационно- коммуникативные средства

Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету

    Ф

отсутствуют

Технические средства обучения

Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Д

отсутствуют

Экспозиционный экран.

Д

имеется

Телевизор

Д

отсутствуют

Видеоплеер (видеомагнитофон).

Д

отсутствуют

Аудиомагнитафон

Д

имеется

Персональный компьютер.

Д

имеется

Диапроектор (эпидиаскоп).

Д

отсутствуют

Мультимедийный проектор

Д

имеется

Экранно- звуковые пособия

Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).

Д

Презентации имеются

Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)

Д

Запись звуков природы, животных, птиц

Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха, воды

К

отсутствуют

Термометр медицинский

Д

отсутствуют

Лупа

Д

отсутствуют

Компас

К

отсутствуют

Часы с синхронизированными стрелками

К

отсутствуют

Микроскоп (по возможности цифровой)

Д

отсутствуют

Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов и т. д.), изучение свойств звука (камертоны, наушники и т. д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), измерительные приборы (в том числе цифровые) и т.п.

Д

К/Ф

отсутствуют

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Д

отсутствуют

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

Д/П

отсутствуют

Модель «Торс человека с внутренними органами»

Д/Ф

отсутствуют

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д

Лото по ПДД

- дорожные знаки

Муляжи овощей, фруктов, грибов (с учетом содержания обучения)

Д

1 набор

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

П

отсутствуют

Натуральные объекты

Коллекции полезных ископаемы

Ф/П

1 набор

Коллекции плодов и семян растений

Ф/П

1 набор

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Ф/П

1 набора

Живые объекты (комнатные растения, животные)

Д

отсутствуют

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игры-путешествия и пр.)

П

отсутствуют

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам:  дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др.)

П

Наборы ролевых игр: «Зоопарк», «Транспорт», «Огород»

Набор карандашей, красок, альбомов для рисования

К

21 штук

Оборудование класса

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

К

Двухместные ученические столы 13 шт. Ученические стулья 26 шт

Стол учительский с тумбой.

Д

1 шт.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

4 шт.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.

Д

Подставки для книг –  21 шт.

Д – демонстрационный экземпляр                                                                                                                  К – полный комплект                                                                                                                                         Ф – комплект для фронтальной работы                                                                                                                            П – комплект для работы в группах


7.    Календарно-тематическое планирование  по окружающему миру в 3 б классе  на 2014-2015 учебный год

2 часа в неделю, 34 недели  (68 часов/год)

Раздел

Тема урока

Кол-во часов

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся (УУД)

Дата

план

факт

1

Земля – наш общий дом  7ч

Где и когда ты живёшь

1

Формирование представлений о пространстве и времени. Время может быть настоящим, прошедшим и будущим. Для счёта лет в истории используются специальные термины

Иметь представление о пространстве и времени; Знать название нашей планеты, родной страны и ее столицы, региона, родного города. Соотносить год, век, арабские и римские цифры

2.09

2

Природные тела и природные явления. Природные и искусственные тела.

1

Тела живой и неживой природы.

Называть и различать тела живой и неживой природы;  Иметь представление о Солнце и Солнечной системе; называть планеты солнечной системы (2-3);

объяснять значение Солнца для жизни на Земле; Характеризовать условия жизни на Земле;  называть свойства воздуха, воды, состав почвы

4.09

3

Солнце - звезда. Планета Земля – шар.

1

Солнце – это звезда. Температура и возраст Солнца (таблица). Рассказ о Н. Копернике Составление таблицы «Земля – планета Солнечной системы». Работа в группах

9.09

4

Значение Солнца для жизни на Земле

1.

Условия, обеспечивающие жизнь организмов на Земле: свет, воздух, вода, почва. Проведение опытов

11.09

5

Водная оболочка Земли.

1

Наблюдения за окр. миром человек использовал для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества

Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя

16.09

6

Воздушная оболочка Земли

Проект «Земля – наш общий дом»

1

Практическая работа с глобусом, картой, планом. Меридианы и параллели, полюсы

18.09

7

Проверочная работа №1 по теме «Земля»

1

Проверка знаний.

23.09

8

Человек изучает Землю

4 ч.

Анализ проверочной работы.

Человек познаёт мир. Как изображают землю.

1

Наблюдения за окружающим миром человек использовал для научных открытий и практической жизни. Методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества

Работать с географической картой, глобусом, работать с контурной картой по заданию учителя

25.09

9

Географическая карта

1

30.09

10

Зачем нужен план

1

2.10

11

Чтобы не заблудиться в лесу

1

7.10

12

Бактерии

1

Бактерии – примитивные живые существа. Особенности их жизни, места их обитания

Иметь представление об особенностях жизни и местах обитания бактерий

9.10

13

Грибы.

1

Грибы – царство природы. Особенности внешнего вида и строения грибов, отличие их от растений

Называть особенности внешнего вида, строения грибов, отличия от растений

14.10

14

Тестирование №1

1

Проверка знаний

16.10

15

Царства природы    3 ч.

Растения культурные и дикорастущие. Экскурсия в теплицу.

1

Расширение представлений о разнообразии флоры. Отдельные представители флоры, живущие в разных условиях (водоем, луг, пустыня, лес и др.) Растения дикорастущие и культурные.

Составлять описательный рассказ о растении по плану учителя и самостоятельно составленному; различать растения культурные и дикорастущие

21.10

16

Если бы на Земле не было растений…

1

Роль растений в природе и в жизни людей. Учебный диалог «Если бы на Земле не было растений»

Ядовитые растения

Раскрывать значение растений в природе и жизни человека

23.10

17

18

Разнообразие растений на Земле

2

Группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые

Уметь классифицировать растения по существенным признакам, отличающим одну группу от другой (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)

28.10

30.10

19

Царства природы    24 ч.

Растения прекрасные, но опасные.

1

Ядовитые растения

11.11

20

Как живёт растение

1

Как живет растение. Отличия растений от животных. Органы растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами), их значение для его роста и развития. Особенности питания растений

Называть отличия растений от животных;

называть органы растений и их значение для роста и развития растения

13.11

21

Органы растения.

1

18.11

22

Размножение растений

1

Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами

Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы

20.11

23

Размножение растений.

1

25.11

24

Как долго живут растения

1

Размножение растений вегетативно (частями, корнями, клубнями, корневищем, луковицами), а также семенами

Называть способы размножения растений; участвовать в работе уголка природы

27.11

25

Культурные растения в жизни человека.

1

Культурные растения в жизни человека. Что дают человеку злаки. Когда и почему возникло земледелие. Хлеб – великое чудо земли

Раскрывать значение культурных растений в жизни человека; иметь представление о том, когда и почему возникло земледелие

2.12

26

Красная книга России

1

Причины исчезновения растений. Красная книга России, ее значение. Страницы Красной книги. Правила охраны растительного мира. Отдельные представители растений оранжевых страниц Красной книги.

Объяснять необходимость бережного отношения человека к окр. среде; называть причины исчезновения растений.

Соблюдать правила поведения в природе

4.12

27

Проверочная работа №2 по теме: Растения»

1

Проверка знаний

9.12

28

Роль животных в природе

1

Фауна – необходимая и важная составляющая природы. Взаимосвязи в мире природы. Необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней. Цепи питания. Место животных и растений в цепи питания.

Раскрывать значение животных в природе; осознавать взаимосвязи в мире природы, необходимость поддержания равновесия и гармонии в ней

11.12

29

Разнообразие мира животных

1

Фауна разнообразна: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Животные различаются по принадлежности к классу, по величине, внешнему виду и способам защиты.

Различать животных разных групп (одноклеточные – многоклеточные, беспозвоночные – позвоночные)

16.12

30

Животные – живые существа (организмы).

1

Животные обладают умением ориентироваться в окружающем мире.

Называть признаки живого организма

18.12

31

Ориентирование  питание  и передвижение животных в окружающей среде.

1

Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, паразиты, всеядные)

Иметь представление о способах питания животных

23.12

32

Дыхание, размножение, приспособление животных в окружающей среде.

1

Способы передвижения животных. Органы дыхания животных: жабры, легкие, трахеи.

Кровеносная система животных. Органы выделения животных. Размножение признак всех живых существ. Животные размножаются по-разному( из икринок, из яйца, их куколки, рождаются живыми)

Называть признаки живого организма.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности животных;

Классифицировать животных по разным признакам: способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения.  Различать (соотносить) приспособления животных к среде обитания

25.12

33

34

Беспозвоночные животные

2

Беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Особенности строения тела насекомых, пауков, червей, моллюсков, раков, улиток, осьминогов.

Иметь представление о группе беспозвоночных животных,

Знать признаки насекомых

13.01

15.01

35

Позвоночные животные. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся

1

Позвоночные животные

Различие групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении: рыбы, земноводные (амфибии), пресмыкающиеся (рептилии), птицы и звери (млекопитающие)

Различать группы позвоночных животных (рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери) по особенностям внешнего вида, строению животного

20.01

36

Птицы и млекопитающие (звери).

1

22.01

37

Природное сообщество

1

Знакомство с понятием «природное сообщество». Пищевые цепи: как связаны в них живые существа

Иметь понятие о «природном сообществе».

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы

27.01

38

Почему люди приручили диких животных. О заповедниках.

Тестирование №3

1

Как и почему человек одомашнил диких животных. Как человек может помочь дикой природе.

Заповедники. Правила поведения в охраняемых местах и заказниках.

Объяснять необходимость бережного отношения человека к окружающей среде; соблюдать правила поведения в природе

29.01

39

Наша Родина: от Руси до России

9 ч

Как люди узнают о прошлом. Восточнославянские племена

1

Методы изучения прошлого: раскопки, изучение берестяных грамот, древних предметов быта. Потомки восточных славян. Возникновение Древнерусского государства. Территория и города

Иметь представление о раскопках, археологах, берестяных грамотах. Работать с исторической картой; называть крупные города Древнерусского государства

3.02

40

41

Великие князья в Древней Руси

2

Правители Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах

Соотносить названия русского государства и их соответствие исторической эпохе;

Называть имена отдельных руководителей государства (Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II, Николай  II)

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника;

Уметь сотрудничать;

Работать с исторической и контурной картой

Иметь элементарные представления о государственной власти

5.02

10.02

42

Проект «Великие правители России»

1

Становление Москвы как столицы.

12.02

43

Как Москва стала столицей. Иван Грозный

1

Иван грозный – первый русский царь

17.02

44

Петр 1 Великий. Проект «Великие правители России»

Петр I – император и человек. Деятельность Петра I: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др.

19.02

45

Екатерина II Великая

Проект «Великие правители России»

1

Почему Екатерину II назвали Великой. Деятельность царицы на благо России. Характер, интересы Екатерины Великой.

24.02

46

Последний российский император

Николай II

1

Последний российский император и его семья. Характер Николая II, особенности его правления

26.02

47

Советская Россия. СССР.

1

Революция 1917 г. Образование Советского Союза. Распад Советского государства. Основы устройства современной России.

3.03

48

Как жили в старину  11 ч

Тестирование №4

1

Проверка знаний, умений

5.03

49

Из истории имен

1

Что отражают имя, отчество и фамилия человека. Как рождались имена и фамилии.

Иметь представление о происхождении имен, отчеств, фамилий

10.03

50

Как выглядели, трудились и защищали Родину наши предки

1

Особенности внешнего вида славянина. Как выглядели люди в разные исторические эпохи. Труд славян в далекой древности. Защита Родины – долг славянина.

Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (объединение славян, принятие христианства);

Иметь представление о характере и особенностях жизни славянина (труд, досуг, защита Отечества, нравственные качества);

Рассказывать об особенностях жизни людей в Древней Руси, Московской Руси, России разных эпох;

Сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи, предметы быта разных эпох

12.03

51

Как помогали друг другу славяне, как принимали гостей и как отдыхали.

1

Забота о ближнем – черта славянского характера. Как славяне проводили свободное время.

17.03

52

Скажи, какой у тебя дом…

Проверочная работа №4

О первых каменных постройках. Экскурсия. 

2

Зависимость жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Особенности крестьянской избы. Первые каменные постройки. Одежда людей разных сословий.

19.03

53

31.03

54

По одёжке встречают…

2

2.04

55

Русская трапеза.

1

Особенности трапезы в городе и в сельской местности.

7.04

56

Проект «Чай – наш любимый напиток»

Хлеб да вода – крестьянская еда. Богатый дом – обильная еда.

9.04

57

Верования языческой Руси.

1

Языческие боги древних славян. Принятие христианства на Руси. Христианские праздники.

14.04

58

Принятие христианства на Руси.

1

16.04

59

Тестирование №5

1

Проверка знаний

21.04

60

Как трудились в старину   10 ч

Что создавалось трудом крестьянина

1

Крестьянский труд, зависимость от природных условий, времени года и погоды. Труд мужчины, женщины, детей в крестьянской семье.

Различать понятия «земледелие», «ремесло», «торговля», «крепостной», «крепостное право», «помещик», «землевладелец»

Характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (крепостное право, возникновение ремесел, развитие городов);

Иметь представление о  ремеслах гончаров, ткачей, оружейников

Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника

23.04

61

Труд крепостных крестьян

1

Крепостное право в России: что оно дало помещикам и крестьянам. Отмена крепостного права

28.04

62

Что создавалось трудом ремесленников. Что такое ремесло

1

Что такое ремесло и кого называют ремесленником. Особенности труда ремесленника. Развитие ремесел в России

Гончарное ремесло – одно из самых древних. Значение труда гончаров. Гжельские изделия – пример таланта гончаров

Ткачество, прядение, шитье с давних времен – обязанности женщин. Изготовление оружия и защитных доспехов – древнее ремесло славян. «Оружейные» города России

30.04

63

Игрушки делать – тоже ремесло. О гончарном ремесле

1

5.05

64

О труде ткачей. Русские оружейники

1

7.05

65

Что создавалось трудом рабочего

1

Значение развития промышленности.

Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России.

Наличие полезных ископаемых – условие работы промышленных предприятий. Первая железная дорога в России. Значение железных дорог для развития страны

Называть важнейшие события в истории развития страны и открытия в XIX- XX веках (строительство первой железной дороги, развитие пароходства, автомобилестроения, самолетостроения, достижения в космонавтике)

Соответствовать требованиям к учащимся, оканчивающим 3 класс, уметь сотрудничать

12.05

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках. О пароходе. Об автомобиле. Экскурсия.

1

Открытия, которые изменили жизнь человека. Первый пароход. Значение развития пароходства в России. Первый российский автомобиль. Развитие автомобилестроения в России

14.05

66

Итоговая комплексная контрольная работа

1

Выполнение тестовых заданий по всему курсу 3 класса

19.05

67

Открытия, которые совершил человек в XIX – XX веках. О самолете и аэростате

1

Создание летательных аппаратов в России и их разнообразие. Современные самолеты и вертолеты

21.05

68

Время космических полетов.

1

К.Э.Циолковский – «отец российской космонавтики». Эра космических полетов: первый искусственный спутник, первые космонавты

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...