Конспект урока "Как образуется почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели и задачи:
• познакомить с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания»
• учить дружной групповой работе
Планируемые результаты:
Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;
Метапредметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания», научатся аргументировать, делать выводы.
Оборудование:
у учителя: презентация, учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть;
у учащихся: учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть, рабочая тетрадь.
Этап | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Орг. момент | 1 мин. | -Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анна Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работа. | Приветствовать учителя. | К: Взаимное приветствие. | |
Проверка домашнего задания | 5-7 мин. | -Что вы изучали на прошлом уроке? (полезные ископаемые) -Что мы называем полезными ископаемыми? ()Откройте учебник на странице 30. Давайте постараемся ответить на вопросы в учебнике. -Молодцы, вы хорошо справились с заданием! | Отвечать на вопросы учителя, работать с учебником. | П: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. | |
Мотивационный | 3-5 мин. | -А что бы вы догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю. -О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 1) -А какие цели мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2) | Настраиваться на урок, слушать учителя. | К: умение слушать учителя. Р: самостоятельная формулировка темы и цели урока после предварительного обсуждения. | |
Формирование новых знаний | 15- 17 мин. | - Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву, тот самый верхний слой земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете. Было время, когда почвы не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва. Почва всегда возникает и развивается под действием живых организмов, в основном растений. Людям уже давно стало известно о громадном «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно разлагающих органическое вещество. Связь растительности с почвой очень тесна. Корни одних растений выделяют особые вещества, способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом. Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные остатки и заносят их в почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти - своими телами. Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены на поверхности кучками свежей рыхлой земли.(слайд 3)Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят почву. (слайд 4-5)Но гораздо большую роль в жизни почвы играют мелкие животные размером от долей миллиметра до нескольких сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие личинки насекомых. (слайд 6) Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только более подвижная , более активная – одним словом, живая. -Откройте учебник на странице 31 и прочтите первые 3 абзаца. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? Обратите внимание на выделенные слова. -Что такое почва? (слайд 7) Что участвует в образовании почвы? -Что такое семена растений? -Ребята, а как вы думаете, можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе? -Давайте начнем читать по цепочке и более точно ответим на вопрос. -Так почва - это живая или неживая природа? -А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Все встали и повторяем движения за мной. (Меня укусил гиппопотам…) -Рассмотрите рисунок на странице 33 и назовите животных, которых можно увидеть в почве? Каких животных вы видели в природе? -Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные почвы? -Прочтите 1 абзац пункта «Чем питаются животные почвы?» на странице 34. -Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы? -Есть ли связь между растениями и животными? -Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот) (слайд 8) -Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков? -Кто может сказать, что такое цепь питания? (слайд 9) -Давайте прочтем вывод на странице 34 в синей рамочке. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы, искать необходимую информацию в учебнике. Рассуждать, приводить аргументы. Читать. Рассматривать рисунок. Рассуждать, приводить аргументы. Отвечать на вопросы. Читать, делать выводы. | К: умение слушать и воспринимать информацию. П: строить рассуждения . К: доносить свою позицию до других. П: строить рассуждения. К: доносить свою позицию до других. П: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте. | |
Закрепление изученного | 10 мин. | -Теперь откройте тетрадь на странице 11, прочтите 11 задание и подумайте, как его можно выполнить? -На вопрос 12 упражнения ответьте самостоятельно, после мы проверим. -А теперь выполните задание под номером 13, можете посовещаться в парах. | Выполнять задания, работать в парах. | П: выполнение заданий. К: работа в парах. | |
Рефлексия | 5 мин. | - Какая была тема нашего сегодняшнего урока? -Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания? Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет? | Отвечать на вопросы учителя, делать выводы. | К: доносить свою позицию до других. П: делать выводы, аргументировать свое мнение. | |
Информация о домашнем задании | 1 мин. | -А дома вы должны будете внимательно прочитать этот параграф и приготовить пересказ. -Мне было очень приятно свами работать! Спасибо за урок. | Записывать домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока "Образ художественной культуры Японии" 4 класс.
План-конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии "Образ художественной культуры Японии",4 класс.Интеграция помогает более глубокому проникновению в художест...
План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....
Конспект урока "Образ русского человека. Костюм" Коллективное пано "Хоровод"
Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 4Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод»Тип урока: комбинированныйЦель: создать условия для эмоционально-целостного восприятия уч...
Конспект урока: "Образ здания".
конспект урока...
Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин"
Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин" 2 класс "Школа России"...