Главные вкладки

    Окружающий мир "Реки и озёра" 2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Гуденко Диана Викторовна

    Открытый урок по окружающему миру "Реки и озёра" 2 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_po_okr._miru.docx32.18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Окружающий  мир

    «Реки и озёра»

                                                      Урок разработала и провела        

                                                     учитель начальных классов

                                                    ГБОУ «Школа 2065» (к-3)

                                                      Гуденко Диана Викторовна

    Москва 2015

    Реки и озёра.

    Предварительная подготовка урока.

         Ученикам дается задание подумать о значении воды в жизни людей и других организмов. Вспомнить пройденный материал по теме «Круговорот воды в природе», подготовить сообщение или проект по теме «Где берет свое начало река?» (по желанию).

    Цели:

    1. Познакомить с характерными особенностями рек и озер.
    2. Развивать умение наблюдать за явлениями, происходящими в природе, а также способности рассуждать и делать выводы на основе собственных наблюдений и знаний, полученных в ходе учебного процесса.
    3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, любовь к природе, навыки экологической культуры.
    4. Научить находить и показывать реки, озера на карте.

    Оборудование: электронная доска, физическая карта материков, прозрачная ёмкость, машинное масло,  учебник,  компьютер, листочки с заданием для каждой парты.

    Тип урока: урок- диалог.

    Предметные  и  метапредметные результаты:

    Предметные

    Личностные УУД

    Регулятивные УУД

    Познавательные УУД

    Коммуникатив

    ные УУД

    1-я линия развития

     – уметь объяснять мир:

    • пользоваться глобусом и картами, находить материки,  реки  и озёра;

    2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

    • оценивать правильность поведения людей в природе;
    • уважительно относиться ко всем обитателям Земли.  

    • - Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.
    • - Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
    • - Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
    • - В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

    • - Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
    • - Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
    • - Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки .
    • - Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
    • - Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

    • - Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.
    • - Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.
    • - Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
    • - Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
    • - Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

    • - Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
    • - Слушать и понимать речь других.
    • - Вступать в беседу на уроке и в жизни.
    • - Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя).

    Ход урока

    1. Повторение пройденного материала.

           На электронной доске дети смотрят видеоклип к песне «В небе тучка хмурится».

    Учитель: - В нашей песне дождик закончился, и выглянуло солнышко. Что произошло с капельками воды, когда пригрело солнце?

    Ученики: - Они высохли (или испарилась).

    Учитель: - Конечно! А как мы назовем этот процесс?

    Ученики: - Круговорот воды в природе.

    Учитель: - Правильно. Но дождик был сильный и долгий. Как вы думаете, вся вода испарилась?

    Ученики:  - Нет. Часть воды собралась в ручейки или реки.

    Учитель: - Конечно. Давайте я вам расскажу сказку о могучем ручейке.

             Лось поскользнулся возле ручейка. Разозлился лось, закричал: «Затопчу тебя, чтобы дорогу не портил!»

            - «Ты сильный, а меня не затопчешь, - прожурчал ручеёк. - Я работаю день и ночь без устали. Говорят: «Вода камень точит». Приходи через год – увидишь, на что я способен».

            Пришёл лось через год, а ручеёк течет по дну большого оврага.

           - «Неужели это ты сделал?» - спросил лось. «Я, - скромно ответил ручеёк. – Каждое мгновение мои воды уносили по песчинке!»

            Ручьи образуют овраги. Река ещё сильнее. Она уносит течением песок и камешки, размывает берега и углубляет русло. Год за годом русло реки смещается, извивается и формирует широкую речную долину.

          На дом вам было задано подготовить сообщение или проект на тему «Где берет свое начало река»?

            Выходит ученик (или ученики) с сообщением или проектом.

    Ученик: - Вода, испаряясь с поверхности водоемов, поднимается вверх и собирается в облака. Мелкие капельки объединяются в более крупные, и, когда они становятся слишком тяжелыми, начинается дождь. Таким образом, вода снова попадает на поверхность земли. С возвышенностей она течет вниз и собирается в ручейки, а они, сливаясь вместе, становятся началом реки.  Маленькие речки объединяются в большие, а потом впадают в озера или реки.

    Учитель: - А зачем нам нужны реки и озера?

    Ученики: - Чтобы мы могли пить воду.

    Учитель: - Скажите, любая водичка нам подходит для питья?

    Ученики: - Нет,  она должна быть пресной и чистой.

    Учитель: - Что мы можем сделать, чтобы сохранить чистоту?

    Ученики: - Не нужно бросать мусор в воду и на землю, потому что грязь с водяными потоками попадёт в реки.  

    Учитель: - Давайте подумаем, хорошо ли если рядом с рекой или озером проложена дорога?

    Ученики: - Нет. Грязь с дороги будет попадать в водоем.

    Учитель: - Проведем небольшой опыт и посмотрим, что происходит, когда бензин или машинное масло попадает в воду.

    Учитель: (беря в руки прозрачный контейнер для воды) Давайте представим, что это озеро с чистой прозрачной водой. Ехала на машине мимо нашего озера дружная семья. Увидели они такую красоту и решили остановиться и устроить пикник возле воды. У машины подтекало масло, но они не стали предавать этому значения. Папа разложил стол, стульчики, мама разложила угощение, а масло тем временем капало и капало. Дети вкусно покушали и захотели искупаться, а масло продолжало капать. После водных процедур, конечно, захотелось погреться на солнышке, наслаждаясь щебетом птиц. Всё это время,  масло продолжало подтекать. (Учитель периодически капает масло в ёмкость.)

    Давайте посмотрим, что стало с водой в нашем озере.    

          Масло покрывает водную поверхность тонким слоем, который хорошо виден благодаря темному цвету.

    Учитель: - Что произошло?

    Ученики: - Масло расплылось по поверхности воды.

    Учитель: - Это может быть вредным для окружающей среды и для нас?

    Ученики: - Да. Люди и животные не смогут пить такую воду.

    Учитель: - И рыбкам не будет хватать кислорода, который не сможет попасть в воду из-за масляной пленки. Какой мы сможем сделать вывод?

    Ученики: - Не нужно строить дороги вблизи водоемов, разбрасывать мусор.

    Учитель: Молодцы! А теперь давайте немного переключимся, закроем глазки и представим чистую озёрную водичку и рыбок. Теперь откройте глаза и посмотрите на доску.

           Гимнастика для глаз (Лучше использовать презентацию с рыбками).

    1. Работа над новым материалом.

    Учитель: - Молодцы. А теперь давайте научимся находить реки и озера на карте и глобусе. Представьте, что мы сели в самолет или вертолёт и поднялись высоко над землёй. Как вы догадаетесь, что пролетаете над рекой? Как она будет выглядеть?

    Ученики: Река будет похожа на ниточки  или змейки.

     Учитель: Молодец! Вот и на карте реки похожи на синие змейки. Если вы приглядитесь, то увидите, что некоторые из них тоненькие, а другие – толще, одни более короткие, другие - длиннее. Попробуем предположить, почему.

    Ученики: - Это зависит от длины и ширины реки. Чем длиннее река на самом деле, тем она длиннее и на карте; чем шире река, тем толще линия на карте.

    Учитель: - Конечно. А рядом с синей линией написано название реки. Как вы думаете, на что будут похожи озёра?

    Ученики: Озера будут похожи на лужи.  

    Учитель: Вот и на карте озёра похожи на лужицы. Но в некоторых местах они темно-синие, а в других - светло-синие. Догадайтесь,  почему.

    Ученики: Чем глубже озеро, тем темнее оттенок синего.

    Учитель: Умница! Подписываются озера так – оз., а дальше название.

    А теперь потренируемся в нахождении рек и озёр на карте. Будем работать в парах. Откройте карты на стр. 130 учебника. У вас на партах лежат листочки с названием водоема и континента, на котором он находится. Ваша задача найти на карте этот водоем и определить, река это или озеро.    

                 Дети выполняют задание, отвечают.

    Учитель: Молодцы! Все справились с заданием!

    Предлагаю снова посмотреть на карту и обратить своё внимание на то, что некоторые реки изображены прерывистой линией. Как вы думаете, почему?

    Ученики: Наверно эти реки только появляются и настолько малы, что похожи на ручейки.

    - А может быть в этом месте река наоборот начала высыхать.

    Учитель: Верно! А почему же реки могут пересыхать?

    Ученики: Потому что стало очень жарко или река изменила своё направление.

    Учитель: Умница. Давайте подумаем, когда реки могут менять своё направление?

    Ученики:  Когда изменился рельеф земной поверхности.

    Учитель: Правильно. А что ещё может послужить причиной изменению направления течения реки?

    Ученики: Иногда строят дамбы и перекрывают течение реки.

    Учитель: Это хорошо, что строят дамбы?

    Ученики: Да. Люди могут построить в этом месте город, получить электричество.

    Учитель: Скажите, а всем полезно строительство дамбы?

    Ученики: Человеку полезно, а животным и растениям нет.

    Учитель: Почему?

    Ученики: Потому что в том месте, где текла река, рос камыш, осока, а в них жили разные животные. Теперь растения засохнут, и животные могут умереть.

    Учитель: Как тогда поступать людям? Какой выход вы видите?

    Ученики: Нужно приспосабливаться к природе, а не изменять её по своему желанию.

    Учитель: Молодцы!

    1. Подведение итогов.

    Учитель: - Итак, что нового мы узнали на сегодняшнем уроке?

    Ученики: - Мы узнали, откуда берут свое начало реки, как обозначаются реки и озера на карте.    

    Ученики: - Еще мы узнали, что без чистой воды погибнут все животные и мы.

    Учитель: - К сожалению, уже сейчас вода во многих водоемах сильно загрязнена, поэтому, прежде, чем использовать ее для питья и приготовления пищи, рекомендуется фильтровать воду с помощью специальных устройств. Кроме того, перед тем, как пить воду, ее нужно кипятить. Что будет дальше с нашими реками и озерами, зависит только от нас.

    1. Домашнее задание.

    Рисунок животных, проживающих вблизи озёр или рек.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Задания для олимпиады по окружающему миру "Мы и окружающий мир" для 3 класса

    Олимпиадные задания по окружающему миру для 3 класса....

    Презентация по окружающему миру для 2 класса "Реки Земли. Части реки" Составлена на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса .Автор О.Т.Поглазова

    Презентация  по окружающему миру разработан  на основе учебника "Окружающий мир" для 2 класса . Автор О.Т. Поглазова . Тема урока "Реки Земли. Части реки"  Программа "Гармония"...

    Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

    Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

    Урок окружающего мира в 1 классе по теме "В лес за грибами" (УМК «Гармония», учебник «Окружающий мир 1 класс», авторы О. Т. Поглазова, В. Д. Шилина)

    Урок окружающего мира по теме "В лес за грибами" проводится во 2 полугодии 1 класса. Это 3-й по счёту урок-закрепление по теме "Грибы". Проводится в форме урока-путешествия. На дан...