Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Миронова Юлия Леонидовна

Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность. Используемые методы обучения позволили  реализовать все цели урока. Методы обучения обеспечили  мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и учащихся, контроль и самоконтроль.  Организация урока способствует развитию навыка научной организации труда. На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы ,  ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении проблемных вопросов и, обобщив полученную информацию,  делают вывод .Самостоятельно добытые знания в процессе групповой работы  ребята представляют всему классу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt_urok_po_okr_miru_ped_sovet.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Урок был  проведён  в соответствии с  требованиями ФГОС и  построен, опираясь на принцип сотрудничества,  делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- деятельностный  подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.  Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность. Используемые методы обучения позволили  реализовать все цели урока. Методы обучения обеспечили  мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и учащихся, контроль и самоконтроль.  Организация урока способствует развитию навыка научной организации труда. На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы ,  ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении проблемных вопросов и, обобщив полученную информацию,  делают вывод .Самостоятельно добытые знания в процессе групповой работы  ребята представляют всему классу.

        

Тема: Поверхность Земли. Материки и океаны.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Цель: формировать  общие  представления  о нашей планете, материках   и   океанах, островах и полуостровах; понятий география и географическая карта

Задачи:

Образовательные задачи:

- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;

- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.

Развивающие задачи: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, умение извлекать информацию из схемы, круговой диаграммы, формировать умение работать с физической картой полушарий;

- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом;

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные задачи:

- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;

- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);

- прививать уважительное отношение друг к другу;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: глобус, карточки, атласы, карта полушарий, презентация.

Технология

проведения

(этап урока, цель)

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организационный момент

Цель: формирование самооценки готовности  к уроку

Мы рады приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Начнём же урок, не будем зря время терять.
Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и

они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Самоорганизация, оценивают свою готовность и  настрой на работу.

Л. Самооценка готовности к уроку.

Учебно-познавательный интерес к данному уроку.

Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно»

Цель: создание положительного эмоционального фона

- Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Садитесь.                                                                                                          

Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом.

Л. Включение детей в  активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Актуализация знаний

(подводящий диалог)

Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

- К какому уроку приготовились?

- Чему учимся?

- Сегодня вы работаете в группах.

3 группа- знатоки. Ваша задача направлять нас, обобщать сказанное.

- Всё сказанное сегодня на уроке вы фиксируете в карточке «Выводы», подводя итог.

- Повторим  сведения  о земле, которые понадобятся для усвоения новых знаний. 

Вам нужно выписать правильный ответ.

На экране высвечивается слайд:

  1. Самосветящееся небесное тело:

Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна

На экране высвечивается слайд:

  1. Группа звезд, занимающая определенный участок неба:

Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие

На экране высвечивается слайд:

  1. Единственный естественный спутник Земли:

Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера

На экране высвечивается слайд:

  1. "Хвостатые" небесные тела:

Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды

На экране высвечивается слайд:

  1. Планеты Солнечной системы изучает:

Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология.

   

Выслушиваются ответы детей.

П. Умение работать с тестом.

Р. Планировать свои действия,

выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности.

Постановка учебной задачи.

Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы.

- А теперь  из выделенных букв  ответов  теста, составьте слово, и вы узнаете тему нашего разговора.

(Высвечивается  слайд со словами-ответами теста: Звезда, созвездие, комета, Луна, астрономия. Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля) 

- О чем пойдет разговор на уроке?

- Какие задачи поставите на сегодняшний урок?

Дети ставят учебную задачу на урок

П. Умение анализировать  и представлять  информацию в вербальной форме.

Р. Ставить учебную задачу.

Первичное усвоение новых знаний.

Цель: организовать коммуникативное

взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока

1.Анализ планеты Земля   (рисунок вид из космоса)

- Рассмотрите фото планеты Земля - вид из космоса и проанализируйте увиденное.

- Опишите, что видите.

(Слушаем мнение  1и 2 группы.)

- Послушаем ЗНАТОКОВ.

(Сообщение для  ЗНАТОКОВ.  Белый цвет на снимке - это снега, льды, облака. Синий - водные пространства. Серый, зелёный, коричневый - цвета суши.)

2. Чтение диаграммы.

- Что может означать круговая диаграмма?

(Сообщение для ЗНАТОКОВ.   Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это ее материки. Рассказ сопровождается  показом.)

- Сделайте 1 вывод  из всего сказанного и запишите вывод в карточке.

3. Работа с глобусом.

- Перед вами модель земного шара.

- Что это? (глобус)

- Что можно увидеть на нём?

- Слово ЗНАТОКАМ.

(Сообщение для ЗНАТОКОВ . На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озера. Можно увидеть острова (обозначаются буквой «о.») , полуострова(обозначаются  «п-в.») .)

4. Работа с учебным текстом.

-Как называют науку, изучающую поверхность Земли?

- Откуда можно получить данную информацию? (из учебника)

- Откройте учебник на с. 18. Прочитайте абзац под *

(ЗНАТОКИ читает с самого начала данный текст).

- Что узнали?

- Что могут сказать ЗНАТОКИ?

- Сделайте 2 вывод  из всего сказанного и запишите в карточку.

5. Карта. Чтение географической карты.

- Я предлагаю вам мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий - один из видов географических карт.

- А что такое географическая карта? 

- Спросим у знатоков.

( Сообщение для ЗНАТОКОВ.  Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).

 

- Откройте учебник на с. 20. Перед вами карта полушарий.

- Поработайте в группах и найдите на карте материки, океаны, острова, полуострова.

- Попробуем прочитать карту, но сначала выясните некоторые понятия.

Карточка.

Соедините понятие с его определением, пользуясь картой полушарий.

Материк -     огромные водные пространства

Океан -     огромные участки суши,  окруженные со всех сторон водой

Остров-      участки суши, которые  окружены со всех  сторон водой

Полуостров  - участки суши, которые  окружены с трёх  сторон водой

- Проверим.  

Правила работы в группе:

перед работой нужно договориться, кто  и

что будет делать;

не говорить всем сразу;

учиться разговаривать вполголоса;

не спорить зря, а доказывать, объяснять.

Умение работать в группе.

Учитель зачитывает определение, а дети называют понятие и показывают на карте.

Р. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в

деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»).

П.Извлекать и перерабатывать информацию.

К.Договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.

К. Выражать свою точку зрения, слушать другого.

П. Умение анализировать рисунки и представлять  иллюстративную информацию в вербальной форме.

К. Участвовать в коллективном и групповом обсуждении вопросов.

К. Участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь.

П. Умение обобщить полученную информацию

К. Выражать свою точку зрения, слушать другого.

Физминутка для глаз «В космосе»

Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения

- Глазки устали? Давайте отдохнем.

Л. Дети учатся расслабляться и дают отдых глазам с пользой для организма.

Первичное применение нового знания

Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

- Рассмотрите карту полушарий в учебнике на с. 20.

1группа - Найдите и перечислите все материки.

2 группа - Найдите и перечислите все океаны.

3 группа - Расположите материки и океаны в порядке возрастания, согласно занимаемой ими площади.

(Карточка для ЗНАТОКОВ.)

……………….                                              …………………….

Евразия -53 млн.кв.км                               Тихий- 178млн.кв.км

Африка- 30 млн.кв.км                       Атлантический-91 млн.кв.км

Северная Америка- 27 млн.кв.км      Индийский-76млн.кв.км

Южная Америка- 17 млн.кв.км        Южный- 20 млн.кв.км

Антарктида- 14 млн.кв.км         Северный Ледовитый-14 млн.кв.км

Австралия – 7 млн.кв.км

- Проверим.

1группа. Покажите все материки.

- Сколько их? (6 материков)

2 группа: Покажите все океаны.

- Сколько их? (5 океанов)

-Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном.  Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу.

3 группа.

- Назовите материки в порядке возрастания

- Назовите океаны в порядке возрастания.

- Сделайте 3 вывод  из всего сказанного и запишите в карточку.

Работа в группах

П.Умение сравнивать, делать выводы.

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация.

Первичное закрепление нового материала

Цель: организация и осуществление

совместной учебно-познавательной деятельности.

1. Чтение выводов, сделанных учениками.

- В процессе работы вы делали выводы.

- Зачитайте  (зачитывает каждая группа)

2.Чтение вывода в учебнике.

– Прочитаем выводы в учебнике на с. 23.

Прочитаем.

1 группа-1 абзац.

2 группа- 2 абзац.

3 группа- 3 абзац.

Учитель- 4 абзац.

П. Применение новых знаний.

К. Выражать свои мысли и действия в речи.

Информация по домашнему заданию.

с.10 №17 обозначить на карте полушарий материки и океаны; с.18-23 изучить.

Итог работы. Рефлексия.

Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке;

организовать рефлексию и

самооценку ученикам собственной деятельности.

-Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

-Удалось ли нам их решить?

 

- Что нового узнали?        

- Где пригодятся знания?

- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны?

Дайте  оценку вашей работе. (светофор: «молодец», «старайся»)

 

- Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Знайте, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали.

Выслушиваются ответы детей.

Оценка учебной деятельности

Р.Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Р. Адекватно оценивать свои

достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.

Р.Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поверхность Земли. Материки и океаны.

Урок познания нового материала....

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.

Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....

Презентация урока окружающего мира по теме "На берегу космического океана"

Презентация урока окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой (УМК "Начальная инновационная школа")....

Презентация к уроку по окружающему миру Формы поверхности земли

Презентация к уроку по окружающему миру Формы поверхности земли 3 класс. Программа Школа России....

Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по УМК "Начальная инновационная школа" , автор учебника В.А. Самкова

Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Пре...

Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»

Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....