окружающий мир – 4 класс урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

купреев михаил никитович

imageокружающий мир – 4  класс

урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"

image
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.


Задачи: 
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России. 
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России. 
3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. 
Тип урока: комбинированный 
Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей. 
Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.

Структура урока

1. Организационный момент (1 мин) 
2. Проверка знаний и умений: (10 мин). 
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант. 
Индивидуальная карточка №1 
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры? 
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2 
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. 
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3 
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? 
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4 
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны? 
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

Географический диктант ( работа со слайдом) 
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки. 
Признаки: 
1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 
2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 
3. Средняя температура января достигает до -400С. 
4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 
5. Почвы подзолистые. 
6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 
7. Мало певчих птиц. 
8. Деревья более холодоустойчивы 
9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. 
10. Древесина- главное богатство этой зоны.

Ответы: (слайд) 
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10 
Смешанные и широколиственные лес-2,4

Устный опрос: 
1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали. 
2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов. 
3) Дать характеристику зоне лесостепей.

3. Изучение нового материала (20-25 мин) 
Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России». 
-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным? 
И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь. 
Давайте вспомним, что называется степью? 
Найдите, где в России расположена данная зона? 
Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей. 
А какие здесь почвы? 
Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»? 
Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей. 
А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква. 
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь. 
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву. 
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы. 
А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд). 
Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут. 
Примерные ответы учащихся: 
Полупустыни: 
1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. 
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2) 
3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные. 
4. Растительность: полынно-злаковая 
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. 
6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Пустыни: 
1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности. 
2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги. 
3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы. 
4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка. 
5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы. 
6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях. 
Делаем записи в тетрадь со слайдов

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся) 
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4) Закрепление: 
1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон? 
2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи? 
3. Почему в степях не растут деревья? 
4. Каков современный ландшафт степей? 
5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем? 
6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?

5) Домашнее задание: с.94-97, сделать публикацию об одной из природных зон

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mi7.docx38.54 КБ

Предварительный просмотр:

окружающий мир – 4  классD:\Photo\Мои рисунки\0_STATIC6be7c_13da5972_S.jpeg

урок 07(56). Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни


Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.D:\Photo\Мои рисунки\0_STATIC6df65_6c4e93ac_S.jpeg


Задачи: 
1) Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России. 
2) Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России. 
3) Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации. 
Тип урока: комбинированный 
Методы и приемы: рассказ с элементами беседы, работа с картой и таблицей. 
Средства обучения: карта, карточки, учебник, презентация.

Структура урока

1. Организационный момент (1 мин) 
2. Проверка знаний и умений: (10 мин). 
Учитель: На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания. 4 ученика будут работать по карточкам (5 мин), 3 учеников отвечают устно. Оставшиеся ребята будут писать географический диктант. 
Индивидуальная карточка №1 
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры? 
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.

Индивидуальная карточка № 2 
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги. 
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.

Индивидуальная карточка № 3 
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? 
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.

Индивидуальная карточка № 4 
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны? 
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.

Географический диктант ( работа со слайдом) 
Определите, к какой зоне (тайге или смешанным широколиственным лесам) относятся следующие признаки. 
Признаки: 
1. Эта природная зона занимает самую большую площадь. 
2. природная зона имеет более разнообразный растительный состав. 
3. Средняя температура января достигает до -400С. 
4. Почвы дерново-подзолистые, серые лесные и бурые лесные. 
5. Почвы подзолистые. 
6. В природной зоне деревья образуют один ярус. 
7. Мало певчих птиц. 
8. Деревья более холодоустойчивы 
9. Обитают бурый медведь, лось, белка, бурундук, заяц беляк. 
10. Древесина- главное богатство этой зоны.

Ответы: (слайд) 
Тайга-1,3,5,6,7,8,9,10 
Смешанные и широколиственные лес-2,4

Устный опрос: 
1) Дать характеристику зоне тайги по плану, с которым вы работали. 
2) Дать характеристику зоне смешанных и широколиственных лесов. 
3) Дать характеристику зоне лесостепей.

3. Изучение нового материала (20-25 мин) 
Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России». 
-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным? 
И первая природная зона, с которой мы начнем изучение нашего нового материала - это степь. 
Давайте вспомним, что называется степью? 
Найдите, где в России расположена данная зона? 
Переходим к климату: Ребята обращаемся к параграфу 25 (стр.133) п.1 найдите основные черты климата степей. 
А какие здесь почвы? 
Почему В.В. Докучаев назвал чернозем - «царем почв»? 
Выпишите себе в табличку из текста учебника растительный и животный мир степей. 
А чем человек занимается в этой природной зоне? (ответы учащихся) Правильно, сегодня 80% площади степей распаханы, на них выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква. 
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь. 
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву. 
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы. 
А теперь давайте запишем основные признаки степей в тетрадь (слайд). 
Ребята мы подробно с вами разобрали зону степей. Теперь я вам предлагаю поработать с учебником и самостоятельно сделать характеристику зон полупустынь и пустынь. Первый ряд работает с полупустынями, второй с пустынями, а третий готовит вопросы по пустыням и полупустыням. У вас 5 минут. 
Примерные ответы учащихся: 
Полупустыни: 
1. Географическое положение: север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. 
2. Климат: сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2) 
3. Почвы: каштановые, бурые пустынно-степные. 
4. Растительность: полынно-злаковая 
5. Животный мир: смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. 
6. хозяйственная деятельность: используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение.

Пустыни: 
1. Географическое положение: юг Прикаспийской низменности. 
2. Климат: температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги. 
3. Почвы: сероземы, солончаки и солонцы. 
4. Растительный мир: полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка. 
5. Животный мир: ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы. 
6. Хозяйственная деятельность: пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях. 
Делаем записи в тетрадь со слайдов

Учитель: Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (ответы учащихся) 
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.

4) Закрепление: 
1. Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон? 
2. Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи? 
3. Почему в степях не растут деревья? 
4. Каков современный ландшафт степей? 
5. Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем? 
6. Почему животные степей сайгаки живут стадом?

5) Домашнее задание: с.94-97, сделать публикацию об одной из природных зон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе. УМК «Школа России» Тема: Пустыни

Цели урока:            Сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь.Познакомить с географическим положением зоны пустынь, её о...

тест по теме "Зона степей. Пустыни."

тест по окружающему миру на тему "Зона степей. Пустыни" в смарт программе...

Сообщение на тему:"Растения пустынь и полупустынь России".

Данный материал предназначен  для изучения природных зон в 4 классе....

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природные зоны России. Степи и пустыни»

Тема: «Природные зоны России. Степи и пустыни». Проектная деятельность на уроке....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Пустыни и полупустыни»

Разработка по программе "Школа России". Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Пустыни и полупустыни»....

Природные зоны России. Степь. Окружающий мир 4 класс. УМК Школа России.

Презентация способствует образному восприятию материала....

Конспект урока , окружающий мир , 4 класс "Природные зоны России. Зона Арктических пустынь"

Тема: Природные зоны России. Зона арктических пустынь.Цели: сформировать у обучающихся представление о зоне арктических пустынь. Продолжить работу по созданию комплексного представления о богатстве и ...