Конспект урока ОКМ 2 класс, Плешаков, Тема: "Путешествие по Москве".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Цыганкова Татьяна Владимировна


Конспект урока по теме "Путешествие по Москве" построен с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_21_veka_okm.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Путешествие по Москве.

Цели: ознакомление с историей основания Москвы, с достопримечательностями столицы и архитектурными памятниками Кремля; формирование представления о плане города; развитие кругозора детей; воспитание чувства любви к своей стране и гордости за нее.

Планируемые результаты:

 Предметные: - учащиеся узнают некоторые сведения из истории основания Москвы; будут учиться читать план, карту.

Личностные: - уметь проводить рефлексию собственных действий, чувств, настроения.

Метапредметные: регулятивные УУД: - уметь определять и  формулировать цель на уроке с помощью учителя и самостоятельно, высказывать свое мнение.

Коммуникативные УУД: - уметь выражать свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь своих товарищей, работать в паре и группе.

Познавательные УУД: - уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт, дополнительную  литературу и информацию, полученную на уроке.

Основные понятия: карта, план, достопримечательность.

Межпредметные связи: история, русский язык, литературное чтение, математика.

Ресурсы: 1. Учебник А.А. Плешакова «Окружающий мир» 2 класс.

2. Личная презентация учителя Цыганковой Т.В.

3. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 2 класс.

4. Карточки для индивидуальной и парной работы; смайлики по количеству ребят в классе (кружки желтого цвета).

5. Раздаточный материал: газета «Большой театр», план города Москвы, билеты московского метрополитена, билеты Третьяковской галереи, билеты Большого театра, билеты Музеев Московского Кремля, билеты планетария, билеты Мемориального музея космонавтики.

6. Дополнительная литература: «100 великих достопримечательностей Москвы», «Города России. Энциклопедия».

7.     Запись песни «Ничего на свете лучше нету…»

 

Организация пространства: парная, групповая, фронтальная, индивидуальная работа.

Ход урока:

 1.Самоопределение к деятельности. (Звучит песня « Ничего на свете лучше нету…»)  - Ребята, этой песней я вам желаю хорошего настроения, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Не случайно я выбрала именно эту песню…

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Ребята, скажите,  эту песню можно петь когда;  при  каких условиях? (Когда путешествуют с друзьями).

- На прошлом уроке окружающего мира,  где мы с вами путешествовали? (По родной стране).  Как называется наша страна? (Россия).

- Однажды я услышала разговор трех мальчиков. 1 мальчик говорит: - Я не боюсь отправиться в путешествие, потому что я хорошо знаю русский язык.

2 мальчик ему отвечает: - А я подавно не боюсь путешествовать, потому что знаю еще и иностранный язык. 3 мальчик говорит: - А я знаю еще один язык – географический. С ним точно не заблудишься.

- Ребята, что это за язык такой? Географический? Обсудите  в  паре. (Это язык карт).  Как   вы думаете, с кем из этих ребят можно смело путешествовать? Почему?

- Давайте вспомним, что такое карта? Дополните в тексте недостающие слова и прочитайте, обсудите в паре.  (Текст дан на интерактивной доске).

Карта – это___________________ изображение  земной поверхности  на _____________ с помощью ________________________________________.

(Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных  знаков.)

- Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете язык карт.

Задание для индивидуальной работы:

- Отметьте на карте стороны горизонта. Соотнесите цвет на карточке с тем, что он условно  обозначает на карте. Соотнесите условные обозначения  с тем, что ими обозначают на карте. (Реки,  города, острова,  болота.)

Физминутка.

- Ну что, продолжим наше путешествие? Откройте карту на стр. 90-91 учебника. Я вам сейчас дам карточки с маршрутом движения. Работаем в группе.

- С  Кавказских гор я двигаюсь по Каспийскому морю на север. Попадаю на реку Волг. Плыву по Волге на север. Проплываю города: Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Нижний Новгород. С Нижнего Новгорода плыву по реке Ока и попадаю … Назовите пункт назначения. (Москва)

 - У вас на партах лежат конверты, откройте их, рассмотрите, что вы увидели? (Рассматривают, обсуждают, спорят, выдвигают гипотезы).  Как вы думаете, кто мог воспользоваться этими предметами? (Тот, кто был в Москве, путешественник).  Почему  вы так решили?  (Ответы детей).

- Действительно, этими предметами воспользовалась я, когда путешествовала по Москве. Ребята, а что такое Москва? Кто был из вас в Москве? Что вам запомнилось?

Постановка проблемной ситуации: А как быть тем ребятам,  кто в Москве не был, но очень хочет познакомиться с этим городом? Проблема? Какие вы предложите варианты решения данной проблемы? (Предложения ребят). Какой вариант подходит для нас?

Постановка цели урока: Скажите, о чем пойдет речь сегодня на роке? Сформулируйте цель нашего урока. (Сегодня совершим путешествие по Москве, узнаем о ее достопримечательностях).

3. «Открытие нового знания».

Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

                                                   А. Пушкин. 

- Эти слова великого русского поэта, который родился в Москве, дороги и понятны каждому россиянину.

-Ребята, что вы знаете о Москве? (Ответы детей).   Откроем учебник на стр. 98, прочитаем статью. (Работа в паре).  Какие вопросы можно задать к тексту? Задайте их.  (1. Когда была основана Москва? 2. Кто был основателем? 3. Где был заложен город?). Проверка.

Выполнение задания 1 в рабочей тетради (индивидуально).
- Ребята, скажите, какие отличительные символы есть у каждой страны, республики, города? (герб). Рассмотрите герб Москвы, кто на нем изображен? Проверка.

«Герб Москвы представляет собой изображение на темно-красном щите всадника – Святого Георгия Победоносца в доспехах и голубой мантии (плаще), на коне, поражающего копьем Змея».

-В рабочей тетради найдите герб Москвы и отметьте его знаком. (Индивидуально). Проверка.

- Москва – огромный город. В нем около четырех тысяч улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе очень сложно, особенно тем людям, которые приехали впервые.  Как им быть, что поможет гостям достаточно легко ориентироваться в городе? (Карта, план).

- Рассмотрите план в учебнике, стр. 99. Что такое план? (Это чертеж местности). Что мы можем увидеть на плане? (Главные улицы, дороги, важные объекты, реку, достопримечательности).  Показать натуральный план города.

- Пользуясь планом города, достаточно легко  можно проехать или пройти туда, куда вам хочется. А на что приезжают   посмотреть туристы в Москву? (На достопримечательности).  Что значит «достопримечательности»? (Ответы детей).

- Более точную информацию найдем в «Толковом словаре». (Исследуем слово).

Достопримечательность – это место или предмет, заслуживающие особого внимания. ( Русский толковый  словарь Лопатина, стр.137).

- Прочитаем статью учебника, стр. 100-101. (Фронтальная работа). Какие достопримечательности Москвы вы знаете? (Ответы детей).

4. Первичное закрепление.

- Предлагаю вам совершить воображаемое путешествие по достопримечательностям Москвы, поможет в этом нам презентация, которую я вам подготовила.

2-3 слайд: Московский Кремль – сердце Москвы, символ нашей Родины. Московский Кремль, обнесенный кирпичными стенами, имеет форму неправильного треугольника. Всего в крепости 20 башен. У каждой башни Кремля – своя история. Здесь находятся уникальные памятники истории и культуры, которыми гордится вся Россия.

5 слайд: Успенский собор – этот храм по праву считают одной из величайших святынь всей России. Здесь венчали на царство великих князей, короновали императоров.

6 слайд: Царь-Колокол – установлен на Ивановской площади в Кремле. Выдающееся произведение русского литейного искусства. Его значительные размеры, удивительная четкость и красота декора вызывают всеобщее восхищение. Вес его составляет 201 тонну 924 килограмма. Он высится на своем каменном постаменте с 1836 года.  

 7 слайд:  Красная площадь – самая главная  площадь Москвы. Возникновение Красной площади традиционно относят к концу 15 века, времени правления Ивана 3.  Общая площадь Красной площади  составляет 23100 квадратных метров.

8 слайд: Храм Василия Блаженного – выдающийся памятник русской архитектуры, построен в 1555 – 1560 годах. Выстроен из кирпича. Каждый его купол уникален. Храм является музеем и в наши дни.

10 слайд: Исторический музей – крупнейший национальный исторический музей России основан указом императора Александра II  в 1872 году.

12  слайд:  Большой театр – его называют визитной картой не только Москвы, но и России, олицетворением славных русских театральных традиций.

18  слайд:  Третьяковская галерея – одна из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Галерея названа по имени московского купца и промышленника  П.М. Третьякова, который начал коллекционировать произведения с 1856 года и в 1892 году сделал дар Москве.

20 слайд:  Москва – огромный город, как же быстро добраться из одного уголка до другого? На метро.

21-26 слайд:  Еще очень  много  интересных мест, которые можно посетить в Москве:  ВДНХ, Останкинская телебашня, монумент «Рабочий и колхозница», посмотреть на Москву-реку, посетить Храм Христа Спасителя…  

5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-Ну, а теперь проверим, насколько внимательны вы были на уроке. (Тест с вопросами и вариантами ответов).

1. Город Москва был основан:

 а).  более 300 лет назад,    б). более 850 лет назад,      в). более 100 лет назад.

2. Основателем Москвы был:

а). Георгий Победоносец,               б). Юрий Долгорукий.

3. На гербе Москвы изображен:

а). Юрий Долгорукий,             б). Георгий Победоносец.

4. Что является сердцем Москвы:

 а). Третьяковская галерея,       б). Кремль,    в). Большой театр,        г). цирк на Цветном бульваре.

Самопроверка по эталону.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Какую цель ставили на уроке?  Достигли цели? Что нового узнали о Москве? А что уже знали раньше? Какие задания вам показались особенно интересными? Что запомнилось больше всего? Где можно применить новые знания?  С каким настроением вы закончили урок? Нарисуйте смайлик.

7.  Домашнее задание.

- Выберите себе  цветной конвертик, в нем домашнее задание для вас. (Ребята самостоятельно выбирают здание: подготовить сообщение об одной из достопримечательности Москвы).

- Спасибо за вашу работу на уроке, мне с вами было интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Путешествие по Франции"

з классурок изучения нового материалаРабочая программа А.А.Плешакова...

конспект урока и презентация по теме "Путешествие по старинным городам России"

На уроке дети узнают об истории старинных городов России, о достопримечательностях......

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...

конспект урока по математике на тему "Путешествие на остров Робинзона Крузо"

Тема: Урок – путешествие на остров Робинзона Крузо. Цель: 1. закрепление навыков умножения и деления на числа оканчивающихся нулями, решение задач, уравнений сложного вида, выполнять умноже...

Конспект урока окружающего мира на тему "Путешествие по материкам. Африка"

Цели: формирование знаний о материке Африка.Задачи:- познакомить с историей открытия Африки, её климатом, растительным и животным миром;- развивать умение получать информацию по карте, в учебнике, доп...

Конспект урока по окружающему миру, тема: «Путешествие по Франции и Великобритании» (3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для первоначального представления учащихся о странах Франция и Великобритания.Планируемые результатыПредметные:- знать страны, их столицы, достопримечательн...