Окружающий мир-4 класс урок на тему "Рельеф Африки"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

купреев михаил никитович

Окружающий мир-4 класс урок на тему  "Рельеф Африки"
Цели и задачи:

образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа. Обучать составлению краткой характеристики крупных форм рельефа по плану.  Называть и показывать крупные формы рельефа Африки.

развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.

воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников.

Оборудование урока: физическая карта мира, карта полушарий, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку

Основное содержание. Последовательность изучения рельефа (план). Преобладающие формы рельефа, история их формирования и взаимное расположение. Различия в рельефе между Высокой и Низкой Африкой; причины различий.

Основные представления и понятия. Рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.

Средства обучения.

  • Физическая карта Африки, карта полушарий
  • Атлас: География материков и океанов 7 кл.: Атлас. - М.: Дрофа, 2008.
  • Презентация к уроку

Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт. Проблемное изложение вопроса о формировании рельефа материка.

Содержание  урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами проведем путешествие по материку Африка.

Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.

Тема урока «Рельеф Африки». Целью урока является изучение особенностей рельефа материка, выявить причины этих особенностей.

1. Повторение изученного о рельефе. Устная работа с учителем.

1 устный ответ – 1 балл.

1)Что такое рельеф?
2) Каково деление форм рельефа суши по высоте?

 2. Работа с картами: «Физическая карта Африки», «Карта полушарий»

Практические работы.

1. Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.

Прием характеристики рельефа материка:

1) преобладающая форма рельефа по высоте и их взаимное размещение.
2) преобладающие виды равнин по высоте
3) преобладающие виды гор по высоте

3. Работа с учебником стр. 38 «Великие Африканские вершины».

1. Какая тектоническая структура лежит в основе материка Африка?
2. Какова причина разломов?
3. Как изменится рельеф, а в дальнейшем и площадь Африки?

Вывод: в основе материка лежит древняя Африкано – Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.

4. Описание одной из форм рельефа по плану.

1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?

5. Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три
Легкие прыжки - раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три
Мягкая посадка - раз, два, три.

6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст;

«Физическая карта Африки»

Форма рельефа

Высота средняя и наибольшая

 

 

Эфиопское нагорье

 

 

Наибольшая высота-5895 м.

 

 

Горы Атлас

 

7. Закрепление изученного на уроке материала.

Узнай по описанию:

1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.

2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

3. Выводы по теме урока:

1) Почти весь материк представляет собой древнюю Африкано-Аравийскую платформу - часть расколовшейся Гондваны.

2) Северная и южная части материка развивались по-разному, поэтому их современный рельеф существенно отличается.

3) На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями.  

4) На юге и востоке на щитах располагаются плоскогорья и нагорья. Зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) - глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) – Драконовы горы

4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».

http://festival.1september.ru/articles/525720/img3.jpg

Нагорье Ахаггар

Эфиопское нагорье

Пустыня Сахара

Нагорье Тибести

Восточно-Африканское плоскогорье

Вулкан Камерун

Пустыня калахари

Драконовы горы

Капские горы

 

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

Итог урока. Выставление оценки.

Оценка за работу:

 40 баллов и больше – «5»; 30-40 баллов – «4»; 15-30 баллов – «3»; 15 баллов и меньше – «2». Не огорчайтесь, на следующем уроке у вас будет возможность большего, надо только захотеть.

Домашнее задание

С.38; задание в контурной карте: обозначьте крупные формы рельефа Африки. Укажите границы Великих Восточно-Африканских разломов.

Задание для любознательных: 1.Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. м и более.

2.Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».

Укажи с помощью стрелки (рефлексия)

http://festival.1september.ru/articles/525720/img4.gif

И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mi4.docx93.29 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир-4 класс

урок 07(31).  "Рельеф Африки"

Цели и задачи:

образовательная: изучить особенности рельефа материка, выявить причины этих особенностей. Конкретизировать уже известную закономерность размещения крупных форм рельефа. Обучать составлению краткой характеристики крупных форм рельефа по плану.  Называть и показывать крупные формы рельефа Африки.

развивающая: развитие мыслительной деятельности учащихся при работе с информационными источниками, картографическим материалом; развитие внимания, памяти, воображения.

воспитательная: формировать умение слушать своих одноклассников.

Оборудование урока: физическая карта мира, карта полушарий, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку

Основное содержание. Последовательность изучения рельефа (план). Преобладающие формы рельефа, история их формирования и взаимное расположение. Различия в рельефе между Высокой и Низкой Африкой; причины различий.

Основные представления и понятия. Рельеф, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы, вулкан, нагорье, полезные ископаемые.

Средства обучения.

  • Физическая карта Африки, карта полушарий
  • Атлас: География материков и океанов 7 кл.: Атлас. - М.: Дрофа, 2008.
  • Презентация к уроку

Методы и формы учебной деятельности. Эвристическая беседа на основе анализа и сопоставления карт. Проблемное изложение вопроса о формировании рельефа материка.

Содержание  урока

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы с вами проведем путешествие по материку Африка.

Её омывают два океана,
На ней много рек и разных стран.
Пустыня Сахара раскинулась там,
Сквозь дюны песка идет караван.
Там – горы Атлас, а рядом Алжир.
Из синих озер начинается Нил.
Там Калахари с цветною рекой
Животных напоит своею водой.

Тема урока «Рельеф Африки». Целью урока является изучение особенностей рельефа материка, выявить причины этих особенностей.

1. Повторение изученного о рельефе. Устная работа с учителем.

1 устный ответ – 1 балл.

1)Что такое рельеф?
2) Каково деление форм рельефа суши по высоте?

 2. Работа с картами: «Физическая карта Африки», «Карта полушарий»

Практические работы.

1. Анализ физической карты и сопоставление ее с картой строения земной коры.

Прием характеристики рельефа материка:

1) преобладающая форма рельефа по высоте и их взаимное размещение.
2) преобладающие виды равнин по высоте
3) преобладающие виды гор по высоте

3. Работа с учебником стр. 38 «Великие Африканские вершины».

1. Какая тектоническая структура лежит в основе материка Африка?
2. Какова причина разломов?
3. Как изменится рельеф, а в дальнейшем и площадь Африки?

Вывод: в основе материка лежит древняя Африкано – Аравийская платформа, отсюда и преобладание равнин; меньшую площадь занимают складчатые пояса, следовательно, горы занимают меньшую площадь.

4. Описание одной из форм рельефа по плану.

1) В какой части материка находится форма рельефа?
2) В каком направлении тянется?
3) Каковы приблизительно размеры?
4) Каковы наибольшая высота, преобладающие высоты?
5) Каково происхождение формы рельефа?

5. Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три
Легкие прыжки - раз, два, три
Вот и вся зарядка – раз, два, три
Мягкая посадка - раз, два, три.

6. Практическая работа: « Формы рельефа, их строение и возраст;

«Физическая карта Африки»

Форма рельефа

Высота средняя и наибольшая

 

 

Эфиопское нагорье

 

 

Наибольшая высота-5895 м.

 

 

Горы Атлас

 

7. Закрепление изученного на уроке материала.

Узнай по описанию:

1. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис.

2. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800 метров вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

3. Выводы по теме урока:

1) Почти весь материк представляет собой древнюю Африкано-Аравийскую платформу - часть расколовшейся Гондваны.

2) Северная и южная части материка развивались по-разному, поэтому их современный рельеф существенно отличается.

3) На севере больше зон опусканий, неоднократно заливавшихся морями.  

4) На юге и востоке на щитах располагаются плоскогорья и нагорья. Зона глыбовых разломов. По трещинам происходили вертикальные и горизонтальные перемещения крупных глыб земной коры. Образовались горсты (поднятия) - глыбовые хребты Восточно-Африканского плоскогорья, грабены (опускания) – Драконовы горы

4. Практическая работа у компьютера. По очереди выполнить практическое задание №3 на закрепление названий географических объектов по теме «Рельеф Африки».

http://festival.1september.ru/articles/525720/img3.jpg

Нагорье Ахаггар

Эфиопское нагорье

Пустыня Сахара

Нагорье Тибести

Восточно-Африканское плоскогорье

Вулкан Камерун

Пустыня калахари

Драконовы горы

Капские горы

Подсчитайте баллы: правильный ответ на 1 вопрос – 1 балл.

Итог урока. Выставление оценки.

Оценка за работу:

 40 баллов и больше – «5»; 30-40 баллов – «4»; 15-30 баллов – «3»; 15 баллов и меньше – «2». Не огорчайтесь, на следующем уроке у вас будет возможность большего, надо только захотеть.

Домашнее задание

С.38; задание в контурной карте: обозначьте крупные формы рельефа Африки. Укажите границы Великих Восточно-Африканских разломов.

Задание для любознательных: 1.Средняя высота Африки 650 м над уровнем моря, но есть точки, абсолютная высота которых достигает 4,5 тыс. м и более.

2.Назовите четыре наиболее высокие точки Африки, название которых начинается на букву «К».

Укажи с помощью стрелки (рефлексия)

http://festival.1september.ru/articles/525720/img4.gif

И в заключении хочу сказать,
Что лучше географии предмета не сыскать.
Мир географии огромен,
Стремитесь вы его познать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир 1 класс Урок по теме: "Живая природа.Растения"

Конспект урока в 1 классе. Окружающий мир "Живая природа.Растения" система Л.В.Занкова...

окружающий мир – 4 класс урок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"

окружающий мир – 4  классурок на тему "Безлесные зоны юга России. Степи. Пустыни и полупустыни"Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных ...

окружающий мир- 4 класс урок на тему "Горная система в Антарктиде"

окружающий мир- 4 классурок на тему "  Горная система в Антарктиде"Задачи урока: изучить особенности горной системы Антарктиды, выявить причины этих особенностей;развивать мыслительную деятельнос...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА. Окружающий мир. 3 класс. УМК "Перспектива". Тема урока: "Кладовые земли"

Класс: 3                                          УМК «Перспектива» Авторы учебника: А.А.Плешак...

Урок по окружающему миру 1 класс УМК «Перспектива» Тема «Наш класс в школе»

На уроке формируется представление о классе как о части окружающего мира. Дети знакомятся с образами класса в разные исторические эпохи,узнают, как изменялись со временем принадлежности для письм...

Окружающий мир 1 класс . Урок на тему " Все профессии важны".

Работаем по программе Перспектива. На уроках по окружающему миру пользуемся учебным  комплектом: учебником А. А. Плешакова , М. Ю. Новицкой и рабочими тетрадями. Тема урока " Все профес...

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"

презентация к уроку окружающего мира 3 класс "Школа России" тема урока "Общество"...