Урок окружающего мира в классе комлекте.2кл тема"И вода".4 класс .тема"Тундра"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Давыденко Резида Вазиховна

Урок содержиттопыты для 2класса.Творческую работу в 4 классе.Где ребята делятся на группы.Игровой момент:представить свое интервью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в классе –комплекте 2кл-тема «И вода»4кл-тема «Тундра»

2класс, урок окружающего мира

4класс , урок окружающего мира

Тема урока: «Про воду»

Цели урока: познакомить учеников с богатством природы – водой, ее некоторыми свойствами; -познакомить со значением воды в жизни человека; -расширять знания o формах существования воды в природе.

Задачи:
Образовательные: знакомство учащихся с богатством природы – водой; формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии; расширение кругозора детей;


Развивающие:  развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся; совершенствование мыслительных операций: анализа, обобщения, сопоставления; развитие психических процессов: памяти, мышления, воображения, внимания, восприятия.


Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем.

Тема : «Тундра»

Цели урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры;.

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека.

Развивающие:

развивать критическое мышление, мировоззренческие основы личности, познавательные интересы, умение самостоятельно приобретать знания и применять их на практике; умение давать оценку выступлениям и высказываниям одноклассников, уметь аргументировать  свою точку зрения.

Воспитательные:

-воспитание аккуратности;

-воспитание заботливого отношения к товарищам;

-воспитание адекватной самооценки;

-воспитание коммуникативности;

-воспитание интереса к предмету.

1.Проверка домашнего задания

1.Проверка домашнего задания

1.Самостоятельная работа

Актуализация знаний. Тест «Арктика». 

 Постановка учебной задачи

Учебная задача для класса:

 -изучить зону тундры.

Проблема для группы географов:

- Какие климатические условия влияют на все живое?

Проблема для группы ботаников:

- Как карликовая берёза и другие растения  приспособились расти в тундре?

Проблема для группы зоологов:

- Как животные тундры приспособились к суровым условиям?

Проблема для группы социологов:

-Как зависит деятельность людей от климатических условий?

  - Какими источниками информации будете пользоваться, чтобы решить поставленные проблемы? (учебник «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы»)

1.Географы.

Изучают климатические условия данной природной зоны.

2.Ботаники.

Изучают растения тундры и  их приспособленность к  природным условиям.

3.Зоологи.

Изучают животных тундры  их приспособленность к  природным условиям

4.Социологи.

Изучают занятия коренного населения, экологические проблемы тундры.

Актуализация знаний.

О чём мы говорили на прошлом уроке?

-Какое значение имеет воздух для растений, для животных, человека?

Продолжите мои высказывания:

-“Воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, если… (помахать на себя руками)

-Воздух это (смесь газов)

-Воздух в основном состоит из (углекислого газа, азота ,кислорода)

-Самый важный газ воздуха, который необходим человеку для дыхания? 

 -Человек вдыхает… (кислород), а выдыхает … (углекислый газ) 

-Растения выделяют….(кислород), а поглощают ….( углекислый газ).

 -Чтобы в нашей комнате был чистый свежий воздух, с большим количеством кислорода, что  необходимо делать?

Чтоб здоровье было в норме  

Надо воздух освежать.  

И проветривать   почаще,

Надо воздух освежать .

Мотивация учебной деятельности

- А сегодня мы познакомимся еще с одним веществом, без которого не обойтись никому. Отгадайте загадку.

Я и туча, и туман, и ручей, и океан,

И летаю, и бегу, и стеклянной быть могу!

-Догадались, о чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «И про воду»

-Предположите, какие учебные задачи поставим перед собой.

-Прочитайте задачи урока в учебнике.

-Как вы понимаете, что такое вода?

А хотите узнать ещё больше о воде? Что бы вам хотелось узнать?

Прежде чем начнём говорить о воде, ответьте на вопросы таблицы «Верите ли вы?»

Работа в парах.

Приём «Верите ли вы?»

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Вода может принимать форму любого сосуда.

2

Вода может быть только в жидком состоянии.

3

Вода является растворителем.

4

Вода не имеет цвета и запаха.

5

При нагревании вода испаряется

 

-Давайте проверим ваши ответы.  А для этого проведем опыты.

  • Работа по теме урока.

 Исследовательская работа.

План работы нашего исследования (на доске).

  1.  Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.
  2.  Наблюдение за распространением воды в природе.
  3. Значение воды для растений, животных и человека.
  4.  Обсуждение проблемы загрязнения и охраны воды.

Начинаем работу по первому вопросу нашего исследования.

1.Изучение вопроса о свойствах воды и ее превращениях.

I опыт

-Вы, наверное, догадались, что у вас в стакане?  ( Вода. Воду можно перелить в банку и обратно)

 -Почему? (Она текучая)

-Какой сделаем вывод?

Вывод: Вода – жидкость, она принимает форму любого сосуда.

II опыт

Имеет ли вода вкус?

– Налейте воду в стакан, попробуйте, понюхайте. Что вы заметили? (Вода без вкуса и запаха.)

– Положите в стакан с водой ложку. Через стакан можно ее увидеть? Какое свойство помогло вам в этом?(Прозрачность)

– Сравните воду с полоской белого, синего, желтого цвета. Что можно сказать: вода… (бесцветна)

Вы налили чай, положили сахар, размешали его. Теперь чай сладкий. Благодаря какому свойству? (Вода -растворитель.)

Добавьте в стакан ложку сахара, размешайте, попробуйте. Что можете сказать?

-Какой сделаем вывод?

Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха, она прозрачная, бесцветная и является растворителем некоторых веществ.

III опыт.

-Всегда ли она жидкая? Если нальем воду в блюдце и поставим в морозилку. что произойдет?

Мы вчера налили воду в формочки и вынесли на улицу. И вот, что получилось. (Показываю результат)

- Какой сделаем вывод?  (Вода, если её заморозить, превращается в лёд. Лед – это вода в твердом состоянии.)

еред уроком вы помыли доску мокрой тряпочкой. Куда делась вода? (Она испарилась.)

- Испарилась- это значит  превратилась в пар, это и есть газообразное состояние – крохотные капельки, такие маленькие, что их не видно. Вода – это газ, пар.

-Сделаем вывод: в каких трёх состояниях может находиться вода в природе?

Вывод: вода в природе может находиться в трех состояниях: жидком, твердом, и газообразном.

-Ответьте на вопросы таблицы ещё раз. Кто ответил на вопросы правильно? Молодцы! Ваши предположения оказались верными.

 

ФИЗМИНУТКА

К речке быстрой мы спустились, (Шагаем на месте.)
Наклонились и умылись. (Наклоны вперед, руки на поясе.)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руками.)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс. (Круги двумя руками вперед.)
Одной, другой — это кроль. (Круги руками вперед поочередно.)
Все, как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте.)
Вышли на берег крутой (Шагаем на месте.)


Продолжение работы по теме урока.

- Вода в природе в жидком состоянии – это море, река…  Продолжите. (Океан, лужа, ручей, родник, дождь)

- Вода в природе в твердом состоянии – это…(

-Вода в природе в газообразном состоянии – это…

Если дети что-то не назовут, то учитель загадывает загадки:

  • Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (Дождь. )
  • Зимой на земле лежал, весной в реку убежал. (Снег. )
  • Похож я с виду на горох,
    Где я пройду – переполох. (Град. )
  • И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

  • Молоко над речкой плыло,
    Ничего не видно было,
    Растворилось молоко,
    Стало видно далеко. (Туман)
  • Белая простыня
    По небу плыла. (Облако)

 Давайте перейдем к третьему вопросу.

3. Значение воды для растений, животных и человека.

-Как называется модель Земного шара? (глобус) Слайд№6

-Рассмотрите глобус, какого цвета больше на нашей планете, какой кажется земля?  (Голубой.)

 -А почему? (Это вода). Слайд №7

-Действительно, голубой цвет – это вода.  Поэтому, мы можем сделать вывод, что воды на земном шаре очень много. Это все моря и океаны на нашей планете. Но кроме этого, и участки суши пронизаны множеством голубых нитей. Это большие реки и маленькие речушки. Можно увидеть моря и озера — это все водные запасы Земли. Но в морях и океанах вода какая? (Соленая). А человеку необходима пресная вода, которая содержится в реках и озерах. А ее не так и много. Слайд№8

Работа с учебником с.60

- Где мы используем воду? 

 -С помощью рисунков расскажи, какое значение вода имеет для растений, животных и человека.  (Ответы детей)

-Вспомните, где и как вы используете воду. Расскажите об этом. (Ответы детей. ) Слайд№9  

-Животные и растения так же не могут жить без воды. А для некоторых из них вода является домом. Например: для рыб, дельфинов. Если бы не было воды, не было бы ничего живого.

-Значит, вода – это… ( Вода – это жизнь)

-Зачем мы должны мыться, закаляться? ( Чтобы быть здоровым)

-Значит вода – это здоровье.

-По рекам, океанам ходят лодки и корабли. На реках строят гидроэлектростанции. Где получают электричество. Вода – друг и помощник человека. Она удобная дорога.  Вывод: вода – это жизнь, здоровье, помощник человека.

Переходим к четвертому вопросу нашего исследования.

4. Проблема загрязнения и охраны воды.

Работа по учебнику, с. 61

-Рассмотрите фотографию и схему на с. 61. Объясните,  почему загрязняется вода. (Ответы детей) Слайд №10

-Как защитить воду от загрязнения?  ( Не сбрасывать мусор в водоемы. По возможности очищать берега близлежащих рек, озер)

-Помните, что запасы пресной воды на земле невелики, мы должны расходовать воду дома экономно. А что значит “экономно”?

 (ответы детей)

-А что вы делаете для того, чтобы не расходовать воду напрасно? (ответы детей)

Вывод:  всему живому необходима чистая вода. Загрязняется она потому, что в нее попадают вредные вещества  с заводов и фабрик. Поэтому на предприятиях необходимо строить очистные сооружения. Воду нужно использовать бережно, не тратить ее напрасно, не забывать вовремя закрывать кран.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА с рабочим листом. Нарисовать рисунок «Красота воды»

Графический диктант.

Учитель читает предложения. Если высказывание верное, учащиеся ставят знак «+». Если высказывание неверное, ставят знак «–».

Учитель. 1Природная зона арктических пустынь расположена на островах Тихого океана.

2Территория Арктики не имеет коренного населения.

3В Арктике для растений и животных сложились суровые условия.

4В ледяной зоне растут кедры, березы, черемуха.

5В Арктике обитают белые медведи, моржи, тюлени.

6Арктический заповедник расположен на острове Врангеля.

7Большое скопление птиц на скалах называют «птичьи рынки».

О т в е т ы: 1– 2+ 3 +4 – 5 +6+ 7 – .Покажите природную зону- Арктику на карте.

Сегодня мы работаем со следующей природной зоной . как она называется.

слушаем наши экспертные группы

Вывод группы географов:

- Арктика и тундра находятся на севере нашей страны. Суровая и длинная зима. Температура  зимой опускается до -50-60 градусов. Круглый год дуют сильные холодные ветры. Полярная ночь длится несколько месяцев. Лето короткое, прохладное.

Вывод группы ботаников:

-Растения тундры низкорослые, многие стелются по земле, корни маленькие и находятся близко к поверхности земли. Причины: короткое прохладное лето, почва оттаивает на небольшую глубину, ниже находится вечная мерзлота.

Вывод группы зоологов:

- Летом в тундре много воды. В воде развиваются личинки комаров, мошек. Они являются пищей для водоплавающих  птиц. Многие животные имеют белую окраску, плотное оперение. Это их спасает зимой от гибели.

Вывод группы социологов:

- В тундре люди занимаются рыболовством, разведением оленей. Но тундра богата полезными ископаемыми. Добыча  нефти, газа, каменного угля приводит к снижению численности животных. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения гибнут.  Люди занимаются браконьерством.

Составим схему цепи питания, характерную для тундры. (Лемминг —> песец —> волк.)

 вывод

Вот, что о воде сказал писатель Антуан де Сент-Экзюпери:

 

«Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете».

 

-Почему писатель считает, что вода самое большое богатство на свете?

 вывод

Почему растительный и животный мир тундры богаче, чем в зоне арктических пустынь?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Свойства воды"

Дидактическая цель:создать условия для усвоения и первичного закрепления знаний по теме «Свойства воды».Задачи урока: познакомить учащихся с некоторыми свойствами воды в процессе опытов и практической...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Огонь, вода и газ"

Урок окружающего мира  с презентацией по теме"Огонь, вода и газ" может быть использован на уроках обж в начальной школе....

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Берегите воду".

Урок окружающего мира в 3 классе на тему "Берегите воду"....

Презентация к уроку окружающего мира для 4 класса по теме "Свойства воды"

Качественная презентация к уроку окружающего мира для 4 класса по теме "Свойства воды" по учебнику Вахрушева. Сюда не загружается больше 3Мгб, поэтому пишите свой электронный адрес, а я вам вышлю полн...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Свойства воды. Значение воды в жизни человека.

Практическая работа с использованием электронных микроскопов....

Урок окружающего мира в 4-м классе с использованием кейс-технологии на тему "Тундра"

Данный урок способствует сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятель...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему:"Вода как вещество. Свойства воды" 3 класс УМК: "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о воде как веществе и ее свойствах.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить об...