Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Природные сообщества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок разработан для учащихся 4 класса. УМК "Планета знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 класс
Тема: Природные сообщества.
Цели урока: Знакомство с понятиями «природное сообщество», « цепь питания», экологическая пирамида».
Задачи:
Познавательная
- формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;
-убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.
Развивающая
-формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.
Воспитательная
-помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.
Здоровьесберегающая
- создать на уроке максимально комфортные условия для деятельности каждого ученика;
-проводить динамические моменты урока.
Оборудование:
-картинки с изображением природных сообществ;
-объекты природы;
-учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова « Окружающий мир» 4 класс, часть №1;
-электронный учебник;
- карточки «цепи питания»;
-оценочные листы.
Планируемые результаты:
Предметные
- понимать изученные термины:
-объяснять и применять в речи изученные термины;
- вставлять недостающие звенья в цепи питания;
Личностные
- интерес к изучению природы;
- ответственность за результат своей работы.
Метапредметные
- выделять существенное в тексте;
-ориентироваться в схемах;
-устанавливать причинно – следственные связи.
Коммуникативные
- умение работать в паре, группе;
-умение договариваться, высказывать свое мнение, слушать собеседника.
1.Самоопределение. Цель: Настроить детей на деятельность, плодотворную работу | ||
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Начнём с «Календарной минутки» Приготовьте календари. - Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Оцените свою готовность к деятельности в оценочном листе | Сегодня 12 октября. День неделисреда. Облачность….. Осадки…. Ветер… Сила ветра…. Температура воздуха…. Оценивают | |
2.Актуализация знаний. Цель: Актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания. | ||
Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.) - Картину чего мы с вами мысленно нарисовали? -Что такое природа? -На какие две группы делится природа? -Какие объекты относятся к живой природе? -А какие объекты относятся к неживой природе? | - Природы. - Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека. - Живая и неживая. - Человек, растения, животные, грибы и микробы -Солнце, воздух, вода… | |
3.Постановка проблемы (темы урока) Цель: Подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию. | ||
Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения. -А есть ли взаимосвязь между организмами природы? -Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы. -Какова же цель нашего урока? - Какую работу необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос? - А также провести исследование в группах, поработать со схемами. Оцените свою деятельность на данном этапе. | ….. -Ответить на вопрос: есть ли взаимосвязь между организмами природы и какая. - Изучить справочный материал учебника, иллюстрации. Оценивают. | |
4.Открытие новых знаний. Цель: Поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия. | ||
Постановка проблемы | ||
-Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории. -Попробуйте заселить лес, реку, болото, луг. -Как только вы будете готовы, постройте домик. | -У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы: У первой группы – лес. У второй – река. У третьей - болото. У четвертой - луг. | |
Решение проблемы. Ответы групп. | ||
-Вижу, все готовы. -Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание. -Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему? -А почему вы поместили туда белку? А какие объекты оказались лишними? -Почему? - Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание. -Какие объекты природы вы отнесли к болоту? -Какие объекты оказались лишними? -Почему? -Предоставляем слово представителю третьейгруппы. -Какие объекты вы отнесли к территории реки? -Какие объекты лишние? -Почему? -Предоставляем слово четвертой группе. -Какие объекты природы вы отнесли к лугу? -Почему роза оказалась лишней? Сделаем вывод: -Связаны ли представители луга между собой? А представители болота, реки, леса между собой? Оцените свою деятельность на данном этапе. | -Называют все те объекты, которые отнесли к лесу. -Не может белка существовать без леса. -Рыба. - Она не может жить без воды, водорослей. - Клюква, цапля, лягушка, торф. - Еж – т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте. -Кувшинка, рак, бобр, карась. -Лиса. -Бабочка, колокольчик, кузнечик, шмель. -Роза – садовое растение, не растет на лугу. -Связана. Приводят примеры. Оценивают. | |
5.Динамический момент урока. | ||
6. ( продолжение)Переход к этапу решения частных задач. Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия | ||
Задача №1. Что такое природное сообщество? | ||
-Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино. -А как называется такое единство, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. -Откройте учебник на странице 53, прочитайте статью, подготовьте в парах ответ на вопрос. -Как же называется такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды. Сделаем вывод: Что же такое природное сообщество. - А как могут быть связаны между собой организмы природного сообщества? -Прочитаем об этом второй абзац с.53. Сделаем вывод: - Зависят ли организмы природного сообщества друг от друга? Оцените свою деятельность на данном этапе. | - Затрудняются. -Читают в парах. Формулируют ответ. -Природное сообщество. Природное сообщество – это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду. - Отвечают. - Читаем вслух. -Да. Например, растения – место обитания животных, строительный материал для жилищ, насекомые опыляют растения, животные распространяют плоды растений, животные питаются растениями и другими животнымии т. д. Оценивают. | |
Задача №2. Что такое пищевые связи и цепь питания? | ||
- Мы сказали, что в природномсообществе, животные питаются растениями и другими животными. - Как называются такие связи?
- Что образуют растения? - Кто питается растениями? Как же по-другому называются плотоядные животные? - Как иначе называют пищевые связи? -Прочитаем статью и сформулируем вывод, что же такое цепь питания? - Как строится самая простая цепь питания? - Приведите пример пищевой связи. Сделаем вывод: -Что же такое цепь питания? Оцените свою деятельность на данном этапе. | - Пищевые. - читают: Растения образуют органические питательные вещества. - Растениями питаются растительноядныеживотные. -А сами они служат пищей для плотоядных животных( хищников). - Хищниками. - Цепь питания. - Цепь питания - ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему. -Растение – растительноядное животное – хищник. Дуб – мышь - лиса. Цепь питания - ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему. Оценивают. | |
7.Систематизация нового знания. Применение общего способа действия для решения частных задач. Цель: Коррекция отработки способа. | ||
Карточки -Попробуем в вставить в цепи питания недостающие звенья.( 1,2,3 цепь на выбор) -Проверим по эталону. Оцените свою деятельность на данном этапе. | -Вставляют. Осина – заяц -…. Трава - … - лисица Осока - …- лягушка - … - орел -Проверяют с интерактивной доской. Оценивают. | |
8.Экологический момент урока. Цель: Воспитание бережного отношения к природе, коррекция знаний о поведении в природе. | ||
Мы убеждаемся в том, что в природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред. И вы, ребята, должны заботливо относиться к природе. Июньским воскресным днем мы отправились на луг. Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе. В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны. Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат. Домой вернулись довольные. Весело прошел день!
- Что вы им посоветуете? | На нашем шарике земном, И брызги радугой летят. | |
8.Рефлексия. Цель: Самооценка результатов деятельности. | ||
Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. - Что такое природное сообщество? - Как строится цепь питания? - Перед вами радуга, оцените свою деятельность на уроке с помощью магнита. -Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком
Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком...
Конспект урока по окружающему миру на тему : «Луг – природное сообщество».
Конспект урока по окружающему миру .Автор Плешаков. 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI
Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Луг - природное сообщество" (4 класс, УМК "Школа России").
Конспект урока по теме: "Луг - природное сообщесто" по окружающему миру предназначен для учащихся 4-х классов (УМК "Школа России"). Тип урока - изучение нового материала. В х...
Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс
Цель: Создать условия для первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об использо...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Природные зоны России
Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли....
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс
Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным миром водое...