Как узнать человека
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Павленова Наталья Михайловна

Конспект урока окружающего мира. Образовательная система "Школа 2100". 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uznat_cheloveka.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Урок окружающего мира

«Как узнать человека?»

Образовательная система «Школа 2100»

4 класс

Учитель: Павленова Н.М.

с Дульдурга

Тема: «Как узнать человека?»

 Цель  урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению представления о характере.

 Задачи:

- обучающие: 

познакомить с понятием характер

-развивающие: 

развивать умение распознавать

развивать умение наблюдать, сопоставлять, выделять существенные признаки, по которым можно развивать познавательную деятельность учащихся

-воспитательные: 

создавать у учащихся положительную мотивацию, путем вовлечения каждого в активную деятельность;

воспитывать потребность к  анализу своей деятельности и работы товарищей.

Оборудование: карточки, презентация.

Этапы урока

Содержание урока

Формирование

УУД

Вводно-мотиваци

онный этап

слайд 1

слайд 2

слайд 3

слайд 4

Операци

онно-содержательный

слайд 5

слайд 6

слайд 7

слайд 8

слайд 9

слайд 10

слайд 11

Рефлексив

но-оценочный этап

слайд 12

Дом. задание

Слайды 13-14

Притча «Самая главная тайна». Начать наш урок я хочу с небольшой притчи, в которой рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадёжнее спрятать от Человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звёзд? Но даже туда со временем доберутся. И, наконец, решили: давайте спрячем Тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о самих себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далёких светилах. И вместе с тем они ошиблись. Чтобы ни изучал человек, какие бы далекие и отвлеченные объекты ни выбирал для исследования, за этим всегда стоит жгучее любопытство по отношению к самому себе. Человек – самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках  Самой Главной Тайны 

-Что вам хочется сказать? Что вас заинтересовало?

(Как лучше узнать человека)

- В жизни мы, практически, каждый день встречаетесь с новыми людьми. Это происходит  в школе, на улице, дома. Общение с незнакомым человеком всегда затруднительно, ведь вы не знаете, как он может отреагировать на ваши слова, как поведет себя в той или иной ситуации.

- Прочитаем, что подумал  Илюша, встретив незнакомого человека на с 24

-  Какое противоречие заметили?

( Бывают такие ситуации когда первое впечатление о   незнакомом  человеке  ошибочное. Он  нам    неприятен  внешне, воспринимаем его как грубого, злого.  А впоследствии мы понимаем, что ошиблись он добрый и весёлый. )

Какую цель поставим перед собой на урок?

Как узнать человека? 

- Какие признаки человека являются врожденными, а какие приобретенными?

 (Врождённые признаки: особенности строения  человеческого организма, присущие человеку с рождения: ноги, приспособлены  для ходьбы, руки - для работы.

 Приобретённые:  можно приобрести  только вырастая среди людей)

(в паре – карточки)

- Какие из перечисленных признаков относятся к приобретённым, а какие к врождённым?

 Напишите буквы В и П.

Умение договариваться с товарищем.(П)

Две руки(В).

Любовь к музыке(П).

Две ноги(В).

Высокий рост.(В)

Способность к рисованию.(П)

Волнистые волосы(В).

 Голубые глаза(В).

Умение ходить на двух ногах(В).

Красивая и правильная речь(П).

Умение пользоваться электроприборами.(П)

- Вспомните:

- Что такое внутренний мир?

- Личность?

(внут.мир - это интересы, переживания,мысли,убеждения человека.

Личность - так называют каждого обладающего разумом человека с его неповторимыми интересами, знаниями, мыслями,  переживаниями, привычками, способностями)

- Возвращаемся  к проблеме урока «Как узнать человека?»

- судим по одежке;

- обращаем внимание только на черты лица;

- нам кажется, что этот человек на кого-то похож, значит, и его личность тоже похожа

                Как узнать человека?

по одежке    по чертам лица        похож  на кого-то

Характер

- Какие особенности личности человека вам нравятся?

(отзывчивость, доброжелательность, честность, ответственность)

- Это положительные черты или отрицательные?

- Назовите отрицательные черты, которые вам не нравятся.

(неаккуратность, грубость, обидчивость)

-У каждого человека может быть только одна какая-то черта или несколько? (несколько)

-А могут быть у одного человека только положительные или только отрицательные черты личности?

 (разные)

- Давайте проверим: составьте табличку своих положительных и отрицательных черт личности

Положительные черты

Отрицательные черты

-У вас получились одинаковые таблички?

-Вы нашли у себя только положительные или только отрицательные черты?

- Сделайте вывод: какие мы?

Все мы разные

 Каждая личность сочетает в себе как положительные черты, так и отрицательные качества.         

А кто-нибудь может сказать, что это такое?

- Давайте посмотрим, как называется сочетание особенностей личности . (с.24)

-Что такое характер? (это неповторимое, уникальное сочетание особенностей личности .)  

  Характер определяет наши поступки, мысли, чувства. Поэтому по поступкам человека мы можем судить о его характере. Описывать характер своего знакомого, мы начинаем с тех черт, которые отличают его от остальных людей.      

Физминутка.

Как узнать человека?

   - Попробуйте одним-двумя словами определить черты характера сказочных героев (с 25) –(по группам)

- На что вы прежде всего обратили внимание: на внешний вид или поступки?

Вывод: Нельзя оценивать человека по внешности, только общаясь с человеком можно узнать его внутренний мир, познакомиться с чертами его характера давая  оценку его поступкам

- Иногда черту характера можно понять даже по тому, как и что он говорит. Сейчас я буду говорить фразу сказочных героев, а вы постарайтесь угадать, какие черты характера проявляются во фразе и кому эти слова могут принадлежать:

«Чую – человечьим духом пахнет!» ( Баба  Яга – злая, кровожадная)

«А мне неохота…»   (Емеля - ленивый)

«Хорошими делами прославиться нельзя!» (Старуха Шапокляк - вредная, хитрая)

«Больше всего на свете я обожаю страшные приключения» (Буратино- озорник)

«Ребята! Давайте жить дружно!» ( Леопольд - добрый, дружелюбный)

- Как вы думаете; когда человек рождается, у него уже есть характер?

- От чего зависит: вырастет ребёнок аккуратным или небрежным, добрым или злым?

(Основное влияние на формирование характера оказывает воспитание в семье, школе)

- Давайте вернемся к основному вопросу урока. Что мы хотели сегодня выяснить?

Первое впечатление  о человеке часто зависит от того, как он выглядит, на кого похож (врождённые признаки), во что одет

 По-настоящему узнать человека можно только тогда, когда познаешь его внутренний мир, черты его личности, то есть его характер. Сочетание черт характера у всех разное. во многом оно зависит от воспитания человека в детстве.

Тест

Тест: “Каков Ваш характер”

Ответьте “Да” или “Нет” на следующие вопросы:

1.Уважаете ли вы дружбу?

2.Привлекает ли Вас что-то новое?

3.Предпочитаете ли Вы старую одежду  новой?

4.Притворяетесь ли вы довольным без всякой на то причины?

5.Меняли ли Вы в детстве более трех раз профессию, которую собирались выбрать?

6.Теряете ли Вы уверенность в себе, когда Вам предстоит решить трудную задачу?

7.Коллекционируете ли Вы что-нибудь?

8.Часто ли  Вы меняете свои планы в последний момент?

Запишите себе по одному очку, если Вы ответили “Да” на вопросы:1,3,7. И столько же за ответы “Нет” на вопросы: 2,4,5,6,8. Затем подсчитайте набранные очки.

Свыше 6 очков: Вы уравновешенный человек, у вас легкий характер.

От 3 до 6 очков: Ваш характер не назовешь легким. Ваше хорошее настроение легко может превратиться  в  плохое. Не забывайте,  что  только проявляя настойчивость, Вы будете преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Почему Вы не верите в свои силы? Нужно больше доверять.

-Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Как же узнать человека?)

Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в группе и ответьте.

(Первое впечатление о человеке часто зависит от того, как он выглядит, на кого похож, во что одет. По-настоящему  узнать человека можно только тогда, когда познаешь его внутренний мир, черты его личности, то есть его характер. Сочетание черт характера у всех разное, во многом зависит от того, как воспитывали человека в детстве.)

- Неповторимые черты нашего характера не выдаются раз и на всю жизнь, как паспорт, каждая из этих черт может быть в наших руках. Формирование характера продолжается в течение всей жизни. Можно пустить его на самотёк, а можно управлять этим процессом в соответствии со своими желаниями, целями, планами. Тогда и жизнь будет не стихийной, подчинённой бесконечным обстоятельствам, а осознанной, желания и планы - исполнимыми, задачи - разрешимыми.

- Оцените свою работу.                                        

Где пригодятся эти знания? Что на ваш взгляд было самым интересным?

Д/з: по тетради

*Нарисуйте какого-нибудь сказочного героя в такой момент, когда он совершает какой-то поступок (помогает кому-то или мешает, защищает или обманывает и т.д.) Сочините короткую историю о том, почему этот сказочный герой так поступает. Определи, какой у него характер.

Познаватель

ные УУД:

1.Ориентироваться в своей системе знаний

2.отбирать необходимое для решения задачи

3.перерабаты

вать полученную информацию

4.делать выводы на основе обобщения

5.представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные УУД:

1.Самостоя

тельно формулиро

вать цели урока после предваритель

ного обсуждения

2.обнаружи

вать и формулиро

вать учебную проблему

3.определять степень успешности выполнения своей работы

Коммуникативные УУД:

1.развивать умение доносить свою позицию до других

2.оформлять свои мысли в устной и письменной речи

3.доносить свою позицию до других

4.высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

5.слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить свою точку зрения

6.договариваться с другими, сотрудничать

Личностные УУД:

1.придержи

ваться этических норм общения и сотрудничест

ва при совместной работе

2.делать выбор, как себя вести

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека" ( Программа "Школа 2100")

Использую технологию проблемно-диалогического обучения – важнейшее направление реализации Образовательной программы “Школа-2100». При проблемном введении материала методы постановки проблемы об...

Разработка урока по теме "Как узнать человека?"

Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г.  Урок преду...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Презентация к уроку окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс

Презентация к уроку  окружающего мира "Как узнать человека" 4 класс...

Урок окружающего мира "Как узнать человека?"

Цели по линии развития личности:Линия 1: Овладение картиной мира: учиться определять по поведению людей их черты характера, познакомить учащихся с таким явлением внутреннего мира человека, как «характ...

как узнать человека

Презентация к уроку окружающего мира. "Школа 2100". 4 класс....

Урок окружащего мира по теме: Как узнать человека? ( Школа 2100)

Урок окружающего мира по теме: "Как узнать человека", для 4 классов по программе Школа 2100.Урок выполнен в соотвестсвии с требованиям ФГОСа, а также использование интерактивной доски  и что явля...