Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

Проблемно-диалогический урок .Введение новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ok.mir_.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

БОУ СОШ № 160

с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

Открытый урок во 2 « г» классе, Окружающий мир

подготовила и провела учитель начальных классов

Комарова Ольга Викторовна.

 Тема: Будь здоров!

 «Воды холодной не бойся – ежедневно ею мойся».

Целевые установки урока

Предметные результаты:

- знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;

- знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

(из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

- познакомить с понятием закаливание, правилами закаливания, с комплексом физкультминутки ;

Метапредметные результаты:

- формулировать правила здорового образа жизни зимой;

- контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры;

-  развивать логическое мышление, речь, память учащихся,  интерес к здоровому образу жизни;  воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

Личностные результаты:

- понимать необходимость соблюдения правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период;

- осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время  игры.

Оборудование: иллюстрация сказки « Морозко»; Г.Цыферов « Про цыплёнка, солнце и медвежонка»  костюмы для сценки сказки, приготовленные учащимися и их родителями; презентация по теме: слайды таблицы « Правила воздушного закаливания», « Правила  закаливания водой. Контрастный душ», «Признаки закалённого человека», загадки, пословицы по теме; рисунки учащихся

 « Учимся беречь своё здоровье», физкультминутка «Гигиена осанки» и др.

План

  1. Организационный момент. Актуализация знаний и постановка проблемы.

-Сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей. Говорить друг другу « Здравствуйте» - означает желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь кивком головы.

-«Здравствуйте!»- говорят при встрече. Так  и мы приветствуем Вас, дорогие наши гости.

- Посмотрите-ка на нас,

Вот такой хороший класс.

Приготовились учиться,

Ни минутки не лениться.

Не скучать, не отвлекаться,

А стараться и стараться!

- А работать мы будем под девизом: « Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»

                                                     ( Слайд  1 -2  « Девиз урока».)

                                                   Повторить правила работы в группе.

2.Целеполагание. 

 Формулировка проблемы через  подводящий диалог.

Учитель: посмотрите на иллюстрацию  (Яркое пятно темы).

-  Подумайте, к какой русской народной сказке она подходит? Какое время года?  Кто главные герои? Какие слова из сказки подходят к иллюстрации.

Ученики: русская народная сказка « Морозко»; Зима. главные герои Мороз Иванович и Настенька; « Тепло, ль тебе, девица?» -  спрашивал Мороз Иванович.  « Тепло, Морозушка, тепло, батюшка!» - отвечала Настенька.

Учитель : Какой вопрос возникает у вас?

Ученики: Почему не замёрзла девочка?

Учитель: Как вы думаете почему?

Ученики: Девочка была не изнеженной, а закалённой.

Учитель: Как понимаете « закалённой» девочкой?

Ученики: Не боится холода.

Учитель: Кто догадался, какая тема будет сегодняшнего урока?

Совместное « открытие» знаний:

Ученики: мы будем говорить  о зиме, о здоровье, закаливании холодом, воздухом, водой….(предположительные ответы учащихся)

 Учитель: Верно. Холод бывает полезным для здоровья, если к нему постепенно приучать себя. Наши предки очень любили парную баню в зимнюю пору. Хорошо попарившись, они ныряли в снег на несколько секунд, растирались им, затем снова спешили в парную.

- Закаляться – значит сделать организм устойчивым к простуде, приучать к холоду.

3. Сообщение темы урока: Будь здоров!

          - Ребята, а вы, моете лицо и руки холодной водой по утрам? 

                                                                           (ответы  детей)                                       

 

Учитель: закаляться можно прохладным воздухом и водой. Но об  этом чуть позже.

 Учитель: « Ребята, сейчас я вам расскажу случай, который произошёл с поэтом  Даниилом Хармсом;

- Я шёл зимою вдоль болота

В галошах,

В шляпе

И в очках.

Вдруг по реке пронёсся кто – то

На металлических

Крючках.

Я побежал скорее к речке,

А он бегом пустился в лес,

К ногам приделал две дощечки,

Присел,

Подпрыгнул

И исчез.

И долго я стоял у речки,

И долго думал, сняв очки:

« Какие странные

Дощечки

И непонятные

Крючки!»

-  Какое время года описал поэт? Кого же увидел автор?

4. Самостоятельная работа с учебником:

А) Откройте учебник на стр. 48

-  внимательно рассмотрите  « Семейный альбом», какие фотографии в учебнике подходят к этой загадке – стихотворению?

- Вы сами любите кататься на коньках и лыжах? Какие ещё вы знаете  зимние забавы? За что  вы их любите?

- Чем отличаются зимние игры от игр в другие времена года?

( Дети отвечают, используя свой жизненный опыт.)

В) Работа в группе:

- Выборочное чтение, найти ответ на вопросы в тексте с. 48 -49

1. Как укреплять здоровье зимой?

2. При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика?  Почему?

3. Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?

4. Где можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в хоккей?

5. О старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совёнка» стр.123

Прочитать, пересказать ответ всему классу. С. 49 (Рассмотреть фотографию старинных санок и сравнить с современными санками, рассказать о самом главном  отличие).

6.Рассмотреть картину Ф.Сычкова  « С гор» с. 49 Составьте короткий рассказ. (какое настроение у героев картины, какова их одежда, опишите как они относятся друг другу, можно ли назвать их друзьями?) Можно ли назвать ребят на ней здоровыми, крепкими?

- Как вы думаете,  в чём  секрет их здоровья?

- Как же нам постараться обратить себе на пользу особенности зимней погоды?

      5.Физкультминутка

- Сейчас мы выполним физкультминутку. Во время выполнения упражнений следите за осанкой.

1.И.п.- сидя за партой, руки к плечам. Руки вперёд, ладони перед собой, и.п., свести лопатки. Повторить 3-5 раз, темп средний.

2. И.п.- сидя за партой, руки над головой. Наклон налево, наклон направо. Повторить 3-5 раз, темп медленный.

3.И.п. – стоя у парты. Полу приседы, руки на затылке, локти отвести назад, голова, спина прямо. Повторить 5 раз, темп средний.

4. И.п. – стоя, руки к плечам. Круговые вращения локтями назад. Повторить 3-5 раз, темп средний.

5. И.п. – стоя, руки на пояс. Повороты головы налево, направо. Повторить 3-5 раз, темп средний. Глазки закрыть, зажмурить и резко открыть.

Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием: хорошо сближали лопатки, закрепляли стереотип правильной осанки.

6. Расширение и применение знаний

(работа в группах или фронтально)

Учитель: очень часто говорят: « Закаляйся, как сталь!» А знаете ли вы, что это значит? (ответы детей)

- Можете ли вы себя назвать закалённым? (ответы детей)

- Прочитайте на доске волшебные слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

- Чередуя холод с теплом, можно тренировать сосуды, по которым бежит кровь. Закалившись, никакие перемены погоды вам не будут страшны.

- С чего же начинать закаливание? (ответы детей виды закаливания)

- Лучше всего начинать закаливание с воздушных процедур. Как?

На экране слайд « Правила воздушного закаливания» (читают ученики, сравнивают ответы учащихся с эталоном)

      1.Утром умывайтесь и делайте зарядку при температуре воздуха +18(+20) С

в одних трусиках ( 5- 10 минут).

2.Следите, чтобы на коже не появились «пупырышки». Это признак охлаждения. В этом случаи нужно быстро одеться.

  1.  Совместное применение знаний

( работа в группе, по ролям дети разыгрывают ситуацию в костюмах: цыплёнка, гусёнка, гусеницы, слова автора)

Учитель: обсудим,  правильно ли  проводила закаливание цыплёнка его подруга гусеница.

 Автор: «Слушайте! Цыплёнок встретил гусёнка».

 Цыплёнок: «Странно, -пропищал цыплёнок, - сам белый, а лапки розовые?»

 Гусёнок: « А я их в холодной воде мыл, вот они и покраснели».

  Цыплёнок: «А если я буду мыть лапки в холодной воде, у меня тоже покраснеют? – спросил цыплёнок.

Гусёнок: « Попробуй!» - сказал гусёнок.

Автор: « И пошла жёлтая гусеница поливать из ковшика на лапки цыплёнку воду. Ждал, ждал цыплёнок, когда лапки станут розовыми, а они почему – то стали синие.

Лягушки смеялись: « Это что? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Смешно! Ну, очень смешно».

Автор: « Ребята, а вам смешно?» ( Демонстрация рисунка классу) 

             Автор: «Ответьте, почему лапки у цыплёнка посинели? Правильно ли гусеница

                         проводила закаливание цыплёнка водой?»  ( ответы детей)          

             Учитель: «  Верно, неправильно. Давайте запомним правила закаливания водой.      Сверим наши ответы с эталоном».

Правила закаливания водой. (читают дети)

Контрастный душ

    - Купаясь в ванне в тёплой воде, привстаньте и полейте себя чуть прохладной водой, затем опять тёплой и снова прохладной.

- Вытрите тело полотенцем, оденьтесь.

- повторяйте это ежедневно, постепенно снижая температуру воды на 1-2  С.

- Польза закаливания в том, что закалённый человек почти не болеет, спокоен, хорошо спит. На уроках внимателен  и долго не устаёт.

6.Самостоятельное применение знаний

Выставка работ: рисунки  детей домашняя заготовка

« Учимся беречь своё здоровье».

  Признаки закалённого человека:

- Он редко болеет и быстро выздоравливает (на 2-3 день )

- Он всегда активен, на уроках собран и внимателен.

- Кожа у закалённого человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие.

- Он носит лёгкую одежду, излишне не утепляется.

- У него хорошее, « солнечное» настроение, спокойный сон. ( дети читают)

Учитель: « Послушайте, к чему призывает ребят Умывальник  Мойдодыр

( читает ученик  отрывок стихотворения).

« Давайте же мыться, плескаться,

Купаться. нырять, кувыркаться

В ушате, корыте, лохани,

В реке, ручейке, океане –

И в ванне, и в бане.

Всегда и везде –

Вечная слава воде!»

7.Итог занятия:

- От чего зависит здоровье человека?

- Здоровье человека зависит от его образа жизни.  

-  Учитель напоминает: « Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. С завтрашнего дня начинайте проводить воздушные ванны. Закаливание начинайте с температуры воздуха +18 С и процедуру выполняйте в течение 3-5 минут, постепенно увеличивая время».

В заключении отгадайте загадки, отгадки помогут вам стать закалёнными:

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою.

Что это такое? (Полотенце)

Дождик тёплый и густой.

Этот дождик не простой.

Он без туч, без облаков,

Целый день идти готов. ( Душ)

Горяча и холодна,

Я всегда тебе нужна.

Позовёшь меня – бегу.

От болезней стерегу. (Вода)

- Какие эмоции от урока испытываете вы? На вершине Успешности отметьте.

 Откройте свои дневники и нарисуйте.

Флажки. Капитаны оцените работу ваших групп!  Самооценка!  Молодцы!

8. Домашнее задание: принимать контрастный душ и воздушное закаливание.  На занятии кружка Я – исследователь « Всё сумею, всё смогу!», мы продолжим долгосрочный проект, выделим промежуточный   игровой этап , каждая команда приготовила игру, которую проведёт в ГПД.

- Занятие окончено! Благодарю всех за сотрудничество.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 Б классе. Тема урока: "Дикие и домашние животные"

Цели урока: закрепление знаний обучающихся о диких и домашних животных, формирование представлений о целостности окружающего мира, взаимозависимости структурных компонентов...