Почему идет дождь и дует ветер?
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Конспект урока по окружающему миру в игровой форме (урок- сказка)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok2.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир. Конспект урока. Урок – сказка.(2012г)

Тема урока: Почему идёт дождь и дует ветер?

Цели урока: Расширить и уточнить знания детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.

Формируемые УУД: познавательные: получить новые знания о дожде и ветре, о причинах их возникновения

коммуникативные: умение  задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы; высказывать сою точку зрения; умение работать в парах и малых группах.

регулятивные: формулировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала.

личностные: приобретать новые знания и умения

Планируемые результаты: учащиеся научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра; различать виды дождя.

Оборудование: воздушный шарик; красочная книга  А.С. Пушкина « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»; электронное приложение к учебнику.

1.Орг. момент:

-Сегодня у нас урок необычный, сегодня урок – сказочный. Давайте узнаем -по какой сказке мы будем сегодня путешествовать. А для этого отгадайте - из какой сказки этот отрывок:

            «Я ль, скажи мне , всех милее, всех румяней и белее?  Что же зеркальце в ответ?»

Ученики отвечают (сказка А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)

-Ребята, а кто вспомнит кратко,  что произошло в этой сказке? (ответы детей)

2. Актуализация знаний.

 Учитель читает отрывок из сказки и показывает слайд с изображением царевича Елисея на доске

              «За невестою своей королевич Елисей

                 Между тем по свету скачет.

                  Нет как нет! Он горько плачет,

                  И кого не спросит он, всем вопрос его мудрён;

                   Кто в глаза ему смеётся, кто скорее отвернётся»

- Ребята, поможем Королевичу  Елисею? (да)

-Тогда нам надо будет выполнить все задания, которые будут предлагать Елисею. Итак –в путь!

« К красну Солнцу, наконец, обратился молодец:

« Свет наш солнышко! Ты ходишь круглый год по небу,

   Сводишь зиму с тёплою весной, всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете ты царевны молодой?

Я жених ей.»

Солнце отвечает: «Укажу тебе дорогу, если поиграешь со мной и правильно ответишь на мои вопросы.»

Игра «Доскажи словечко»

-Солнце – это огромный пылающий……….(шар)

-Солнце – это ближайшая к Земле ……..(звезда)

-Солнце создаёт нам ……..(день)

- По размерам  Солнце………(больше) Земли.

-Нам  Солнце кажется маленьким кружочком, потому что находится…..(далеко от Земли)

СОЛНЦЕ: « Я не видело молодую царевну. Может моя сестра её заприметила. А кто она – отгадай мою загадку: Ясными ночками  гуляет мама с дочками.

                Дочкам не твердит она: « Спать ложитесь, поздно!»

                 Потому что мать-…….(луна)

                 А дочурки-………(звёзды)

Учитель продолжает:  Тёмной ночки Елисей дождался в тоске своей.

                                           Только Месяц показался, он за ним с мольбой погнался:

                                            « Месяц, Месяц, мой дружок, ты встаёшь во тьме глубокой,

                                             Круглолицый, светлоокий, и, обычай твой любя. Звёзды смотрят на тебя.

                                             Аль откажешь мне в ответе? Не видал ль где на свете ты царевны молодой?

                                              Я жених ей»

Месяц и звёзды отвечают: « Ответь с ребятами на наши вопросы.

-Луна это естественный ……..(спутник Земли)

-Она движется вокруг …….(Земли)

-Звёзды это огромные пылающие ……(шары)

-Они нам кажутся маленькими, потому что……. (находятся далеко от Земли)

-Звёзд на небе очень  много, и люди объединили их в ……(созвездия).

-Вы идёте правильно. Ступайте дальше.

3. Самоопределение к деятельности.

Дальше по пути Елисей встретил- угадайте кого: Он пришел, наполнил кадки,

                                                                                              Поливал усердно грядки,    

                                                                                             С шумом окна промывал, на крыльце потанцевал.

                                                                                             Побродил по крыше вволю и ушел по лужам в поле.

(Дождь). А кто скажет - почему идёт дождь?(ответы детей)

-А ещё вот кого встретил Елисей: Носится, свищет, мечется, рыщет.

                                                               Где пробежит – листик дрожит,

                                                            Где пронесётся – дерево гнётся. (ветер)

- Ребята, а что вы знаете о ветре? (ответы детей). Предположите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? ( о дожде и ветре) Сформулируйте тему нашего урока. Проверим и

прочитаем тему урока на с. 36 учебника.

-Прочитайте, какие задачи мы поставим перед собой.

А королевич Елисей присел отдохнуть на камень, а на нём написано: « Выполни  задания на с. 36 учебника и обсуди их в группах.» Ребята, давайте поможем королевичу.

(учитель выслушивает ответы детей)

-А теперь проверим себя. Прочитайте текст на с.87

-А в это время Царица злая достала своё зеркальце и спросила у него: « Свет мой зеркальце скажи- почему идёт дождь?» И ей зеркальце в ответ: ( материал на диске) Учитель включает фрагмент ……..?

4. Физминутка.      Почему повсюду лужи?( Разводят руки в стороны и подергивают плечами)

                                    Мама зонтик свой берет.(Руки вверх, вниз, открываем зонтики)

                                    Почему же? Почему же? (движения, как в 1 строке)

                                     Потому что……(хором) Дождь идет! ( Хлопают в ладоши)

Отдохнул Елисей и отправился дальше в путь, а мы с вами последуем за ним. Мы же ему помогаем искать его невесту.

Вот он к ветру обратился: « Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч,

                                                    Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,

                                                     Не боишься никого, кроме бога одного.

                                                      Аль откажешь мне в ответе? Не видал ли где на свете

                                                     Ты царевны молодой?»

-Ребята, поможет ему ветер? Вспомните сказку.(да) Но прежде давайте попробуем сами получить ветер у нас в классе прямо сейчас. Как вы думаете,  как его можно получить? (ответы детей:1) подуть; 2) помахать руками перед лицом)

-А вот еще можно ( учитель демонстрирует)На подоконник кладет воздушный шарик и приоткрывает окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик.

- А теперь прочитайте четвертое задание на с. 37. Обсудите его в парах.  (учитель выслушивает ответы детей)

- Проверим себя на с.87.

-«Отвечает ветер буйный ,-

Там за речкой тихоструйной есть высокая гора,

В ней глубокая нора. В той норе, во тьме печальной

Гроб качается хрустальный…..В том гробу твоя невеста.»

Заплакал и запечалился наш королевич Елисей. А ветер ему сказал: « Если ребята выполнят задания  в тетради, значит, царевна оживет.

5. Работа детей в тетрадях с.23-24

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила.

Глядит вокруг изумлёнными глазами,

И, качаясь над цепами, привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала.»

И с невестою своей обвенчался Елисей.

6. Подведение итогов

-Ребята, наша сказка закончилась. Но путешествуя по ней,  о чём вы узнали? Выяснили мы причины возникновения дождя и ветра?

7. Рефлексия.

Оцените свои достижения на уроке  лесенкой успеха ( надо поставить себя на ступеньку. На первую - я ничего не понял на уроке, мне было не интересно. На среднюю - мне понравилось на уроке, я работал, но понял не всё. На верхнюю - я всё понял, я работал активно, мне всё понятно)

8. Если останется время, творческая работа. Работа в группах.

с.37 сочините сказку по рисунку  

9.Рекомендации: дома попробуйте сочинить каждый свою сказку с.37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

почему идет дождь и дует ветер

материал, данный в презентации поможет лучше запомнить данную тему....

конспект урока: Почему идет дождь и дует ветер?

Конспект урока по окружающему миру: Почему идет дождь и дует ветер? 1класс по учебнику Плешакова А.А....

Урок- сказка "Почему идет дождь и дует ветер?"

Ознакомление с окружающим миром.УМК:  «Школа России»Цели и задачи: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для...

1 класс. "Почему идет дождь и дует ветер"

Урок - игра окружающего мира...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему идет дождь и дует ветер?" 1 класс (конспект  + презентация)...

Почему идет дождь, и дует ветер

Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре, дать представление о круговороте воды в природе...