Главные вкладки

    Урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 3 класс. "Почему идет дождь и дует ветер?"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Пивкина Эльмира Мкртичевна

    Урок по развитию речи в 3 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_razvitiyu_rechi.doc52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

         Тема урока: «Почему идёт дождь  и дует ветер?»

    План-конспект урока

    Предмет: развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира

    Класс: 3

    Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»

    Цели и задачи: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.

     Оборудование: 1. Грамота «Лучшему знатоку Луны»

                                   2. Воздушный шарик

                                   

    Ход урока:

    I.        Организационный момент, сообщение целей урока

    -        Здравствуйте, ребята. О чем пойдет речь сегодня на уроке вы узнаете, если отгадаете загадки.

          Мочит поле, лес и луг,
    Город, дом и всё вокруг!
    Облаков и туч он вождь,
    Ты же знаешь, это - ...
    Ответ (Дождь)

    Он идет, а мы бежим,
    Он догонит все равно!
    В дом укрыться мы спешим,
    Будет к нам стучать в окно,
    И по крыше тук да тук!
    Нет, не впустим, милый друг!
    Ответ (дождь)

    Бежал по тропке луговой -
    Кивали маки головой.
    Бежал по речке голубой -
    Речка сделалась рябой.
    Ответ (Ветер)

    II.        Повторение ранее  изученного материала

    Хорошо читающие ученики получают индивидуальные задания: на карточке написан текст с пропущенными словами, дети должны догадаться, какие слова надо подставить.

    Первая карточка. «Звезды»

    • Все звезды — это огромные пылающие ... {шары).
    • Ближайшая к Земле звезда — ... {Солнце).
    • Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ... {находятся далеко от Земли).
    • Все звезды отличаются по ... {размеру) и по ... {цвету).
    • Звезд на небе очень много, и люди объединились их в... {созвездия).
    • У Большого Ковша

                                  Больно ручка хороша!

                                   Три звезды — и все подряд,

                                  Как алмазные, горят.

               Это созвездие — ... {Большая Медведица)

    Вторая карточка. «Луна»

    • Луна — естественный ... {спутник) Земли.
    • Она движется вокруг ... {Земли) и обходи ее кругом один раз за месяц.
    • Луна в несколько раз ... {меньше) Земли.
    • Луна сама ... {не испускает) света. Она, словно зеркало, отражает свет... {Солнца).
    • На Луне нет ... {воздуха) — поэтому люди там ... {не живут).
    • А еще на Луне нет... (воды).

    Для остальных проводится «Аукцион знаний». Дети говорят по одному предложению о Луне. Побеждает тот, кто сообщит что-либо о Луне последним. Ему вручается грамота «Лучшему знатоку Луны»

    III. Работа над новой темой

               - Итак, ребята, слушайте!

    (По ходу объяснения  демонстрирую схему круговорота воды в природе)

    -        На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер,
    прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Кто
    знает, что это происходит с водой?

    -        Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрач-
    ным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднима-
    ется вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие
    капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих
    капель так много, что они все вместе превращаются в
    большое темное облако — тучу.

    • Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Потом выглянет солнце и высушит воду. Она опять превратится в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
    • Ребята, вам стало понятно, как получается дождь? Давайте прочитаем объяснение и запомним его.

    Дети читают текст.

       

    2. После чтения учитель задает вопросы:

    • Что такое туча ? (Темное, густое облако.)
    • Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.)
    • Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)

       3. -        Ребята, а какие бывают дожди ?

    Ученики рассматривают различные виды дождей на рисунке (слайд 12)  

    и соотносят их с названиями.

       - Какие дожди вы наблюдали?

       

    4. После этого рассматривают следующую картинку  

              и объясняют, почему растения и животные радуются дождю.

       

    6. В Рабочей тетради дети рисуют веселый и грустный дождик

    7. Физкультминутка

    8. Почему дует ветер?

        1). Учителем читаются загадки о ветре

    2). Учитель предлагает найти на стр. учебника слова, которыми можно описать ветер и спрашивает:

    -        Ребята, а как мы можем получить ветер ?

    Ученики могут предложить такие способы: подуть — и ощутить ветерок; помахать руками перед лицом — и почувствуем ветерок. Учитель демонстрирует еще один способ: на подоконник кладет воздушный шарик, открывает на несколько секунд окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.

    3). -        Ребята, а как же возникает ветер ?

    Предположение детей выслушиваются. Учитель обобщает:

    - Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжелый, он стелится понизу. Значит ветер – это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменным домом. над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.

    4). Продолжая разговор о ветре, ученики выполняют задание 3  в Рабочей тетради: объясняют, что на этих рисунках неверно.

    IV.        Итог урока

    Учащимся предлагается разгадать кроссворд и вспомнить, на какие вопросы сегодня отвечали. Дети отвечают на вопрос почему идет дождь и дует ветер.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.

    Рабочая программ по учебному предмету озм   «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...

    Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"

    Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...

    Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.

    Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....

    Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".

    Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...