Главные вкладки

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс УМК "Перспектива"
    методическая разработка по окружающему миру (2 класс) на тему

    Проблемно-диалогический урок .Введение новых знаний.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_ok.mir_.docx25.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    БОУ СОШ № 160

    с углубленным изучением английского языка

    Красногвардейского района Санкт-Петербурга,

    Открытый урок во 2 « г» классе, Окружающий мир

    подготовила и провела учитель начальных классов

    Комарова Ольга Викторовна.

     Тема: Будь здоров!

     «Воды холодной не бойся – ежедневно ею мойся».

    Целевые установки урока

    Предметные результаты:

    - знать и соблюдать правила здорового образа жизни в зимний период;

    - знать и уметь объяснить товарищу правила 2-3 народных игр, подходящих для зимы

    (из учебника и из репертуара игровой культуры народов своего края);

    - познакомить с понятием закаливание, правилами закаливания, с комплексом физкультминутки ;

    Метапредметные результаты:

    - формулировать правила здорового образа жизни зимой;

    - контролировать своё поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры;

    -  развивать логическое мышление, речь, память учащихся,  интерес к здоровому образу жизни;  воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью, как одной из главных ценностей человеческой жизни.

    Личностные результаты:

    - понимать необходимость соблюдения правила здорового и безопасного образа жизни в зимний период;

    - осознавать важность благожелательного общения друг с другом во время  игры.

    Оборудование: иллюстрация сказки « Морозко»; Г.Цыферов « Про цыплёнка, солнце и медвежонка»  костюмы для сценки сказки, приготовленные учащимися и их родителями; презентация по теме: слайды таблицы « Правила воздушного закаливания», « Правила  закаливания водой. Контрастный душ», «Признаки закалённого человека», загадки, пословицы по теме; рисунки учащихся

     « Учимся беречь своё здоровье», физкультминутка «Гигиена осанки» и др.

    План

    1. Организационный момент. Актуализация знаний и постановка проблемы.

    -Сегодня у нас открытый урок. К нам пришли гости. Поприветствуем гостей. Говорить друг другу « Здравствуйте» - означает желать здоровья. Повернитесь, улыбнитесь, поздоровайтесь кивком головы.

    -«Здравствуйте!»- говорят при встрече. Так  и мы приветствуем Вас, дорогие наши гости.

    - Посмотрите-ка на нас,

    Вот такой хороший класс.

    Приготовились учиться,

    Ни минутки не лениться.

    Не скучать, не отвлекаться,

    А стараться и стараться!

    - А работать мы будем под девизом: « Я умею думать, я умею рассуждать, что полезно для здоровья, то и буду выбирать!»

                                                         ( Слайд  1 -2  « Девиз урока».)

                                                       Повторить правила работы в группе.

    2.Целеполагание. 

     Формулировка проблемы через  подводящий диалог.

    Учитель: посмотрите на иллюстрацию  (Яркое пятно темы).

    -  Подумайте, к какой русской народной сказке она подходит? Какое время года?  Кто главные герои? Какие слова из сказки подходят к иллюстрации.

    Ученики: русская народная сказка « Морозко»; Зима. главные герои Мороз Иванович и Настенька; « Тепло, ль тебе, девица?» -  спрашивал Мороз Иванович.  « Тепло, Морозушка, тепло, батюшка!» - отвечала Настенька.

    Учитель : Какой вопрос возникает у вас?

    Ученики: Почему не замёрзла девочка?

    Учитель: Как вы думаете почему?

    Ученики: Девочка была не изнеженной, а закалённой.

    Учитель: Как понимаете « закалённой» девочкой?

    Ученики: Не боится холода.

    Учитель: Кто догадался, какая тема будет сегодняшнего урока?

    Совместное « открытие» знаний:

    Ученики: мы будем говорить  о зиме, о здоровье, закаливании холодом, воздухом, водой….(предположительные ответы учащихся)

     Учитель: Верно. Холод бывает полезным для здоровья, если к нему постепенно приучать себя. Наши предки очень любили парную баню в зимнюю пору. Хорошо попарившись, они ныряли в снег на несколько секунд, растирались им, затем снова спешили в парную.

    - Закаляться – значит сделать организм устойчивым к простуде, приучать к холоду.

    3. Сообщение темы урока: Будь здоров!

              - Ребята, а вы, моете лицо и руки холодной водой по утрам? 

                                                                               (ответы  детей)                                       

     

    Учитель: закаляться можно прохладным воздухом и водой. Но об  этом чуть позже.

     Учитель: « Ребята, сейчас я вам расскажу случай, который произошёл с поэтом  Даниилом Хармсом;

    - Я шёл зимою вдоль болота

    В галошах,

    В шляпе

    И в очках.

    Вдруг по реке пронёсся кто – то

    На металлических

    Крючках.

    Я побежал скорее к речке,

    А он бегом пустился в лес,

    К ногам приделал две дощечки,

    Присел,

    Подпрыгнул

    И исчез.

    И долго я стоял у речки,

    И долго думал, сняв очки:

    « Какие странные

    Дощечки

    И непонятные

    Крючки!»

    -  Какое время года описал поэт? Кого же увидел автор?

    4. Самостоятельная работа с учебником:

    А) Откройте учебник на стр. 48

    -  внимательно рассмотрите  « Семейный альбом», какие фотографии в учебнике подходят к этой загадке – стихотворению?

    - Вы сами любите кататься на коньках и лыжах? Какие ещё вы знаете  зимние забавы? За что  вы их любите?

    - Чем отличаются зимние игры от игр в другие времена года?

    ( Дети отвечают, используя свой жизненный опыт.)

    В) Работа в группе:

    - Выборочное чтение, найти ответ на вопросы в тексте с. 48 -49

    1. Как укреплять здоровье зимой?

    2. При какой зимней погоде можно построить снежную крепость и слепить снеговика?  Почему?

    3. Как нужно одеваться в сильные морозы и при ветре?

    4. Где можно кататься на коньках, лыжах, санках, играть в хоккей?

    5. О старинных зимних забавах со «Страничек Умного Совёнка» стр.123

    Прочитать, пересказать ответ всему классу. С. 49 (Рассмотреть фотографию старинных санок и сравнить с современными санками, рассказать о самом главном  отличие).

    6.Рассмотреть картину Ф.Сычкова  « С гор» с. 49 Составьте короткий рассказ. (какое настроение у героев картины, какова их одежда, опишите как они относятся друг другу, можно ли назвать их друзьями?) Можно ли назвать ребят на ней здоровыми, крепкими?

    - Как вы думаете,  в чём  секрет их здоровья?

    - Как же нам постараться обратить себе на пользу особенности зимней погоды?

          5.Физкультминутка

    - Сейчас мы выполним физкультминутку. Во время выполнения упражнений следите за осанкой.

    1.И.п.- сидя за партой, руки к плечам. Руки вперёд, ладони перед собой, и.п., свести лопатки. Повторить 3-5 раз, темп средний.

    2. И.п.- сидя за партой, руки над головой. Наклон налево, наклон направо. Повторить 3-5 раз, темп медленный.

    3.И.п. – стоя у парты. Полу приседы, руки на затылке, локти отвести назад, голова, спина прямо. Повторить 5 раз, темп средний.

    4. И.п. – стоя, руки к плечам. Круговые вращения локтями назад. Повторить 3-5 раз, темп средний.

    5. И.п. – стоя, руки на пояс. Повороты головы налево, направо. Повторить 3-5 раз, темп средний. Глазки закрыть, зажмурить и резко открыть.

    Учитель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием: хорошо сближали лопатки, закрепляли стереотип правильной осанки.

    6. Расширение и применение знаний

    (работа в группах или фронтально)

    Учитель: очень часто говорят: « Закаляйся, как сталь!» А знаете ли вы, что это значит? (ответы детей)

    - Можете ли вы себя назвать закалённым? (ответы детей)

    - Прочитайте на доске волшебные слова: « Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».

    - Чередуя холод с теплом, можно тренировать сосуды, по которым бежит кровь. Закалившись, никакие перемены погоды вам не будут страшны.

    - С чего же начинать закаливание? (ответы детей виды закаливания)

    - Лучше всего начинать закаливание с воздушных процедур. Как?

    На экране слайд « Правила воздушного закаливания» (читают ученики, сравнивают ответы учащихся с эталоном)

          1.Утром умывайтесь и делайте зарядку при температуре воздуха +18(+20) С

    в одних трусиках ( 5- 10 минут).

    2.Следите, чтобы на коже не появились «пупырышки». Это признак охлаждения. В этом случаи нужно быстро одеться.

    1.  Совместное применение знаний

    ( работа в группе, по ролям дети разыгрывают ситуацию в костюмах: цыплёнка, гусёнка, гусеницы, слова автора)

    Учитель: обсудим,  правильно ли  проводила закаливание цыплёнка его подруга гусеница.

     Автор: «Слушайте! Цыплёнок встретил гусёнка».

     Цыплёнок: «Странно, -пропищал цыплёнок, - сам белый, а лапки розовые?»

     Гусёнок: « А я их в холодной воде мыл, вот они и покраснели».

      Цыплёнок: «А если я буду мыть лапки в холодной воде, у меня тоже покраснеют? – спросил цыплёнок.

    Гусёнок: « Попробуй!» - сказал гусёнок.

    Автор: « И пошла жёлтая гусеница поливать из ковшика на лапки цыплёнку воду. Ждал, ждал цыплёнок, когда лапки станут розовыми, а они почему – то стали синие.

    Лягушки смеялись: « Это что? Жёлтый цыплёнок на синих ножках. Смешно! Ну, очень смешно».

    Автор: « Ребята, а вам смешно?» ( Демонстрация рисунка классу) 

                 Автор: «Ответьте, почему лапки у цыплёнка посинели? Правильно ли гусеница

                             проводила закаливание цыплёнка водой?»  ( ответы детей)          

                 Учитель: «  Верно, неправильно. Давайте запомним правила закаливания водой.      Сверим наши ответы с эталоном».

    Правила закаливания водой. (читают дети)

    Контрастный душ

        - Купаясь в ванне в тёплой воде, привстаньте и полейте себя чуть прохладной водой, затем опять тёплой и снова прохладной.

    - Вытрите тело полотенцем, оденьтесь.

    - повторяйте это ежедневно, постепенно снижая температуру воды на 1-2  С.

    - Польза закаливания в том, что закалённый человек почти не болеет, спокоен, хорошо спит. На уроках внимателен  и долго не устаёт.

    6.Самостоятельное применение знаний

    Выставка работ: рисунки  детей домашняя заготовка

    « Учимся беречь своё здоровье».

      Признаки закалённого человека:

    - Он редко болеет и быстро выздоравливает (на 2-3 день )

    - Он всегда активен, на уроках собран и внимателен.

    - Кожа у закалённого человека розовая, здоровая, глаза ясные, волосы блестящие.

    - Он носит лёгкую одежду, излишне не утепляется.

    - У него хорошее, « солнечное» настроение, спокойный сон. ( дети читают)

    Учитель: « Послушайте, к чему призывает ребят Умывальник  Мойдодыр

    ( читает ученик  отрывок стихотворения).

    « Давайте же мыться, плескаться,

    Купаться. нырять, кувыркаться

    В ушате, корыте, лохани,

    В реке, ручейке, океане –

    И в ванне, и в бане.

    Всегда и везде –

    Вечная слава воде!»

    7.Итог занятия:

    - От чего зависит здоровье человека?

    - Здоровье человека зависит от его образа жизни.  

    -  Учитель напоминает: « Каждый человек должен заботиться о своём здоровье. С завтрашнего дня начинайте проводить воздушные ванны. Закаливание начинайте с температуры воздуха +18 С и процедуру выполняйте в течение 3-5 минут, постепенно увеличивая время».

    В заключении отгадайте загадки, отгадки помогут вам стать закалёнными:

    Вафельное и полосатое,

    Гладкое и лохматое,

    Всегда под рукою.

    Что это такое? (Полотенце)

    Дождик тёплый и густой.

    Этот дождик не простой.

    Он без туч, без облаков,

    Целый день идти готов. ( Душ)

    Горяча и холодна,

    Я всегда тебе нужна.

    Позовёшь меня – бегу.

    От болезней стерегу. (Вода)

    - Какие эмоции от урока испытываете вы? На вершине Успешности отметьте.

     Откройте свои дневники и нарисуйте.

    Флажки. Капитаны оцените работу ваших групп!  Самооценка!  Молодцы!

    8. Домашнее задание: принимать контрастный душ и воздушное закаливание.  На занятии кружка Я – исследователь « Всё сумею, всё смогу!», мы продолжим долгосрочный проект, выделим промежуточный   игровой этап , каждая команда приготовила игру, которую проведёт в ГПД.

    - Занятие окончено! Благодарю всех за сотрудничество.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

    Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

    Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

    Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

    Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

    методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

    Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

    Методическая разработка урока по окружающему миру "Весна в мире насекомых"

    Не только первые цветы радуют глаз человека ранней весной. Не меньший восторг испытывает человек, впервые увидев весной порхающую бабочку, степенного шмеля, торопливого муравья.Сегодня  нам предс...