Урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 3 класс. "Почему идет дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Пивкина Эльмира Мкртичевна

Урок по развитию речи в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_razvitiyu_rechi.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема урока: «Почему идёт дождь  и дует ветер?»

План-конспект урока

Предмет: развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира

Класс: 3

Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

Цели и задачи: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.

 Оборудование: 1. Грамота «Лучшему знатоку Луны»

                               2. Воздушный шарик

                               

Ход урока:

I.        Организационный момент, сообщение целей урока

-        Здравствуйте, ребята. О чем пойдет речь сегодня на уроке вы узнаете, если отгадаете загадки.

      Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
Ответ (Дождь)

Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Ответ (дождь)

Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)

II.        Повторение ранее  изученного материала

Хорошо читающие ученики получают индивидуальные задания: на карточке написан текст с пропущенными словами, дети должны догадаться, какие слова надо подставить.

Первая карточка. «Звезды»

  • Все звезды — это огромные пылающие ... {шары).
  • Ближайшая к Земле звезда — ... {Солнце).
  • Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ... {находятся далеко от Земли).
  • Все звезды отличаются по ... {размеру) и по ... {цвету).
  • Звезд на небе очень много, и люди объединились их в... {созвездия).
  • У Большого Ковша

                              Больно ручка хороша!

                               Три звезды — и все подряд,

                              Как алмазные, горят.

           Это созвездие — ... {Большая Медведица)

Вторая карточка. «Луна»

  • Луна — естественный ... {спутник) Земли.
  • Она движется вокруг ... {Земли) и обходи ее кругом один раз за месяц.
  • Луна в несколько раз ... {меньше) Земли.
  • Луна сама ... {не испускает) света. Она, словно зеркало, отражает свет... {Солнца).
  • На Луне нет ... {воздуха) — поэтому люди там ... {не живут).
  • А еще на Луне нет... (воды).

Для остальных проводится «Аукцион знаний». Дети говорят по одному предложению о Луне. Побеждает тот, кто сообщит что-либо о Луне последним. Ему вручается грамота «Лучшему знатоку Луны»

III. Работа над новой темой

           - Итак, ребята, слушайте!

(По ходу объяснения  демонстрирую схему круговорота воды в природе)

-        На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер,
прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Кто
знает, что это происходит с водой?

-        Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрач-
ным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднима-
ется вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие
капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих
капель так много, что они все вместе превращаются в
большое темное облако — тучу.

  • Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Потом выглянет солнце и высушит воду. Она опять превратится в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
  • Ребята, вам стало понятно, как получается дождь? Давайте прочитаем объяснение и запомним его.

Дети читают текст.

   

2. После чтения учитель задает вопросы:

  • Что такое туча ? (Темное, густое облако.)
  • Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.)
  • Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)

   3. -        Ребята, а какие бывают дожди ?

Ученики рассматривают различные виды дождей на рисунке (слайд 12)  

и соотносят их с названиями.

   - Какие дожди вы наблюдали?

   

4. После этого рассматривают следующую картинку  

          и объясняют, почему растения и животные радуются дождю.

   

6. В Рабочей тетради дети рисуют веселый и грустный дождик

7. Физкультминутка

8. Почему дует ветер?

    1). Учителем читаются загадки о ветре

2). Учитель предлагает найти на стр. учебника слова, которыми можно описать ветер и спрашивает:

-        Ребята, а как мы можем получить ветер ?

Ученики могут предложить такие способы: подуть — и ощутить ветерок; помахать руками перед лицом — и почувствуем ветерок. Учитель демонстрирует еще один способ: на подоконник кладет воздушный шарик, открывает на несколько секунд окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.

3). -        Ребята, а как же возникает ветер ?

Предположение детей выслушиваются. Учитель обобщает:

- Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжелый, он стелится понизу. Значит ветер – это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменным домом. над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

4). Продолжая разговор о ветре, ученики выполняют задание 3  в Рабочей тетради: объясняют, что на этих рисунках неверно.

IV.        Итог урока

Учащимся предлагается разгадать кроссворд и вспомнить, на какие вопросы сегодня отвечали. Дети отвечают на вопрос почему идет дождь и дует ветер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."

На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...

ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

Рабочая программ по учебному предмету озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...

Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....

Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...