тематическое планирование ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 кл Школа России ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Янькова Наталья Ивановна

Материал содержит календарно-тематическое планирование по предмету окружающий мир, преподаваемому в 3 классе общеобразовательной школы по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования нового поколения. Включает в себя названия разделов, темы уроков, количество часов, предметные и метапредметные планируемые результаты, характеристику деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование ОКРУЖАЮЩИЙ МИР, 3 класс, «Школа России», ФГОС

№ п/п

№ темы

Дата

Тема разделов, тем.

Кол-во часов

Характеристика  основных видов деятельности

Планируемые результаты (УУД)

Формы контроля

Д/з

Как устроен мир - 7 часов

1

1

Природа. Ценность природы для людей

1

-Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- доказывать,  пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна, раскрывать ценность природы для людей,

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию, сравнивать объекты неживой и живой природы, предлагать задание  к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, классифицировать объекты живой природы,  осуществлять самопроверку,

- работать в паре,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Познавательные

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Коммуникативные

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

фронтальный

с.4-9

2

2

Человек

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-находить сходство человека и живых существ и отличия его от животных,

- различать внешность человека и его внутренний мир, анализировать проявления  внутреннего мира человека в его поступках, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, оценивать богатство внутреннего мира человека,

- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека, обсуждать,  как возникает  богатство внутреннего мира человека,

-моделировать ступени познания человеком окружающего мира в ходе ролевых игр,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.10-15

3

3

Наши проекты «Богатства, отданные людям»

1

В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, Интернете,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (фотографии, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

фронтальный

проект

4

4

Общество

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-определять место человека в мире,

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления  в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.18-23

5

5

Что такое экология.

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить

- анализировать текст  учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схемы,

- работать в паре: анализировать схемы учебника, классифицировать экологические связи, моделировать связи организмов,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.24-28

6

6

Природа в опасности! Охрана природы

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

- устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,

- сравнивать  заповедники и национальные парки как виды особо охраняемых природных территорий;

-работать в группе: сопоставлять(по фотографиям в учебнике) примеры отрицательно и положительного воздействия человека на природу; рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным, приводить примеры такого отношения из современной жизни;

-моделировать в виде схемы воздействие человека на природу;

-обсуждать, как каждый может помочь природе;

-работать со взрослыми: готовить сообщение о заповедниках и национальных парках в своём регионе, о природоохранных мероприятиях в своём городе; участвовать в природоохранительной деятельности;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.29-34

7

7

Обобще-ние знаний по разделу. Проверочная работа.

1

-выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

индивидуальный

Эта удивительная природа - 19 часов

8

1

Тела, вещества, частицы

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-классифицировать тела и вещества,

- приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения  объясняющие результат опыта

-доказывать на основе опыта, что тела и вещества состоят из частиц,

- работать в группе, проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений; различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Познавательные

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Коммуникативные

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

фронтальный

с.36-40

9

2

Разнообразие веществ

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

 -наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;

- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: описывать изучаемые вещества по предложенному плану: использовать информацию в тексте учебника для объяснения содержания рисунков;

-работать со взрослыми: различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.41-45

10

3

Воздух и его охрана

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- анализировать схему(диаграмму) с целью определения состава  воздуха;

- исследовать с помощью опытов свойств воздуха; различать цель опыта, ход опыта, вывод; фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку; извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием;

-работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.46-50

11

4

Вода

1

-понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить;

- практическая работа: исследование свойств воды по инструкции учебника (определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы  и фиксировать результаты исследования в рабочей тетради,

-работать в паре: находить главные мысли учебного текста, раскрывать их, используя информацию в тексте; анализировать схемы учебника  и применять их для объяснения свойств воды; рассказывать об использовании в быту воды как растворителя, сравнивать свой опыт с  ответами одноклассников, обобщать информацию.

- работать со взрослыми:  проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.51-54

12

5

Превращения и круговорот воды

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три состояния воды;

 -наблюдать в ходе учебного  эксперимента образование капель при охлаждении пара;

-формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя;

-работать в паре: анализировать рисунок-схему, объяснять с его помощью особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды в природе, моделировать его, осуществлять само и взаимопроверку,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.55-58

13

6

Берегите воду!

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить  цифровые данные из учебника;

-работать в паре: извлекать из текста учебника информацию в соответствии с заданием; анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста; рассматривать фотодокументы и высказывать соответствующие суждения; моделировать в виде динамической схемы источники загрязнения воды, рассказывать о загрязнении воды с помощью модели; обсуждать способы экономии использования воды;

-работать со взрослыми: интервьюирование взрослых о мерах по охране воды с помощью модели; обсуждать способы экономного использования воды;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.59-63

14

7

Что такое почва.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

-высказывать предположения о том, почему почва плодородна, обосновывать их;

-практическая работа: исследователь состав почвы в ходе учебного эксперимента, использовать полученные данные для проверки выдвинутых гипотез;

-анализировать схему связей почвы и растения; на основе схемы моделировать связи почвы и растений;

-обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве;

-характеризовать процессы образования и разрушения почвы; меры по охране почвы от разрушений (на основе материала учебника о деятельности В.В.Докучаева)

-обсуждать рассказ «Уважайте жизнь дождевого червя из книги «Великан на планете»

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.64-67

15

8

Разнообразие растений

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень разнообразны;

-знакомиться с группами растений по материалам учебника;

-работать в группе: классифицировать растения из предложенного списка, предлагать подобные задания одноклассникам, проверить и оценивать их ответы; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений; определять растения с помощью атласа- определителя, осуществлять взаимопроверку;

-приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласа – определителя;

-используя книгу «Зелёные страницы», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.69-73

16

9

Солнце, растения и мы с вами.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-выявлять с помощью схемы сходства и различия процессов питания и дыхания растений;

- моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы;

-выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений;

-доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.74-77

17

10

Размножение и развитие растений

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

 - характеризовать условия, необходимые для размножения растений и  их распространения;

-наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;

- выявлять роль животных в размножении  развитии растений;

- характеризовать с помощью схем стадии развития растений из семени;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

фронтальный

с.78-81

18

11

Охрана растений

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- актуализировать сведения. полученные в 1-2 классах, об исчезающих и редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений;

-обсуждать  материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил поведения человека в природе;

-оформлять памятку (книжку) «Берегите растения»;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

фронтальный

с.82-85

19

12

Разнообразие животных

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

-классифицировать животных  из списка, предложенного одноклассниками;

приводить примеры животных разных групп;

с помощью атласа – определителя «О земли до неба» определять животных, изображённых на рисунках, и соотносить их к определённой группе;

- обсуждать рассказ «История с пиявкой» из книги « Великан на поляне»

- работать с электронным приложением к учебнику;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.87-93

20

13

Кто что ест.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать животных по типу питания,

 - приводить примеры животных по типу питания;

- анализировать схемы цепей питания;

-характеризовать защитные приспособления растений и животных;

- обсуждать материал книги « Зелёные страницы» о божьих коровках;

-обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

с.94-96

21

14

Наши проекты «Разнооб-разие природы родного края»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

-определять цель и этапы работы;

-распределять обязанности;

-совместно со взрослыми определять с помощью атласа – определителя растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки;

-находить в краеведческой литературе материалы о природе родного края;

-составлять и презентовать «Книгу природы родного края»

фронтальный

с.96-99, проект

22

15

Размножение и развитие животных

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать животных разных групп  по способу размножения.

- моделировать стадии размножения животных разных групп;

-рассказывать как заботятся домашние животные о своём потомстве;

-обсуждать материалы книг «Зелёные страницы» и «Великан на поляне» о размножении животных;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.100-105

23

16

Охрана животных

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир;

-с помощью атласа – определителя м электронного приложения определять животных. занесённых в Красную книгу;

-обсуждать меры по охране животных;

- обсуждать материалы книги «Великан на поляне» об исчезновении насекомых;

-формулировать с помощью экологических знаков правил поведения в природе;

- с помощью дополнительной литературы готовить сообщение о животных, занесённых в Красную книгу, которые не изучались ранее;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

фронтальный

с.106-111

24

17

В царстве грибов

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать понятия строение шляпочных грибов;

-с помощью иллюстраций учебника и атласа определителя различать  съедобные, несъедобные, ядовитые грибы;

- обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне»;

- моделировать различия грибов-двойников;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.112-117

25

18

Великий круговорот жизни

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители;

-обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена  цепи круговорота веществ в природе;

- моделировать круговорот веществ в природе;

-рассказывать о круговороте веществ на земле;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.118-120

26

19

Обобщение знаний по разделу.  Проверочная работа.

1

- выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность работы

индивидуальный

Мы и наше здоровье - 10 ч

27

1

Организм человека

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма, полученные во 2 классе;

-характеризовать  системы органов тела( их части и назначения);

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены;

-анализировать схемы расположения органов тела человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника;

- практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;

-работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Выполнять основные правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. 

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках.

Познавательные

Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).

Коммуникативные

Участвовать в работе группы , распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель. Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

фронтальный

с. 122-125

28

2

Органы чувств

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и готовить рассказы по предложенному плану;

-распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента;

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.126-129

29

3

Надёжная защита организма

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-практическая работа: изучить свойства кожи;

-характеризовать средства гигиены и уход за кожей;

-характеризовать меры первой помощи при повреждениях кожи;

-работать в паре: осваивать приёмы оказания первой помощи при повреждениях кожи

-подготовить рассказ об уходе за кожей;

- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.130-133

30

4

Опора тела и движение

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

-раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека;

-следить за правильной осанкой на уроке и вне его;

-выполнять физкультминутки;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.134-137

31

5

Наше питание.

Наши проекты «Школа кулина-ров»

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-практическая работа: определять наличие питательных веществ в продуктах питания;

-характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе пищеварения;

- моделировать строение пищеварительной системы;

- обсуждать правила рационального питания;

-составлять меню здорового питания;

-работать с терминологическим словариком;

-формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке;

-готовится к выполнению проекта «Школа кулинаров»

фронтальный

с.141-143,

проект

32

6

Дыхание и кровообращение

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о лёгких и сердце, полученные во 2 классе;

-характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме;

-моделировать строение дыхательной системы;

-характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме;

-обсуждать взаимосвязь кровеносной и дыхательной систем;

-практическая работа в паре: измерять пульс на запястье и просчитывать количество его ударов в минуту при разной нагрузке;

-работать с терминологическим словарём;

- работать со взрослыми: измерять пульс у членов своей семьи;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.144-146

33

7

Умей предупреждать болезни

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать факторы закаливания;

- формировать  правила закаливания;

 -составлять памятку по закаливанию;

-оставлять инструкцию по предупреждению инфекционных заболеваний;

-работать с терминологическим словарём;

-регулярно проводить закаливание своего организма;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.147-149

34

8

Здоровый образ жизни

1

-понимать учебную задачу урока и

стремиться ее выполнить;

-различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие;

- обсуждать и формулировать правила ЗОЖ и стараться их соблюдать;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.150-153

35

9

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа

1

-выполнять тесты с выбором ответа,

оценивать правильность/неправильность предложенных  ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

индивидуальный

36

10

Презентация проектов «Богатства, отданные людям»,  «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

1

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать  их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся,

- оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

групповой

Наша безопасность - 8 часов

37

1

Огонь, вода и газ

1

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания об опасности в быту, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа,

-моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и  ролевой игры;

- называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей;

- работать с терминологическим словарём;

-анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Выполнять основные правила бережного отношения к природе, правила здорового образа жизни на основе знаний об организме человека. 

Регулятивные

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Составлять план выполнения заданий на уроках. Познавательные

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела. Извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.

фронтальный

с.4-7

38

2

Чтобы путь был счастли-вым

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать правила безопасного поведения на улице, полученные в 1-2 классах;

- работать в группах: изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте готовить сообщения;

-обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными;

-выполнять тесты с выбором варианта ответа о правильном/неправильном поведении на улице и в транспорте;

-моделировать свои действия в ходе ролевой игры;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.8-13

39

3

Дорож-ные знаки

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знание дорожных знаков, полученные в 1-2 классах;

-анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам;

-выполнять тесты с выбором ответа, требующего знания дорожных знаков;

-моделировать в виде схемы безопасный путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.14-17

40

4

Наши проекты «Кто нас защитит»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны. МЧС;

-интервьюировать ветеранов ВОВ, военнослужащих, МЧС, сотрудников полиции. пожарной охраны;.

-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

-презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

взаимоконтроль

с.18-19

41

5

Опасные места

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать полученные ранее знания о потенциально опасных местах;

-обсуждать потенциально опасные места в доме и вне его;

-работать со взрослыми: составлять схему своего двора и окрестности с указанием опасных мест;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.20-24

42

6

Природа и наша безопас-ность

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать опасности природного характера;

-находить в атласе – определителе «От земли до неба» информацию о ядовитых ягодах и грибах;

-обсуждать рассказ «Опасные двойники» из книги « Зелёные страницы»;

-характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными;

-отличать гадюку от ужа;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.25-30

43

7

Экологи-ческая безопас-ность

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-анализировать по схеме цепь загрязнения;

-приводить примеры цепей загрязнения;

-моделировать пути поступления загрязнения веществ в  организм;

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды;

-практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.31-36

44

8

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальный

Чему учит экономика - 12 часов

45

1

Для чего нужна экономи-ка

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

-различать товары и услуги, приводить примеры товаров и услуг;

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг;

-работать с терминологическим словарём;

-работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование     уважительного отношения  к истории и культуре других народов. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Познавательные

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего

незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 

 Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников в рамках проектной деятельности. Предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.

Коммуникативные

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

фронтальный

с.38-41

46

2

Природные богатства и труд людей - основа экономики

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-раскрыть роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану;

-приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров;

-прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий;

-раскрывать роль науки в экономическом развитии;

-работать со взрослыми: выяснять роль профессий родителей в экономике;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.42-45

47

3

Полезные ископае-мые

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

актуализировать знания о полезных ископаемых, полученные в 1-2 классах;

-определять полезные ископаемые с помощью атласа – определителя « От земли до неба»;

-выявлять, при производстве, каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые;

-характеризовать особенности добычи некоторых полезных ископаемых (шахты, карьеры, нефтяные вышки)

-с помощью атласа – определителя готовить сообщение, о каком-либо  полезном ископаемом;

-работать с терминологическим словарём;

-работать со взрослыми в краеведческом музее, выяснять, какие полезные ископаемые добываются в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.46-50

48

4

Растение-водство

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о дикорастущих и культурных растениях, полученные в 1-2 классах;

-практическая работа в паре: исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану;

-обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством;

-различать и классифицировать культурные растения;

-характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труде растениеводов;

-выявлять связь растениеводства и промышленности;

-работать с терминологическим словарём;

-исследовать, какие продукты растениеводства используются в семье в течение дня;

-работать со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.51-55

49

5

Животно-водство

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о диких и домашних животных, полученные в 1-2 классах;

-классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;

-характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводства;

-выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;

-работать с терминологическим словарём;

-исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня;

работать со взрослыми: интервьюировать работников животноводства;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронталь

ный

с.56-59

50

6

Какая бывает промыш-ленность

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров;

-соотносить продукцию и отрасли промышленности;

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности;

-характеризовать труд работников отрасли промышленности;

-работать с терминологическим словарём;

-работать со взрослыми: найти в краеведческой литературе или выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.60-63

51

7

Наши проекты: «Экономика родного края»

1

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- собирать информацию об экономике своего города;

-оформлять собранные материалы в виде фотовыставки, стенгазеты, альбома и т.д;

-коллективно составлять книгу – справочник «Экономика родного края»;

- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

групповой

с.64-65

52

8

Что такое деньги.

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать виды обмена товарами (бартер и купля – продажа); моделировать ситуации бартера и купли- продажи;

-раскрывать роль денег в экономике;

-различать денежные единицы разных стран;

- практическая работа в паре: рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.66-70

53

9

Государственный бюджет

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы;

-определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета;

-выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства;

-моделировать доходы и расходы государства в идее математических задач;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.71-74

54

10

Семей-ный бюджет

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы;

-выявлять сходства и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь;

-определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;

-обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными;

-моделировать семейный бюджет;

-работать с терминологическим словарём;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.75-78

55

11

Экономи-ка и экология

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду, полученные в 1-2 классах;

-характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду;

-обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экономическая экспертиза;

-приводить примеры изменения экономических проектов под  влиянием экологов;

-моделировать экологические прогнозы;

-работать с терминологическим словарём;

-работать со взрослыми: выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.79-84

56

12

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

индивидуальный

Путешествие по городам и странам - 12 часов

57-58

1-2

Золотое кольцо России

2

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России;

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям;

-составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу;

-моделировать маршрут золотого кольца, используя фотографии, достопримечательности, сувениры и т.д.

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

--с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Личностные

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование     уважительного отношения  к истории и культуре других народов. Выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные

Самостоятельно организовывать свое рабочее с целью выполнения заданий. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия в соответствии с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ.

Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Познавательные

Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ. Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне). Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия. 

Коммуникативные

Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Читать вслух и про себя тексты учебников,  художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.

Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.

фронтальный

с.86-97, сообщения

3

Наши проекты «Музей путешествий»

1

В ходе проекта дети учатся:

- собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал);

-оформлять экспозицию музея;

- готовить сообщения (экскурсия по музею);

-презентовать свои сообщения с демонстрацией экспонатов

групповой

с.98-99

4

Наши ближай-шие соседи

1

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы;

-обсуждать, почему с государствами соседями нужно иметь добрососедские отношения;

-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;

-работать с терминологическим словарём;

-с помощью дополнительной литературы готовить сообщения о странах, граничащих с Россией;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.100-107

5

На севере Европы

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о странах севера Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-соотносить государства и их флаги;

-узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран; их замечательных людей;

-составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

-работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из стран севера Европы;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.108-117, сообщения

62

6

Что такое Бенилюкс

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-составлять вопросы к викторине по странам Бенилюкса;

-описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям;

-выполнять задания электронного приложения к учебнику;

-используя дополнительную литературу, находить интересных фактов по изучаемым странам;

-работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Бельгии, Голландии, Люксембурга;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.118-124, сообщения

63

7

В центре Европы

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах в центе Европы (каждой группе по одной стране), подготовить сообщение с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы;

-выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям;

-моделировать достопримечательности из пластилина;

-выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

-работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Германии, Австрии, Швейцарии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.125-131

64

8

По Франции и Велико-британии

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-работать в группе: самостоятельно изучить материал о Франции и Великобритании, подготовить сообщение с показом местоположения стран и её столиц на политической карте Европы;

-выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

- описывать достопримечательности по фотографиям;

-составлять вопросы для викторины о Франции и Великобритании;

-выполнять задания по электронному приложению к учебнику;

-в дополнительной литературе и Интернете находить интересные факты о Франции и Великобритании;

-работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из Франции и Великобритании;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.132-141, сообщения

65

9

На юге Европы

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

- работать в группе: самостоятельно изучать материал учебника о Греции и Италии (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;

-описывать достопримечательности  Греции и Италии по фотографиям;

 -составлять вопросы к викторине по странам севера Европы;

-выполнять задания электронного приложения к учебнику;

-используя дополнительную литературу, находить интересные факты об изучаемых странах;

-работать со взрослыми: в магазине выяснять, какие товары поступают из Греции и Италии;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.142-148

66

10

По знамени-тым местам мира

1

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

-определять цели международного туризма;

-работать с картой;

-описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности;

находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

фронтальный

с.149-153

67

11

Обобщение знаний по разделу. Проверочная работа.

1

-выполнять тесты с выбором ответа;

-оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;

-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

индивидуальный

68

12

Презентации проектов

«Кто нас защитит»,

«Экономика родного края»,

«Музей путешествий»

1

-Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядным материалом;

-обсуждать выступление учащихся;

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

групповой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по русскому языку ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.

Пояснительная записка Планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и в...

Календарно тематическое планирование по литературному чтению ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственног...

Календарно - тематическое планирование для 1 класса "Школа России" ФГОС

Календарно - тематическое планирование для 1 класса...

календарно-тематическое планирование литературное чтение 3 "Школа России" ФГОС

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 3 класс с УУД, планируемыми результатами "Школа России" ФГОС рассчитано на 136 часов ( 4 часа в неделю)...

тематическое планирование МАТЕМАТИКА 2 класс Школа России ФГОС

Материал содержит календарно-тематическое планирование по математике, преподаваемому во 2 классе общеобразовательной школы по программе "Школа России", автор Моро М.И. Соответствует Федеральным госуда...

тематическое планирование ИЗО 2 класс Школа России ФГОС

Материал содержит календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, преподаваемому во 2 классе общеобразовательной школы по программе "Школа России", автор Неменский Б.М. Соответству...