Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу ""Окружающий социальный мир
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Королева Ирина Циньевна

Индивидуальная рабочая программа ученика  класса по учебному предмету Окружающий социальный мир

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir.doc206.35 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

  Адаптированная рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  на основе «Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Важным аспектом обучения детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

        Цель предмета: формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.

  1. Общая характеристика предмета

           Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».

         Отбор содержания курса «Окружающий социальный  мир» направлен на формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

       В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.

Задачи предмета:

- знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);

- формирование        представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,  функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

  1. Место предмета в учебном плане

          В соответствии с учебным планом образовательной МКОУ КШ № 7 предмет «Окружающий социальный мир»  изучается в 1  классе по 1 часу в неделю (33 ч в год).  

  1.  Личностные и предметные результаты

 

 Планируемые предметные результаты по учебному предмету:

1) Представления о мире, созданном руками человека

· Интерес к объектам, созданным человеком.

· Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, одежда, посуда, игровая площадка, идр.), о транспорте и т.д.

· Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.

2) Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

· Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель,  водитель и т.д.).

· Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.

· Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

· Умение соблюдать правила поведения на уроках, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками,

3) Развитие межличностных и групповых отношений.

· Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.

· Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности.

· Умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов.

4) Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни.

·  Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.

Базовые учебные действия.

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука в руке;

- подражает действиям, выполняемы педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

  1. Содержание учебного предмета

Раздел «Школа»

       Школа, правила поведения в школе. Школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.

Раздел: «Квартира, дом, двор»

       Типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок. Помещения квартиры (комната (спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).  Правила поведения в доме и квартире, дворе.  

Раздел «Предметы быта»

 Электробытовые приборы (телевизор, утюг, обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдение правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами.  Предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Предметы  посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза).

Раздел «Продукты питания»

         Напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот).   Молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое).  Мучные изделия, готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари.  

Раздел «Предметы и материалы, изготовленные человеком»

         Бумага, ее свойства (рвется, мнется, намокает), предметы из бумаги. Деревья, предметы, изготовленные из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Стекло, предметов, изготовленные из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Знание свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Предметы, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё).

Раздел «Город»

            Разнообразие профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер, почтальон).  Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

Раздел «Транспорт»

 Наземный транспорт (рельсовый, безрельсовый), его назначение. Узнавание воздушного транспорта, его назначения.  Профессии людей, работающих на транспорте. Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.

Раздел «Традиции, обычаи»

       Школьные традиции.

Раздел «Страна»

        Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг).  

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Деятельность обучающихся

1

Школа

      Выполнять  правила поведения в  школе. Различать школьные принадлежности: школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования.

2

Квартира, дом, двор

     Определять  типы домов (одноэтажный (многоэтажный) каменный (деревянный), городской (сельский, дачный), части дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, потолок.    Соблюдать правила поведения в доме и квартире, дворе.  

3

Предметы быта

    Узнавать электробытовые приборы (телевизор, утюг,  обогреватель, микроволновая печь электрический чайник). Соблюдать  правила техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами. Узнавать предметы мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать). Различать предметы  посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник). Узнавать предметы интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза).

4

Продукты питания

         Различать напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот).  Узнавать молочные продукты (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло, мороженое).   Узнавать мучные изделия, готовые к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари. Различать кондитерские изделия (торт, печенье, пирожное, конфета, шоколад).

5

Предметы и материалы, изготовленные человеком

           

      Иметь представления о  свойствах бумаги (рвется,  мнется,  намокает), предметы из бумаги. Иметь представления о  деревьях, предметах, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.) Иметь представления о стекле,  предметах, изготовленные  из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки и др.). Иметь представления о  свойствах ткани (мягкая, мнется, намокает, рвётся). Иметь представления о предметах, изготовленные из ткани (одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё).

6

Город

       Иметь представления о профессиях.    Соблюдение правил поведения в общественных местах. Соблюдение правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.

7

Транспорт

           

     Иметь представление о наземном транспорте, его назначение. Узнавание  воздушного транспорта. Иметь представления о профессии людей, работающих на транспорте. Узнавание специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.

8

Традиции, обычаи

     Знание    школьных традиций.

9

Страна

     Знание названия государства, в котором мы живем, государственная символика (герб, флаг).

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Окружающий социальный мир»

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Ко-во

часов

Планируемые результаты

Вид контроля

Дата

Личностные

Предметные

III четверть

11

 Мебель (стол, стул, диван и др.).

Комбинированный

1

Формирование установки бережного отношения к материальным ценностям.

Различать предметы мебели (стол, стул, диван и др.).

Текущий

2

 Посуда (тарелка, стакан, ложка, вилка и др.).

Комбинированный

1

Овладение нравственными ценностями.

Различать предметы  посуды (тарелка, стакан, ложка, вилка и др.).

Текущий

3

Предметы интерьера (светильник, зеркало, штора и др.).

Комбинированный

1

Стимулировать и поощрять стремление к получению новых знаний с помощью создания соответствующих учебных ситуаций

Различать предметы интерьера (светильник, зеркало, штора и др.).

Текущий

4

Напитки (вода, чай, сок,  лимонад).

Комбинированный

1

Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь.

Различать напитки (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот).

Текущий

5

Молочные продукты (молоко, йогурт, творог и др.).  

Комбинированный

1

Проявление уважительного отношения к окружающим

Знать молочные продукты (молоко, йогурт, творог и др.)

Текущий

6

 Мучные и кондитерские изделия: хлеб, батон, торт.

Комбинированный

1

Проявление уважительного отношения к окружающим

 Иметь представления о мучных и кондитерских изделиях: хлеб, батон, торт, конфеты.

Текущий

7-9

Разнообразие профессий (врач, продавец,  повар, строитель).  

Комбинированный

3

Проявление уважительного отношения к окружающим

Элементарные знания о профессиях.  

Текущий

10

Правила поведения в общественных местах.

Комбинированный

1

Воспитание самостоятельности ответственности.

Соблюдение  правил поведения в общественных местах.

Текущий

IV четверть

11-13

Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина).

Комбинированный

3

 Осознавать ответственность, связанную с сохранностью школьных принадлежностей.

 Различать специальный транспорт.  

Текущий

14-15

Профессии людей, работающих на специальном транспорте.

Комбинированный

2

Создать предпосылки для формирования умения принимать и оказывать помощь, стимулировать и поощрять желание оказать помощь

Иметь представления о профессиях людей, работающих на специальном транспорте.

Текущий

16

Школьные праздники и традиции.

Комбинированный

1

Проявление уважительного отношения к окружающим

Знание школьных  праздников и традиций.

Текущий

17

Закрепление изученного материала.

 Закрепление знаний

1

Проявление уважительного отношения к окружающим

Владение изученным материалом.

Наблюдение за выполнением работы


  1. Материально – техническое обеспечение предмета:

  1. муляжи;
  2.  макеты;
  3. предметные и сюжетные картинки;  
  4. аудио и видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах;
  5. рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания;
  6.  детские наборы посуды, предметы быта;
  7. дидактические игры: « Одежда», «Лото – профессий», «Пазлы – профессий», «Транспорт»;
  8. детские наборы «Больница», «Магазин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по интегрированному курсу «Окружающий мир, кубановедение» для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий учащегося с ОВЗ

Данная рабочая программа является интегрированным курсом, объединяющим две предметные области «Окружающий мир» и «Кубановедение».Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту ...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» предметная область «Окружающий мир» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 б класс/ 3б класс

Паспорт рабочей программы.Тип программы: программа по предмету ≪Окружающий социальный мир≫ для детей с  тяжелой , умеренной , глубокой  умственной  отсталостью обучающихся по адаптирова...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для детей с тяжелой умственной отсталостью 1 класс

Адаптированнаярабочая программа по учебному предмету«Окружающий социальный мир»для детей с тяжелой умственной отсталостью  1 класс...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (вариант 8.4) для ученика 4 класса (обучение на дому)

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 1-4  кл.: В 4 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2017....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету Окружающий социальный мир для ученика 2 класса обучающегося с ОВЗ по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования

Данная  программа  разработана в  соответствии  с  требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с расстройст...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Человек"

Индидивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Человек...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"

Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...