Конспект урока по окружающему миру 4 класс: "Природные сообщества"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Гиринская Елена Витальевна

Урок разработан для учащихся 4 класса. УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.okruzhayushchiy_mir_4_klass.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4 класс

Тема: Природные сообщества.

Цели урока: Знакомство с понятиями «природное сообщество», « цепь питания», экологическая пирамида».

Задачи:

Познавательная

- формировать понятие о природном сообществе, в котором живая и неживая природа взаимосвязаны;

-убедить школьников том, что нарушение этих связей сопровождается существенными изменениями в любом природном сообществе.

Развивающая

-формировать умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения, высказывать суждения.

Воспитательная

-помочь учащимся научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков.

Здоровьесберегающая

- создать на уроке максимально комфортные условия для деятельности каждого ученика;

-проводить динамические моменты урока.

Оборудование:

-картинки с изображением природных сообществ;

-объекты природы;

-учебник Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова « Окружающий мир» 4 класс, часть №1;

-электронный учебник;

- карточки «цепи питания»;

-оценочные листы.

Планируемые результаты:

Предметные

- понимать изученные термины:

-объяснять и применять в речи изученные термины;

- вставлять недостающие звенья в цепи питания;

Личностные

 - интерес к изучению природы;

- ответственность за результат своей работы.

Метапредметные

- выделять существенное в тексте;

-ориентироваться в схемах;

-устанавливать причинно – следственные связи.

Коммуникативные

- умение работать в паре, группе;

-умение договариваться, высказывать свое мнение, слушать собеседника.

1.Самоопределение.

Цель: Настроить детей на деятельность, плодотворную работу

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Начнём с «Календарной минутки»

Приготовьте календари.

- Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

Оцените свою готовность к деятельности в оценочном листе

Сегодня 12 октября.

День неделисреда.

Облачность…..

Осадки….

Ветер…

Сила ветра….

Температура воздуха….

Оценивают

2.Актуализация знаний.

Цель: Актуализировать минимум знаний, умений, навыков, необходимых и достаточных для открытия нового знания.

Активизирую мыслительные(анализ, синтез, классификация) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.)

- Картину чего мы с вами мысленно нарисовали?

-Что такое природа?

-На какие две группы делится природа? -Какие объекты относятся к живой природе?

-А какие объекты относятся к неживой природе?

- Природы.

- Это все, что нам окружает, что не сделано руками человека.

- Живая и неживая.

- Человек, растения, животные, грибы и микробы

-Солнце, воздух, вода…

3.Постановка проблемы (темы урока)

Цель: Подвести учащихся к теме урока, определению темы урока и целеполаганию.

Организовываю погружение в проблему, создаю ситуацию противоречия между известным и неизвестным. Побуждаю к высказыванию своего мнения.

-А есть ли взаимосвязь между организмами природы?

-Я вижу, ребята, вы затрудняетесь ответить на этот вопрос, поэтому начнем работу в группах, ведь сообща легче решать вопросы.

-Какова же цель нашего урока?

- Какую работу необходимо выполнить, чтобы ответить на вопрос?

- А также провести исследование в группах, поработать со схемами.

Оцените свою деятельность на данном этапе.

…..

-Ответить на вопрос: есть ли взаимосвязь между организмами природы и какая.

- Изучить справочный материал учебника, иллюстрации.

Оценивают.

4.Открытие новых знаний.

Цель: Поиск решения учебной задачи. Конструирование нового способа действия.

Постановка проблемы

-Проблема у нас одна. Нужно подобрать подходящие, на ваш взгляд, объекты природы для конкретной территории. В процессе работы вы можете советоваться, закончив работу, представители групп будут доказывать, почему именно эти объекты природы расположили на данной территории.

-Попробуйте заселить лес, реку, болото, луг.

-Как только вы будете готовы, постройте домик.

-У каждой группы наборы картинок с изображенными объектами природы и просто объекты природы:

У первой группы – лес.

У второй – река.

У третьей - болото.

У четвертой - луг.

Решение проблемы. Ответы групп.

-Вижу, все готовы.

-Предоставляем слово группе, которая первая выполнила задание.

-Назовите все те объекты, которые отнесли к лесу? Почему?

-А почему вы поместили туда белку?

А какие объекты оказались лишними?

-Почему?

- Предоставляем слово группе, которая второй выполнила задание.

-Какие объекты природы вы отнесли к болоту?

-Какие объекты оказались лишними?

-Почему?

-Предоставляем слово представителю третьейгруппы.

-Какие объекты вы отнесли к территории реки?

-Какие объекты лишние?

-Почему?

-Предоставляем слово четвертой группе.

-Какие объекты природы вы отнесли к лугу?

-Почему роза оказалась лишней?

Сделаем вывод:

-Связаны ли представители луга между собой?

А представители болота, реки, леса между собой?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Называют все те объекты, которые отнесли к лесу.

-Не может белка существовать без леса.

-Рыба.

- Она не может жить без воды, водорослей.

- Клюква, цапля, лягушка, торф.

- Еж –

т.к. он живет на сухой территории, питается мышами, грибами, которых нет в болоте.

-Кувшинка, рак, бобр, карась.

-Лиса.

-Бабочка, колокольчик, кузнечик, шмель.

-Роза – садовое растение, не растет на лугу.

-Связана. Приводят примеры.

Оценивают.

5.Динамический момент урока.

6. ( продолжение)Переход к этапу решения частных задач.

Цель: Первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Задача №1. Что такое природное сообщество?

-Ребята, вы сейчас рассказали, как в природе все связано и едино.

-А как называется такое единство, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

-Откройте учебник на странице 53, прочитайте статью, подготовьте в парах ответ на вопрос.

-Как же называется такое единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

Сделаем вывод:

 Что же такое природное сообщество.

- А как могут быть связаны между собой организмы природного сообщества?

-Прочитаем об этом второй абзац с.53.

Сделаем вывод:

- Зависят ли организмы природного сообщества друг от друга?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

- Затрудняются.

-Читают в парах. Формулируют ответ.

-Природное сообщество.

Природное сообщество – это группа связанных между собой организмов, которые обитают на одной территории, влияют друг на друга и на окружающую среду.

- Отвечают.

- Читаем вслух.

-Да. Например, растения – место обитания животных, строительный материал для жилищ, насекомые опыляют растения, животные распространяют плоды растений, животные питаются растениями и другими животнымии т. д.

Оценивают.

Задача №2. Что такое  пищевые связи и цепь питания?

- Мы сказали, что в природномсообществе, животные питаются растениями и другими животными.

- Как называются такие связи?

        

- Что образуют растения?        

- Кто питается растениями?

Как же по-другому называются плотоядные животные?

- Как иначе называют пищевые связи?

-Прочитаем статью и сформулируем вывод, что же такое цепь питания?

- Как строится самая простая цепь питания?

- Приведите пример пищевой связи.

Сделаем вывод:

-Что же такое цепь питания?

Оцените свою деятельность на данном этапе.

- Пищевые.

- читают: Растения образуют органические питательные вещества.

- Растениями питаются растительноядныеживотные.

-А сами они служат пищей для плотоядных животных( хищников).

- Хищниками.

- Цепь питания.

- Цепь питания -  ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.

-Растение – растительноядное животное – хищник.

Дуб – мышь - лиса.

Цепь питания -  ряд организмов, в котором каждое предыдущее звено служит пищей следующему.

Оценивают.

7.Систематизация нового знания.

Применение общего способа действия для решения частных задач.

Цель: Коррекция отработки способа.

Карточки

-Попробуем в вставить в цепи питания недостающие звенья.( 1,2,3 цепь на выбор)

-Проверим по эталону.

Оцените свою деятельность на данном этапе.

-Вставляют.

Осина – заяц -….

Трава - … - лисица

Осока - …-  лягушка - … - орел

-Проверяют с  интерактивной доской.

Оценивают.

8.Экологический момент урока.

Цель: Воспитание бережного отношения к природе, коррекция знаний о поведении в природе.

Мы убеждаемся в том, что в природе все взаимосвязано и человек не должен вмешиваться в природное сообщество, нанося ему вред.

И вы, ребята, должны заботливо относиться к природе.

Июньским воскресным днем мы отправились на луг.

Погода была хорошая. Как красиво кругом! Луг похож на пестрый ковер. Девочки нарвали большие букеты цветов. Мальчики наловили бабочек и кузнечиков. Будет, что показать друзьям в городе.

В траве мы нашли гнездо какой-то птицы. В нем лежали маленькие голубоватые яйца. Мы подержали их в руках и положили обратно. Раздавили несколько гусениц – все равно они вредны.

Потом перекусили. Пластиковые бутылки оставили – микробы их разрушат.

Домой вернулись довольные. Весело прошел день!


- Какие ошибки совершили ребята?

- Что вы им посоветуете?


На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем, 
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес – 
Полно таинственных чудес.
По лесу бродит серый волк, и ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.
А в синем море толстый кит – 
Большой как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир, 
Девчонки и мальчишки, 
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
Чтоб был в источниках нарзан.
С полянки – земляника, 
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой. 
Ты – тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И по весне сирень цветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться. (М. Х. Левитман)

8.Рефлексия.

Цель: Самооценка результатов деятельности.

Акцентирую внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

- Что такое природное сообщество?

- Как строится цепь питания?

- Перед вами радуга, оцените свою деятельность на уроке с помощью магнита.

-Я с вами вполне согласна. Сегодня трудились все на “Отлично”. Молодцы, ребята! Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком

Конспект урока по окружающему миру на тему  Поле - сообщество, созданное человеком...

Конспект урока по окружающему миру на тему : «Луг – природное сообщество».

Конспект урока по окружающему миру .Автор Плешаков. 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Природные сообщества" 3 класс Программа Школа XXI

Технологическая карта к уроку по окружающему миру на тему "Природные сообщества" 3 класс . Урок проведён в соответствии с ФГОС...

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока: "Луг - природное сообщество" (4 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по теме: "Луг - природное сообщесто" по окружающему миру предназначен для учащихся 4-х классов (УМК "Школа России"). Тип урока - изучение нового материала.  В х...

Конспект урока по окружающему миру "Природное сообщество - болото", 3 класс

Цель: Создать условия  для  первоначального формирования понятия о болоте; познакомить с наиболее типичными представителями растительного и животного мира болот; рассказать об  использо...

Конспект урока по окружающему миру, 4 класс. Природные зоны России

Цель: познакомить с природными зонами, т. е. закономерным чередованием природных зон на территории планеты и связью этого явления с углом падения солнечных лучей на поверхность Земли....

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс

Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро.  Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным   миром водое...