Конспект по окружающему миру "Как живут растения"1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Ларионова Валентина Васильевна

Открытый урок с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по окружающему.17.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ с.Рысайкино муниципального района Похвистневский Самарской области.

Конспект урока по окружающему миру

«Как живут растения?»

1 класс

Учитель начальных классов: Ларионова В.В.

2014-2015 уч.год



ТИП УРОКА: урок- исследование.
ЦЕЛЬ УРОКА:
Создать условия для:
-знакомства с особенностями растений, характеризующие их как живое существо, помочь учащимся понять, какие условия жизни необходимы растениям;

ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
Учитель
-Отгадайте загадку и узнаете, что мы будем сегодня изучать на уроке окружающего мира?
Дышит, растёт, а ходить не может. (растение)слайд
- Что мы будем изучать на уроке? слайд

- Что вы думаете мы будем узнавать о растениях?

Тема урока Как живут растения? слайд
2. Актуализация знаний.
- А что вы знаете о растениях?
-Какие растения вы знаете?(слайды)
-На какие группы можно разделить растения?слайд
-К какой группе растений мы отнесем те, которые растут на подоконнике? (К комнатным растениям.)(слайд)
-Что общего у всех растений?(слайд)

Назовите, какие части растений вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами).(слайд)

 Давайте  назовём,какую роль в жизни растения играет каждая его часть.

       Для учителя:

Корень – удерживает растение в земле, всасывает воду и минеральные соли;

Стебель – «транспортная артерия»;

Лист – «фабрика пищи»;

Цветок – обеспечивает появление следующего поколения;

Плод с семенами

- Представьте, что коробочка с семенами лопнула. Что произойдет дальше?

( вырастет новое растение)


-Как же на свет появляются растения?
3. Постановка учебной задачи.
1) Чтение темы и цели в учебнике.
Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам стать исследователями. Это значит надо внимательно слушать, думать, размышлять, вспоминать, высказываться, и тогда выполним все поставленные задачи.


4. Мотивация. Создание проблемной ситуации.
- Отгадайте загадку:
На лугу сестрички - жёлтый глазок, белые реснички.( ромашки)
-Одна сестричка- ромашка у нас на уроке. Прочтём надпись на ромашке. Вы согласны с этим высказыванием? (растение живое существо)Обоснуйте свой ответ.
- Вы хорошо говори , но ваши доказательства вызывают сомнение, их явно недостаточно. Как же всё- таки доказать, что растения живые существа? Что нам нужно сделать?
Цель исследования: Изучить особенности растений и выявить такие свойства, которые позволяют отнести их к живым существам.

три картинки. объясните смысл данной последовательности ( слайд)

           

- Объясните, как сделали и почему? (растёт, даёт потомство и умирает)

- Как вы думаете, а деревья тоже такой жизненный путь проходят? Обсудите в группе.

- Выскажите своё мнение.  

Приведите свои доказательства:

-растение живёт

-дышит

-размножается

-умирает
Обобщение: Растение растёт, развивается, питается, дышит, размножается, двигается, обладает способностью восстанавливаться.Растениеживоесущество.слайд
.Применение.
Мы доказали, что растение живое существо. Тогда возникает следующий вопрос, а что же ему необходимо для жизни?слайд

Физминутка:

Выросли деревья в поле  (руки вверх)

Хорошо расти на воле!  (руки разводим в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.  (потягиваемся вверх,поднимая руки)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки   (руки наверху,покачивания из стороны в сторону)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли  (наклоны всем корпусом)

Вправо-влево,взад-вперёд

Так деревья ветер гнёт.  (наклоны корпусом)

Он их вертит,он их крутит.  (повороты туловища)

Да когда же отдых будет?

Ветер стих.Взошла луна.  (руки опустили,голову поднимаем вверх)

Наступила тишина.  (опустили голову вниз)

Отгадайте загадку: В золотой клубочек спрятался дубочек. слайд

- Как называется плод дуба? (желудь)

Работа с учебником с. 70-71. 
-Какое растение видите?
-Рассмотрите, как с желудя начинается жизнь дуба.
- С чего начинается жизнь дуба?

- Расскажите, что произошло, после того, как желудь упал на землю?

-  Назовите  этапы жизни дерева. (растёт, даёт потомство и умирает)

- Сравните в группе жизненный путь цветка и дерева.

     (Жизненный путь похож, только у цветка он занимает один год, а у дерева несколько лет. Дерево каждый год даёт семена).

- Скажите, какой же жизненный путь   проходят все растения?

   (Растение живое. Растёт, приносит потомство. Умирает.)

- Совпало ли ваше мнение с мнением Черепахи? Прочитаем на стр. 71?

3.   Самостоятельная работа .

- Что необходимо, чтобы растения жили дольше? (вода) слайд

- Давайте убедимся в этом. Возьмём разрезанный лист алоэ и надавим около среза. Рассмотрите,    что произошло.

- Что  вы увидели? (сок, жидкость)

-  О чём это говорит? (растение состоит из воды)

-Что с этим листком произойдёт, если он пролежит на тарелочке несколько дней?  (засохнет).

 - Почему? (вода испаряется)

- Что нужно делать, чтобы  растения не засыхали? (поливать)

    Учитель вывешивает схему.       (лейка)слайд

Как вы думаете, есть ли правила полива?

- Предложите правило.  

        При поливе дети обычно допускают  одни и те же  ошибки: заливают или наоборот,  наливают слишком мало воды, льют под корень, на листья.  На основе этих ошибок сформулировать правила.

Проблемная ситуация.

- Зачем человеку нос? (дышать)слайд

- Всё живое дышит. У животных есть нос, у птиц на клюве есть специальные  отверстия (показать).слайд

 - А у растений есть нос? (нет)

-  Как же они дышат?

                   Предположения детей.

- Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно посмотреть в микроскоп. Это сильный увеличительный прибор (показать). Лист кладут на предметный столик и смотрят сверху через линзы. Рассмотрите лист по микроскопом  . Что увидели?  

- Послушайте рассказ.

     Чтобы увидеть носики растений, нужно посмотреть в микроскоп. Лист похож на решето с маленькими дырочками. Это и есть носики растений – устьице. Носики как форточка, то открываются, то закрываются. Жарко на улице –  форточки закрыты, прохладно – широко открыты. Через  устьица в лист проходит наружный воздух слайд

- Как называются «носики» у растений? Для чего нужны? (для дыхания)

Учитель вывешивает схему «Окно».        слайд

- Что человек может сделать, чтобы облегчить дыхание растению? (если дети затрудняются, то можно предложить им рассмотреть рисунк и

- Что можете сказать о растениях? (одно яркое, другое бледное)слайд

- Обсудите в группе, почему? (одно стоит на окне, другое в тени)

- Что необходимо ещё растению для жизни?   (свет)               слайды

- Где же мы можем расположить цветы в классе, чтобы им было светло? (на подоконнике)

- Посмотрите на рисунок.слайд

- Обсудите в группе, почему это произошло?  (цветок замёрз, на улице зима, окно открыто)

- Что ещё необходимо растениям? (тепло)слайд

                - Какое сейчас время года? (зима)слайд

- Что может произойти с растениями, которые стоят на подоконнике в сильный мороз? (замёрзнут)Учитель заранее оставляет листик от растения на морозе.Потом даёт детям потрогать его.Что с ним произошло?

  • Как им помочь? (поставить в теплое место)

В классе стоят четыре комнатных растения (фикус,кактус,любой другой с мелкими листочками и с широкими,которые можно протереть)Дети делятся на группы:одни рыхлят,другие протирают,третьи опрыскивают,четвёртые поливают)Обратить внимание детей на то,какие можно протирать,какие нельзя и почему?

Далее дети выполняют задание на листе.

1.Соедини линией картинки с названиями(цветы,деревья,кустарники,комнатные растения)

2.Подпиши к растению названия его частей(корень,стебель,листья,цветок.семя)

3.Подчеркни те слова,которые обозначают что необходимо для комнатных растений (свет,темнота,тепло,вода,холод,забота,рыхление,огонь,полив,опрыскивание,протирание)

Обобщение.

-  А сейчас подумайте в группе и скажите, что же  необходимо растениям для жизни? (вода, воздух, свет, тепло) слайд

- Прочитайте, что сказала об этом Мудрая Черепаха (стр. 71)

- Как мы можем помочь комнатным  растениям чтобы они жили дольше?  (поливать, вытирать пыль с листьев, ставить на свет, следить, чтобы в комнате было тепло)

- Как помочь дикорастущим?

- Послушайте внимательно стихотворение  

Я бабочку в лугу ловить не стану:
Небесный цветик, пусть живет себе!
Пусть крылышки порхают над цветами,
Чтоб радостно мне было и тебе!
 
Лесной цветок я рвать не стану тоже,
С собой домой его не понесу,
Ведь дома он шмеля качать не сможет
И ранним утром не попьет росу!
 
Ни стебелек, ни ветку, ни травинку
Я не обижу: виноваты чем?
В любой из них теплеется Живинка,
И светится доверием ко всем ...

- Как дети предлагают относится к растениям? Почему?

 

  • Помните, что растения, растущие в лесу, в саду, живые. Они растут, приносят потомство, умирают. И жить они хотят как можно дольше, принося нам радость созерцания красоты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока окружающего мира в 3 классе, III четверть. Тема урока: Растения-производители

 Одним из способов повышения эффективности передачи и получения знаний является чередование разнообразных методик проведения занятий. В предлагаемом уроке важен не только результат творческого поиска,...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе УМК "Гармония" "Растения зимой"

Конспект урока окружающего мира по теме"Растения зимой" 3 класс УМК "Гармония". Урок открытия новых знаний, разработан в соответствии ФГОС второго поколения....

Конспект урока окружающего мира во 2 классе (УМК «Перспективная начальная школа») Тема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»

Предмет: окружающий мирТема учебного занятия: «Цветковые и хвойные растения»Место урока в теме: 1-й урокТип урока: знакомство с новым материаломЦель и ожидаемый результат: формирование представлений о...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?"

Урок окружающего мира в 1 классе по теме "Как живут растения?" по программе Школа России (учебник Плешакова А.А.) разработан по ФГОС. Разработка этого урока заняла 3 место в муниципальном конкурсе "Лу...

Конспект урока окружающего мира во 2 классе по теме: Комнатные растения.

Конспект разработан в помощь учителю начальных классов. Рассчитан на использование ИК-технологий (презентация).Содержит в себе различные формы (индивидуальная, фронтальная, работа в  творческих г...

Конспект урока «Окружающий мир» во 2 классе по УМК «Перспективная начальная школа» Тема: Цветковые и хвойные растения.

Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока «окружающий мир»Задачи деятельности учителя: создать условия для расширения знаний о цветковых и хвойных растениях...

Конспект урока окружающий мир в 1 классе по теме "Как живут растения?"

   Урок в 1 классе  по программе А.А.Плешакова «Окружающий мир»  по теме «Как живут растения?» пятый в разделе «Как, откуда и куда?». Мат...