Конспект урока по окружающему миру "Опора тела и скелет"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Каримова Карина Ринардовна

УМК "Школа России" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opora_tela_i_skelet.doc116.5 КБ
Office presentation icon opora_tela.ppt384 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Каримова Карина Ринардовна

Тема урока: «Опора тела и движение»

Цели деятельности учителя: дать общие представления о скелете человека как опоре организма, о правильной осанке и умении сохранять ее в покое и движении; профилактика нарушений осанки, формирование у детей чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; воспитывать активный образ жизни, умение владеть своим телом в покое и движении.

Планируемые результаты:

  • Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому  материалу по окружающему миру; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем, бережно относиться к природе.
  • Предметные: познакомятся с  ролью скелета в организме человека; узнают почему важно формировать правильную осанку.

Оборудование: «Окружающий мир», А.А. Плешаков 3 класс; раздаточный материал; презентация.

Этап

Методы и приемы

Время

Содержание урока (деятельность учителя)

Деятельность учащихся

УУД

Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте, ребята, садитесь. Меня зовут Карина Ринардовна, сегодня я у вас проведу урок окружающего мира.

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

П: строят речевое высказывание

Мотивационный

Практический:

тест по теме предыдущего урока

Актуализация знаний

Практический

5 мин.

5 мин.

Повторим изученный материал о частях тела человека и об органах чувств. Каждый выполняет самостоятельно на карточке. Как только закончили, поменяйтесь карточкой с соседом. Внимание на экран - правильные ответы. Если задание выполнено правильно рядом вы ставите + У кого три плюса поставьте =) у кого два =/ у кого один только верный ответ =(

1. Соедини  стрелками.                                      

глаза                    орган осязания                      

уши                      орган вкуса                            

нос                        орган зрения                        

кожа                      орган обоняния                

 язык                      орган слуха                            

2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____

3. Как называется наука, изучающая    строение тела человека?    _________________________                              

А сейчас каждый сможет почувствовать себя врачом. Ведь у нас “Консилиум врачей”.

 - К нам скорая помощь привезла больного. Вы – врачи первой медицинской помощи. Сегодня перед вами предстоит задача: вылечить больного с ушибом правого колена и небольшой ранкой на руке.

Посоветуйтесь и скажите, какую первую помощь вы окажите больному.

ПРОВЕРКА:

а) рану промыть чистой водой, кожу вокруг ранки обработать йодом или зеленкой. Затем нужно перевязать чистым бинтом или приклеить бактерицидным пластырем.

 - Почему нужно обработать кожу йодом или зеленкой? (Убивают микробов, которые могут проникнуть в организм).

 - А можно рану обработать йодом или зеленкой? (Нет, получится ожог.)

б) к ушибленному месту нужно приложить холод (лед, грелку с холодной водой, тряпку, смоченную холодной водой).

- Какую роль играет в жизни человека каждый из органов чувств?

- Как нужно беречь глаза, уши и другие органы чувств?

Сейчас все внимание на доску, разгадайте кроссворд и скажите тему нашего урока

  1. Не часы, а тикают (сердце).
  2. Бесконечный поезд, развозящий по телу питательные вещества (кровь).
  3. Когда сытый, он молчит. Когда голоден – урчит (желудок).
  4. Орган зрения (глаз).
  5. Орган дыхания человека (лёгкие).
  6. И говорит, и кушает (рот).

- Какое слово получилось в выделенной строчке? (скелет)

- Какая же тема сегодняшнего урока?

Уметь ставить цели на урок.

.

Принимать учебную задачу.

Применять ранее полученные знания на практике.

Уметь оценивать работу других.

П: строить речевое высказывание в устной форме

К: высказывать собственную точку зрения.

К: высказывать собственную точку зрения.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р: планируют свое действие в соответствии с задачей

Изучение нового материала

Словесный: ответы на вопросы, работа в группах

Словесный: учебный диалог.

Словесный: рассказ учителя.

Наглядный: иллюстративное сопровождение рассказа

Наглядный: демонстрация

Словесный: учебный диалог

Практический: работа в группах.

20 мин

Верно. Тема сегодняшнего урока « Опора тела и движение». Мы познакомимся со строением скелета человека, с работой мышц, разработаем правила правильной осанки, чтобы не было искривления позвоночника.

        – Вчера, готовясь к уроку, я попыталась слепить из пластилина человечка, но он у меня все время падал и, в конце концов, он просто сплющился. Если вы будете лепить человека из глины или пластилина, смею вас заверить, вы получите тот же результат. Чтобы наш человечек не падал, нам нужна какая-то опора, например, проволочка. Если мы вставим проволочку внутрь тела, тогда пластилиновый человечек уже не будет валиться в сторону. Вот такой проволочкой в нашем организме является скелет. В скелете различают более 200 различных костей.

– Из каких основных костей состоит наш скелет? Посмотрите на доску (Череп, грудной отдел (клетка), позвоночник, тазовые кости (тазовый пояс), кости рук, кости ног).

– Подумайте! Какое значение имеет череп? Грудной отдел? Кости рук? Кости ног?

Череп – защищает головной мозг.

Грудной отдел – защищает сердце и легкие.

Кости рук (плечевой пояс) – обеспечивает прочное и подвижное соединение рук с туловищем.

Кости ног (тазовый пояс) – обеспечивает прочность и подвижность ног.

Так давайте сделаем вывод.

– Какую же роль выполняет скелет?

 Скелет - опора,  защита

 – А вы знаете, как люди узнали, что у человека есть скелет и он состоит из костей? (Ответы детей).

С давних времен многие ученые Древней Греции и Рима изучали кости. Основатель учения об атомах – Демокрит – собирал остатки скелетов, посещая кладбища. Клавдий Гален – древнеримский врач и естествоиспытатель – посылал своих учеников собирать кости павших врагов. Сам же он совершил путешествие в Александрию, чтобы изучить там единственный целиком собранный скелет человека. Религия постоянно чинила препятствия изучению организма человека, но наука в этой борьбе неустанно стремилась к познанию истины.

- Послушаем сообщение об одном из главных отделов скелета – позвоночнике.

                                                         Позвоночник.

        Головной мозг надёжно укрыт в черепной коробке. А спинной заботливо спрятан в гибком футляре позвоночного столба. Он состоит из тридцати четырёх небольших костных коробочек – позвонков, соединённых друг с другом мягкими хрящиками.

      Позвоночник слегка изогнут, как рессора в машине. Ведь он поддерживает череп, в котором лежит чувствительный ко всему мозг. И гибкий позвоночник, как упругая рессора, смягчает все толчки. Сколько бы ребёнок ни носился во время игры, как бы ни бегал и ни прыгал, мозг не испытывает тряски. Он лишь мягко покачивается на пружине позвоночника.

   

– Как вы думаете, а достаточно ли для организма человека только скелета? (Ответы детей).

Провести физ мин.

– Объясните за счет чего мы смогли выполнить эти упражнения? Что мы разминали? (Мы не могли бы двигаться, если бы у нас не было бы мышц).

Всего в теле человека 656 скелетных мышц, которые прикрепляются к костям.

– Для чего нам нужны мышцы?        

                                                 Мышцы.

    У людей, занимающихся спортом, широкие плечи, мощная грудь, крепкая шея, сильные руки, ноги. Почему они такие сильные и ловкие? Что помогает им летать с вышки, крутить сальто, выполнять рискованные упражнения на узеньком бревне, развивать бешеную скорость, несясь на лыжах с высоченной горы? ( Скелет). Но главные силачи – мышцы. Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все большие и маленькие кости были бы неподвижны. У человека таких мышц и сухожилий, которые прикрепляют мышцы к костям, очень много. Большие и мощные – для грубой работы, а совсем маленькие – для тонкой. Мы подпрыгиваем, переворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся и поём. И всё это – работа мышц.  

- От скелета и мышц зависит осанка человека. Посмотрите, что будет, если носить ранец на двух плечах? А если на одном? Сделайте вывод как лучше ходить в школу?

Как лучше носить, например, сумки, помогая маме. (Лучше разложить все покупки в две сумочки и нести в двух руках.)

Почему? ( Чтобы не было искривления позвоночника, сколиоза)

-От чего зависит осанка? ( От скелета и мышц)

Осанка имеет важнейшее значение для красоты тела и здоровья. Она вырабатывается с детства.    

 - Откройте учебник на странице 135, читаем по предложению по цепочке.

- Какие вы прочитали советы? (Сидеть ровно, низко при письме не наклоняться. При ходьбе груз распределять равномерно, больше двигаться, заниматься спортом)) 

-Давайте проверим у кого ровная осанка. 2 желающим мы кладем вам на голову дневник и вам надо пройти от начала класса до конца кабинета. У кого не упадет у того правильная осанка        а теперь нам нужен самый высокий человек в классе и самый низкий. Ученые провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он, кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.

- Можно ли исправить осанку? ( Конечно. Специальными упражнениями, самотренировкой, постоянным самоконтролем).

Каждая пара заполняет пропущенные слова.

1 группа: Скелет человека служит _______________ тела, _______________ внутренних органов от повреждений.

2 группа: Мышцы прикрепляются к _________________. _______________ и _______________ мышцы приводят в движение кости, а значит и наше тело.

3 группа: Скелет и мышцы образуют ____________ - ____________________ систему.

4 группа: Главная роль опорно-двигательной системы – обеспечение __________ и _________ организма.

 

Уметь работать с картой, находить нужный объект.

Участвовать в учебном диалоге.

Высказывать свои предположения, аргументируя их.

Воспринимать информацию на слух.

Разгадывать загадки.

Воспринимать информацию на слух.

Умение приготовить краткий пересказ по прочитанному

Уметь работать в группах.

Высказывать свои мысли, аргументируя их.

П: воспринимают информацию на слух.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают информацию на слух.

К: высказывать собственную точку зрения.

П: строить речевое высказывание в устной форме

П: воспринимают учебный материал на слух

П: стоить речевое высказывание в устной форме

К: договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности.

П: строят рассуждения; строят речевое высказывание в устной форме.

Л: Определяют конкретный смысл понятий.

П: воспринимают информацию на слух.

Л: Определяют конкретный смысл понятий

Р: умения участвовать в диалоге.

К: работать в большой группе.

К: контролировать действия партнера;

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

К: участвуют в учебном диалоге; строят понятные речевые высказывания; формулируют и аргументируют собственное мнение.

Итог урока

Словесный:

учебный диалог.

2  - 3 мин.

Ребята послушайте одну притчу: одному мудрецу задали вопрос: « Что для человека важнее – богатство или слава?»

Как вы думаете что ответил мудрец?

Он ответил: « Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля».

Вы согласны с мудрецом?

Что нового вы узнали на уроке?

Уметь отвечать на вопросы учителя, опираясь на полученные знания во время урока.

Р: осуществляют итоговый контроль

П: умение анализировать свои действия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1. Соедини стрелками. глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха 2. Сколько органов чувств ты знаешь? ____ 3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? _________________________

Слайд 2

1. Соедини стрелками. глаза орган осязания уши орган вкуса нос орган зрения кожа орган обоняния язык орган слуха 2. Сколько органов чувств ты знаешь? 5 3. Как называется наука, изучающая строение тела человека? анатомия

Слайд 4

3 4 5 1 2

Слайд 5

3 4 5 1 2 С Е Р Д Ц Е

Слайд 6

3 4 5 1 2 С К Е Р Р О Д В Ц Ь Е

Слайд 7

3 4 5 1 2 Ж С К Е Е Р Л Р О У Д В Д Ц Ь О Е К

Слайд 8

3 4 5 1 2 Ж Г С К Е Л Е Р Л А Р О У З Д В Д Ц Ь О Е К

Слайд 9

3 4 5 1 2 Ж Г Л С К Е Л Е Е Р Л А Г Р О У З К Д В Д И Ц Ь О Е Е К

Слайд 10

3 4 5 Р 1 2 Ж Г Л О С К Е Л Е Т Е Р Л А Г Р О У З К Д В Д И Ц Ь О Е Е К


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру:"«Растения – живые тела ( организмы) ».

Тема урока:  «Растения – живые тела ( организмы) ».Тип урока: комбинированный.Форма урока: урок с использованием компьютерной презентации. Цели урока:Образовательная цель: обобщить и система...

Презентация "Строение тела человека" к конспекту урока по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека"

Данная презентация составлена к уроку по окружающему миру во 2 классе по теме "Строение тела человека". УМК "Школа России", учебник А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 2 класс.  Данная презентация м...

открытый урок по окружающему миру по теме "Скелет"

Урок окружающего мира в 3-м классе. УМК "Планета Знаний". "Скелет. "Важнова Лариса ВячеславовнаУчитель начальных классовМОУ СОШ №1г.о.ЗвенигородЦель :Личностная: формировать потребность в здоровом обр...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела, вещества, частицы", 3 класс

работа над новым материалом представлена в свете системно-деятельностного подхода...

Конспект урока по окружающему миру "Тела"

Цель урока: познакомить учащихся с понятиями тело, вещество, частицаПланируемые результаты:личностные:формировать интерес к изучению данной темы;развивать умение формулировать свои мысли.  ...

Конспект урока по окружающему миру Тема "Скелет"

3 класс УМК "Планета знаний" Конспект урока по окружающему миру. Тема "Скелет"...