Урок "Москва - столица нашей Родины"
план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме

Беляева Светлана Валентиновна

Представленный материал может быть использован на уроке окружающего мира, во внеклассной работе.

Дан конспект урока, фотографии достопримечательностей Москвы, занимательный материал (загадки, ребусы).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Россия – это наша Родина.

Подберите синонимы к слову Родина. (Отчизна, Отечество)

У каждой страны есть отличительные символы: свой флаг, свой герб, свой гимн.

У России тоже есть

А) свой флаг (демонстрация),

Б) свой герб (демонстрация),

В) свой гимн.

Гимн – это торжественная песня, восхваляющая и прославляющая страну, народ… Гимн принято слушать стоя. (Ученики слушают гимн России стоя)

В каждой стране есть главный город.

Как называется такой город? (столица)

Назовите столицу России? (Москва)

Москва основана в 1147 году.

Как вы думаете, откуда это стало известно.(варианты ответов учеников)

Где же впервые упоминалось о Москве? Выполните задание № 2 в занимательных страничках и вы ответите на этот вопрос. (Летопись)

Летопись-это описание исторических событий по годам.

Первое упоминание о Москве прочитали в летописи 1147 года. Именно поэтому 1147 год считается годом основания Москвы.

Кто же основал Москву? Выполните задание № 3 в занимательных страничках и вы ответите на этот вопрос. ( Юрий Долгорукий)

Рассказ учителя или чтение из учебника «Москвоведение 2,3,4 класс» с.9-11 (тема «Кто основал Москву»).

Давно это было. Жил на свете князь. Звали его Юрием. И было у него княжество. Славилось его княжество городами - Ростовом, Суздалем, Владимиром.

Князь много воевал. Завоёванные земли присоединял к своему княжеству. Он поднимал руку и на ближнего соседа, и на дальнего соседа. За это прозвали его Долгоруким.

Но князь был не только воином, но и градостроителем. Много городов воздвиг он в своём княжестве. Построил он и Москву.

Дело было так. Однажды ехал князь по своим землям лесной дорогой. Дорога привела его к холму между двумя реками: Москвой и Неглинной. На вершине холма увидел князь село. Люди в этом селе жили спокойно и богато, потому что лес скрывал их от незваных гостей, а реки преграждали путь врагам. В лесу собирали ягоды, грибы, мёд, целебные травы. В реках ловили рыбу.

Приглянулось это место князю и решил он построить здесь крепость. Как решил, так и сделал. Повелел огородить село крепкой деревянной стеной, чтобы никто из врагов не смог за неё проникнуть. Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял, - «город Москва». Юрия Долгорукова с тех пор считают основателем Москвы.

Так возник наш город Москва.

Сейчас Москва – большой и красивый город, где много достопримечательностей.

Давайте посмотрим, как вы знаете Москву. Ученики на макбуках открывают папку «Москва» и называют , что изображено на картинках:

1.Красная площадь.

Почему её называют «Красной»? (ответы детей)

Есть такое выражение «красна девица». Как вы понимаете его? (красивая девица)

А в домах был красный угол. Это самое главное и почётное место в доме, где находилась икона.

Красная площадь-это главная прекрасная площадь Москвы.

2.Спасская башня Кремля.

Как называются часы на Спасской башне?

Эта башня раньше называлась по-другому. Как, вы узнаете, выполнив задание № 4 в занимательных страничках. (Фроловская)

3.Мавзолей В.И.Ленина.

Это вождь рабочих и крестьян, под его руководством произошла революция в октябре 1917 года.

4.Исторический музей.

5.Храм Василия Блаженного.

6.Могила Неизвестного солдата в Александровском саду.

7.Памятник Юрию Долгорукому на Тверской улице.

8.Парк Победы.

9.Бородинская панорама.

10.М.И.Кутузов.

11.Фрагмент Бородинского сражения.

12.МГУ имени Ломоносова.

14.ВДНХ. Фонтан «Дружбы народов».

15.Большой театр.

16.Цирк на Цветном бульваре.

17.Цирк на Воробьёвых горах.

18.Детский музыкальный театр имени Н. Сац.

Какие ещё достопримечательности Москвы можете назвать вы? (ответы учеников)

В Москве есть ещё одна достопримечательность – это Кремль.

Выполнив задание № 5 в занимательных страничках, вы узнаете, через какую башню можно пройти на территорию Кремля. (Троицкая)

Ученики смотрят видеофильм «Московский Кремль» (обзорная экскурсия).

Выполнив задание № 1 в занимательных страничках, вы сможете назвать районы Москвы. (Солнцево, Рублёво, Бутово)

А в каком районе вы живёте?

У Москвы есть свой герб. (демонстрация герба Москвы)

Рассказ учителя или чтение отрывков из учебника «Москвоведение 2, 3, 4 класс» с. 21-22 (тема «Герб и флаг Москвы»

На гербе Москвы изображён всадник на коне, пронзающий копьём змея. Всадник этот-святой Георгий Победоносец. Как же получилось, что Москва выбрала себе такой герб?

Основателем Москвы был князь Юрий. Небесным покровителем князя, то есть его заступником перед богом, считался святой Георгий Победоносец. Юрий верил, что святой Георгий охраняет от бед и несчастий. Свою веру он передал внукам - московским князьям. Те же стали изображать себя на княжеских печатях и деньгах в образе всадника с копьём – похожими на святого Георгия.

Фигуру покровителя московских князей Георгия Победоносца вырезали из камня и поместили на одну их главных башен Московского Кремля –Спасскую.

Со временем изображение всадника, пронзающего копьём змея, утвердилось как герб Москвы. Оно напоминает об одном из самых известных подвигов Георгия Победоносца.

Рассказывают: в одном царстве – государстве поселился в озере огромных змей. Каждый день змей съедал ребёнка одного из жителей царства. Он съел всех маленьких детей и потребовал царскую дочь. И тут на помощь жителям явился всадник на белом коне с копьём в руках и пронзил чудовище. Конь растоптал змея. Этот всадник был Георгий Победоносец.

У Москвы есть и свой гимн.

Прочитайте слова гимна  (Ученики читают их в папке «Москва» в документе Microsoft Word.

Послушайте гимн Москвы. (Ученики слушают).

Далее учащимся предлагается самим исполнить гимн.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие: МОСКВА – СТОЛИЦА НАШЕЙ РОДИНЫ!

Тема Москвы, как бы она не называлась: «Москва – столица нашей Родины», «Мы приехали в Москву», «Я шагаю по Москве» или как-то другому, всегда волновала и волнует и взрослых, и детей.Тема Москвы имеет...

Внеклассное мероприятие в 4 классе по теме:"Москва - столица нашей Родины".

Мероприятие проведено в виде заочной экскурсии по Москве. Сами ребята выступали в роли экскурсоводов.Цель: знакомство детей со столицей России, воспитание уважения к памятникам старины.Здесь ребята уз...

Беседа "Москва - столица нашей Родины".

Беседа о Москве в давние времена с элементами развлечения...

Москва-столица нашей Родины!

Презентация предназначена для урока по окружающему миру на тему:" Путешествие по Москве".В ней много занимательного материала: ребусы и кроссворд....

Презентация занятия-конкурса: "Москва-столица нашей Родины"

Данная презентация призвана расширить знания детей об истории родного города, а также научить находить нужную информацию....

Разработка Урока Окружающего мира в 1 классе на тему: "Москва-столица нашей Родины" (ПНШ)

Данный урок разработан для учебника "Окружающий мир" УМК Перспективная начальная школа. Содержит презентацию для интерактивной доски....

Презентация к уроку окружающего мира "Москва – столица нашей Родины"

Презентация "Москва – столица нашей Родины" предназначена как для уроков окружающего мира, так и для внеклассных мероприятий.Эта презентация поможет учителю познакомить обучающихся с с...