урок "Откуда берутся снег и лед" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

урок по окружающему миру  "Откуда берутся снег и лёд" по программе Школа России 1 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_berutsya_sneg_i_lyod_vorobeva_m.l.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Откуда берутся снег и лед?»

Место занятия в учебном процессе: раздел «Как, откуда и куда?»

Цель урока:  организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению по теме: «Откуда берутся снег и лед?».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: частично-поисковый.

Технология: технология деятельностного метода обучения, элементы технологии учебного исследования.

Формы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Планируемые результаты.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием;

- ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать индивидуально;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

Оборудование и средства обучения:

  1. Компьютер, медиапроектор, экран.
  2. Презентация к занятию.
  3. Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков.  – М.: Просвещение, 2011.
  4. Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, -  М.: Просвещение, 2011.
  5. Цветные карандаши.
  6. Оборудование для опытов: снег и лёд в стаканчиках, стаканчики с водой, ложечки, деревянные палочки, цветной и белый картон, молоток (для учителя), салфетки для рук.

I Самоопределение к деятельности (организационный момент).

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне;

создание  благоприятной обстановки

.Долгожданный дан звонок.

  Начинается урок

  Постарайтесь всё понять,

  Много нового узнать!

- Наш девиз: Я хочу много знать!

- Сегодня на уроке будем продолжать учиться работать парами и коллективно, в группе.

- Глазки ваши пусть не просто смотрят, а всё видят и замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а всё слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперёд ума.

- Я желаю вам удачи и новых открытий!

Планируемые результаты.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Метапредметные:

Коммуникативные:

- организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

II этап.

 Постановка учебной задачи. Актуализация субъектного опыта обучающихся.

Цель:

-повторить изученный материал, необходимый для «открытия нового знания»,  и  выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого учащегося;

-обеспечить готовность учащихся к активной познавательной деятельности на уроке;

- актуализировать имеющие знания о времени года – зиме, его признаках;

- обеспечить мотивацию изучения нового материала обучающихся к изучаемой теме.

Учитель:

Проводит подводящий диалог с целью актуализации знаний.

Слайд 1

- Посмотрите на экран на иллюстрации.

-Каким одним словом можно  объединить  эти  иллюстрации? (зима)

-Почему? По каким признакам вы определили, что на рисунке изображена зима?

- Назовите главные условия, из-за которых происходит смена времен года, т.е  наступление зимы ( Солнце стало ниже над горизонтом, похолодание -стали низкие температуры воздуха, изменились осадки)

Оцените ответ

Игра

-А сейчас проверим, знаете ли вы зимние месяцы. Вы читаете название месяца  и сигнализируете светофором.(зеленый да, желтый –нет)

Итог:

- Назовите зимние месяцы.

-  Как вы понимаете пословицу. «Декабрь зиму начинает, а год кончает»

Слайд  2

-Дальше вы  будете работать в парах

- А сейчас откройте конверты, достаньте карточки с буквами и попробуйте составить в своей паре  зимние слова. Чья пара будет готова, поднимет ответ.

- Какие слова у вас получились?  (снег и лед)

- Кто  скажет тему нашего урока? ( Дети формулируют тему урока, а затем учитель обращает внимание на слайд)

- Сегодня у нас урок - лаборатории. Мы, как настоящие ученые, будем выдвигать гипотезы, т.е. предположения, доказывать или опровергать их, проводить опыты, делать выводы. Благодаря этой работе, мы с вами узнаем много нового и интересного.

Планируемые  результаты.

Личностные:

-  Проявление интереса к поставленной проблеме.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умение планировать деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные:

- вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью.

Предметные:

- узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда; научатся отличать снег ото льда по их свойствам.

III Открытие нового знания

Цель:

- по возможности включить детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково;

- обеспечить восприятие и осознание учебного материала, содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определенному выводу

2 Выдвижение гипотезы

- Знаете ли вы, что такое снег и что такое лёд?

-  Откуда берутся снег и лед? (из воды)

- А как вы думаете ? Наводящий вопрос :  Снег и лед , это одно и тоже?  (дети выдвигают свои гипотезы: снег и лёд – это не одно и то же)

- Это наша гипотеза, т.е. предположение. Теперь мы попробуем её доказать или опровергнуть.

 2. Практическая работа.

- Работать вы будете в парах, поэтому вспомните, что для успешной работы? ( нужно уметь договариваться с товарищем, слушать друг друга, распределять работу между собой, и, конечно же быть очень внимательными.)

- Откройте учебник на с. 48 и определите цель наших опытов.

(Изучим свойства снега и льда)

- Работать будем по плану: называем предметы оборудования, выполняем опыт, формулируем вывод, одна из команд озвучивает его, а остальные сигналами оценивают (зелёный – согласны, красный – нет). Вывод записан под рисунком, его только нужно закончить с помощью слов-помощников. Слова-помощники записаны внизу страницы и на карточках.

Слайд 3

Опыт 1

- Что нам нужно для опыта?

- Сейчас насыпьте в стаканчик с водой снег, а в другой положите кусочек льда и пока отставим их в сторонку на некоторое время.

- А сами  займемся вторым опытом.

- Попробуйте в снегу сделать ямку.

- А теперь попробуйте в кусочке льда сделать ямку.

- Что заметили?

- А теперь я попробую ударить по льду молотком.

- Что вы заметили?

Слайд 4

- Закончите вывод, подставив слово-помощник.

- Проверяем. Вывод формулирует 1 пара,  а остальные оценивают.

- Соедините в тетради эти свойства, а один ученик на доске

Слайд 5,6,7

Какая беда может случиться, если лёд тонкий?

Вывод:  тонкий лёд очень хрупкий, поэтому нельзя кататься по первому, ещё слабому льду. Толщина льда должна быть не менее 7 см ( вот такая!)

-Я ВАМ РАЗАДАЛА ПАМЯТКИ КАК ПРАВИЛЬНО ВЕСТИ СЕБЯ НА льду . Дома вместе с родителями разберете их.

Слайд 8

Опыт 3

- Что нужно для третьего опыта?

- Сравните цвет снега и льда с листами картона и закончите вывод.

- Формулируют вывод

Слайд 9

Опыт 4

- Что необходимо для этого опыта?

- Можно ли что-либо разглядеть через снег?

- А через лёд?

- Какой вывод можно сделать, скажет нам 3 пара

Слайд 10

Вернемся к первому опыту.

- Что происходит с ними?

- Закончите вывод с помощью слова-помощника.

- Вывод формулирует

Слад 11

3. Физкультминутка.  

Планируемые результаты:

Личностные:

- эмоционально-ценностное отношение.

Метапредметные:

Регулятивные:

-организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально;

- умение осознано использовать речевые и графические средства для представления результата;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

IV  Первичное закрепление новых знаний и способов деятельности. 

Цель:

- обеспечить проговаривание обучающимися нового знания и способов деятельности, повышение уровня осмысления изученного материала.

- организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;

- стимулировать интерес обучающихся  к выполнению заданий.

  1. Работа в Рабочей тетради. (Идет параллельно с проведением опытов)

- Какова была наша гипотеза? Что мы предположили?

- А к какому выводу мы пришли?

- А теперь давайте ещё раз повторим, что мы узнали про снег и лёд на нашем уроке. Откроем тетради на с. 46, задание 2.

- Прочитаем задание.

- Что записано в столбиках?

-Нужно определить какие из них принадлежат льду, а какие снегу. Соедините стрелками.

- Проверим.

 На доске появляется запись

Снег                                 Лед

     Белый                              Бесцветный

Непрозрачный                Прозрачный

Рыхлый                            Хрупкий

      Тает, превращается в воду.

  1. Работа по электр.носителю

Итог

- Назовите свойства снега. (1 человек  отвечает, остальные оценивают.)

- Свойства льда. (называет 2 человек)

- А теперь вспомните, какова была цель наших опытов?

(Изучить свойства снега и льда, доказать или опровергнуть нашу гипотезу.)

Таким образом, мы опровергли гипотезу, что снег и лед – это не одно и то же. Хотя у них разные свойства, снег и лед – это замерзшая вода.

показ фильма

2. Работа с учебником.

- А теперь найдите вывод в учебнике (чтение вывода на с. 69)

 

Планируемые  результаты:

Личностные:

- ответственное отношение к выполнению заданий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- умения вести самостоятельный отбор информации;

- умение выполнять учебное действие.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- умение работать индивидуально.

Предметные:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

V Включение нового

знания в систему знаний

и повторение.

Цель:

 включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее

  1. Беседа о снеге и льде в природе.
  1.  Отгадывание загадок

       

1 загадка: Зима на крыши серые

                  Бросает семена -

                  Растит морковки белые

                  Под крышами она. (сосульки)

Картинка на доску

- А бывают ли сосульки опасными? (да. Особенно  весной)

- А что такое сосулька ? ( это лед)

- Как в домашних условиях воду превратить в лёд?

- Где в природе вы видели лёд? (На реке, в луже, сосульки, гололёд, иней, узор на окнах).

Слайд

- А ещё бывают ледники и айсберги. Давайте посмотрим на слайде.

- Поскольку лёд твёрдый, из него можно делать разные фигурки. Проводятся даже чемпионаты мира по изготовлению ледяных фигур.

- А вы что делаете изо льда? ( горки)

2 загадка    С неба звезды падают,

                   Лягут на поля.

                   Пусть под ними скроется

                   Черная земля.

                   Много-много звездочек,

                   Тонких, как стекло;

                   Звездочки холодные,

                   А земле тепло!  (снежинки)

Картинка  на доску

- Рассмотрите снежинки  

- Все ли снежинки одинаковые?  (нет)

 - А что же общего (одинаковое) у всех снежинок? ( 6 лучей)

2. Задание по электронному носителю .

- Найдите половинку от снежинки.

-  А что такое снежинка ? (снег)

Слайд

Лепят различные фигуры и из снега. Рассмотрите снежные фигуры.

- А вы что делаете из снега? (снеговиков, крепости)

- Ребята, а  вы снег и лед любите? Почему?

Планируемые результаты.

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и  со сверстниками;

- работать в группе;

- допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

        Создание ситуации успеха.

Цель:

- установить правильность и осознанность понимания изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления материала, провести их коррекцию;

- каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

 Тест

+  Да       -   Нет         ?   Не знаю

  • Снег при таянии превращается в воду.
  • При замерзании вода превратится в лед.
  • Снег бесцветный.
  • Лед прозрачный.
  • У снежинки 5 лучей.
  • Снег рыхлый.
  • Лед хрупкий.
  • Снег прозрачный.
  • Все снежинки одинаковые.
  • Снег белый
  • Да(+)
  • Да(+)

  • Нет(-)
  • Да(+)
  • Нет(-)
  • Да(+)
  • Да(+)
  • Нет(-)
  • Нет(-)
  • Да(+)

Проверьте правильность выполнения работы  по эталону на слайде и оцените с помощью смайликов . веселый смайлик  – нет ошибок, справился  без затруднений; серьезный -ошибок нет, но было трудно, плаксивый – я ошибся, но разобрался, в чем моя ошибка.  

Планируемые  результаты:

Личностные:

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- оценивать достигнутые результаты.

Предметные:

-знание понятий по изучаемой теме «Откуда берутся снег и лед?»

VIII Рекомендации для занятий дома

Цель:

- обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель предлагает задание на выбор и по желанию обучающихся:

  1. Дорисовать снежинки в вашей тетради.

      2. Предлагаю вам дома сфотографировать снег и лёд в природе, поместить свою фотографию в рабочей тетради и рассказать с их помощью как снег и лёд помогают нам отдыхать, укреплять здоровье, радоваться зиме.

Планируемые результаты.

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес;

- организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Познавательные:

- уметь планировать, анализировать свою работу;

- строить логическое утверждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение по заданным критериям, обобщать, делать выводы.

Коммуникативные:

- работать индивидуально;

- задавать вопросы.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме

VII Рефлексия деятельности. Итог урока.

Цель:

- совместно с обучающимися выявить качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Работа по группам

Задание:

Рассмотрите сейчас снежинки. И найдите к снежинкам половинки и соедините их

Дети выполняют и готовые картины вывешивают на доску.

  • Что такое снег и лёд? (Замёрзшая вода)
  • Назовите основные свойства снега и льда.

- Молодцы!

- Я  вами очень довольна. Вы хорошо потрудились. Вы настоящие исследователи.

У нас в классе висят красивые снежинки. Вы сейчас тоже превратитесь в снежинки и полетите к ним: те,  кому на уроке было очень интересно, полетят к белой снежинке, кому на уроке было скучно к зелёной снежинке.

Планируемые  результаты:

Личностные:

-проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности;

- участвовать  в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные:

- ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать интерес.

Коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию.

Предметные:

- умения систематизировать знания по теме «Откуда берутся снег и лёд?»

.

Литература:

  • Окружающий мир: Учеб. для 1 кл. нач. шк. / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011.
  • Окружающий мир. Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса. В 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. – М.: Просвещение, 2011.
  • Фефилова Е. П., Поторочина Е. А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 1 класс. Изд. 2-е, испр. и доп. +  Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. – М.: ВАКО, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему: "Откуда берутся снег и лед"

Урок по окружающему миру в 1 классе на тему:«Откуда берутся снег и лед»Цели урока:Дать представление, откуда берется снег и лед, учить находить ответы на вопросы путем выполнения каких-либо практическ...

урок окружающего мира Откуда берутся снег и лед 1 класс УМК Школа России

Конспект урока окружающего мира по теме Откуда берутся снег и лед предназначен для учителей начальных классов , работающих по УМК Школа России.На уроке используется групповая форма работы учащихся,эле...

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

Разработка урока по теме: "Откуда берутся снег и лед", конспект и презентация, окружающий мир, 1 класс, учебник А.А. Плешакова

Конспект и презентация по окружающему миру, 1 класс, учебник А.А. Плешакова.Тема: "Откуда берутся снег и лед"....

УМК "Школа России". Окружающий мир. 1-й класс. Урок 27. ТЕМА: « ОТКУДА БЕРУТСЯ СНЕГ И ЛЁД?»

УМК "Школа России". Урок разработан с требованиями ФГОС. Задействован электронный ресурс. Используется частично - поисковый метод, индивидуальная и фронтальная работы....

Тема: Откуда берутся снег и лёд 1 класс

Конспект урока по окружающему миру. 1класс. УМК "ШКОЛА России". Урок исследование....

Урок окружающего мира 1 класс на тему: Откуда берутся снег и лед?

Цель:·        формирование представлений о свойстве снега и льда;·        проведение практических исследований природных объектов ...