Тема урока: «Куда текут реки?»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Урок окружающего мира по теме: «Куда текут реки?»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Куда текут реки?»

Цель урока: определить причину течения рек, расширить представление детей о реках, о морях.

Материалы к уроку: текст, атлас, контурная карта, рабочие листы, фломастеры.

Планируемый результат:

Дети учатся:

  • Различать части реки;
  • Выяснять направление течения реки;
  • Использовать текст с целью поиска необходимой информации;
  • Объяснять причину течения реки;
  • Использовать атлас и карту для поиска необходимой информации,
  • Проводить наблюдения

Умения, характеризующие достижение этого результата:

  • Называть части реки
  • Находить на атласе реки
  • Определять , куда текут реки
  • Проводить работу в группах по заданному плану
  • Находить ответы на вопросы при работе с текстом
  • Устанавливать причину течения реки

Ход урока

  1. Мотивация

(для создания мотивации использовался приём «выполнимое/невыполнимое действие»)

- На прошлом уроке мы познакомились с таким жидким веществом, как вода. Где в природе мы можем встретить воду? ( в морях, океанах, озёрах, реках, лужах и т.д.) Как вы думаете, чего на Земле больше - воды или суши? (ответы детей)

А как это подтвердить?( На глобусе мы видим, что вода занимает большую территорию)

Сегодня мы отправляемся в путешествие на … бумажном кораблике!

Кто из вас запускал кораблик по реке? Если опустить кораблик на воду, что мы увидим? (Он поплывёт) Почему? (ответы детей)

Итак,  на таких корабликах мы отправляемся по рекам . Первая группа отправится по реке Днепр, вторая по Енисею, третья – по Волге, четвёртая – по Нилу, пятая – по Амазонке. Вам надо нарисовать путь вашего плавания, т. е. куда вы поплывёте. Начинаем путешествие!

 

Дать детям время для возникновения проблемы, затруднения (непонятно в какую сторону должен плыть их кораблик)

-Почему вы затрудняетесь выполнить задание? Куда надо плыть? (предположения детей)

-Мы не знаем куда текут реки

-Итак, цель нашего исследования: выяснить, куда текут реки и почему. Каждая группа, прежде, чем отправиться в путешествие на своём кораблике, должна выяснить, куда течёт река.

II. Работа в малых группах

Обсудить с ребятами план работы в группах, который отражён в инструкционной карте:

  1. Необходимо обсудить текст.
  2. Найти и подписать части реки.
  3. Найти свой маршрут на карте
  4. Нанести его на контурную карту.
  5. Указать конец маршрута и ответить на вопрос: куда течёт река?

Каждая группа получает рабочий лист и текст.

III. Обмен информацией

Дать возможность каждой группе представить собранные в ходе исследования материалы. На доске появляется запись с название реки и куда она впадает.

IV. Организация информации, обобщение.

На доске названия рек соединены стрелками с местами их впадения в моря.

- Итак, мы увидели: Нил течёт в Средиземное море, Енисей – в Карское, Волга в Каспийское, Дунай – Чёрное, амазонка в Атлантический океан.  Можем мы теперь ответить на вопрос Куда текут реки? (Они текут в моря) Почему? (предположения детей)

Чтобы подтвердить или опровергнуть ваши предположения, проведём опыт: Возьмём пробирку с водой и чашку. Пусть чашка-это море, а пробирка-река. В каком случае вода из пробирки будет вытекать в чашку?

Делаем вывод: уровень моря ниже уровня реки. Итак: реки текут в моря, т.к. уровень морей ниже уровней рек.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Обсуждение, как справились с заданием, как решили проблему(поиск фактов, связь фактов, доказательств)

-Наше путешествие завершилось. Какие открытия вы совершили?

Приложение к уроку

Текст для всех групп

Реки

С чего начинается река? С истока. Истоком реки может быть ручеёк из родника, болота или снежной вершины, или озеро. Углубление, по которому течёт река называется руслом. Устье реки –это место её впадения в море, озеро. По пути к устью в реку вливаются притоки-реки поменьше.

Рабочий лист

План работы

  1. Подпишите части реки
  2. Найдите на кате реку Нил или др.
  3. Нанесите Нил на контурную карту
  4. Напишите, куда впадает река Нил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;Ознакомление со свойствами речной и морской воды;Приобщение к работе с графической картой...

Презентация к уроку "Куда текут реки?"

Презентация содержит краеведческий материал( река Болва ). Она будет интересна для тех, кто проживает на местности по которой протекает данная река....

Краеведческий материал к уроку «Куда текут реки?»

Подборка краеведческого материала, который можно использовать на уроке окружающего мира в 1 классе по УМК "Школа России"Тема урока: Куда текут реки? (Белгородская область)...

Тема урока: Куда текут реки?

поурочное планирование...

Презентация к уроку "Куда текут реки?"

Презентация к уроку по окружающему миру  "Куда текут реки?" 1 класс УМК "Школа России"...