Окружающий мир 1 класс . Урок на тему " Все профессии важны".
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Долгушева Анна Юрьевна

Работаем по программе Перспектива. На уроках по окружающему миру пользуемся учебным  комплектом: учебником А. А. Плешакова , М. Ю. Новицкой и рабочими тетрадями. 
Тема урока " Все профессии важны" для 1 класса.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по окружающему миру на тему: « Все профессии важны».
Подготовила: учитель начальных классов Долгушева А. Ю.

Цели:

Образовательные:

•        Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.

•        Способствовать формированию у  учащихся представление о том,
         что любая профессия   важна и нужна.

•        Учить видеть необходимость в определении профессии.

•        Учить ориентироваться в мире профессий.

Развивающие:

•        Содействовать формированию и развитию учебно-информационных
         умений и навыков  младших школьников.

•        Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.

•        Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость
         нового материала.

•        Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.

Воспитывающие:

•        Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся
         осознать ценность совместной деятельности.

•        Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.

•        Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к
          продуктам труда.
            Расширение кругозора учащихся в профессиональной ориентации.

Задачи:

  1. Ознакомление учащихся с профессиями прошлого, настоящего и предполагаемыми профессиями будущего;
    2.привлечь внимание учащихся к проблеме будущего самоопределения,  выбора профессии;

3.расширить представления школьников о профессиях,

4.дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои
  стремления, желания и наклонности.

Участники: Обучающиеся 1- Г класса.

Возраст участников: 7- 8 лет.

Место проведения: МАОУ СОШ № 45 г. Калининграда

Оформление: Тема «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ», эпиграф: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» философ Сенека, картинки.

Музыкальное оформление:

  1. исполнение песни учениками;

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Постановка проблемы. 

Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу с выбором профессии.

Предварительная работа: Формирование групп, подбор материала по теме, составление презентаций, интервью с представителями разных профессий.

Ожидаемые результаты:

  1. участие в различных видах игровой и творческой деятельности;
  2. расширение кругозора о мире профессий,
  3. заинтересованность в развитии своих способностей,
  4. участие в обсуждении и выражение своего отношения к разным профессиям,
  5. возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.

Ход урока

I. Вступление.

1 СЛАЙД

У: Здравствуйте, юристы и экономисты, спортсмены и артисты, врачи и дизайнеры, учёные и защитники Отечества. Не удивляйтесь, что я вас так называю!

Пройдут школьные годы и именно вы встанете за штурвал корабля, построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире торт, или откроете новые планеты. Но чтобы кем-то стать в жизни вам надо вырасти и выучиться. Ведь если не учиться, вот что может получиться: взялся бы неуч дом построить – стена бы завалилась, пошёл бы в моряки – корабль на мель посадил, решил бы стать портным – людей бы насмешил: рукав на спине, воротник на животе. Да…
Оказывается, всему в жизни надо учиться! А школа – начало пути к любой профессии.

чтение стихотворения Дж.Родари « Чем пахнут ремесла» ( презентация)

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой

Мимо столярной

Идешь мастерской –

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Куртка шофера

Пахнет бензином

Блузка рабочего –

Маслом машинным.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате –

Лекарством приятным.

Рыхлой землею,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только бездельник

Не пахнет никак!

- Конечно, каждый человек не должен стать бездельником, а обязан выбрать дело в жизни, профессию.

В прошлый раз был педагогом,

Послезавтра – машинист.

Должен знать он очень много,

Потому что он ….(артист)

- Представьте, что каждый из вас артист. Кто лучше покажет движения? (физминутка…)

Учитель: Руки?

Учитель: Ноги?

Учитель: Локти?

Учитель: Спина?

Дети: на месте

Дети: на месте

Дети: у края

Дети: прямая.


2 СЛАЙД «Итоги опроса детей о профессиях родителей»

Ученики заполняли анкету: «Знаем ли мы профессии своих родителей», оказалось, что 5 человек из 29 не знают как называется профессия мамы или папы. Значит, нам надо больше общаться с родителями, чтобы знать, чем они заняты на работе, чтобы в дальнейшем сделать осознанный выбор.
Работа по учебнику с. 34 – 35.
Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. 

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. Самое главное было вовремя собрать урожай.  Убирали зерновые косами и серпами.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. 

Перед замесом теста муку просеивали через сито. 

Готовое тесто отправляли в печь. 
Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.
Стр. 35 выраз. Чтение стихотворения.
Назовите автора этих замечательных строк.( Иван Алексеевич Бунин).
Что хотел нам передать автор?
Какое настроение нам передано?
- Как вы понимаете  пословицу: Хлеб -  всему голова?

 Работа в группах – собери пословицы.

Сейчас давайте познакомимся с профессиями прошлого.
2. Профессии прошлого.

– Очень давно была профессия – бурлак. Кто такой бурлак?

Бурла́к — наёмный рабочий в России XVI— конца XIX веков, который, идя по берегу (по т. н. бечевнику), тянул при помощи каната речное судно против течения.

Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью. Труд бурлака был крайне тяжёлым. Бурлацкий труд полностью исчез с распространением пароходов. Посмотрите, какая была сложная работа.

10 СЛАЙД «Гончар»

– А вот ещё одна профессия – гончар. Кто такой гончар?

Гончар – ремесленник, кустарь, выделывающий глиняную посуду.

В наше время – это ремесло сохранилось. Вся работа ведётся автоматизированно, т.е. меньше стали работать руками.

11 СЛАЙД «Дворецкий»

Дворецкий – это старший лакей, заведовавший домашним хозяйством и домашней прислугой.

Управляющий князя, ведавший дворцовыми землями, а также крестьянами и дворцовыми слугами (на Руси в 15-16 веках)

12 СЛАЙД «Колесник»

– Посмотрите на следующий слайд. Эта профессия называлась колесник. Коле́сник — ремесленник, изготовлявший колёса, телеги и кареты.

13 СЛАЙД «Крючник»

Наёмный рабочий в России, переносящий тяжести на спине с помощью особого железного крюка

(отсюда и название)

Профессия, которой уже не существует, это – стрелочник на железной дороге. Потому что сейчас стрелки на дорогах переводятся автоматически.

Профессия, которой сейчас не существует – это извозчик, так как сейчас люди передвигаются на поездах, автобусах, машинах, самолётах. А извозчик, это человек, который управляет лошадьми. А на лошадях люди сейчас почти не передвигаются.

Купец – этой профессии уже не существует. Купцов в наше время называют предпринимателями.

14 СЛАЙД «Ямщик»

Профессии ямщика также не существует, так как отпала в них надобность. Ямщик – это кучер, который правил лошадьми. Люди сейчас не передвигаются на лошадях, так как появились другие средства передвижения: машины, автобусы самолеты, поезда и т.д.

Прачка, это женщина, которая раньше стирала белье. Сейчас все стирают свои вещи в стиральных машинах, в машинах-автоматах.

Профессия трубочист. Раньше были специальные люди, которые щетками чистили трубы, камины вручную. Сейчас, правда, есть люди, которые чистят трубы, но автоматически. И они, наверное, называются по-другому.

– Что объединяет профессии прошлого? Мы сделали вывод, что они требовали больших физических усилий и исчезли, когда появились машины, заменяющие человеческий труд.

Я читаю вам начало предложения, вы продолжаете

Трактор водит…(тракторист)

Электричку…(машинист)

Стены выкрасит…(маляр)

Доску выстругал…(столяр)

В доме свет провел…(монтер)

В шахте трудится…(шахтер)

В жаркой кузнеце…(кузнец)

Кто все знает – молодец!!!!!

III. 
Профессии настоящего.

15 СЛАЙД «Настоящее»

Сценка

Автор:  Однажды, ученики 1 класса  мечтали о том, кем они станут,
             когда вырастут.
1:  - Я буду
врачом, - сказала Таня, - ведь врач - самая главная профессия,
       потому что он лечит людей.
2:  - А я буду
строителем - ведь строитель главнее врача, потому что он
       строит больницы.
3:  - Нет, наверное,
повар главнее строителя. Ведь если повар не приготовит
      обед, то строитель не сможет работать - сказала Таня.
4.  - Значит главнее повара
продавец, если он не продаст продукты, то повар
       не сможет приготовить обед - подумав, заметил Ваня.
5:   - А что будет, если продавец заболеет и не сможет продавать продукты?
( 4) - Его вылечит врач - уверенно сказал Ваня.
( 3 )- Так кто же тогда главнее? - растерянно спросила Таня.
Автор:  Загадку разрешила мама, вернувшись с работы.
Мама: - Нет такой профессии, которую можно назвать самой главной. Все профессии одинаково важны, потому что... (ответы детей: они приносят пользу.)
Мы провели опрос родителей: «Кем работают?», и нравится ли им своя профессия.

Выяснили, что у наших родителей разнообразные профессии. Среди них есть продавцы, учителя, воспитатели, бухгалтеры, строители, врачи и медсёстры , повара, полицейские, водители и домохозяйки.

На второй вопрос – нравится ли им своя профессия, нам ответили: нравится – 34 человека, не нравится – 6 человек.

Значит выбирая свою профессию, нам надо всё о ней знать.


А сейчас откройте рабочие тетради на стр. 28.
Внимательно рассмотрите и  скажите, что обозначает знак на полях. – задание повышенной сложности.
- В чем заключается сложность задания?
( Ответы детей).
- Потому что у  каждой профессии есть определенные качества.

Прежде, чем мы заполним тетрадь предлагаю потренироваться на раздаточном материале.

Загадки

Работа у доски и в группах
. – собери пословицу.

 «Угадайка»

     - Я называю вам профессию, а вы попробуйте отгадать, чем занимается этот человек.

  • Кинолог (человек, который занимается изучением и разведением собак)
  • Ювелир ( мастер по изготовлению и ремонту драгоценностей)
  • Эколог ( специалист, следящий за состоянием природной среды ( водоемов, воздуха, лесов, почвы), за растительным и животным миром нашей природы)
  • Космонавт ( специалист по исследованию космического пространства)
  • Волшебник

- Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необычной красоты.

- Итак: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

( стр. 28- 29 работа в тетради), задание 2. Напишите, кем бы вы хотели стать.

У каждой группы на партах  лежат    кроссворды с заданиями.
 1. Он машиной управляет,
     Никогда не забывает:
     Это — тормоз, это — газ,
     Отвезёт он в школу нас.
2.
Он в огонь и дым угарный! Дети, это кто- ?
3.
Он руками машет плавно,
     Слышит каждый инструмент.
      Он в оркестре самый главный,
      Он в оркестре - президент!
4. Наведёт стеклянный глаз, 

   Щёлкнет раз — и помним вас. 
5. Кто пасет овец и коз,

    Там, где луг травой зарос.
6. Ночью, в полдень, на рассвете 

    Службу он несёт в секрете. 
    На тропе, на берегу, 
    Преграждая путь врагу.
Кто, ребята, на границе
Нашу землю стережет,
Чтоб работать и учиться
Мог спокойно наш народ?

7.
 Кирпичи кладет он в ряд,

Строит школу для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит...
8. Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты,  винегреты,
Все завтраки, обеды?
9. Не печёт он пироги,

    Пироги печёт пирожник.

    Он тачает сапоги-

    Потому, что он ?..
10. «Откройте ротик

      и скажите громко  -  а-а-а! 

      Не болит ли голова?»

      Кто заботливый и добрый?

  Ну конечно, это - ? ... 
11.  Громко прозвенел звонок,

   В классе начался урок.

  Знает школьник и родитель —

       Проведет урок... 
12. Папа у меня - герой!

Ходит в форме, с кобурой!

Посреди ночного мрака

Где-то кража или драка?

Сразу по "02" звоните,

Папу моего зовите!

Весёлая работа,
Завидно от души!
Свисти, когда охота,
И палочкой маши.

13. Человек сидит в ракете.
        Смело в небо он летит,
        И на нас в своем скафандре
        Он из космоса глядит.
- Итак: «Профессия – это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

( Проверка на доске – самоанализ). В парах, у кого верно- взялись за руки и подняли вверх.

Музыкальная минутка.
( стр. 28- 29 работа в тетради).

( резерв)       IV. Профессии будущего.

29 СЛАЙД «Будущее» 

А теперь давайте перенесемся из настоящего в будущее, т.к вам предстоит работать в будущем, и узнаем, какие же профессии будут востребованы в ближайшем будущем.

30 СЛАЙД «Ландшафтный.дизайнер»

– Ландшафтный дизайнер — специалист по озеленению и благоустройству разнообразных садово-парковых территорий.Сфера деятельности: благоустройство и озеленение приусадебных территорий.

31 СЛАЙД «Инжен. спец»

– По прогнозам специалистов на лидирующие позиции выйдут инженерные специальности, связанные с промышленным производством. Западный капитал еще только делает первые шаги по вхождению на российский рынок и присутствует в основном только в столицах и городах-миллионщиках, но уже сейчас возникает острая нехватка профессиональных инженеров, технических специалистов и руководителей среднего звена на производстве.

32 СЛАЙД «Компьютер»

– В современном мире все большее значение приобретает имидж фирмы, и сайт – не что иное, как показатель уровня и надежности организации. Как следствие, веб-дизайнер – одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий. Многие компании готовы заплатить немалые деньги, лишь бы на них обратили внимание пользователи Интернета.

33 СЛАЙД «Нанотехнологии»

Нанотехнологии – это технологии, основанные на работе с молекулами и атомами. Нанотехнологии – это огромная сфера, которую можно разделить на три части: производство микросхем, роботов, а также инженерия на атомном уровне.

Уже ясно, что нанотехнологии охватят все сферы: машиностроение, космические технологии, пищевую промышленность, медицину и т.д.

Считается, что страну, добившуюся прорыва в развитии нанотехнологий, ждет мировое лидерство.

35 СЛАЙД «Медицина»

– Медицина успешно использует достижения в области электроники, биотехнологий, которые сегодня только еще создаются, исследуются, а через 10 лет, наверняка, войдут в практику, станут привычным в медицине делом. Но также понятно и то, что и через десятилетие это будут еще очень дорогие технологии. Начнется активная работа, чтобы сделать их доступными для многих. И здесь понадобятся соответствующие специалисты.

У: Мы думаем, что сегодня вы узнали много нового о профессиях прошлого, настоящего и будущего.

Сегодня мы говорили о профессиях, которые нам мало знакомы. А сейчас проверим, как вы знаете профессии своих родителей.

VII Подведение итогов урока.

(читает учитель)

У: Сегодня во время урока  вы все хорошо работали. Мы много говорили о профессиях и о тех качествах, которые вам помогут овладеть своей профессией. Кем быть вы решите в старших классах, а каким быть вы должны решить уже сейчас. Это и будет ключом, который поможет вам открыть дверь в будущую профессию.
(На доске: 
Кем быть? Перевернуть – Каким быть? Под ними картинки с профессиями. Профессии перевернуть, а там 3 машины времени с прикреплёнными к ним звёздочками с написанными качествами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегригованный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все профессии важны. Постройки и фантазии" 2 класс

Интегрированный урок по окружающему миру и технологии по теме "Все професси важны. Постройки и фантазии" . 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Все профессии важны" 2 класс

Конспект урока окружающего мира на тему "Все профессии важны"Планируемые результаты:-понимать учебную задачу урока;-называть составные части экономики;-определять профессии людей по фотографиям и опис...

Урок окружающий мир 2 класс . Тема: Все профессии важны"

На уроке дети продолжают знакомство с профессиями.  Используются дидактические игры:  "Отгадай профессию по описанию",  "Отгадай сказочную профессию",  "Подбери необходимые инструм...

Урок окружающий мир 2 класс . Тема: Все профессии важны"

На уроке дети продолжают знакомство с профессиями.  Используются дидактические игры:  "Отгадай профессию по описанию",  "Отгадай сказочную профессию",  "Подбери необходимые инструм...

Окружающий мир во 2 классе. ТЕМА. ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ. ПРОЕКТ «ПРОФЕССИИ»

Технологическая карта урока по окружающему миру...

конспект урока по теме: Все профессии важны

Тема урока: Все профессии важны. Цель: формировать у учащихся представление о многообразии профессий и их взаимосвязи....