Михаил Васильевич Ломоносов
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гарцевич Елена Николаевна

В материале содержится конспект урока "Михаил Васильевич Ломоносов" по прогамме "Перспектива"  Окружающий мир.Учебник "Окружающий мир. 4 класс. 2 часть". Автор А.А.Плешаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mikhail_vasilevich_lomonosov.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Михаил Васильевич Ломоносов

Урок по предмету «Окружающий мир»

 А.А.Плешаков «Окружающий мир» 4 класс.

Составитель учитель начальных классов ГБОУ СОШ №143 Санкт-Петербурга

2015 г.

Цель:

  • формирование представлений учащихся о личности М.В.Ломоносова.

Задачи:

  • Развивать умение обобщать и делать выводы.
  • Развивать навыки само- и взаимоконтроля.
  • Работать со справочной литературой.
  • Пробудить интерес к великим деятелям России, к изучению истории родного города.
  • Формировать представление учащихся о личности М.В.Ломоносова и энциклопедической направленности его научных интересов.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие, пожелание успехов в работе на уроке друг другу.

  1. Актуализация имеющихся знаний, постановка задачи урока.

Дети разбиваются на 4 группы. Учитель предлагает каждому вытащить картинку с предметом определённой эпохи ( жилище, одежда,  предметы быта и т.д. ).

В соответствии с картинкой ученики занимают место за одним из 4-х столов с табличками названий эпох. Дети в группах проверяют правильность посадки.

На столах лежат картинки с изображением предметов из разных эпох. Ребята должны выбрать

Картинки соответствующей эпохи. Названия эпох и картинки вывешиваются на доске в виде «ленты времени». Проверяется правильность выполнения задания.

  1. «Открытие» нового знания учащимися.

Учитель:- Итак, у каждой эпохи свои отличия. Я покажу вам портрет. Как вы думаете, в какую эпоху жил этот человек? Как вы догадались?

(под портретом вывешиваются даты жизни)

Учитель: -Может кто-то знает , кто это? Не говоря вслух, поднимите руку и скажите мне на ухо.

Учитель: -Сейчас ребята расскажут вам о детстве и юности этого человека. Может кто-то ещё догадается, о ком идёт речь. (М.В.Ломоносов)

На доске написана цитата: «Ломоносов обнял все области просвещения. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник, стихотворец, он всё испытал и всё проник.» А.С.Пушкин.

Учитель: -Все ли слова вам понятны? Где можно уточнить значения непонятных слов? ( в словаре).

-Какой словарь нам понадобится? (толковый)

На столах лежат толковые словари.

Учитель:- Как вы будете искать слова? (по алфавиту)

Каждая группа ищет значение определённого слова. Значение слов зачитывается вслух.

Работа с учебником.

Учитель:- Откройте учебники на с.103. Прочитав, расскажите, в каких ещё областях прославился Ломоносов.

На доску вывешиваются слова: ритор, механик, химик, физик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.

Учитель:- Как вы думаете, что из перечисленного относится к культуре, а что к науке?

-Ломоносов был не просто поэтом, он писал оды. Кто-нибудь знает, что это такое?

-Ода-это хвалебная песня. Их посвящали великим людям. Сейчас я прочитаю вам отрывок из оды Ломоносова. А вы попытайтесь ответить, что хотел сказать нам поэт?

« Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.»

  1. Первичное закрепление.

Тест на соответствие. Работа в группах. (см. приложение).

Проверка по коду на доске.

Индивидуальная работа.

На доске вопрос: «Какими качествами характера должен был обладать Ломоносов, чтобы стать великим учёным?»

(Ответы дети пишут на листах.)

  1. Домашнее задание.

  • Обязательное : работа по учебнику.
  • Вариативное : Выяснить, какие места в нашем городе связаны с именем М.В.Ломоносова. По возможности сходить с родителями в Кунсткамеру , где сейчас расположен рабочий кабинет учёного.

  1. Итог.

   

-Что понравилось на уроке ?

-Что запомнилось?

-Что вызвало затруднения?

Учитель: -Сегодня на уроке мы только начали знакомиться с личностью М.В.Ломоносова. Изучая историю и другие предметы в средней и старшей школе, вы ещё не раз услышите это имя и оцените вклад учёного в мировую науку и культуру.

Приложения :

  1.    Карточки с изображением предметов разных веков (жилище, одежда, предметы быта и т.п.) для деления детей на группы.
  2. Таблички с названиями эпох ,которые будут расставлены на столах для работы в группах.
  3. Портрет М.В.Ломоносова.
  4. Толковые словари.
  5. Тест на соответствие.
  1. Открытие атмосферы на Венере
  2. Книга по риторике «Краткое руководство по красноречию».
  3. Проект Северного морского пути.
  4. Мозаика «Мадонна».
  5. Разработка новых стихотворных размеров.
  6. Составление полярной карты.
  7. Технология создания русской мозаики.
  8. Основной учебник по истории «Краткий русский летописец».
  9. Конструирование телескопа.
  10. Теория самосвечения комет.

а) история

b) риторика

c) литература

d) астрономия

e) география

f) искусство

(Ответы:  1d  2b  3e  4f  5c  6e  7f  8a  9d  10d )

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест к уроку окружающего мира " Михаил Васильевич Ломоносов" для 4 класса

Данный тест подготовлен к уроку окружающего мира  по теме "Михаил Васильевич Ломоносов" (УМК "Школа России", 4 класс)...

Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.

Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....

Урок по курсу « Окружающий мир» на тему: "Михаил Васильевич Ломоносов"

 Сформировать у учащихся представления о жизни и деятельности  М.В.Ломоносова; развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать; воспитывать интерес к истории....

Михаил Васильевич Ломоносов

Содержит различный материал...

Развитие образования и науки при Екатерине. Михаил Васильевич Ломоносов.

Данную методическую разработку можно использовать на уроках истории, окружающего мира в 4 классе. В ней использованы различные виды работ, что способствовало интересному ходу урока....

Михаил Васильевич Ломоносов.

В данной презентации рассказывается о М.В. Ломоносове....