Окружающий мир Рабочая программа для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Меркурьева Ирина Михайловна

Рабочая программа  для 4 класса  по окружающему миру. Школа ""2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.progr_._po_okr.mir_.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации г.Ленинска-Кузнецкого

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа № 7»

                                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                       Директор МБОУ ООШ № 7:

                                                   Ю.В.Штальбаум

                                                            __________________

                                                              Приказ № __________

                                                             

                                                                    от «____»__________2014

Окружающий мир

Рабочая программа

для 4 класса

                                      Составитель:

                                                                       Меркурьева Ирина Михайловна,

                                                               учитель начальных классов

                                               МБОУ «Основная

                                                                           общеобразовательная школа № 7»

Ленинск-Кузнецкий

2014

                                                      РАССМОТРЕНО:

                                                                            на методическом объединении

                                                                        учителей начальных классов

                                                                                       Протокол от «___»______2014  №__

                                                             

                                                        СОГЛАСОВАНО:

                                                                    на педагогическом совете

                                                                                       Протокол от «___»______2014  №__

Рабочая программа по окружающему миру реализуется в рамках введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по учебникам «Окружающий мир» Образовательной системы «Школа 2100» для 4 класса в 2-х частях авторы: Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. Данная программа адресована педагогам.

 Окружающий мир. Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса [Текст]/ Сост.: Меркурьева Ирина Михайловна. – Ленинск-Кузнецкий: МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», 2014 – 29 с.

.

Содержание.

Пояснительная записка                                                                                                     3

Общая характеристика учебного предмета                                                                     3

Описание места учебного предмета в учебном плане                                                   4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета                           4

Личностные, метапредметные и предметные

результаты  освоения учебного предмета                                                                        5

Содержание учебного предмета                                                                                        7

Тематическое планирование  с определением основных видов

учебной   деятельности обучающихся                                                                             11          

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса       29                                                                                  

                                              Пояснительная записка

 Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному интегральному рациональному (умопостигаемому) постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.

           Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Рабочая программа по окружающему миру составлена    на основании Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ, ст.28 п.3.4; Устава МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7», Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 7»  для курса «Окружающий мир » в 4 классе по Образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Р.Н. Бунеева,  Е.В. Бунеевой.

Учебно-методический комплект по окружающему миру для 4 класса авторов Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В. и др. позволяет обеспечить уровень подготовки школьников, предусматриваемый федеральным компонентом государственного стандарта начального общего  образования  по окружающему миру.

 

 Общая характеристика учебного предмета

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования – «вложить знания в голову детей». В этом случае предлагаемое нами содержание курса естествознания в начальной школе – слишком объёмное. Безусловно, всю, даже элементарную, картину мира в начальной школе выучить нельзя, так как это задача всей основной школы. Но мы и не ставим себе такую цель. Мы хотим познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения, по нашему глубокому убеждению, должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Решение проблемных творческих продуктивных задач – главный способ осмысления мира. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять школьники, не являются единственной целью обучения, а служат лишь одним из его результатов. Ведь рано или поздно эти знания будут изучаться в старших классах. А вот познакомиться с целостной (с учётом возраста) картиной мира позже ребята не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам.

В этом случае мы пользуемся традиционным для учебников «Школы 2100» принципом минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса, должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объёму того материала, которые ученики могут и должны усвоить.

      Мы предлагаем не избегать вопросов-проблем по российской истории и современности. Эти вопросы нельзя окончательно разрешить, в рамках школы вообще и тем более в 3–4-х классах. Человек, постоянно расширяя свой кругозор в течение жизни, сам приходит к решению этих проблем. Задача курса – поставить перед учениками эти вопросы, так как без них целостной картины истории не существует. При попытках решения этих проблем в начальной школе учителю следует обращать внимание детей на то, что для достижения цели требуется постоянное расширение своих знаний! Цель же историко-обществоведческой части курса окружающего мира состоит в том, чтобы ученик задумался над проблемными вопросами, чтобы по мере становления его личности он постоянно возвращался к попыткам их разрешения.

Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс окружающий мир  в 4 классе представлен из расчета  2 часа в неделю - 68 часов в год. 

Описание ценностных ориентиров содержания

учебного предмета

Ценность жизни –  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира  частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.  

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека,  обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,  народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

                                                        4-й класс

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в  4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и  группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения   знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений.

Часть 1. Человек и природа

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
  • применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
  • называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
  • объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
  • объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
  • находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
  • доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Часть 2. Человек и человечество

1-я линия развития  – уметь объяснять мир:

  • по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
  • отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
  • объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
  • замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

         

Содержание учебного предмета

4-й класс. Раздел 1: «Человек и природа» (34 ч)

Человек и его строение (14 ч)

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма.

Кожа. Строение кожи. Кожа и её роль в защите от холода и жары, внешних воздействий, микробов (бактерий). Непостоянство условий во внешней среде и постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли – защита от истирания кожи. Кожа – орган чувств. Чувствительность пальцев. Узоры на ладонях и пальцах.

Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей. Кости и их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы – движители тела и его скелета. Мышцы и сустав. Функции мышцы: сокращение и расслабление. Физическая усталость человека.

Пищеварение. Органы пищеварения. Зубы и жевание. Рот и язык. Глотка, пищевод, желудок, кишечник, печень. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.

Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?

Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Как мы дышим? Как мы разговариваем? Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.

Круги кровообращения. Сердце – насос. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.

Кровь и её транспортная функция внутри организма. Перенос питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела. Кровь и её красный цвет. Почему при ранении из человека не вытекает вся кровь? Бесстрашные защитники в крови человека.

Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы – быстрая и точная передача сигналов управления от мозга к органам и осведомительной информации о состоянии органов к мозгу. Головной и спинной мозг. Нервы – «провода» нервной системы. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Полушария – самая главная часть мозга человека. Наши ощущения. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Гормон страха и опасности и его действие.

Органы чувств. Глаза – органы зрения. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос – орган обоняния. Ухо – орган слуха. Язык – орган вкуса. Кожа – орган осязания. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Специфика чувствительных клеток и отсутствие специфики проведения сигнала по нервам.

Размножение – свойство живых организмов. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

Травмы. Микробы – возбудители болезней. Бактерии и вирусы. Что вызывает грипп и как он передаётся? Что такое простуда? Почему корью, ветрянкой и скарлатиной болеют один раз? Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества. Физкультура – необходимый элемент культуры цивилизованного человека.

Происхождение человека (2 ч) Предки человека – человекообразные обезьяны и их особенности. Хорошо развитая рука, зрение и сложный мозг. Двуногое передвижение, вертикальная постановка тела, освобождение рук от функций передвижения и высоко посаженная голова. Длительный период детства и обучение. Основа выживания наших предков – предвидение поведения врагов и объектов питания в пространстве и времени и коллективные действия. Человек и его разум. Речь.

Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обезьянолюди – древнейшие люди нашей планеты. Изготовление орудий труда. Хранение орудий и изготовление их впрок – главная предпосылка прогресса технологий. Пользование огнём и разведение огня. Коллективная охота на крупных зверей. Разделение труда. Длительное обучение детей и позднее их взросление. Происхождение семьи. Появление человека разумного.

Рукотворная природа (10 ч) Приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений. Породы и сорта. Искусственный отбор. Животноводство и растениеводство, их роль в хозяйстве человека. Вспашка, севооборот, внесение удобрений, полив, использование теплиц и ядохимикатов позволяют увеличить урожай.

Изобретение рычага и его использование для изготовления инструментов. Наклонная плоскость и колесо и их применение человеком. Клин, блок, ворот.

Вода, её свойства (принимает форму сосуда, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять). Изменение свойств воды при нагревании и охлаждении. Сообщающиеся сосуды – устройство водопровода. Фильтрация. Устройство простейшего парового двигателя, гидравлический пресс и домкрат. 

Воздух, его состав и свойства (расширяется при нагревании, плохо проводит тепло, малая плотность, упругость). Воздушный шар. Обладает ли воздух выталкивающей силой?

Горные породы и минералы, их использование человеком. Свойства горных пород и минералов (постоянная форма, прочность, твёрдость). Производство  кирпича, цемента, бетона, стекла. Драгоценные и поделочные камни.

Металлы, их свойства (твёрдость, пластичность, расширяются при нагревании, проводят тепло и электричество), добыча и использование. Бронза, железо и его сплавы. Способы обработки металлов. Использование различных металлов.

Торф, каменный уголь, нефть и природный газ – ископаемое топливо, его происхождение. Паровой двигатель. Двигатель внутреннего сгорания, ракетный двигатель.

Электричество в природе. Использование электричества человеком. Магниты, их особенности.

Звук, его свойства (высота звука и его связь с вибрацией). Средства связи и музыкальные инструменты. Свет, его свойства (распространение по прямой, преломление, поглощение).

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искусственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека.

Присваивающее хозяйство наших предков. Производящее хозяйство. Создание искусственной экосистемы. Нарушение круговорота веществ в биосфере: накопление отходов производства и жизнедеятельности, загрязнение окружающей среды. Наша Земля становится для нас всё более неожиданной и чужой. Экологическое хозяйство будущего человека.

Повторение пройденного материала – 5 ч.

Часы по выбору учителя – 3 ч

4-й класс. Раздел 2: «Человек и человечество» (34 ч)

Человек и его внутренний мир (9 ч) Человек – дитя природы и общества. «Маугли» – человек вне человеческого общения. Обучение и воспитание в развитии человека.

Основные качества личности. Характер. Черты характера как устойчивые проявления личности.

Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Общение и его виды (речевые и неречевые). Мимика – «выражения лица» и пантомимика – «язык движений». Правила приличия.

Человек и общество (4 ч) Общество как взаимосвязь людей. Конфликт. Причины и виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа.

Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Картина всемирной истории человечества (6 ч) Всемирная история человечества – возникновение и изменения человеческого общества от появления первых людей до наших дней. Картина всемирной истории человечества – смена нескольких эпох – «времён». Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали.

Первобытный мир (1 млн лет – 5 тыс. лет назад) – время появления человека и его расселения по планете. Древний мир (3 тыс. до н.э. – V век новой эры) – время возникновения первых цивилизаций – обществ нового типа. Средние века (V–XV века) – время смены одних цивилизаций другими и распространения области цивилизаций по планете. Новое время (XV–XIX века) – эпоха стремительного развития Европейской цивилизации, резких изменений в жизни людей. Новейшее время (XX век) – эпоха тяжёлых испытаний для человечества и создания основ всемирной человеческой (общечеловеческой) цивилизации.

Человек и многоликое человечество (5 ч) Единое человечество состоит из разных рас и разных народов Земли. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов.

Единое человечество состоит из граждан разных государств. Многообразие государств планеты. Монархии и республики. Демократические и недемократические государства. Права человека по участию в управлении государством, свобода слова.

Единое человечество состоит из верующих, приверженцев разных религий и атеистов. Вера (представление о богах) и атеизм (неверие в Бога). Право человека на свободу совести (выбрать любую религию или быть атеистом).

Религии мира – религии, распространившиеся на многие народы мира и ставшие частью мировой общечеловеческой культуры.

Человек и единое человечество (4 ч) Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли.

Современное человечество объединяют общие задачи развития культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Почти все государства планеты входят в Организацию Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. Один из главных документов ООН – «Декларация прав человека».

Всё человечество объединяют глобальные (всеобщие) проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.

Обобщающее повторение – 2 ч.

Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Часы по выбору учителя – 4 ч.


Тематическое планирование  с определением основных видов учебной   деятельности обучающихся

4 класс 68 часов – 2 часа в неделю

Название раздела,

тема

К-во

часов

Дата

проведения

урока

Характеристика

основных видов

деятельности

Планируемые

результаты

Формы

контроля

План

Факт

Человек и природа      

34ч

Раздел 1.

Человек и его строение   

13ч

1

Как устроен организм

человека.

Проверочная  работа

1

Характеризовать  основные функции и особенности строения систем органов человеческого тела.; правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Выявить потенциально опасные места для сохранения жизни и здоровья человека.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Практическая работа: составить режим дня и дать его анализ.

Измерять температуру тела, вес, рост человека.

Участие в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.

Характеризовать особенности человека в связи с его происхождением.

Приводить доводы в пользу естественного происхождения человека.  

Применение полученных знаний на уроках и в жизни..

Личностные –

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей: учиться отделять

поступки от самого человека.

Объяснять с позиции

общечеловеческих нравственных

нравственных ценностей, почему

конкретные простые поступки

можно оценивать как хорошие

или плохие.

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения.

Делать выбор, какой поступок

совершить.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Отбирать необходимые источники

информации для решения учебной

задачи.

Добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.)

Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и

группировать факты и явления,

определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную

информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные –

Уметь объяснять мир:

объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

применять знания о своем организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения);

объяснять, в чем главное отличие человека от животных;

Уметь оценивать свое отношение к миру; оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.

доказывать необходимость бережного отношения к живому.

Тематический

контроль

Проверочная

работа

2

Кожа – «пограничник»

 организма

1

Текущий

контроль

Устный

опрос

3

Как человек двигается.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

4

Путешествие бутерброда

1

Текущий

контроль

Фронтальный

опрос

5

Как удаляются ненужные

вещества.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

6

Для чего и как мы дышим

1

Текущий

контроль

Устный

опрос

7

Волшебная «восьмёрка»

1

Текущий

контроль

Фронтальный

опрос

8

Что такое кровь.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

9

Почему наш организм

 работает слаженно.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

10

Окна в окружающий мир

1

Текущий

контроль

Фронтальный

опрос

11

Многогранный мир чувств

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

12

Родители и дети

1

Текущий

контроль

Устный

опрос

13

Отчего мы иногда болеем

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

Происхождение человека

Текущий

контроль

Устный

опрос

14

Наши предки –

древесные жители

1

Текущий

контроль

Устный

опрос

15

На заре человечества.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

16

«Учимся решать

жизненные задачи» (резерв)

Текущий

контроль

Фронтальный

опрос

II четверть

17

Повторение пройденного.

(повторение)

Текущий

контроль

Устный

опрос

18

Контрольная работа по теме

«Как работает организм

человека» (резерв)

Тематический

контроль

Контрольная

работа

Раздел 2.

Рукотворная природа  

10ч

19

Рукотворная жизнь

1

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).

Перечислять основные отрасли сельского хозяйства

Характеризовать способы повышения продукции в растениеводстве и животноводстве.

Характеризовать способы применения простых механизмов в жизни и хозяйстве человека. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств

воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха.

Характеризовать свойства воздуха.

Сравнивать свойства воды, воздуха.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых.

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых.

Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых.

Различать изученные полезные ископаемые.

Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Сравнивать свойства воды, воздуха и горных пород.

Приведение доводов в доказательство зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.

Оценивать влияние современного человека на природу.

Оценивать свою личную роль в охране природы.

Участие в диспуте, посвященному выбору оптимальных форм поведения, способствующих

сохранению природы.

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей (ознакомление с природой родного края).

Применение полученных знаний на уроках и в жизни.

Личностные –

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей: учиться отделять

поступки от самого человека.

Объяснять с позиции

общечеловеческих нравственных

нравственных ценностей, почему

конкретные простые поступки

можно оценивать как хорошие

или плохие.

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения.

Делать выбор, какой поступок

совершить.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Отбирать необходимые источники

информации для решения учебной

задачи.

Добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.)

Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и

группировать факты и явления,

определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную

информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные –

Уметь объяснять мир:

называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твердых тел;

объяснять, как человек использует

свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;

находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения

Текущий

контроль

Фронтальный

опрос

20

На службе у человека.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

21

Покорение силы.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

22

23

Как человек использует

свойства воды.

Проверочная  работа

2

Тематический

контроль

Проверочная

работа

24

Как человек использует

свойства воздуха

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

25

Горные породы и минералы.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

26

Металлы.

 Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

27

Приручение огня.

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

28

Как ним жить?

Проверочная  работа

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

29

Контрольная работа по теме

«Рукотворная природа»

(резерв)

Тематический

контроль

Контрольная

работа

30

Итоговая контрольная

работа за I полугодие

по изученным темам

(резерв)

Итоговый

контроль

Контрольная

работа

31

«Учимся решать

жизненные задачи».

Р.н.о. (резерв)

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

32

Повторение.

Природа, вещества, явления

Земля – планета нашей жизни

Текущий

контроль

Устный

опрос

        III четверть

33

Повторение.

Растения и животные

Природные зоны. Экосистемы.

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

34

Обобщающий урок по теме

«Человек и природа»

(резерв)

Текущий

контроль

Устный

опрос

Повторение  3ч

Резерв             6ч

«Человек и человечество».   

34ч

Раздел 1.

Человек и его внутренний   мир    

35

Кого можно назвать человеком

1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о малышах, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка.

Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о качествах внутреннего мира человека.

Применение полученных знаний на уроках и в жизни

Личностные –

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения.

Делать выбор, какой поступок

совершить.

Регулятивные –

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные –

Уметь объяснять мир:

По поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции, какие у них  черты характера;

объяснять различия между людьми.

Текущий

контроль

Устный

опрос

36

Посмотри в своё «зеркало»

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

37

Как понять, что творится

у друга на душе?

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

38

Переживания, испытанные временем

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

39

Как узнать человека?

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

Человек в мире  людей             

40

Что такое общество?

Проверочная  работа по теме

«Человек и его внутренний

мир»

1

Задумываться над своими поступками и оценивать, какие личные качества (положительные или отрицательные) проявляются в семье, в общении с друзьями, в школе и т.д. Предлагать, каким образом можно предотвратить отрицательные поступки в будущем.

Предлагать (на основании своего житейского опыта) конкретные поступки, в которых школьник может проявить заботу о малышах, о людях, нуждающихся в помощи, о своем доме, улице, школе, городе/селе, о своей стране.

Выявить опасные ситуации,

в которых может быть нанесен вред жизни и здоровью человека, личному и общественному имуществу, предлагать пути безопасного выхода из таких ситуаций.

Практическая работа.

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка

Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Применение полученных знаний на уроках и в жизни

Личностные –

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей: учиться отделять

поступки от самого человека.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Перерабатывать полученную

информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные –

Уметь объяснять мир:

Уметь  определять свое отношение к миру.

Тематический

контроль

Проверочная

работа

41

Как жить в мире людей?

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

42

Моё общество

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

43

Права человека в обществе

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

44

Контрольная работа по

изученным  темам

(резерв)

Тематический

контроль

Контрольная

работа

45

«Учимся решать

жизненные задачи».

Р.н.о. (резерв)

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

Картины всемирной   истории человечества.

Человек и прошлое   человечества.

10ч

46

47

Первобытный мир –

первые шаги человечества

2

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы) исторических событий, а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры.

Отличать друг от друга эпохи всемирной истории – по их местоположению на ленте времени, а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивать некоторые легко определяемые,  однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения стыда. Оценивать некоторые

исторические события и поступки исторических деятелей как  неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать свое обоснованное отношение к этим событиям и поступкам.

Личностные –

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения.

Делать выбор, какой поступок

совершить.

Регулятивные –

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Предметные –

Отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества.

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести.

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

48

49

Древний мир – рождение

первых цивилизаций

2

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

50

51

Эпоха Средних веков –

между древностью и

Новым временем.

2

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

52

Новое время –

торжество Европы

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

IV  четверть

53

Новое время –

торжество Европы

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

54

Новейшее время –

трудный шаг к единому

человечеству

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

55

Проверочная работа по теме

«Человек и прошлое

человечества»

1

Тематический

контроль

Проверочная

работа

56

Обобщающий урок по теме

«Человек и прошлое

человечества» (повторение). Р.н.о.

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

Человек и многоликое человечество

57

Короли, президенты и граждане

1

Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры общения, уважения и взаимопонимания. Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом.

Практическая работа.

Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте. Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и др.

Находить и извлекать необходимую информацию об устройстве внутреннего мира человека из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка

Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Личностные –

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей: учиться отделять

поступки от самого человека.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Перерабатывать полученную

информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные –

Уметь объяснять мир

Уметь объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

58

Расы и народы Земли

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

59

Кто во что верит

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

Человек и единое человечество.

60

Мировое хозяйство

Проверочная работа по теме

«Человек и многоликое

человечество»

1

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результата труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятие). Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения.

Собирать и оформлять информацию (тест, набор иллюстраций) о культурных богатствах человечества. Принять посильное участие в их охране.

Практическая работа.

Предлагать в моделях реальных ситуаций способы защиты главных прав ребенка, прав человека, используя текст учебника и свой жизненный опыт.

Моделировать ситуации, при которых экстренно необходимы средства связи и массовой информации.

Демонстрировать правила пользования разными видами транспорта, телефонами экстренной помощи в игровых ситуациях.

Находить и извлекать необходимую информацию о правилах жизни людей в современном обществе

из текста, иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний. Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка

Выполнять в группе задание по осмыслению или оценки качеств внутреннего мира человека (распределить роли, добыть и преобразовать информацию, обсудить и договориться об общем ответе, представить его). Обмениваться с одноклассниками сведениями (полученными из разных источников) о правилах жизни людей в современном обществе.

Применение полученных знаний на уроках и в жизни

Личностные –

Оценивать жизненные ситуации

(поступки людей) с точки

зрения общепринятых норм и

ценностей: учиться отделять

поступки от самого человека.

Объяснять с позиции

общечеловеческих нравственных

нравственных ценностей, почему

конкретные простые поступки

можно оценивать как хорошие

или плохие.

Самостоятельно определять и

высказывать самые простые общие для всех людей правила

поведения.

Делать выбор, какой поступок

совершить.

Регулятивные –

Самостоятельно формулировать цели урока после

предварительного обсуждения.

Совместно с учителем

обнаруживать и формулировать

учебную проблему.

Составлять план решения проблемы  совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои

действия с целью и, при

необходимости, исправлять

ошибки с помощью учителя.

Познавательные –

Ориентироваться в своей системе

знаний: самостоятельно

предполагать, какая информация

нужна для решения учебной

задачи в один шаг.

Отбирать необходимые источники

информации для решения учебной

задачи.

Добывать новые знания:

извлекать информацию, представленную в разных формах

(текст, таблица, иллюстрация, схеме и др.)

Перерабатывать полученную

информацию: сравнивать и

группировать факты и явления,

определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную

информацию: делать выводы на

основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять

простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде

текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные –

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Предметные –

Уметь объяснять мир

Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.

Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения, правам человека и правам ребенка.

Предполагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.

Тематический

контроль

Проверочная

работа

61

Мировое сообщество государств

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

62

Что человечество ценит больше всего?

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

63

Как нам жить?

1

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

64

Итоговая контрольная

работа за II полугодие

по изученн64ым темам

(резерв)

Итоговый

контроль

Контрольная

работа

65

«Учимся решать

жизненные задачи».

Р.н.о. (резерв)

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

66

Обобщающий урок по теме

 «Человек и человечество»

(повторение)

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

67

68

Проект с презентацией

«Мое человечество»

(повторение)

Текущий

контроль

Фронтальный

Индивидуальный

опрос

Повторение  4ч

Резерв             4ч

Всего

68ч


Описание материально-технического обеспечения

образовательного процесса.

Наглядные пособия:

1) натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;

2) гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;

3) коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

4) изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;

5) географические и исторические карты;

6) предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.

Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор,  видеомагнитофон  и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса «Окружающий мир».

Приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.

УМК по окружающему миру издательства «Баласс».

.Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс («Человек и природа», «Человек и человечество»). Учебник в 2 частях

Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С.  Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий мир» 4 класс. («Человек и природа

  Харитонова Н.В., Сизова Е.В., Стойка Е.И. Рабочая тетрадь к учебнику « Окружающий     мир» 4 класс. («Человек и человечество»)

Вахрушев А.А., Данилов. «Проверочные и контрольные работы к учебнику по окружающему миру» для 4 класса.

Вахрушев А.А. Методические рекомендации для учителя по окружающему миру для 4 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»

Рабочая программа по предмету Окружающий мир для 4 А класса составлена на основе авторской программы А.А Плешакова «Окружающий мир»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 1 класса обучающихся по адаптированной основной программе начального общего образования для УОД.

Цель.- направлять  исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.Основные  задачи предмета « развитие  устной речи на основе изучения предметов и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир)для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для УОД.

Изучение развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности(окружающий мир) направлено на достижение обучающимися следующих целей:- обогатить и уточнить словарь, н...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...