ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по интегрированному курсу «Окружающий мир, кубановедение» для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащегося с ОВЗ
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная рабочая программа является интегрированным курсом, объединяющим две предметные области «Окружающий мир» и «Кубановедение».

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования; авторской программы  Ерёменко Е.Н., Мирук М.В. «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

Данная рабочая программа переработана в соответствии с учебным планом для дистанционного обучения детей-инвалидов. Учитывая заболевание учащегося, учебная программа адаптирована для понимания и восприятия ребенком, темы упрощены, количество материала сжато. Индивидуальная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом по авторской программе Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1 - 4 классы», 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа является интегрированным курсом, объединяющим две предметные области «Окружающий мир» и «Кубановедение».  Рабочая программа по данным учебным курсам  для 3 класса составлена на основе:

– примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373 от 6 октября 2009 года «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»);

– авторской программы Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1 - 4 классы», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования; авторской программы  Ерёменко Е.Н., Мирук М.В. «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края;

– требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками интегрированного курса «Окружающий мир»;

Соответствие программе

Данная рабочая программа переработана в соответствии с учебным планом для дистанционного обучения детей-инвалидов. Учитывая заболевание учащегося, учебная программа адаптирована для понимания и восприятия ребенком, темы упрощены, количество материала сжато. Индивидуальная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом по авторской программе Н. Ф. Виноградовой «Окружающий мир. 1 - 4 классы», соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования; авторской программы  Ерёменко Е.Н., Мирук М.В. «Кубановедение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края.

При формировании ИУТП учитывалась специфика состояния здоровья ученицы, рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПК,  результаты обучения во 2 классе и самостоятельной работы в каникулярный период, а также личные достижения ученицы.

На уроках будут использованы следующие ресурсы:

• материалы курса для дистанционного обучения  «Окружающий мир. Кубановедение. 3 класс», информационно-образовательной системы «Телешкола»;

• материалы учебника «Окружающий мир» 3 класс под. ред. Н.Ф. Виноградовой и «Кубановедение» под ред. Е.Н. Еременко ;

• индивидуальные разработки учителя;

• наглядный материал (схемы, таблицы);

• ЦОР.

Цели и задачи курса

Данная индивидуальная рабочая программа представляет собой интегрированный курс и строится по принципу взаимосвязи между однотипными частями и элементами содержания двух программ «Окружающий мир» и «Кубановедение» 3 класс.

«Кубановедение» как учебная дисциплина даёт ребёнку возможность получить целостное и системное представление  об исторических, географических, культурологических, экономических особенностях Краснодарского края.

Основные содержательные линии определены тематикой фундаментального ядра содержания общего образования; проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Цель данного курса в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей (в данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет) и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира; развитие и воспитание гуманной и социально активной личности, относящейся ответственно и бережно к богатству природы Кубани, её истории, культуре, уважительно – к жителям края.

Данная курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи: 

-развитие экологического мышления, формирование экологической грамотности;

-воспитание чувства патриотизма, ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия своего края;

-формирование эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантного отношения к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развитие креативности младшего школьника, способности к позитивному преобразованию окружающего мира.

Изучение интегрированного курса «Окружающий мир, кубановедение» играет важную роль не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников.

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты:

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, за свою семью;
  • осознание своей национальной и этнической принадлежности;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
  • понимать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта на Кубани;
  • знать природные особенности, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры населения Краснодарского края;
  • знать формы земной поверхности края;
  • знать разновидности водоёмов края;
  • знать особенности почв края, их значение для жизни растений и животных;
  • знать названия и отличительные признаки наиболее распространённых в Краснодарском крае растений и животных;
  • знать герб, гимн, флаг Краснодарского края, а также символы своего родного города (станицы), района;
  •  знать фамилии и имена выдающихся деятелей культуры, спорта и т. д.;
  • определять в окружающей природе ядовитые растения, грибы, опасных для человека животных;
  •  различать особо охраняемые растения и редких животных;
  • ориентироваться по физической карте Краснодарского края;
  • объяснять историю возникновения своего населенного пункта, его названия, культурных и исторических достопримечательностей.

Метапредметные результаты:

  • способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

 

Виды деятельности

Ученице доступны все виды учебной деятельности, но предпочтительными являются следующие:

- устный ответ,

- письменный ответ,

- пересказ,

- составление плана,

- работа по алгоритму,

- подбор / поиск примеров,

- наблюдение,

- сравнительный анализ,

- поисковая работа,

- проектная работа,

- конспектирование.

Основные сложности

• отсутствие систематизированных знаний;

• несформированность навыков самостоятельной работы;

• несформированность навыков работы с текстом;

• неумение строить развернутый устный / письменный ответ на вопрос;

• слабые навыки устной монологической / письменной речи;

• ограниченность словарного запаса

Зона ближайшего развития знаний, умений и навыков

Сформировать навык самостоятельной работы, работы с текстом, навыки устной и письменной речи, расширение словарного запаса.

Общая характеристика курса

Значение интегрированного курса «Окружающий мир, кубановедение» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,  природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.  Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и  культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности,   формирует   вектор   культурно-ценностных   ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём положена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и представлены в рабочей программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество».

Специфика «Кубановедения» как учебной дисциплины состоит в том, что она имеет  ярко выраженный интегрированный характер. Предмет призван активизировать знания учащихся о природе Кубани, общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Предмет способствует формированию целостной картины мира, исторического мышления, умения самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Он стимулирует младших школьников выражать свою точку зрения, развивает умения самостоятельно определять личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные способности младших школьников в ходе правильно организованной коллективно-распределительной деятельности.

В основе построения программы лежит концентрический принцип, который обеспечивает усвоение наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе даёт возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета в старших классах.

Содержание программы

Окружающий мир

Человек и природа

Природа живая и неживая

Природные тела и природные явления. Искусственные тела. Условия жизни на Земле. Бактерии. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Растения,  их разнообразие. Бережное отношение человека к растениям. Части растения (корень, стебель, лист, цветок). Размножение растений. Дикорастущие и культурные растения.   Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение к ним. Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличие. Особенности питания  и размножения  разных животных. Животные, их разнообразие (Беспозвоночные и позвоночные животные). Обмен информацией между животными в природе. Экскурсия  «Природные сообщества родного края».

Наша страна на карте и глобусе

Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета, общее представление о форме и размерах. Глобус – модель Земли.  Изображение  Земли. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. План местности. Материки и океаны. Экскурсия «Формы земной поверхности». Ориентирование на местности.

Человек и общество

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме.

Значение труда для человека и общества

Труд в крестьянском хозяйстве. Крепостное право. Профессии людей. Что создавалось трудом  ремесленника. Картины труда. Что создавалось трудом рабочего. Заводы, фабрики, железные дороги

Страницы истории отечества

Счет лет в истории. Что такое история. Исторические источники. Древняя Русь. Первые русские князья. Московское государство. Выдающиеся личности. Российская империя. Петровские преобразования и реформы. Выдающиеся личности. Императрица Екатерина Великая и последний Российский император Николай II. Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Имена и фамилии членов семьи. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Заочная  экскурсия «Какие предметы окружали людей в старину». Духовно – нравственные и культурные традиции людей. Принятие христианства на Руси. Наиболее важные события в общественной жизни страны. Изобретения 19 – 20 в. Пароходство, автомобилестроение. Наиболее важные события в общественной жизни страны. Самолетостроение. Время космических полетов.

Кубановедение

Введение. Изучаем родной край 

Нет в мире краше родины нашей

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края.  Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная. Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Без прошлого нет настоящего

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея.

Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Казачьему роду нет переводу

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения интегрированного курса «Окружающий мир, кубановедение»

Личностные результаты:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
  • объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
  • самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результататы

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
  • совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
  • отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
  • добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
  • доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы;
  • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
  • учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты отражены в планируемых результатах освоения курса на конец 3 класса.

Место курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение окружающего мира в 3 классе начальной школы отводится 68 часов (2 часа в неделю); на изучение кубановедения отводится 34 часа (1 час в неделю). На изучение интегрированного курса по предметам «Окружающий мир» и «Кубановедение» отводится 34 часа (1 час в неделю (дистанционно)).

Уменьшение количества часов связано с:

• состоянием здоровья;

• рекомендациями МВК ;

• распределением часов в соответствии с ИУТП, составленным в соответствии с рекомендациями МВК и согласованным с родителями.

Количество часов уменьшено за счет индивидуализации обучения и применения цифровых компьютерных технологий, интернет- ресурсов.

Содержание образования в полном объеме (теоретическая и практическая части) соответствует федеральному образовательному стандарту.

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Автор. программа по окружающему миру

Автор. программа по кубановеде–нию

Рабочая программа

1

Человек и природа. / Нет в мире краше родины нашей

17

2

Человек и общество. /

Без прошлого нет настоящего. Казачьему роду нет переводу

17

Итого

34

34

Тематический план программы

Содержание программы

Тематическое планирование

Количество часов

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа.

Нет в мире краше родины нашей*

17

Природа живая и неживая

Природные тела и природные явления. Искусственные тела.

Условия жизни на Земле.

Бактерии. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

 Растения,  их разнообразие.

Бережное отношение человека к растениям.

Части растения (корень, стебель, лист, цветок).

 Размножение растений.

Дикорастущие и культурные растения.  

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличие.

Особенности питания  и размножения  разных животных.

Животные, их разнообразие (Беспозвоночные и позвоночные животные).

Обмен информацией между животными в природе.

Наша страна на карте и глобусе

Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах. Глобус – модель Земли.  Изображение  Земли.

Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. План местности.

Материки и океаны. Экскурсия «Формы земной поверхности». Ориентирование на местности.

Введение. Изучаем родной край

Нет в мире краше родины нашей

Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы. Природные явления (дождь, ветер, снег, туман, гололёд). Календарь народных примет. Стихийные бедствия (землетрясение, смерч, наводнение, сель, бора). Правила безопасного поведения. Взаимопомощь земляков. Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы). Солёные и пресные водоёмы Краснодарского края. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы – природное богатство Кубани. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края.  Хвойные и лиственные леса и их обитатели. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов. Культурные растения. Кубань – территория здоровья. Курорты Краснодарского края. Кубань спортивная. Кубань олимпийская. Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Природные тела и природные явления. Искусственные тела. Стихийные бедствия.

Бактерии. Грибы. Правила сбора грибов. Типы почв, распространённые на территории Краснодарского края. Чернозёмы.

Растения,  их разнообразие. Растительный и животный мир равнинной и горной части Краснодарского края.

 

Бережное отношение человека к растениям. Растительный и животный мир прибрежной зоны и водоёмов.

Части растения (корень, стебель, лист, цветок). Размножение растений.

Дикорастущие и культурные растения.  

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение к ним.

Животные, их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличие. Хвойные и лиственные леса и их обитатели.

Особенности питания  и размножения  разных животных.

Беспозвоночные и позвоночные животные.

Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах. Рельеф Краснодарского края: возвышенности, низменности, равнины, горы.

Глобус – модель Земли.  Изображение  Земли.

Карта (географическая и историческая). План местности. Курорты Краснодарского края.

Материки и океаны.

Водоёмы Краснодарского края (моря, реки, озёра, плавни, лиманы).

Красота окружающего мира: талантливые люди о нашем крае.

Кубань спортивная. Кубань олимпийская. Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

«Читать» информацию, представленную в виде схемы.

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Называть царства природы.

Осознавать себя жителем планеты Земля, чувствовать ответственность за сохранение ее природы.

Устанавливать  зависимости между явлениями живой и неживой природы

Удерживать цель деятельности до получения ее результата.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года

Объяснять       (характеризовать)

движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.

Описывать  климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать полученные сведения.

Оценивать уровень своего интереса к изученным темам. Характеризовать рельеф Краснодарского края. Показывать на карте горную и равнинную части Краснодарского края.

Перечислять и характеризовать природные явления, характерные для Перечислять и характеризовать стихийные бедствия. Обсуждать безопасное поведение во время стихийного бедствия. Приводить примеры борьбы земляков с последствиями стихийных бедствий.

Перечислять типы водоёмов (моря, реки, озёра, плавни, лиманы), встречающиеся в Краснодарском крае, показывать их на карте. Классифицировать водоёмы. Составлять рассказ об одном из них с опорой на план.

Описывать растительный и животный мир с опорой на карты – схемы. Сравнивать растительный и животный мир равнинной и горной частей Краснодарского края. Характеризовать понятие «культурные растения», классифицировать культурные растения. Составлять рассказ об одном из них. Называть грибы, распространённые на территории Краснодарского края. Рассказывать о правилах их сбора.

Перечислять и характеризовать курорты Краснодарского края. Показывать их на карте. Составлять сообщение об одном из курортов. Используя свои наблюдения, информацию в средствах массовой информации (в том числе Интернет).

Анализировать творчество писателей, художников, которые старались передать красоту  родного края. Характеризовать понятие «талант».

Планировать и реализовать проект «Нет в мире краше Родины нашей». Анализировать картину художника, высказывать своё мнение и аргументировать его.

Человек и общество.

Без прошлого нет настоящего. Казачьему роду нет переводу

17

Правила безопасной жизнедеятельности

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме.

Значение труда для человека и общества

Труд в крестьянском хозяйстве. Крепостное право.

Профессии людей. Что создавалось трудом  ремесленника.

Картины труда. Что создавалось трудом рабочего. Заводы, фабрики, железные дороги.

Страницы истории отечества

Счет лет в истории. Что такое история. Исторические источники.

Древняя Русь. Первые русские князья.

Московское государство. Выдающиеся личности.

Российская империя. Петровские преобразования и реформы. Выдающиеся личности.

Императрица Екатерина Великая и последний Российский император Николай II

Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Имена и фамилии членов семьи.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Заочная  экскурсия «Какие предметы окружали людей в старину».

Духовно –– нравственные и культурные традиции людей. Принятие христианства на Руси.

Наиболее важные события в общественной жизни страны. Изобретения 19 – 20 в. Пароходство, автомобилестроение.

Наиболее важные события в общественной жизни страны. Самолетостроение. Время космических полетов.

Без прошлого нет настоящего

Прошлое и настоящее. «Лента времени». Древние города (Горгиппия и Гермонасса). Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань. Основание первых городов и станиц. Первые храмы на Кубани. Добрые соседи. Майкоп – столица республики Адыгея.

Исследовательский проект «Без прошлого нет настоящего».

Казачьему роду нет переводу

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье. Именины. Из истории кубанских фамилий. Семейные ценности. Честь семьи и рода. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор. Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края. Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме.

Труд в крестьянском хозяйстве. Крепостное право. 

Профессии людей. Что создавалось трудом  ремесленника. Что создавалось трудом рабочего.

Счет лет в истории. Прошлое и настоящее. «Лента времени».

Древняя Русь. Первые русские князья. Московское государство. Выдающиеся личности.

Российская империя. Петровские преобразования и реформы. Выдающиеся личности.

Императрица Екатерина Великая и последний Российский император Николай II

Историческая карта, история на карте. Переселение казаков на Кубань.

Советская Россия. СССР. Российская Федерация. Имена и фамилии членов семьи. 

Твоя родословная. История твоей семьи. Ты и твоё имя, имена в моей семье.

Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Народные обычаи и традиции. Казачий фольклор.

Семейные ценности. Честь семьи и рода.

Духовно – нравственные и культурные традиции людей. Принятие христианства на Руси. Первые храмы на Кубани.

Наиболее важные события в общественной жизни страны. Изобретения 19 – 20 в. Пароходство, автомобилестроение.

Самолетостроение. Время космических полетов.

Культурные, исторические, спортивные традиции нашего края.

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Изображать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений (практическая работа).

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.    

Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

Практические работы: с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежду, макеты памятников архитектуры и др.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья.

Реализовывать в учебных, игровых и житейских ситуациях правила поведения при возникающих опасностях.

Изображать безопасный путь от дома до школы с помощью условных обозначений (практическая работа).

Моделирование ситуаций: здоровье и осторожность. Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.    

Раскрывать возможности средств массовой информации, в том числе в игровой ситуации.

 Составлять рассказ об истории своей семьи с опорой на план. Рисовать генеалогическое древо. Оформлять альбом «Моя родословная».

Рассказывать о своём имени, его значении. Слушать рассказы одноклассников о происхождении их имён. Составлять календарь с именинами родных и друзей.

Анализировать кубанские фамилии, фамилии одноклассников. Классифицировать фамилии по различным признакам. Рассказывать о значении своей фамилии по результатам опроса

*(курсивом выделены темы по предметной линии «Кубановедение»)

Проектная деятельность

Творческий проект «Нет в мире краше Родины нашей».

Проектная работа «Казачьему роду нет переводу».

Формы контроля

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

– опрос,

–  устный ответ,

– письменный ответ,

– тестирование,

– семинар,

– самостоятельная работа,

– проектная работа,

– сочинение,

– реферат.

По объективным причинам сложно проконтролировать действительный уровень знаний ученика (не исключена помощь близких в выполнении заданий). Контроль реальных знаний планируется осуществлять с использованием видеочата и функции «общий экран».

Материально-техническое обеспечение программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол–во

1

Библиотечный фонд

1.1

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа – М.: Провещение, 2011.

1

1.2

Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. 3 класс. Учебник (в дух частях) - М.: Вентана-Граф, 2013.

1

1.3

Ерёменко Е.Н., Мирук М.В. «Кубановедение» 3 класс

1

1.4

Учебные пособия «Кубановедение» 3 класс с электронным приложением

1

1.5

Научно-популярные книги  в соответствии с основным содержанием)

2

Печатные пособия

2.1

Таблицы различных видов растений, животных, полезных ископаемых

2.2

Иллюстративный материал (альбомы, комплекты открыток и др.)

3

Технические средства обучения

3.1

Микроскоп цифровой

1

3.2

Интерактивное учебное пособие «Кубановедение»

1

4

Экранно-звуковые пособия

4.1

Презентации к урокам

4.2

Электронные и цифровые образовательные ресурсы

– информационно-образовательная система «телешкола»

– www.kuban-edu.ru

5

Технические средства обучения

5.1

Персональный компьютер (наушники, микрофон, колонки, сканер).

1

СОГЛАСОВАНО                                                СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического                        Заместитель директора по УВР

объединения учителей начальных

классов БОУ СОШ № 10                                              ___________ Ефременко С.М.

от 24 августа 2014 года № 1                                 « 24» августа 2014 года

_______________ Усова Н.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий

В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» накоплен значительный опыт организации обучения с использованием...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащихся с ОВЗ

Индивидуальная программа составлена в соответствии с образовательным стандартом по авторской программе Л.А. Ефросининой, М.И Омороковой «Литературное чтение 1-4 классы», соответствующей федеральному г...

Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,как формируются навыки работы с информационными технологиями и пр...

Мониторинг организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального образования Красногвардейского района.

Использование дистанционных образователльных технологий в образовательных учреждениях начального образования. О дополнительных эфектах от прохождения обучения с использованием дистанционных образовате...

Самообразование Тема: Использование дистанционных образовательных технологий в обучении детей с тяжелыми множественными нарушениями развития предмету «Окружающий социальный мир»

Повышение профессионального мастерства на основе освоения и внедрения инноваций и использования дистанционных образовательных технологий...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу ""Окружающий социальный мир

Индивидуальная рабочая программа ученика  класса по учебному предмету Окружающий социальный мир...