Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Человек"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Королева Ирина Циньевна

Индидивидуальная рабочая программа ученика 1 класса по учебному курсу Человек

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chelovek.docx43.96 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной адаптированной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2); авторской программы В.В. Воронковой Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный, 1-4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  

Рабочая программа создана для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, которые на момент поступления в первый класс показали готовность к школьному обучению на уровне возрастной нормы.  Разработана с учетом особенностей психофизического развития  индивидуальных возможностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Программный материал по учебному предмету «Человек» предусматривает обучение школьников с 1по 8 класс.

Цель обучения – формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.

Задачи  программы:

  1. формирование умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться
  2. формирование умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды
  3. формированию навыков обслуживания себя в туалете
  4. формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях.  формирование умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье образцом культуры общения
  5. формирование доброжелательного и заботливого отношения к  окружающим, спокойный приветливый тон.
  6. учить понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Рабочая программа  составлена  с учётом особенностей и возможностей  овладения учащимися  с   интеллектуальными нарушениями   учебного материала. Учебная программа составлена с учётом  особенностей познавательной  деятельности учащихся, уровня их  общего и речевого развития, подготовки к усвоению учебного материала, специфических отклонений в развитии, требующих  индивидуальной или групповой коррекции.  

  1. Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.

Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.

Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи». Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание: представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена, занятия физической культурой и профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье, полезных и вредных привычках, возрастных изменениях. Раздел «Гигиена тела»включает задачи по формированию умений умываться, мыться под душем, чистить зубы, мыть голову, стричь ногти, причесываться и т.д. Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию умений ориентироваться в одежде, соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды. Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды столовых приборов, питью из кружки, накладыванию пищи в тарелку, пользованию салфеткой. Задачи по формированию навыков обслуживания себя в туалете включены в  раздел «Туалет». В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи, взаимоотношениях между ними, семейных традициях. Ребенок учится соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье. Важно, чтобы образцом культуры общения для ребенка являлось доброжелательное и заботливое отношение к  окружающим, спокойный приветливый тон. Ребенок учится понимать окружающих людей, проявлять к ним внимание, общаться и взаимодействовать с ними.

Содержание разделов представлено с учетом возрастных особенностей. Например, работа по формированию таких гигиенических навыков, как мытье рук, питье из кружки и др., проводится с детьми младшего возраста, а обучение бритью, уходу за кожей лица, мытью в душе и др. проводится с детьми более старшего возраста.

Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например, формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок  учится принимать душ, мыть голову и т.д.

При формировании навыков самообслуживания важно объединять усилия специалистов и родителей.  Работа, проводимая в школе, должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.

  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане предмет представлен на протяжении 8 лет обучения (без первого подготовительного класса).. С обучающимися старшего возраста формирование навыков самообслуживания (например, бритье, мытье тела и др.) осуществляется в рамках  коррекционно-развивающих занятий.

При организации процесса обучения в рамках данной программы  предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технологий коррекционно-развивающего обучения, игровой деятельности,  личностно – ориентированного обучения, технологий индивидуализации и дифференциации обучения, технологий здоровьесбережения В.Ф. Базарного. По мере освоения учащимися включаются элементы проектной деятельности.  

 Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

  1. Планируемые  результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты:

  • Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга.
  • Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
  • Положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию.
  • Умение ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»; испытывать уважение к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать,  сопереживать.
  • Иметь представления о здоровом образе жизни: элементарные гигиенические навыки.
  • Осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Предметные результаты:

1. Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.

  • Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
  • Представление о собственном теле.
  • Отнесение себя к определенному полу.
  • Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
  • Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, интересы.
  • Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

  • Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет, выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться и др.
  • Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.

3.Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

  • Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
  • Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня (чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения  туалета).
  • Умение следить за своим внешним видом.

4. Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

  • Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Класс

Учащиеся должны уметь:

Учащиеся должны знать:

Представление о себе. Правила здорового образа жизни.

Режим дня. Соблюдать режима дня.

О правилах здорового образа жизни- режим дня школьника.

Питание.  Уметь различать и называть основные предметы питания.

Различать и называть продукты питания (суп, каша, овощи, фрукты)

Сон.  Аккуратно без напоминания складывать и убирать снятые с себя предметы одежды перед сном.

Сон, его значение. Вовремя ложиться спать.

Прогулка. Уметь правильно вести себя на улице во время прогулки

Представление о значение прогулок и влияние свежего воздуха на организм

Профилактика болезней. Уметь различать полезные привычки от плохого поступка.

Представление о правилах здорового образа жизни.

Правильная осанка человека

Уметь соблюдать правила посадки во время занятий, правильно сидеть за партой, выполнять действия по образцу и по подражанию, показывать части тела

Представление о частях тела, о значение правильной осанки в жизни человека.

Гигиена тела

Чистота рук – залог здоровья. Уметь мыть руки самостоятельно

Правила в соответствии с режимом дня, санитарно-гигиенические требования: где следует хранить предметы туалета (мыло, полотенце т.д.)

Средства ухода за полостью рта.

Уметь различать  и называть основные средства ухода за полостью рта.

Правильное пользование зубной щеткой, зубной пастой.

Моя семья

Уметь соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.

Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.

Представление о себе.

Уметь правильно себя вести дома без взрослых, различать  окружающих  людей от родственников.

Элементарные представления о правильном поведении в доме без взрослых

Базовые учебные действия.

Познавательные УД

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

Коммуникативные УД

  • Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
  • Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
  • Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
  • Слушать и понимать речь других.

Регулятивные

  • Уметь организовывать своё рабочее место, удобно располагать учебники, письменные принадлежности и другие предметы на парте.
  • Работать в заданном темпе.
  • Проверять работу по образцу(по возможности).
  • Выполнять работу по несложному алгоритму.
  • Доводить начатое дело до конца.
  • Проговаривать  последовательность действий на урок

  1. Содержание учебного предмета

Наименование разделов и тем учебного предмета

Количество часов

Содержание тем учебного предмета

Практическая часть с указанием формы

Реализация РК

1  класс

Представления о себе. Правила здорового образа жизни

Представления  о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена)

Практическая работа « Мытье рук с мылом»

Практическая работа. Полотенце для   ног, рук. Практическая работа

«Проветривание комнаты»

Сюжетно- ролевая игра «  Покорми куклу»

Практическая работа

«Волшебная зубная паста и щетка»

Практическая работа. Сюжетно-ролевая игра «  Искупаем куклу Машу»»

Р.К. «Магазины города –отдел игрушек.»

Р.К «Магазины города-Леонардо»

Р.К. Магазины города-отдел детского питания»

Р.К. «Детский отдел в магазинах города бытовой химии»

Гигиена тела

Чистка зубов. Полоскание полости рта. Расчесывание волос. Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании тела.

Семья

Узнавание детей и взрослых.

Определение своей социальной роли в семье.

Различение  социальных ролей членов семьи.

Практическая работа « Семейный праздник»

Р.К. « Городской семейный парк»

Прием пищи

Правильное использование столовых приборов.

Использование время приема пищи: отрезание ножом кусочка пищи от целого куска, наполнение вилки гарниром с помощью ножа. Использование салфетки во время приема пищи.

Практическая работа. Сервировка стола.

Р.К. «Магазины города. «Магнит у дома» Р.К. «Посуда Центр»

Представление о себе

Узнавание детей и взрослых, знакомых, незнакомых людей.

Уметь различать опасность от незнакомых людей.

Уметь обращаться за помощью.

Практическая работа « Я набираю 01;03»

Р.К. «Служба спасения города»

  1. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета.

Оценка личностных результатов предполагает оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Во время обучения целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. Во время обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР в части данной предметной компетенции и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.

Оценивание проводится по результату наличия динамики в развитии обучающегося, при этом заполняется  «Лист наблюдений за развитием учащегося» с помощью следующих критериев: положительная динамика, незначительная динамика, отсутствие динамики. Результаты анализа  представляются в форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции

  1. Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема

Кол. час

Дата

Основные понятия

Основные виды деятельности обучающихся

Коррекционная работа

III четверть

Правила здорового образа жизни. Питание.

1

Правила здорового образа жизни. Творог.

1

Расыпчатый,белый, полезный

Слушают учителя, правильно отвечают на вопросы учителя, действуют по подражанию, с помощью взрослого

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе

2

Лото «Молочные продукты»

1

Выбирай по образцу

Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов,учатся выполнять действия самостоятельно

Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

3

Правила здорового образа жизни. Загадки.

1

Слушают учителя, правильно отвечают на вопросы учителя, действуют по подражанию, с помощью взрослого

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

Правила здорового образа. Сон.

4

Правила здорового образа. Сон.

1

Здоровый сон

Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя

Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.

5

Рисование «Моя любимая подушка»

1

Четыре угла

Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно

Коррекция пространственного восприятия через подбор слова к картинке.

6

 Моделирование жизненных ситуаций. Проветривание комнаты

1

Открыть форточку

Слушают объяснений учителя, действуют по подражанию

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе

Правила здорового образа. Прогулка.

7

Правила здорового образа. Прогулка.

1

Отдых

Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

8

Одежда для прогулки.

1

Шаблон

Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого, учатся выполнять действия самостоятельно

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

9

Правила здорового образа. Занятия физической культурой.

1

Забота о своем здоровье

Слушают объяснений учителя, учатся правильно выполнять инструкции учителя при выполнение упражнений

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

10

Делай как я. Веселые физ. минутки

1

Слушают объяснений учителя, разучивание комплекса физических упражнений, учатся правильно выполнять

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

IV четверть

Правила здорового образа. Профилактика болезней.

11

Правила здорового образа. Профилактика болезней.

1

Профилактика

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Коррекция мышление на основе упражнений в анализе и синтезе

12

Правила здорового образа жизни. Советы доктора Айболита.

1

ЦОР

Действуют по подражанию, используют по назначению учебных материалов с помощью взрослого.

Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

Утренний и вечерний туалет

13

Правила личной гигиены в течение дня

1

Гигиена

Повторяют правила мытья рук перед едой, после туалета, после прогулки

Расширение круга общих представлений об окружающем мире.

14

Ежедневные гигиенические процедуры.

1

Процедуры

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и узнавании.

15

Назначение предметов личной гигиены.

1

Расческа, мочалка

Учатся пользоваться предметами личной гигиены

 Коррекция эмоциональной сферы через формирование учебной мотивации.

16

Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой

1

Расческа, зубная щетка, мочалка

Правила ухода за личными вещами. Работа с иллюстрациями

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании.

17

Предметы личной гигиены. Загадки.

1

Найдите подсказку

Слушают учителя. Отвечают на вопросы, используя вербальные и невербальные способы общения.

Коррекция мелкой моторики, зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и сравнении.

  1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Список учебно-методической литературы:

  1. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Подготовительный,1 – 4 классы  под редакцией В.В. Воронковой. -  Москва,  «Просвещение», 2013 год.  
  2. Адаптированная программа для экспериментальных классов для  глубоко  умственно отсталых детей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ для умственно отсталых детей ( вспомогательных школ  VIII вида № 186 г. Москвы и № 14 г. Орла). Программа утверждена зам. Министра просвещения РСФСР И. М. Косоножкиным 30 мая в 1983г.
  3. Учебники

Дополнительная литература для учителя

  1. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.
  2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта, Москва, Владос 2007г.
  3. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с  выраженной умственной отсталостью. ЦНИ ЭТИН, 1993г.
  4. Обучение, воспитание и трудовая подготовка  детей   с глубокими нарушениями интеллекта. Маллер А,Р., Цикото Г. В., М., Педагогика 1987 -1988г.

Средства обучения:

  1. технические и электронные средства обучения:

- автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением,

- телевизор, CD/DVD –проигрыватели,

- аудиомагнитофон, мультимедиапроектор; экран,

- аудиозаписи , видеозаписи, мультимедийные ресурсы,

- классная доска с набором креплений для картинок, постеров, таблиц, н

- настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

  1. цифровые образовательные ресурсы:

Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com  Сеть творческих учителей

http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации

http://dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»

http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».

http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».

  1. демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
  • предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом,  
  • рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Адаптированная рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащегося 1 класса надомного обучения Ф.И. ребенка  представляет собой систему комплексного психолого-педагог...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ 8 класса Индивидуальное обучение

Обучать ребенка с трудностями развития намного сложнее, чем нормально развивающегося. Однако именно педагогика решает проблему его социальной адаптации.Л.С. Выготский говорил о том, что неправоме...

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Русский язык» для индивидуального обучения на дому...

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому

Рабочая программа (адаптированная) учебного предмета «Литературное чтение» для индивидуального обучения на дому...

Методическая разработка.Рабочая программа по учебному предмету «Математика» учащегося 3 класса, находящегося на индивидуальном обучении, по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования (ЗПР)

Настоящая рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ №159...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу ""Окружающий социальный мир

Индивидуальная рабочая программа ученика  класса по учебному предмету Окружающий социальный мир...

Индивидуальная рабочая программа по учебному курсу "Предметно-практические действия"

Индивидуальная рабочая прграмма ученика 1 класса по учебному курсу Предметно-практичесие действия...