Окружающий мир "Реки и озёра" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Гуденко Диана Викторовна

Открытый урок по окружающему миру "Реки и озёра" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_okr._miru.docx32.18 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий  мир

«Реки и озёра»

                                                  Урок разработала и провела        

                                                 учитель начальных классов

                                                ГБОУ «Школа 2065» (к-3)

                                                  Гуденко Диана Викторовна

Москва 2015

Реки и озёра.

Предварительная подготовка урока.

     Ученикам дается задание подумать о значении воды в жизни людей и других организмов. Вспомнить пройденный материал по теме «Круговорот воды в природе», подготовить сообщение или проект по теме «Где берет свое начало река?» (по желанию).

Цели:

  1. Познакомить с характерными особенностями рек и озер.
  2. Развивать умение наблюдать за явлениями, происходящими в природе, а также способности рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе учебного процесса.
  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, навыки экологической культуры.
  4. Научить находить и показывать реки, озера на карте.

Оборудование: электронная доска, физическая карта материков, прозрачная ёмкость, машинное масло,  учебник,  компьютер, листочки с заданием для каждой парты.

Тип урока: урок- диалог.

Предметные  и  метапредметные результаты:

Предметные

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникатив

ные УУД

1-я линия развития

 – уметь объяснять мир:

  • пользоваться глобусом и картами, находить материки,  реки  и озёра;

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

  • оценивать правильность поведения людей в природе;
  • уважительно относиться ко всем обитателям Земли.  

  • - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
  • - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

  • - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
  • - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
  • - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
  • - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
  • - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

  • - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
  • - Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
  • - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
  • - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

  • - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
  • - Слушать и понимать речь других.
  • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
  • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

Ход урока

  1. Повторение пройденного материала.

       На электронной доске дети смотрят видеоклип к песне «В небе тучка хмурится».

Учитель: - В нашей песне дождик закончился, и выглянуло солнышко. Что произошло с капельками воды, когда пригрело солнце?

Ученики: - Они высохли (или испарилась).

Учитель: - Конечно! А как мы назовем этот процесс?

Ученики: - Круговорот воды в природе.

Учитель: - Правильно. Но дождик был сильный и долгий. Как вы думаете, вся вода испарилась?

Ученики:  - Нет. Часть воды собралась в ручейки или реки.

Учитель: - Конечно. Давайте я вам расскажу сказку о могучем ручейке.

         Лось поскользнулся возле ручейка. Разозлился лось, закричал: «Затопчу тебя, чтобы дорогу не портил!»

        - «Ты сильный, а меня не затопчешь, - прожурчал ручеёк. - Я работаю день и ночь без устали. Говорят: «Вода камень точит». Приходи через год – увидишь, на что я способен».

        Пришёл лось через год, а ручеёк течет по дну большого оврага.

       - «Неужели это ты сделал?» - спросил лось. «Я, - скромно ответил ручеёк. – Каждое мгновение мои воды уносили по песчинке!»

        Ручьи образуют овраги. Река ещё сильнее. Она уносит течением песок и камешки, размывает берега и углубляет русло. Год за годом русло реки смещается, извивается и формирует широкую речную долину.

      На дом вам было задано подготовить сообщение или проект на тему «Где берет свое начало река»?

        Выходит ученик (или ученики) с сообщением или проектом.

Ученик: - Вода, испаряясь с поверхности водоемов, поднимается вверх и собирается в облака. Мелкие капельки объединяются в более крупные, и, когда они становятся слишком тяжелыми, начинается дождь. Таким образом, вода снова попадает на поверхность земли. С возвышенностей она течет вниз и собирается в ручейки, а они, сливаясь вместе, становятся началом реки.  Маленькие речки объединяются в большие, а потом впадают в озера или реки.

Учитель: - А зачем нам нужны реки и озера?

Ученики: - Чтобы мы могли пить воду.

Учитель: - Скажите, любая водичка нам подходит для питья?

Ученики: - Нет,  она должна быть пресной и чистой.

Учитель: - Что мы можем сделать, чтобы сохранить чистоту?

Ученики: - Не нужно бросать мусор в воду и на землю, потому что грязь с водяными потоками попадёт в реки.  

Учитель: - Давайте подумаем, хорошо ли если рядом с рекой или озером проложена дорога?

Ученики: - Нет. Грязь с дороги будет попадать в водоем.

Учитель: - Проведем небольшой опыт и посмотрим, что происходит, когда бензин или машинное масло попадает в воду.

Учитель: (беря в руки прозрачный контейнер для воды) Давайте представим, что это озеро с чистой прозрачной водой. Ехала на машине мимо нашего озера дружная семья. Увидели они такую красоту и решили остановиться и устроить пикник возле воды. У машины подтекало масло, но они не стали предавать этому значения. Папа разложил стол, стульчики, мама разложила угощение, а масло тем временем капало и капало. Дети вкусно покушали и захотели искупаться, а масло продолжало капать. После водных процедур, конечно, захотелось погреться на солнышке, наслаждаясь щебетом птиц. Всё это время,  масло продолжало подтекать. (Учитель периодически капает масло в ёмкость.)

Давайте посмотрим, что стало с водой в нашем озере.    

      Масло покрывает водную поверхность тонким слоем, который хорошо виден благодаря темному цвету.

Учитель: - Что произошло?

Ученики: - Масло расплылось по поверхности воды.

Учитель: - Это может быть вредным для окружающей среды и для нас?

Ученики: - Да. Люди и животные не смогут пить такую воду.

Учитель: - И рыбкам не будет хватать кислорода, который не сможет попасть в воду из-за масляной пленки. Какой мы сможем сделать вывод?

Ученики: - Не нужно строить дороги вблизи водоемов, разбрасывать мусор.

Учитель: Молодцы! А теперь давайте немного переключимся, закроем глазки и представим чистую озёрную водичку и рыбок. Теперь откройте глаза и посмотрите на доску.

       Гимнастика для глаз (Лучше использовать презентацию с рыбками).

  1. Работа над новым материалом.

Учитель: - Молодцы. А теперь давайте научимся находить реки и озера на карте и глобусе. Представьте, что мы сели в самолет или вертолёт и поднялись высоко над землёй. Как вы догадаетесь, что пролетаете над рекой? Как она будет выглядеть?

Ученики: Река будет похожа на ниточки  или змейки.

 Учитель: Молодец! Вот и на карте реки похожи на синие змейки. Если вы приглядитесь, то увидите, что некоторые из них тоненькие, а другие – толще, одни более короткие, другие - длиннее. Попробуем предположить, почему.

Ученики: - Это зависит от длины и ширины реки. Чем длиннее река на самом деле, тем она длиннее и на карте; чем шире река, тем толще линия на карте.

Учитель: - Конечно. А рядом с синей линией написано название реки. Как вы думаете, на что будут похожи озёра?

Ученики: Озера будут похожи на лужи.  

Учитель: Вот и на карте озёра похожи на лужицы. Но в некоторых местах они темно-синие, а в других - светло-синие. Догадайтесь,  почему.

Ученики: Чем глубже озеро, тем темнее оттенок синего.

Учитель: Умница! Подписываются озера так – оз., а дальше название.

А теперь потренируемся в нахождении рек и озёр на карте. Будем работать в парах. Откройте карты на стр. 130 учебника. У вас на партах лежат листочки с названием водоема и континента, на котором он находится. Ваша задача найти на карте этот водоем и определить, река это или озеро.    

             Дети выполняют задание, отвечают.

Учитель: Молодцы! Все справились с заданием!

Предлагаю снова посмотреть на карту и обратить своё внимание на то, что некоторые реки изображены прерывистой линией. Как вы думаете, почему?

Ученики: Наверно эти реки только появляются и настолько малы, что похожи на ручейки.

- А может быть в этом месте река наоборот начала высыхать.

Учитель: Верно! А почему же реки могут пересыхать?

Ученики: Потому что стало очень жарко или река изменила своё направление.

Учитель: Умница. Давайте подумаем, когда реки могут менять своё направление?

Ученики:  Когда изменился рельеф земной поверхности.

Учитель: Правильно. А что ещё может послужить причиной изменению направления течения реки?

Ученики: Иногда строят дамбы и перекрывают течение реки.

Учитель: Это хорошо, что строят дамбы?

Ученики: Да. Люди могут построить в этом месте город, получить электричество.

Учитель: Скажите, а всем полезно строительство дамбы?

Ученики: Человеку полезно, а животным и растениям нет.

Учитель: Почему?

Ученики: Потому что в том месте, где текла река, рос камыш, осока, а в них жили разные животные. Теперь растения засохнут, и животные могут умереть.

Учитель: Как тогда поступать людям? Какой выход вы видите?

Ученики: Нужно приспосабливаться к природе, а не изменять её по своему желанию.

Учитель: Молодцы!

  1. Подведение итогов.

Учитель: - Итак, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

Ученики: - Мы узнали, откуда берут свое начало реки, как обозначаются реки и озера на карте.    

Ученики: - Еще мы узнали, что без чистой воды погибнут все животные и мы.

Учитель: - К сожалению, уже сейчас вода во многих водоемах сильно загрязнена, поэтому, прежде, чем использовать ее для питья и приготовления пищи, рекомендуется фильтровать воду с помощью специальных устройств. Кроме того, перед тем, как пить воду, ее нужно кипятить. Что будет дальше с нашими реками и озерами, зависит только от нас.

  1. Домашнее задание.

Рисунок животных, проживающих вблизи озёр или рек.