Конспект урока мир вокруг нас "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лашина Елена Петровна

Я буду очень рада, если помогла подготовить урок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_les-prirodnoe_soobshchestvo.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

«Мир вокруг нас»  4 класс

Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цели урока:

  1. Сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе;
  2. Ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  3. Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Умение рассуждать, выражать свои мысли.

Оборудование:

  1. Презентация «Лес»;
  2. Видеофильм о животных;
  3. Раздаточный материал;
  4. Тесты.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Актуализация знаний учащихся.

                               - Знаниями о луге поделитесь, друзья.

                                 Каждый дома трудился не зря.

        1). Игра «Узнай меня»

- Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки.

                        ( пастушья сумка)

- Этот житель луга имеет громкий скрипучий голос.

                                   ( коростель)

- Этот житель -  санитар, питается падалью, для своих личинок закапывает в землю мёртвых животных.

                                   (жук – могильщик)

- Без него на лугу будет тишина. Он невелик, с большими усами и ногами.

                                   ( кузнечик)

- На зелёной хрупкой ножке

   Вырос шарик у дорожки.

  Ветерочек прошуршал

  И развеял этот шар.

                                  (одуванчик)

- Эх, звоночки, синий цвет,

   С язычком, а звону нет.

                                 ( колокольчик)

- Стоит кудряшка, белая  рубашка.

   Сердечко золотое, что это такое?

                                 ( ромашка)

        2). Выполнение теста «Луг – природное сообщество» (4 человека)

Ответы: 1-а; 2-в; 3-а; 4-а; 5-в.

        3) Устный ответ у доски.

- Почему луг называют природным сообществом?

3. Работа по теме урока.

        1). Презентация о лесе.

        1. Загадка о лесе (1 слайд)

            2. Стихотворение о лесе читает учитель.  (2 слайд )

- Постарайтесь сформулировать тему урока.

                         «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

        3. Уточнение информации о лесе.

- Что такое лес?

(Лес – это территория земли, занятая деревьями, кустарниками, животными, живущими в нём).

- Каково значение леса в природе?

( - Лес – источник ягод, грибов, лекарственных растений.

  - Лес – место отдыха для человека.

  - Лес – источник древесины.

  - дом для животных, растений, грибов.)

(3 слайд)

- Чем является лес для животных?

(домом)

- А какой это дом?

(большой, многоэтажный)

- В природе тоже существуют лесные «этажи». Только в лесу этажи называют по-другому. Кто знает, как?

(ярусы)

- Расположите «ярусы» леса в порядке возрастания.

                                     (травы, кустарники, деревья)

На доске:

 Кустарники

       2) Задания для групп.

- Из всех картинок выберите только те, которые подходят вашему заданию и соотнесите с «ярусами».

1 гр. – верхний ярус

2 гр. – средний ярус

3 гр. – нижний ярус

( выбираете сразу все картинки и 1 ученик вывешивает на доску)

3) Про грибы.

- Загадка про грибы:

И на горке и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят.

                (Грибы)

- Как вы считаете, нужны ли грибы лесу?

        (предположения детей)

4). Чтение в учебнике на стр.179 статьи «Нужны ли лесу грибы?»

- Так каким будет ваш ответ?

        (ответы детей)

(4 слайд)

Учитель: Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Это особая группа живых существ. Они поддерживают круговорот веществ в лесу.

        4. Уточнение информации о животных.

1). Беседа по вопросам:

- Кого в лесу найти достаточно трудно?

        (зверей, птиц, насекомых)

- Почему?

(Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев и траве)

- Назовите животных нашего края.

        (ответы детей)

2). Просмотр видеофрагментов и слайдов презентации.

- Как животные приспособились к жизни в лесу? (вопрос на доске)

                 Слайды  – 5-15

                     

3). Закрепление знаний о животных.

- Расположите  зверей, птиц, насекомых по месту их обитания в лесу.

( Детям даются картинки с изображением животных)

1 гр. – нижний ярус

2 гр. – верхний ярус

3 гр. – средний ярус

(Вывешивают на доску к деревьям, кустарникам, травам)

4). Беседа учителя с учениками.

- Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами?

(Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки)

- Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Чья это работа?

(Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых, личинок)

- Докажите, что все живые существа, населяющие лес, являются частью природного сообщества.

(- Растения являются средой обитания, жилищем для животных.

 - Животные питаются растениями.

 - Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв.

 - С помощью животных происходит размножение растений.

 - Все обитатели леса живут совместно, тесно связаны между собой, жизнь одних зависит от других.

 - Значит лес, это …. (природное сообщество)

5) Цепи питания животных.

- Приведите примеры природных сообществ, или пищевых цепей леса.

(Ответы детей)

Цепи питания – 16 слайд

- Пример учителя:

            Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука – короеда.

Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Как вы думаете, вред или пользу приносят короеды лесу?

( молодым польза, а старым нет)

        Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

  1. Подведение итогов урока.

- Скажите пожалуйста, почему лес называют природным сообществом?

17 слайд

                     

- Почему человек не должен вмешиваться в жизнь леса и изменять её?

(ответы детей)

        6. Домашнее задание

1) Тест – 18 слайд

                           

Каждому даётся тест на листочке, на обороте напишите ответы используя стр. учебника стр. 175-181                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления....

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Конспект урока "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"...

Конспект урока окружающего мира «Обобщение по разделу «Природные сообщества»» 3 класс

Цели деятельности учителя:Закрепление знаний по разделу природные сообщества  Планируемые результаты:Предметные:Уметь характеризовать каждое природное сообщество, выделять главные признакиЗнать х...

Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Природные сообщества"

Урок разработан для учащихся 4 класса. УМК "Планета знаний"...

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"

План- конспект урока 4 класса по окружающему миру "Природные сообщества"...

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"...