Конспект урока "Полезные ископаемые"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс)

Тайгунова Нэля Леонидовна

Познакомить детей с полезными ископаемыми,их свойствами,способами добычи и применением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 3 классе  Тайгуновой Н.Л.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цели:

1. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их свойствами, способами добычи и применением.

2. Учить работать с научным текстом, развивать мышление, речь, наблюдательность.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

4. Формирование умений учебного сотрудничества.

5. Развивать познавательный интерес к предмету путём вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Оборудование: образцы из коллекции полезных ископаемых для начальной школы (каменный уголь, известняк, глина, песок, гранит, нефть), компьютер, проектор, экран, презентация «Полезные ископаемые».

1. Повторение изученного. Постановка целей и задач урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем работу в разделе «Экономика».

- На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал).

- Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные).

- Что такое капитал?

- Почему труд тоже называют «китом» экономики?

- С какими природными богатствами мы уже знакомились на уроках «окружающего мира»? ( С водой, воздухом, почвой, некоторыми растениями и животными.)

- Значит с чем нам осталось познакомиться? (С полезными ископаемыми.)

- Итак, сегодня вы познакомитесь с некоторыми полезными ископаемыми, их свойствами, использованием человеком, способами их добычи.

2. Работа над новым материалом.

- Как вы понимаете название «полезные ископаемые»? Почему их так называют? Подберите синонимы к каждому слову.

Полезные ископаемые

нужные доставать

необходимые добывать

приносят пользу извлекать

- Откройте учебники на стр. 48. Найдите и прочитайте определение понятия «полезные ископаемые».

- Запишем его в тетрадь.

- Все полезные ископаемые можно разделить на 3 группы: твёрдые, жидкие, газообразные?

- Кто может привести примеры?

3. Практическая работа в группах.

- Сейчас вы будете работать в группах с образцами некоторых полезных ископаемых. С помощью учебника и атласа-определителя, попробуйте определить, какие полезные ископаемые у вас в наборе.

- Назовите, какие полезные ископаемые вам удалось определить.

- Молодцы! Для того, чтобы познакомиться с их свойствами, я предлагаю вам продолжить работу в группах и провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого________________________

Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

1 группа: каменный уголь, гранит, известняк, глина.

2 группа: каменный уголь, нефть, известняк, глина.

3 группа: каменный уголь, песок, гранит, глина.

4 группа: каменный уголь, гранит, песок, мел.

Далее идёт обсуждение результатов, которое сопровождается презентацией «Полезные ископаемые». Учитель дополняет ответы детей.

Гранит – горная порода, состоящая из зёрен нескольких минералов. В основном это полевой шпат, кварц и слюда. Цветные зёрна – это полевой шпат (бывает серого, розового, красного цвета), полупрозрачные, сверкающие – кварц, чёрные – слюда. «Зерно» по латыни – «гранум». От этого слова и появилось название «гранит».

Очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают памятники.

Известняк – это обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо увидеть в известняке-ракушечнике. Применяется в строительстве: для приготовления строительных растворов, для побелки помещений, для облицовки зданий, при отделки тротуаров. Особая разновидность известняка – мел.

Каменный уголь – чёрного цвета, твёрдый, непрозрачный, плотный, но хрупкий. Образовался из остатков растений, существовавших миллионы лет назад. Горюч. Применяется как топливо. Из каменноугольной смолы делают лекарства.

Глина – бывает белая, красная, коричневая, серая. Непрозрачная, твёрдая, рыхлая, пластичная, негорючая. Изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок – образуется при разрушении твёрдых горных пород. Сыпучий. Желтого, белого цвета, непрозрачный. Используется в строительстве.

Железная руда – черного цвета, твёрдая, плотная, непрозрачная. Особое свойство – плавкость. Из неё выплавляют металлы.

Нефть – жидкая, тёмная, непрозрачная, с резким запахом. Из неё изготавливают топливо – бензин, керосин, машинное масло; вазелин, лекарства. Залегает глубоко в земле. Чтобы её добыть люди строят буровые остановки, бурят глубокие скважины, в которые опускают трубы. Затем по специальным путепроводам она поступает к местам переработки и потребления.

Огромные запасы нефти и газа залегают на морском дне.

- Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

- Полезные ископаемые добывают по-разному: Одни в открытых котлованах карьерах, другие – в шахтах.

- Если полезные ископаемые залегают на глубине 20 – 30 м, выгоднее снять верхний слой, дойти до пласта угля, железной руды и вести добычу открытым способом.

В открытых котлованах (карьерах) добывают глину, песок, известняк.

С годами многие поверхностные месторождения иссякли. Люди стали рыть шахты. Закрытый способ обходится очень дорого. Так добывают уголь, руду.

- Как вы думаете, какой способ добычи более опасен? Почему? (В шахте. Может произойти обвал.)

- Люди какой профессии выполняют эту трудную и опасную работу? (Шахтёры.)

- Для того, чтобы извлечь из-под земли нефть или природный газ, люди строят буровые установки и бурят глубокие скважины.

- Люди какой профессии изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения? (Геологи).

4. Закрепление.

ТПО стр. 26 №3.

5. Итог урока.

 - Что нового узнали сегодня на уроке?

- Что особенно запомнилось, понравилось?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АНТАРКТИДА Открытие и исследование. Учитель географии Шинелёва В.И. МБОУ « Редкодубская СОШ» Ардатовский район РМ

Слайд 2

Какие океаны омывают берега Антарктиды ? Антарктиду омывают три океана - Тихий, Атлантический, Индийский. Какой материк расположен ближе всего к Антарктиде ? Южная Америка Южный полюс на карте Антарктиды

Слайд 3

Антарктида была открыта последней из материков Земли. Существование Южного материка предполагалось очень давно, на старинных картах его часто объединяли с Южной Америкой или с Австралией, получившей название в честь этой гипотетической части суши. И только экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южно-полярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный» подтвердила факт наличия шестого материка Земли. Это случилось 16 (28) января 1820 года (официальная дата открытия Антарктиды) в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена.

Слайд 4

В суровом Антарктическом краю, на берегу моря Росса, на самой высокой точке бухты Хижины стоит четырехметровый крест из австралийского красного дерева, на нем написаны пять фамилий и слова английского поэта Альфреда Теннисона «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Эти слова как нельзя лучше отражают историю покорения Южного полюса земли. И покорил его норвежский полярный путешественник и исследователь Руаль Амундсен, который в январе 1911 высадился на ледяной барьер Росса и с четырьмя спутниками достиг Южного полюса 14 декабря 1911 года.

Слайд 5

Важным отличием от других материков является полное отсутствие государственных границ и постоянного населения. Антарктида не принадлежит никакому государству, там никто не живет постоянно. Антарктида – континент мира и сотрудничества. В ее пределах запрещаются любые военные приготовления. Ни одна из стран не может объявить ее своей землей. Юридически это закреплено международным договором, который был подписан 1 декабря 1959 года.

Слайд 6

КЛИМАТ АНТАРКТИДЫ Антарктида самый холодный материк Зимой температура воздуха ниже -70 С. Лето -20 С. Море у берегов Антарктиды Покрыто плавучими ледяными горами Это Айсберги

Слайд 7

И лежит этот неведомый край снега и льда за Южным полярным кругом, ослепительно сияя в лучах солнца полярного дня или окутанный облаками и вихрями пурги во тьме полярной ночи. Он по-своему красив этот край». А.М. Гусев

Слайд 9

Самый, самый, самый! Антарктида - самый южный материк Антарктида - самый высокий материк Антарктида - самый холодный материк Антарктида - самый ветреный материк

Слайд 10

Ф.Ф.Беллинсгаузен М.П.Лазарев

Слайд 11

Руаль Амундсен Роберт Скотт

Слайд 12

Органический мир Антарктиды беден. Здесь повсюду арктическая пустыня. В глубине метрика встречаются лишь бактерии и одноклеточные водоросли, которые иногда окрашивают снег в причудливые цвета. Весь животный мир тесно связан с окружающими Антарктиду морями. Эти моря холодноводные, а значит содержат много кислорода, что способствует развитию планктона, который является источником питания для тюленей, рыб, птиц.

Слайд 13

Фауна Антарктиды состоит из различных видов тюленей (тюлени Уэдделла, тюлени-крабоеды, морские леопарды, тюлени Росса, морские слоны) и множества видов птиц: два вида поморников, полярная крачка, пингвины Адели и императорские пингвины. Местом обитания императорских пингвинов считается Южная Георгия. Птицы откладывают яйца в декабре, поэтому в феврале в гнездах из гальки туристы уже могут увидеть пушистых птенцов, которых в течение 63 дней высиживали (точнее — «выстаивали») пингвины-самцы.

Слайд 14

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР Растительный мир в Антарктиде В основном растут мхи, лишайники, водоросли. Мхи Лишайники Водоросли

Слайд 15

ПТИЦЫ Альбатрос На побережье расположены колонии морских птиц это Альбатрос, буревестник, поморник, баклан, пингвин Буревестник Поморник Баклан Пингвин Не летающая птица

Слайд 16

Морские Млекопитающие В прибрежных водах много морских млекопитающих Тюлень, дельфин, кит Тюлень Дельфин Кит

Слайд 17

Население Антарктиды В основном в Антарктиде живут научные работники и экспедиции, которые изучают Антарктиду.

Слайд 18

Климат Антарктиды — крайне суровый и холодный. В восточной ее части на станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле за всю историю метеорологических измерений: 89,2 градуса Цельсия ниже нуля. Этот район — полюс холода Земли.

Слайд 20

На континенте Антарктида отсутствует постоянное население. В зависимости от сезона здесь живет на различных научных станциях от 4000 человек летом (из них граждан России 150 человек) и около 1000 человек зимой (россиян 100 человек ). На территории Антарктиды расположены около сорока станций, функционирующих круглый год. Из них пять станций принадлежат России: Беллинсгаузен, Восток, Мирный, Новолазаревская и Прогресс.

Слайд 21

Научные станции в Антарктиде Всего – более 70 станций, из них- 42-постоянные. Чили -11; Аргентина – 9;Россия – 9; Великобритания – 7; США – 3.

Слайд 22

62°12'ю.ш. 58°56'з.д 70°46'ю.ш. 11°50'в.д. В том числе 5 - российских. 69°23'ю.ш. 76°23'в.д. 66°33'ю.ш. 93°01'в.д . 78°27'ю.ш. 106°52'в.д

Слайд 23

Антарктида в последнее время используется как один из объектов всемирного туризма

Слайд 24

11 января 2014 года состоялся первый регулярный рейс австралийской авиакомпании Skytraders в Антарктиду.

Слайд 25

ветренный холодный высокий южный ? 3-4 км 200 – 300 м/с зюйд - 89, 2 Подведем итоги АНТАРКТИДА САМЫЙ ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""

Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области"  4 класс. Программа Занкова....

Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)

Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....

Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."

Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....

Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии

На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...

Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые

Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"

Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...