Главные вкладки

    окружающий мир – 4 класс урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    купреев михаил никитович

    imageокружающий мир – 4  класс

    урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"

    image
    Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.


    Задачи: 
    1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России. 
    2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России. 
    3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. 
    Тип урока: комбинированный 
    Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей. 
    Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.

    Структура урока

    1. Организационный момент (1 мин) 
    2. Проверка знаний и умений: (10 мин). 
    Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант. 
    Индивидуальная карточка №1 
    Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры? 
    Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

    Индивидуальная карточка № 2 
    Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. 
    Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

    Индивидуальная карточка № 3 
    Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? 
    Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

    Индивидуальная карточка № 4 
    Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны? 
    Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

    Географический диктант ( работа со слайдом) 
    Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки. 
    Признаки: 
    1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 
    2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 
    3. Средняя температура января достигает до -400С. 
    4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 
    5. Почвы подзолистые. 
    6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 
    7. Мало певчих птиц. 
    8. Деревья более холодоустойчивы 
    9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. 
    10. Древесина- главное богатство этой зоны.

    Ответы: (слайд) 
    Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10 
    Смешанные и широколиственные лес-2,4

    Устный опрос: 
    1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали. 
    2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов. 
    3) Дать характеристику зоне лесостепей.

    3. Изучение нового материала (20-25 мин) 
    Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России». 
    -Ребята, а какие зоны относятся к безлесным? 
    И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь. 
    Давайте вспомним, что называется степью? 
    Найдите, где в России расположена данная зона? 
    Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей. 
    А какие здесь почвы? 
    Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»? 
    Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей. 
    А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква. 
    Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь. 
    Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву. 
    Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы. 
    А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд). 
    Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут. 
    Примерные ответы учащихся: 
    Полупустыни: 
    1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. 
    2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2) 
    3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные. 
    4. Растительность: полынно-злаковая 
    5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. 
    6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

    Пустыни: 
    1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности. 
    2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги. 
    3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы. 
    4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка. 
    5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы. 
    6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях. 
    Делаем записи в тетрадь со слайдов

    Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся) 
    Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

    4) Закрепление: 
    1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон? 
    2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи? 
    3. Почему в степях не растут деревья? 
    4. Каков современный ландшафт степей? 
    5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем? 
    6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?

    5) Домашнее задание: с.94-97, сделать публикацию об одной из природных зон

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okruzhayushchiy_mi7.docx38.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    окружающий мир – 4  классD:\Photo\Мои рисунки\0_STATIC6be7c_13da5972_S.jpeg

    урок 07(56). Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни


    Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.D:\Photo\Мои рисунки\0_STATIC6df65_6c4e93ac_S.jpeg


    Задачи: 
    1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России. 
    2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России. 
    3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. 
    Тип урока: комбинированный 
    Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей. 
    Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.

    Структура урока

    1. Организационный момент (1 мин) 
    2. Проверка знаний и умений: (10 мин). 
    Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант. 
    Индивидуальная карточка №1 
    Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры? 
    Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

    Индивидуальная карточка № 2 
    Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. 
    Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

    Индивидуальная карточка № 3 
    Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? 
    Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

    Индивидуальная карточка № 4 
    Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны? 
    Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

    Географический диктант ( работа со слайдом) 
    Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки. 
    Признаки: 
    1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 
    2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 
    3. Средняя температура января достигает до -400С. 
    4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 
    5. Почвы подзолистые. 
    6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 
    7. Мало певчих птиц. 
    8. Деревья более холодоустойчивы 
    9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. 
    10. Древесина- главное богатство этой зоны.

    Ответы: (слайд) 
    Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10 
    Смешанные и широколиственные лес-2,4

    Устный опрос: 
    1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали. 
    2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов. 
    3) Дать характеристику зоне лесостепей.

    3. Изучение нового материала (20-25 мин) 
    Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России». 
    -Ребята, а какие зоны относятся к безлесным? 
    И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь. 
    Давайте вспомним, что называется степью? 
    Найдите, где в России расположена данная зона? 
    Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей. 
    А какие здесь почвы? 
    Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»? 
    Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей. 
    А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква. 
    Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь. 
    Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву. 
    Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы. 
    А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд). 
    Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут. 
    Примерные ответы учащихся: 
    Полупустыни: 
    1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. 
    2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2) 
    3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные. 
    4. Растительность: полынно-злаковая 
    5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. 
    6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

    Пустыни: 
    1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности. 
    2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги. 
    3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы. 
    4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка. 
    5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы. 
    6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях. 
    Делаем записи в тетрадь со слайдов

    Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся) 
    Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

    4) Закрепление: 
    1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон? 
    2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи? 
    3. Почему в степях не растут деревья? 
    4. Каков современный ландшафт степей? 
    5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем? 
    6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?

    5) Домашнее задание: с.94-97, сделать публикацию об одной из природных зон


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Природные зоны России "Степь"

    Презентация.Природа степей,тундры,на крайнем севере,расстения степей, животный мир, охрана природы,цепи питания....

    Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни

    Цели урока:            Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её о...

    тест по теме "Зона степей. Пустыни."

    тест по окружающему миру на тему "Зона степей. Пустыни" в смарт программе...

    Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга.

    Образовательная система "Начальная школа XXI века". Окружающий мир. 4 класс. Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга....

    Окружающий мир 4 класс Тема: "Зона степей. Дорога, ее элементы и правила поведения на ней"

    Конспект урока по окружающему миру с элементами Азбуки дорожной безопасности....

    Сообщение на тему:"Растения пустынь и полупустынь России".

    Данный материал предназначен  для изучения природных зон в 4 классе....

    тест Природные зоны России Степь 4 класс

    тест Природные зоны России Степь 4 класс...