"Жизнь птиц"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Догадина Ирина Анатолиевна

Конспект урока по окружающему миру с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Жизнь птиц29.26 КБ
Файл Жизнь птиц1.1 МБ

Предварительный просмотр:

3.02.15                                                                Жизнь птиц

Цели деятельности педагога:

  1. Создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в зимнем лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва.
  2. Способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Планируемые результаты образования:

Регулятивные: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
контроль и самоконтроль – сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция –вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок;

саморегуляция – осуществлять стабилизацию эмоционального состояния для решения различных задач.

Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса зимующих птиц, устанавливать зависимость способа питания птицы от строения клюва.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – определять цели, функции участников, способы взаимодействия; взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания.

Личностные: самоопределение – осознают необходимость саморазвития; нравственно-этическая ориентация – проявляют уважительное отношение к иному мнению

1. Организационный момент.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку, наличие школьных принадлежностей.

- А сейчас посмотрите друг на друга и улыбкой пожелайте успеха в работе на уроке.

- Садитесь.

2. Актуализация знаний. Проблемная ситуация. Мотивация на изучение нового материала.  

- Отгадайте загадку: Вёрст не считала, 
                                    По дорогам не ездила, 
                                   А за морем бывала.                   (ПТИЦЫ)

Слайд 1

- - Назовите птиц, которых вы видите на экране. (СНЕГИРЬ, ЛЕБЕДЬ, СИНИЦА, СКВОРЕЦ, ЗАРЯНКА (МАЛИНОВКА), ЛАСТОЧКА)

- Можно ли всех названных вами птиц увидеть в природе вместе? (НЕТ)

- Почему?

- Какие из названных вами птиц улетают на юг? (ЛЕБЕДЬ, ЛАСТОЧКА, СКВОРЕЦ, ЗАРЯНКА)

Как называют птиц, которые улетают на юг? (ПЕРЕЛЕТНЫЕ)  Слайд 2

 - Почему эти птицы улетают от нас в теплые страны?

- Каких птиц в это время года можно увидеть у нас?  (СНЕГИРЬ, СИНИЦА…..)

Как называют таких птиц? (ЗИМУЮЩИЕ) Слайд 3

  - А теперь определить тему урока.     (ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ)

- Что вы знаете о жизни птиц? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

- Что или кто может вам помочь в получении новых знаний?  ((учебник, тетрадь, дополнительная информация, учитель, товарищ)

3. Введение нового материала.

Отгадайте загадки о птицах и расскажите о них самое интересное.  

1) Спинкою зеленовата,

 Животиком желтовата

 Чёрненькая шапочка

 И полоска шарфика.  (Синица)          Слайд 4

Меня можно увидеть не только в лесу, но и в парках. Я маленькая, как воробышек. У меня чёрная шапочка, жёлтая грудка, зелёная спинка и острый чёрный клюв. Я охотно поселяюсь в старых хвойных лесах. Зимой питаюсь семенами ели, сосны и других растений. Но больше всего я люблю свежее несолёное сало. Я очень подвижная птица, могу висеть на ветке вниз головой потому, что у меня длинные и острые когти.

- Чем питается синица? (семена растений)

- Прослушивание голоса синицы.  

2) На ветвях, украшенных  снежной бахромой,

 Яблоки румяные  выросли зимой.

 Яблоки по яблоне весело снуют,

 Гусениц мороженых яблоки клюют.    (Снегири)     Слайд 5       

Я – снегирь. Уверен, что вы меня сразу узнали по моей красной грудке. Я частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно моё имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у меня толстый чёрный клюв. Я им вылущиваю семена ягод черёмухи, можжевельника и рябины. Очень люблю я семена ольхи и берёзы. Голос у меня скрипучий: «Жи-ши», но я издаю и мягкие звуки: «Фю-фю», «Фьи-фьи».

- А теперь обратите внимание на клюв снегиря и синички. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена растений? Следовательно, снегирь и синица – птицы …(растительноядные)

- Прослушивание голоса снегиря.  

3) - Послушайте загадку про ещё одну растительноядную птицу. Может быть кто-то знает её название.

- Кто там прыгает, шуршит,            Голоском речистым, чистым –

 Клювом шишки потрошит?          «Кле! Кле! Кле!» –  поёт со свистом.  

(Клест)         Слайд 6

Нас, клестов, называют «северными попугайчиками». Такое прозвище нам дали за то, что как настоящие попугаи, мы отлично лазаем по деревьям. Клюв у нас имеет особую форму: верхняя и нижняя части изогнуты в разные стороны. Мы срываем спелые шишки и клювом достаём из неё семена. Если шишка падает на снег, мы не спускаемся за ней, а срываем новую. Упавшие шишки едят другие лесные звери.

– Скажите ребята, зачем клесту такой необычный клюв? На что он похож?

- Вы правы, клюв у клеста напоминает щипцы. Таким клювом пара пустяков раздвинуть чешуйки шишки и достать семена. И что ещё интересно: клёст вьёт своё гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой.

       

4) - Прослушивание голоса дятла.  

- Ой, ребята, что это за звуки слышны в нашем зимнем лесу? (Дятел)   Слайд 7

Я – большой пёстрый дятел. Про меня говорят «Лучший друг леса», ласково зовут «Тук Тукич». Вся моя жизнь проходит на деревьях, так как пища моя – личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Достаю я их своим длинным тонким языком, который может высовываться изо рта на 10-12 сантиметров. Язык у меня липкий с шипами. Мелкие насекомые прилипают к языку, а большие прямо нанизываются на его конец.

- Обратите внимание на клюв дятла, что удобно делать таким клювом клевать зерно или долбить кору деревьев и хватать насекомых?

- Уточним, чем питается дятел?   (насекомые)

- Значит дятел птица…(насекомоядная)

- Назовите ещё насекомоядных птиц.  (ласточка, стриж, кукушка)

 

5) Прослушивание голоса совы

- Днём спит, ночью летает.

Прохожих пугает.  (Сова)      Слайд 8

Я сова – большая голова. У меня уникальное зрение: я способна увидеть добычу с высоты триста метров. А ещё у меня очень тонкий слух – он играет  главную роль при ловле добычи.

- Обратите внимание ребята, на клюв совы, острый, загнутый вниз, как вы думаете зачем ей такой клюв?

- Да ребята, таким клювом удобно разрывать мясо на куски. Соответственно чем же питается сова?

- Значит, сова птица …(ХИЩНАЯ)

ФИЗМИНУТКА  

  1. Первичное закрепление.

- Расскажите, на какие группы делятся птицы по способу питания. Приведите примеры.

- Где мы можем проверить ту информацию, которую вы рассказали?

Верно ли мы всё представили себе?

- Прочитаем в учебнике на с. 10 вывод.

5. Контроль усвоения знаний путём воспроизведения информации.

- Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью?  

 – Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему?

 – Как люди помогают птицам?

- Поднимите руку, кто сделал кормушку и начал подкармливать птиц?

- Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей, и я знаю, они отблагодарят нас сполна.  

6. Подведение итогов урока.

- Над какой темой мы работали?

- Какие цели ставили? Достигли ли мы поставленных целей?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Птицы

Слайд 2

Перелётные птицы

Слайд 3

Зимующие птицы

Слайд 9

ВСЕМ СПАСИБО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест с макросами "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Данный тест может использоваться на следующем уроке после прохождения темы "Зимняя жизнь птиц и зверей", во время проверки д/з фронтально или индивидуально....

Конспект урока с использованием ИД "Зимняя жизнь птиц и зверей"

Урок помогает учащимся усвоить образ жизни и питания зимующих птиц и знакомит с зимним образом жизни зверей, не впадающих в спячку....

конспект урока по окружающему миру в 1 классе Жизнь птиц зимой"

Подробный конспект урока во 1 классе по программе "Начальная школа 21 века"...

урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц"

Урок окружающего мира в 1 классе, УМК "Начальная школа XXI век". Разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО. На уроке использована технология проблемно-диалогического обучения, мультимедийная п...

Урок окружающего мира "Жизнь птиц зимой"

Урок окружающего мира в 1 классепо теме «Жизнь птиц зимой»(УМК «Перспективная начальная школа»)...

Жизнь птиц зимой (Презентация)

Презентация к уроку окружающего мира в 1 классе по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока" Зимняя жизнь птиц и зверей" УМК "Перспектива" 2 класс

Конспект урока "Зимняя жизнь зверей и птиц" УМК "Перспектива"...