Урок окружающего мира 2 класс Поверхность Земли. Материки и океаны.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС и построен, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность. Используемые методы обучения позволили реализовать все цели урока. Методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и учащихся, контроль и самоконтроль. Организация урока способствует развитию навыка научной организации труда. На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении проблемных вопросов и, обобщив полученную информацию, делают вывод .Самостоятельно добытые знания в процессе групповой работы ребята представляют всему классу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок был проведён в соответствии с требованиями ФГОС и построен, опираясь на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. В основе лежит системно- деятельностный подход, который опирается на принцип сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся. Использование частично-поискового метода, проблемных ситуаций, позволило организовать обучение таким образом, чтобы включить всех учащихся в учебно-познавательную деятельность. Используемые методы обучения позволили реализовать все цели урока. Методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, сотрудничество учителя и учащихся, контроль и самоконтроль. Организация урока способствует развитию навыка научной организации труда. На протяжении всего урока в ходе групповой, индивидуальной, коллективной работы , ребята осуществляют поиск необходимой информации с использованием учебной литературы, анализируют рисунки, информацию, участвуют в обсуждении проблемных вопросов и, обобщив полученную информацию, делают вывод .Самостоятельно добытые знания в процессе групповой работы ребята представляют всему классу.
Тема: Поверхность Земли. Материки и океаны.
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: формировать общие представления о нашей планете, материках и океанах, островах и полуостровах; понятий география и географическая карта
Задачи:
Образовательные задачи:
- помочь детям усвоить новое понятия «материк» и «океан»;
- научить узнавать и показывать на карте все материки и океаны.
Развивающие задачи: развивать пространственное воображение, познавательный интерес, кругозор, умение извлекать информацию из схемы, круговой диаграммы, формировать умение работать с физической картой полушарий;
- развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;
- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательные задачи:
- содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать «новое»;
- способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение);
- прививать уважительное отношение друг к другу;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая технология, технология оценки образовательных достижений.
Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование: глобус, карточки, атласы, карта полушарий, презентация.
Технология проведения (этап урока, цель) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
Организационный момент Цель: формирование самооценки готовности к уроку | Мы рады приветствовать вас в классе нашем они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам. | Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу. | Л. Самооценка готовности к уроку. Учебно-познавательный интерес к данному уроку. |
Психологический настрой с применением мотивирующего приёма «Яркое пятно» Цель: создание положительного эмоционального фона | - Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения. Садитесь. | Улыбаются и прикасаются ладошками друг с другом. | Л. Включение детей в активную познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия. |
Актуализация знаний (подводящий диалог) Цель: актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний | - К какому уроку приготовились? - Чему учимся? - Сегодня вы работаете в группах. 3 группа- знатоки. Ваша задача направлять нас, обобщать сказанное. - Всё сказанное сегодня на уроке вы фиксируете в карточке «Выводы», подводя итог. - Повторим сведения о земле, которые понадобятся для усвоения новых знаний. Вам нужно выписать правильный ответ. На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: звезда, планета, метеорит, Луна На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: орбита, комета, астероиды, созвездие На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: Сатурн, Луна, Марс, Венера На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: астероиды, кометы, планеты, звезды На экране высвечивается слайд:
Варианты ответов: география, экология, астрономия, биология. |
Выслушиваются ответы детей. | П. Умение работать с тестом. Р. Планировать свои действия, выполнять их, контролировать процесс и результат своей деятельности. |
Постановка учебной задачи. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка проблемы. | - А теперь из выделенных букв ответов теста, составьте слово, и вы узнаете тему нашего разговора. (Высвечивается слайд со словами-ответами теста: Звезда, созвездие, комета, Луна, астрономия. Из выделенных букв учащиеся составляют слово: Земля) - О чем пойдет разговор на уроке? - Какие задачи поставите на сегодняшний урок? | Дети ставят учебную задачу на урок | П. Умение анализировать и представлять информацию в вербальной форме. Р. Ставить учебную задачу. |
Первичное усвоение новых знаний. Цель: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит определение темы урока и формулирование цели урока | 1.Анализ планеты Земля (рисунок вид из космоса) - Рассмотрите фото планеты Земля - вид из космоса и проанализируйте увиденное. - Опишите, что видите. (Слушаем мнение 1и 2 группы.) - Послушаем ЗНАТОКОВ. (Сообщение для ЗНАТОКОВ. Белый цвет на снимке - это снега, льды, облака. Синий - водные пространства. Серый, зелёный, коричневый - цвета суши.) 2. Чтение диаграммы. - Что может означать круговая диаграмма? (Сообщение для ЗНАТОКОВ. Большая часть земной поверхности покрыта водой. Это - океаны Земли. Огромные участки суши, которые окружены водными пространствами, - это ее материки. Рассказ сопровождается показом.) - Сделайте 1 вывод из всего сказанного и запишите вывод в карточке. 3. Работа с глобусом. - Перед вами модель земного шара. - Что это? (глобус) - Что можно увидеть на нём? - Слово ЗНАТОКАМ. (Сообщение для ЗНАТОКОВ . На глобусе можно увидеть все материки и океаны Земли, а также крупные реки и озера. Можно увидеть острова (обозначаются буквой «о.») , полуострова(обозначаются «п-в.») .) 4. Работа с учебным текстом. -Как называют науку, изучающую поверхность Земли? - Откуда можно получить данную информацию? (из учебника) - Откройте учебник на с. 18. Прочитайте абзац под * (ЗНАТОКИ читает с самого начала данный текст). - Что узнали? - Что могут сказать ЗНАТОКИ? - Сделайте 2 вывод из всего сказанного и запишите в карточку. 5. Карта. Чтение географической карты. - Я предлагаю вам мысленно разделить глобус на две половинки (два полушария): западное и восточное. Если изображения этих полушарий перенести на лист бумаги, то получится карта полушарий - один из видов географических карт. - А что такое географическая карта? - Спросим у знатоков. ( Сообщение для ЗНАТОКОВ. Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков).
- Откройте учебник на с. 20. Перед вами карта полушарий. - Поработайте в группах и найдите на карте материки, океаны, острова, полуострова. - Попробуем прочитать карту, но сначала выясните некоторые понятия. Карточка. Соедините понятие с его определением, пользуясь картой полушарий. Материк - огромные водные пространства Океан - огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой Остров- участки суши, которые окружены со всех сторон водой Полуостров - участки суши, которые окружены с трёх сторон водой - Проверим. | Правила работы в группе: перед работой нужно договориться, кто и что будет делать; не говорить всем сразу; учиться разговаривать вполголоса; не спорить зря, а доказывать, объяснять. Умение работать в группе. Учитель зачитывает определение, а дети называют понятие и показывают на карте. | Р. Самоопределение к деятельности: создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»); выделяется содержательная область («могу»). П.Извлекать и перерабатывать информацию. К.Договариваться о правилах поведения в группе и следовать им. К. Выражать свою точку зрения, слушать другого. П. Умение анализировать рисунки и представлять иллюстративную информацию в вербальной форме. К. Участвовать в коллективном и групповом обсуждении вопросов. К. Участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь. П. Умение обобщить полученную информацию К. Выражать свою точку зрения, слушать другого. |
Физминутка для глаз «В космосе» Цель: предупреждение утомляемости глаз, профилактика нарушений зрения | - Глазки устали? Давайте отдохнем. | Л. Дети учатся расслабляться и дают отдых глазам с пользой для организма. | |
Первичное применение нового знания Цель: планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | - Рассмотрите карту полушарий в учебнике на с. 20. 1группа - Найдите и перечислите все материки. 2 группа - Найдите и перечислите все океаны. 3 группа - Расположите материки и океаны в порядке возрастания, согласно занимаемой ими площади. (Карточка для ЗНАТОКОВ.) ………………. ……………………. Евразия -53 млн.кв.км Тихий- 178млн.кв.км Африка- 30 млн.кв.км Атлантический-91 млн.кв.км Северная Америка- 27 млн.кв.км Индийский-76млн.кв.км Южная Америка- 17 млн.кв.км Южный- 20 млн.кв.км Антарктида- 14 млн.кв.км Северный Ледовитый-14 млн.кв.км Австралия – 7 млн.кв.км - Проверим. 1группа. Покажите все материки. - Сколько их? (6 материков) 2 группа: Покажите все океаны. - Сколько их? (5 океанов) -Все 5 океанов образуют огромную массу воды, которую называют Мировым океаном. Мировой океан плотно заселен живыми организмами. По современным представлениям, жизнь на нашей планете зародилась именно в океане, и лишь потом появились живые существа, которые вышли на сушу. 3 группа. - Назовите материки в порядке возрастания - Назовите океаны в порядке возрастания. - Сделайте 3 вывод из всего сказанного и запишите в карточку. | Работа в группах | П.Умение сравнивать, делать выводы. Подтверждение своего открытия, положительная мотивация. |
Первичное закрепление нового материала Цель: организация и осуществление совместной учебно-познавательной деятельности. | 1. Чтение выводов, сделанных учениками. - В процессе работы вы делали выводы. - Зачитайте (зачитывает каждая группа) 2.Чтение вывода в учебнике. – Прочитаем выводы в учебнике на с. 23. Прочитаем. 1 группа-1 абзац. 2 группа- 2 абзац. 3 группа- 3 абзац. Учитель- 4 абзац. | П. Применение новых знаний. К. Выражать свои мысли и действия в речи. | |
Информация по домашнему заданию. | с.10 №17 обозначить на карте полушарий материки и океаны; с.18-23 изучить. | ||
Итог работы. Рефлексия. Цель: зафиксировать новые умения, полученные на уроке; организовать рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности. | -Какие задачи ставили перед собой в начале урока? -Удалось ли нам их решить?
- Что нового узнали? - Где пригодятся знания? - Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний? - Для чего надо знать карту, условные обозначения, материки и океаны? Дайте оценку вашей работе. (светофор: «молодец», «старайся»)
- Мысленно положите на правую ладошку знания, с которыми пришли на урок, а на левую те, которые открыли на уроке. Объедините их. Давайте похлопаем друг другу. Знайте, что всё в ваших руках. Молодцы! Вы замечательно поработали. | Выслушиваются ответы детей. Оценка учебной деятельности | Р.Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Р. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления. Р.Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»
Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/28/picture-385325-1614526511.jpg)
Урок окружающего мира Глобус – модель Земли 2 класс Образовательная система «Школа 2100» Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013.
Урок окружающего мираГлобус – модель Земли 2 классОбразовательная система «Школа 2100»Учебник: «Окружающий мир» в 2 частях (А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан). М., БАЛАСС, 2013....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/16/picture-849156-1479326097.jpg)
Презентация урока окружающего мира по теме "На берегу космического океана"
Презентация урока окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой (УМК "Начальная инновационная школа")....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/27/picture-908951-1490628335.jpg)
Презентация к уроку по окружающему миру Формы поверхности земли
Презентация к уроку по окружающему миру Формы поверхности земли 3 класс. Программа Школа России....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/26/picture-259458-1369580616.jpg)
Презентация для 2 класса к уроку окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по УМК "Начальная инновационная школа" , автор учебника В.А. Самкова
Данная презентация для 2 класса составлена к уроку окружающего мира по теме "На берегу космического океана" по УМК "Начальная инновационная школа", автор учебника В.А. Самкова. Пре...
Конспект урока окружающий мир + презентация по теме «Материки и океаны»
Представлен конспект для 3 класса по УМК "Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова"Цели деятельности учителя:формирование представлений о материках и океанах, древних и современных картах....