Технологическая карта урока "Пустыня"
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) на тему
1. | ФИО | Чепчигашева Инна Васильевна |
2. | Место работы | МКОУ «Каменская средняя школа» |
3. | Должность | Учитель начальных классов |
4. | Предмет | Окружающий мир |
5. | Класс | 4 |
6. | Тема и номер урока в теме | Пустыня |
7. | Базовый учебник | «Школа России». Авторы: А.А. Плешаков Издательство Просвещение. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61.38 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИО | Чепчигашева Инна Васильевна | |
Место работы | МКОУ «Каменская средняя школа» | |
Должность | Учитель начальных классов | |
Предмет | Окружающий мир | |
Класс | 4 | |
Тема и номер урока в теме | Пустыня | |
Базовый учебник | «Школа России». Авторы: А.А. Плешаков Издательство Просвещение. |
ПУСТЫНИ
Цели | Способствовать формированию у учащихся представления о природной зоне пустынь, ее природных условиях, влажности, растительном и животном мире; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир»; создать условия для раскрытия экологических проблем зоны пустынь; определения границ знания и «незнания» |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный, исследовательский; индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная |
Образовательные | Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 4 класс. Человек и природа. Издательство Экзамен МЕДИА |
Оборудование | Электронная карта «Природная зона России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира пустынь |
Основные | Пустыни |
Организационная структура урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного Целеполагание | – Добрый день, дорогие друзья! Новой встрече очень рада я! – Сегодня нас ждет горячая пустыня. Нам откроет свои тайны другая природная зона России. Разгадайте ребус и прочитайте, куда мы отправляемся: Сегодня мы с вами отправимся туда, Где много солнца и не видна вода. Юго-запад России раскроет тайны нам, Узнаем, что за звери обитают там, Какие растения там растут, Почему так природную зону зовут. – О какой природной зоне идет речь? | Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность | Устные ответы, организация рабочего места |
Рассказ учителя о географическом | – Пустыня на карте обозначена желто-оранжевым цветом, расположена к югу от степной зоны по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Это небольшая по площади зона. – Какое лето и зима в пустыне? – Лето в пустыне жаркое: поверхность нагревается днем до +70 °С, а ночью прохладно, потому что песок и глина быстро остывают. Зима суровая – до минус 12 °С, длится 2–3 месяца. Поверхность пустыни равнинная с валами из песка. Эти песочные валы называются барханами, они постоянно передвигаются благодаря сухим и горячим ветрам пустынь – суховеям. Барханы от этого движения песка медленно движутся и могут засыпать дороги, поля, селения. Высота барханов может достигать 50 метров. Остановить барханы может только растительность, скрепляющая своими корнями пески и ослабляющая силу ветра. Пустыни бывают не только песчаные, но и глинистые, и каменистые. Между Каспием и Амударьёй находится самая большая пустыня – Каракумы | Внимательно слушают учителя. Отвечают | Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении | |||
IV. Ис- следователь- | Работа блемах зоны пустынь. | – Используя текст и иллюстрации учебника, атласы, рисунки, соберите информацию о растительном и животном мире пустынь, об экологических проблемах этой зоны, после чего поделитесь своими знаниями. • Материалы для «ботаников»: гербарий, рисунки | Делятся на три группы: «ботаники», «зоологи», «экологи». «Ботаники» собирают | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, сериацию, классификацию; | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Отчеты «ботаников», «зоологов», «экологов» по результатам работы | Задания: 1. Общая особенность растений: корни___________, листья________ из-за того, что не хватает ________. 2. Индивидуальное приспособление к природным условиям: – верблюжья колючка, джузгун, колосняк. • Материалы для «зоологов»: рисунки различных животных, населяющих пустыни, атлас-определитель, учебник (с. 126–128). Задания: 1. Рассказать о приспособленности животных пустынь к природным условиям (размеры, окраска, образ жизни, чем питаются). 2. Перечислить животных. 3. Дать характеристику: ящерица-круглоголовка, сайгаки, тушканчики, верблюд. • Материалы для «экологов»: иллюстрации жизни Задания: 1. Назвать экологические проблемы пустынь и пути их решения. 2. Рассказать об охране редких растений и животных, заповедниках. Предлагает учащимся выступить с отчетами по результатам исследовательской деятельности: «Растения пустынь», «Животные пустынь». | информацию «Зоологи» собирают информацию о животном мире пустынь. «Экологи» собирают информацию об экологических проблемах зоны пустынь. Рассказывают «ботаники». Рассказывают «зоологи». | выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические средства; моделируют и преобразовывают модели разных типов (схемы, знаки Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; принимают и сохраняют цели задачи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
V.Физкультминутка | – Вы раскрыли экологические проблемы пустынь. И как всегда, виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача: исправить свои ошибки -Потянулся к небу мак, Раскрывается вот так. А верблюжья колючка, Вот так злючка, Вот так злючка. А у кактуса иголки, Очень колки, очень колки. Раз, два, выше голова, Три, четыре, плечи шире. Пять, шесть, тихо сесть, Семь, восемь лень отбросим. | Рассказывают «экологи» Выполняют действия за учителем | учебной деятельности. Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; формулируют и аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения. Личностные: осуществляют смыслообразование; оценивают усваиваемое содержание с нравст- | |||
VI. Практическая деятельность | Филворд. | Филворд: 1. Лапки кенгуру, тельце мыши, уши осла, а хвост льва. 2. Я очень красива, у меня большая голова, от врагов я мгновенно зароюсь в песок. 3. Мой ствол как камень, весной я красавец, а листья мои тонкие, как вязальные спицы. | Разгадывают филворд. | Фронтальная, индивидуальная. | Устные ответы, записи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4. Вьется веревка, На конце – головка. 5. Что за чудо! Вот так чудо! Сверху блюдо, снизу блюдо! Ходит чудо по дороге, Голова торчит да ноги. 6. Я – песчаный холм, и зовут меня… Ответы: 1. Тушканчик. 2. Ящерица. 3. Саксаул. 4. Змея. 5. Черепаха. 6. Бархан. | венно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело | |||||
VII. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Путешествие подошло к концу. Понравилось ли вам оно? – Какие выводы сделали? – Какая информация показалась для вас значимой? – Как оцениваете свою деятельность? | Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое Регулятивные: оценивают собственную деятельность | Устные ответы |
VIII. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 9–15. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задания 1, 2 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Тест «Зона степей»
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Зона степей расположена на… нашей страны:
а) севере; б) юге; в) западе.
2. Какое лето бывает в степи?
а) Холодное и засушливое; б) теплое и дождливое; в) теплое и засушливое.
3. Какое травянистое растение не водится в степи?
а) Ковыль; б) люцерна; в) типчак.
4. Какой журавль обитает в степной зоне?
а) Красавка; б) стерх; в) серый журавль.
5. Где степные птицы устраивают гнезда?
а) На деревьях; б) на кустарниках; в) на земле.
6. Какой грызун не водится в степи?
а) Суслик; б) хомяк; в) бурундук.
7. По вине человека экологическими проблемами степи являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, неумеренный выпас скота, браконьерство;
в) загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжелой техникой, браконьерство.
8. Основным занятием населения степей является…
а) рыболовство. б) земледелие. в) оленеводство.
Ответы: 1-б. 2-в. 3-б. 4-а. 5-в. 6-в. 7-а. 8-б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/17/picture-1305517-1610873445.jpg)
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на тему: Правописание буквосочетания жи-ши в 1 классе Технологическая карта занятия
1.Познакомить с правилами правописания жи-ши,закрепить умение использовать правило жи-ши при письме;2.Развивать память,логическое мышление,орфографическую зоркость;3.Воспитывать трудолюбие,аккуратност...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...