Урок развития речи по теме:"Земноводные. Лягушка",4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Казачкова Ольга Владимировна

Урок развития речи по теме:"Земноводные. Лягушка",4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

             ТЕМА: «Земноводные.Лягушка».

ТИП УРОКА:  Изучение нового материала.

ФОРМА УРОКА: Сбор материала для журнала.

ЦЕЛИ УРОКА: 

                         Создать условия для умения составлять рассказ описание с опорой на      

                         картинный план.

ЗАДАЧИ  УРОКА:

*Отработка умения составлять связное высказывание описательного и повествовательного типов на основе анализа земноводного: лягушки.

* Расширение и уточнение представлений о пользе земноводных  на основе знакомства с лягушкой.

* Коррекция познавательных процессов с опорой на все анализаторы.

*Воспитание эмоциональной адекватности поведения.

ИКТ: мультимедийный проектор..

ОБОРУДОВАНИЕ:  картина муравья, муляж, картинный план, аншлаги новых слов, пословица, признаки антонимов, картина звуков апреля, обложка журнала «Открой мир с Волли», картина муравейника, лабиринт, поделка из природного материала «муравейник».

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ: индивидуальные рабочие листочки, раздаточный материал для определения признаков кожи лягушки.

СЛОВАРЬ: лягушка, перепонки, шершавая, пучеглазая, защитная.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

-Встали ровно, подравнялись.

- Сядет тот кто ответит на вопрос:«К какой группе относится животное?»

-Тихо сели, ноги вместе

Руки замерли у всех

Будем слушать,

Будем думать

И красиво говорить

-Дежурный скажет, к какому уроку мы приготовились?

-Какое правило мы должны помнить на каждом уроке?        

-Чему мы учимся на уроках развития речи?

-О чём узнаём на уроках развития речи?        

- Сегодня на уроке развития речи, мы продолжим открывать мир живой и неживой природы со Свирелькой. Будем собирать материал для журнала «Свирелька». Поможем собрать материал для статьи: «Незаслуженно обиженная». Узнаем кто это животное, в чем его польза и составим рассказ описание об этом животном.

2.ФЕНОМИНУТКА.        

А вначале поговорим о погоде.                                  

- Какое сейчас время года?

- Назовите весенние месяцы.

- Закройте глазки и послушаем звуки.♫

- Что услышали? (дети называют: капель, журчание ручья, пение птиц, учитель одновременно показывает картину - схему).

- Для какого весеннего месяца характерны эти звуки? Почему?

-Прочитайте признаки весны и к каждому подберите поговорку, с которыми мы знакомились на прошлом уроке.

-1.Солнце стало пригревать землю.

-2.Тает снег,бегут ручьи.(апрель водолей)

-3.Перелётные птицы возвращаются в родные края.(апрель поёт)

- Почему говорят, что апрель поет?

- Посмотрите на картину, скажите, сколько стаек птиц

прилетело?☺

- По сколько птиц в каждой стайке?

- Как сказать по другому?

-4.Зацвели яблони и груши.

Какой признак, который не подходит для апреля? Почему?

-А теперь рассказать о погоде в апреле. ( в апреле  30 дней, самый тёплый день…., самый холодный день…, самый ветреный день…., самый солнечный день….)

-Среди данных признаков найдите главный.

3. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки

Мы колечки соберем

Золочёные возьмём

Покатаем, поваляем

И назад тебе вернём.

              4.РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА.

              Стали лучики светить язычок наш будить.

              Вот проснулся язычок,

              Выглянул в окошко,

              Посмотрел на солнышко, а потом по сторонам.

              Светит солнышко с утра в гости к тётушки пора.

              В гору медленно идёт

              А с горы стрелой несёт.

              Сильный вихрь поднялся вдруг.

              Язычок задрожал

              И домой побежал.

Чистоговорка.☻

- Ра-Ра-Ра – весенняя пора,

-Ре-Ре-Ре – уж апрель на дворе (работа с интонацией и силой голоса).

. 5. ВВОД В ТЕМУ

- Ребята пока мы радовались весне, Свирельке  пришло письмо.( учитель читает письмо и звучит кваканье лягушек)

(Не зверь, не птица.

Всего боится

Половит мух

И в воду плюх).

 - Кто это?

- Чьи это голоса?  

6. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Кто скажет чему мы будем учиться на уроке?

-Ребята, когда вы слышите лягушка, какие у вас первые чувства?

- Да я согласна  многие так реагируют на это животное. Вот именно поэтому наша статья называется: « Незаслуженно обиженная».

Вместе со Свирелькой мы будем изучать лягушку.

7.ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

*Возьмите рабочие листочки и запишите сегодняшнюю дату и тему урока (тему проговаривают хором, обращается внимание на непроверяемую безударную гласную «я», на постановку ударения, на парную согласную «ш» и постановку точки в конце предложения.)

-Ребята, где вы встречали лягушек? (работа по аншлагам)

- Т.о. лягушки живут и на земле и на воде, ну это ни рыбы и ни звери.

- Группа животных, которая приспособлена жить и на земле и на воде называется……(хором читаем)

- Слово земноводное состоит из двух слов.

-Назовите эти слова.

-В рабочем листке найдите №1. Запишите название группы к которой относится лягушка, выделите корни. Запишите два слова от которых образовалось слово земноводное. Выделите корни.

*- К какой группе относится лягушка?

Продолжаем наше исследование. Читаем: «Части тела»

*- Присмотримся к лягушке, рассмотрим части её тела ( аншлаг части тела)

 -Выйти показать и назвать части тела лягушки.

- Где расположены глаза у лягушки?

- Покажите.

- Объясните как вы думаете, зачем лягушке такие глаза?

- Как называется эта часть тела?

- Сколько пар лапок у лягушки?

-Эти лапки какие?

- А как называются эти лапки?

-А теперь давайте сравним пары лапок.

-Составьте предложение о длине лапок, используя слова (длиннее, короче)

Рассказ учителя о лапках, знакомство со словом перепонки)

-В листке найдите №2.

-Прочитайте словосочетание слева от солнца.

-Как вы думаете передние лапки приспособлены больше для жизни на воде или на  

 суше? Почему?

-Подчеркнём признак лапок коричневым цветом.

-Какой линией подчёркиваем признаки предметов?

- Справа от солнца прочитайте словосочетание.

-К чему больше приспособлены задние лапки? Почему?

Подчеркните признак лапок синим цветом.

- Найдите многоугольник. Подумайте и скажите, что нужно сделать?

-Что нарисовали?

-Посмотрите на картинку и назовите действие лягушки. (записать)

*ФИЗМИНУТКА

Видим скачут на опушке

2 зелёные лягушки

Утром рано умываются

Полотенцем растираются

Передними лапками хлопают

Задними лапками топают

Далеко прыгают

Влево, вправо наклоняются

Да здоровьем заряжаются.

-Продолжаем наше исследование. Хором: «Покров».

-Посмотрите на слайд. Что записано? Сколько слов в предложении? Закончите начатое предложение. (Тело лягушки покрыто кожей.)

-А теперь распространим предложение дополнив признаками кожи.

-Листок, задание №3. Кожа (какая?) сухая, влажная.

-Что бы определить следующий признак, проведём исследование, откройте конверт.

-Что вы можете сказать о поверхности слева, а о поверхности справа?

-Как вы думаете, какая больше походит на кожу лягушки?

-Запишите этот признак.

Рассказ учителя о том, что лягушка 4 раза в год сбрасывает свою кожу и съедает её, в ней содержится много витаминов и питательных веществ.

-Вспомните народные сказки и скажите как народ отразил это наблюдение?

Продолжаем исследование. Хором: «Окраска».

-О чем говориться в этом пункте?

-Рассмотрите и скажите какого цвета лягушки?

Рассказ учителя о том, что окрас защищает.

Листок №4.Выбрать признак. (Окрас у лягушки праздничный, защитный)

-Какой признак выбрали? Почему?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

-Продолжаем исследование. Хором: «Питание»

 (аншлаг – «Питание»).

-Кого съела лягушка слева?

-Кого съела лягушка справа?

-А кого она поймала сверху?

-Чем питается лягушка?

-А что вы можете сказать о этих насекомых? (Рассказ учителя о питании лягушки, насекомыми только живыми о питании лягушки слизнями)

-Составьте предложение о питании лягушки.

Листок №5. Прочитайте. Кого лягушка не станет есть вычеркните.

Продолжаем наше исследование. Хором: «Польза».

-Как вы думаете в чём польза лягушек?

Закончите предложение о пользе лягушек.

-А для того что бы навести вас на мысль ещё об одной пользе лягушки, предлагаю составить пищевую цепочку. Возьмите конверт.

-В чём же ещё польза лягушек?

Рассказ учителя о приметах. Учащиеся читают со слайда. (кваканье)

О памятниках лягушке.

8.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.

- Свирелька очень много узнала о лягушке и хочет чтобы вы по  картинному плану рассказали о наших открытиях.

-Поднимите руку, кто согласен с тем, что лягушек незаслуженно обижают.

9.ИТОГ УРОКА.

*-Название какой группы животных узнали?

- С какой представительницей данной группы знакомились?

- Какую пользу приносят лягушки?

- Ребята, вам необходимо придумать загадку о лягушке.

*Оценка работы учащихся.

            *Самооценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи по русскому языку во 2 классе по теме: "Пробуем сочинять загадки"

Конспект урока развития речи по русскому языку  во 2 классе, тема урока:  "Пробуем сочинять загадки". Автор учебника С.В. Иванов "Русский язык" 2 класс, изд. "Вентана-Граф"( УМК "Начальная ш...

Методическая разработка урока по письму и развитию речи по теме: "Родственные слова" 4 класс

Методическая разработка составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных  учреждений VIII вида...

Урок развития речи на тему "Значение речи в жизни человека"

Задачи: Понимать значение речи как средства общения,  передачи и усвоения информации, воздействия на мысли, чувства и поведение людей, организации и планирования деятельности....

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3 классе Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.

Интегрированный урок развития речи и русского языка в 3  классеТема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо. Главный закон общения.Учитель: Володько Г.Н. ,учитель начальных классов МБОУ...

Урок развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы".(3 класс)

Урок  развития речи по теме: "Сочинение-описание русской берёзы". Урок проводится в 3 классе после изучения творчества С. Есенина на уроках литературного чтения....

Урок развития речи по теме: "Насекомое. Муравей", 3 класс

Урок развития речи по теме: "Насекомое. Муравей", 3 класс...