Модель урока «Окружающий мир»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Анненкова Елена Викторовна

Урок изучения  нового  материала и первичного закрепления по программе "Школа Россия" А. А. Плешакова "Окружающий мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka.doc69 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt1.22 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа с углубленным изучением отдельных предметов №51 г. Кирова

Модель урока «Окружающий мир»                                                             

Тема урока: «Моря, реки, озера России».

Класс: 4 «Б» МОУ СОШ с УИОП №51 г. Кирова

Учитель: Анненкова Елена Викторовна, первая квалификационная категория

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления нового учебного                        материала средствами технологии игровой деятельности.  

Цели по содержанию:

Образовательная:

- способствовать осознанию фактического материала о морях, озёрах и реках России;

- способствовать формированию умения определять местонахождение морей, озер, рек на физической карте России.

Развивающая:

- способствовать  развитию умений находить необходимые сведения  в тексте учебной статьи, комментировать и анализировать учебную информацию, классифицировать данные; адекватно  оценивать собственную деятельность и деятельность учащихся класса.

Воспитательная:

- способствовать пониманию учащимися ценности умения общаться, сотрудничать, адаптироваться в условиях, заданных игровой ситуацией;

- способствовать осознанию учащимися того, что водоемы является одним из факторов, создающих красоту окружающей природы.

Тип урока: урок изучения  нового  материала и первичного закрепления

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Формы организации учебной деятельности:

     - фронтальная;

     - групповая;

     - индивидуальная.

Средства обучения:

                  1. Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» в 2-х частях, часть 1, М.,       Просвещение, 2008.

                  2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова «Мир вокруг нас», часть1.

                  3. Физическая карта России.

                  4. Карта полушарий.

                  5. Контурные карты.

                  6. Дидактический материал:

                      - зачётные листы.

                  7. Мультимедийное сопровождение урока.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Оргмомент

Учитель приветствует  учащихся, проверяет  готовность рабочих мест. Создает ситуацию успеха.

Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочих мест.

2. Целеполагание

1. Учитель предлагает прочитать эпиграф (Слайд 1) и выделить цели урока.

2. Учитель вводит учащихся в игровой сюжет урока, предлагает стать командой корабля и отправиться в морское путешествие. Капитан (учитель) сообщает о том, что результаты путешествия каждый моряк будет отмечать в маршрутном листе.

1. Учащиеся осмысливают эпиграф, формулируют цели урока.

2. Учащиеся принимают условия игры. Получают маршрутные листы.

3. Актуализация знаний и умений.

Капитан корабля (учитель)

определяет маршрут движения корабля по карте (Слайд 2) и     предлагает ответить на вопрос: «Что должны знать и уметь моряки для того, чтобы отправиться в путешествие?»

Работают фронтально, отвечая на вопрос учителя, называют моря, показывают маршрут движения корабля на карте.

4. Первичное усвоение знаний.

 5. Осознание и осмысление учебного материала.

 

6. Закрепление учебного материала.

Капитан предлагает учащимся назвать океаны, омывающие Россию,  определить, используя карту полушарий, какое море к какому океану относится, и выполнить задание № 1 на маршрутном листе (Приложение 1),   проверить правильность выполнения  задания (Слайд 3)

Капитан сообщает, что путешествие будет продолжаться по озерам (Слайд 4)  и предлагает прочитать материал учебника «Озёра» с.73-74, найти и показать озера на карте, выполнить задание №2 на маршрутном листе тест «Самые-самые» (Слайд 5,6,7,8)  (Приложение 1)

Предлагает проверить правильность выполнения  задания (Слайд 9 )

Капитан говорит, что для путешествия по рекам нужно разделиться на 3 группы. Предлагает, используя материал задания №3 на маршрутном листе и (Слайд  12), отправиться в путешествие  по рекам России, сначала  найти их на карте, показать и рассказать о самых крупных реках. (Приложение 1)

Предлагает проверить правильность выполнения  задания (Слайд 13 )

Работают с физической картой полушарий, называют океаны.

Осмысливают задание №1, проводят классификацию морей по отношению  к океану. Оценивают правильность выполнения задания №1.

Самостоятельно читают статью учебника «Озёра», осмысливают информацию, показывают озёра на карте России, отмечают на маршрутном  листе географические объекты в тесте «Самые-самые».

Оценивают правильность выполнения задания №2.

Работают в группах, выполняют задание № 3 маршрутного листа, используя физическую карту России, определяют местонахождение рек, дополняют информацию о реках, делают сообщение, сопровождая его показом  рек на карте.

Оценивают правильность выполнения задания №3.

         

7.  Рефлексия.

Завершая путешествие, капитан предлагает подвести итоги путешествия по маршрутному листу и получить заслуженные морские звания (Слайд 14 ):

юнга  до 12 баллов;

штурман – от 13  до  16   баллов;

помощник капитана - от 17    до   20 баллов.  

Подсчитывают результаты на маршрутном листе.

Оценивают уровень собственной успешности и получают морское звание.(в соответствии с игровым сюжетом)

 

8.Информация о

домашнем задании.

Учитель предлагает дифференци рованное  домашнее задание

(Слайд  15):

  1. Подписать на контурной карте России моря, озёра и реки.(всем)
  2. На контурной карте проложить маршрут корабля:

юнги – из Байкала в Тихий океан;

штурманы – из Северного Ледовитого океана в Каспийское море – озеро;

помощники капитана – составить маршрут самостоятельно.

Осмысливают вариант домашнего задания в соответствии с полученным званием, записывают

задание в рабочую тетрадь.

                                                                                                               

                                                                                                                      Приложение 1

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Задание №1

 С помощью карты определи, к каким океанам относятся моря.

 Соедини стрелкой название моря с названием океана. Каждая правильно указанная стрелка дает 1 балл.

Баренцево море            Чёрное море

Охотское море                  ТИХИЙ        ОКЕАН          Берингово море

Чукотское море           СЕВЕРНЫЙ     ЛЕДОВИТЫЙ         Карское море

        ОКЕАН

 Балтийское море                                Белое море

Море Лаптевых            АТЛАНТИЧЕСКИЙ    ОКЕАН        Азовское море        

Японское море        Восточно-

                                                                                                                      Сибирское море

        

                

            Проверь себя по образцу. Укажи количество баллов:_______         БАЛЛОВ

Задание № 2

Тест «Самые- самые»

Выбери правильный ответ:

  1. Самое большое озеро мира               3) Самое крупное озеро Европы.

А   Каспийское                                       А   Онежское

Б    Ладожское                                        Б   Ладожское

В    Байкал                                               В   Байкал

       2)  Самое глубокое озеро мира                4)  Самая протяженная по длине река Европы

А   Каспийское           А Волга

Б    Ладожское                                         Б Лена

В    Байкал                                                В Енисей

            Проверь себя по образцу. Укажи количество баллов:          _______ БАЛЛОВ

 Задание №3

Вставь пропущенные названия рек, пользуясь физической  картой России.

Подготовь небольшое сообщение о самых крупных реках Восточно-Европейской равнины.

1 группа

 ..............  - это самая крупная река Восточно-Европейской равнины.

Она впадает в  ………………… море - озеро.

На севере  протекает ...........   ........... ,  на юге  - ...................,  в центре -............  и ………….    

Слова для справок: Лена, Дон, Северная Двина, Ока, Обь, Иртыш, Амур. Ангара, Волга, Кама, Енисей.

Проверь себя по образцу. Укажи количество баллов:   ________БАЛЛОВ

2 группа

Вставь пропущенные названия рек, пользуясь физической  картой России.

Подготовь небольшое сообщение о самых крупных реках Западно-Сибирской равнины.

Крупными реками Западно-Сибирской равнины являются .......... и ............. .        Обе реки впадают в  ……………. море.

Одним из притоков Оби является река .................. .

Слова для справок: Лена, Дон, Северная Двина, Ока, Обь, Иртыш, Амур. Ангара, Волга, Кама, Енисей.

Проверь себя по образцу. Укажи количество баллов: _______ БАЛЛОВ

3 группа

 Вставь пропущенные названия рек, пользуясь физической  картой России.

Подготовь небольшое сообщение о самых крупных реках Среднесибирского плоскогорья.

Самая крупная река Среднесибирского плоскогорья - ...................  

Из озера Байкал берет своё начало река …………..

В Охотское море несёт свои воды ……………..

 Слова для справок: Лена, Дон, Северная Двина, Ока, Обь, Иртыш, Амур, Ангара, Волга, Кама, Енисей.

            Проверь себя по образцу. Укажи количество баллов: ______ БАЛЛОВ

                                                                         Общий результат:         БАЛЛОВ

                                                                             

                                                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель урока окружающий мир "Как рождается книга?" + презентация к уроку (2 части) 2 класс

Модель урока + презентация (в 2 частях). В приложении дана дополнительная информация по теме урока....

модель урока окружающий мир "Где зимуют птицы?" 1 класс

Модель урока применима на всех учебных занятиях, внеклассных мероприятиях....

модель урока окружающий мир "Кто такие звери?" 1 класс

Модель урока окружающий мир 1 класс , УМК А.А. Плешаков....

Модель урока окружающего мира. 2 класс

Модель урока русского языка. 2 класс...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

«Современные требования к уроку «Окружающий мир».Модель урока »

Внедрение стандартов второго поколения в учебный процесс начальной школы повлекло за собой множество изменений в организации этого процесса. В первую очередь оно коснулось проектирования и организации...