Конспект урока "Как образуется почва?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Громова Анна Владиславовна

"Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_obrazuetsya_pochva.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                              

                                                                      Тема: Как образуется почва?        

Цели и задачи:        

•        познакомить с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания»

•        учить дружной групповой работе

Планируемые результаты:

Личностные: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым способам решения задач, желание продолжать учебу;

Метапредметные: преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Предметные: учащиеся познакомятся с понятиями «процесс почвообразования», «цепи питания», научатся аргументировать, делать   выводы.

Оборудование:  

у учителя: презентация, учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть;

у учащихся: учебник «Окружающий мир» О.Н. Федотова 2 часть, рабочая тетрадь.

      Этап

Время

                             Деятельность учителя        

   Деятельность учащихся

                УУД

Орг. момент

1 мин.

-Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Анна Владиславовна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на работа.

Приветствовать учителя.

К: Взаимное приветствие.

Проверка домашнего задания

5-7 мин.

-Что вы изучали на прошлом уроке? (полезные ископаемые)

-Что мы называем полезными ископаемыми? ()Откройте учебник на странице 30. Давайте постараемся ответить на вопросы в учебнике.

-Молодцы, вы хорошо справились с заданием!

Отвечать на вопросы учителя, работать с учебником.

П: строить рассуждения в форме  связи простых суждений об объекте, его строении.

Мотивационный

3-5 мин.

-А  что бы вы  догадались, о чем мы будем говорить сегодня, я  расскажу вам занимательную историю. По одной из гипотез вначале мир был скалой. Каждый год шли дожди, падали на скалу  и немного размывали ее; это образовало песок-основу земли. Постепенно стали появляться растения  на земле, их части опадали и образовывали почву, землю. Стали расти деревья, и их листья, иглы и шишки, опадающие вместе с кусочками коры, образовали еще больше земли. Если внимательно посмотреть на почву в лесу, то увидишь, что в верхних ее слоях все это перемешано, а в нижних постепенно сгнивает при помощи обитающих в ней микроорганизмов и обращается в землю.

-О чем шла речь? Догадались ли вы, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?(слайд 1)

-А какие цели  мы можем сегодня перед собой поставить? (слайд 2)

Настраиваться на  урок, слушать учителя.

К: умение слушать учителя.

Р: самостоятельная формулировка темы и цели урока после предварительного обсуждения.

Формирование новых знаний

15- 17 мин.

- Оглядываясь вокруг себя, человек чаще замечает бегущие облака, сверкающие горные вершины, пышную крону лесов, извивы рек и ледников, чем почву,  тот самый верхний слой  земли, по которому мы ходим, и на котором произрастают деревья, травы, цветы, слой, который кормит людей и без которого едва ли возможна жизнь на нашей планете.

Было время, когда почвы  не было, но вот в чрезвычайно отдаленные времена на измельченных водой и ветром, жарой и холодом  горных породах поселились живые организмы. Они отмирали, разлагались, образовывая таким образом основную и самую главную часть почвы - перегной. И чем больше росло и отмирало растений, тем богаче перегноем становилась почва.

Почва всегда возникает и развивается под  действием живых организмов, в основном растений.

Людям уже давно стало известно о громадном  «населении» почвы. В каждом ее грамме содержаться до нескольких миллионов микроорганизмов, непрерывно  разлагающих органическое вещество.

Связь растительности с почвой  очень тесна. Корни одних растений выделяют  особые вещества,  способные разрушать минералы, корни других обогащают почву азотом.

Животные, которые по массе своей примерно в 100 раз меньше растений, измельчают, перерабатывают отмершие растительные  остатки и заносят их в  почва, а прорывая в ней норы и ходы, удобряют ее своими экскрементами, а после смерти - своими телами.

Среди крупных почвенных животных есть хищники – кроты и землеройки, ходы которых отмечены  на поверхности кучками свежей рыхлой земли.(слайд 3)Растительноядные грызуны – хомяки, сурки, слепыши – тоже роют, перемешивают и рыхлят  почву.  (слайд 4-5)Но гораздо  большую роль в жизни почвы играют  мелкие животные размером от долей миллиметра   до нескольких  сантиметров. Увидеть их можно и невооруженным глазом, но рассмотреть, как правило, только с помощью увеличительного прибора. Это беспозвоночные животные: клещи, мокрицы, многоножки, слизни, улитки, дождевые черви и многие  личинки насекомых. (слайд 6)

Одни из них питаются растительными остатками – и свежими, и уже сильно разложившимися; другие являются хищниками; третьи поедают грибные нити и споры. Измельчая и переваривая листья, стебли, корни, все эти животные осуществляют первичную переработку органического  вещества, превращая его в гумус почвы. И корни растений, и крупные почвенные животные  и микроорганизмы – это такая же неотъемлемая часть почвы, только  более подвижная , более активная – одним словом, живая.

-Откройте учебник на странице 31 и прочтите первые 3 абзаца. Есть ли в них новые для тебя сведения? Какие? Обратите внимание на выделенные слова.

-Что такое почва? (слайд 7) Что участвует в образовании почвы?

-Что такое семена растений?

-Ребята, а как вы думаете,  можно ли почву отнести только к живой или только к неживой природе?

-Давайте начнем читать по цепочке и более точно ответим на вопрос.

-Так почва - это живая или неживая природа?

-А теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Все встали и повторяем движения за мной.

(Меня укусил гиппопотам…)

-Рассмотрите рисунок на странице 33 и  назовите животных, которых можно увидеть в почве? Каких животных вы видели в природе?

-Ребята, а как вы думаете, чем питаются животные  почвы?

-Прочтите  1 абзац пункта  «Чем питаются животные почвы?» на  странице 34.

-Ваши предположения подтвердились? Чем же питаются животные почвы?

-Есть ли связь между растениями и животными?

-Посмотрите внимательно на экран, здесь представлена цепь питания. (корень одуванчика-личинка-крот) (слайд 8)

-Посовещайтесь в парах и скажите, что может произойти, если в лесу не будет одуванчиков?

-Кто может сказать, что такое цепь питания? (слайд 9)

-Давайте прочтем вывод на странице 34  в синей рамочке.

Слушать учителя.

Отвечать на вопросы, искать необходимую информацию в учебнике.

Рассуждать, приводить аргументы.

Читать.

Рассматривать рисунок.

Рассуждать, приводить аргументы.

Отвечать на вопросы.

Читать, делать выводы.

К: умение слушать и воспринимать информацию.

П: строить рассуждения .

К: доносить свою позицию до других.

П: строить рассуждения.

К: доносить свою позицию до других.

П: строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте.

Закрепление изученного

10 мин.

-Теперь откройте тетрадь на странице 11, прочтите 11 задание и подумайте, как его можно выполнить?

-На вопрос 12 упражнения ответьте самостоятельно, после мы проверим.

-А теперь выполните задание под номером 13, можете посовещаться в парах.

Выполнять задания, работать в парах.

П: выполнение заданий.

К: работа в парах.

Рефлексия

5 мин.

- Какая была тема нашего сегодняшнего урока?

-Что такое почва? Как она образуется? Какое участие в образовании почвы принимают животные и растения? Что такое цепь питания?  Что будет, если одно звено из цепи питания исчезнет?

Отвечать на вопросы учителя, делать выводы.

К: доносить свою позицию до других.

П: делать выводы, аргументировать свое мнение.

Информация о домашнем задании

1 мин.

-А дома вы должны будете внимательно прочитать этот параграф и приготовить пересказ.

-Мне было очень приятно свами работать! Спасибо за урок.

Записывать домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока "Образ художественной культуры Японии" 4 класс.

План-конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии "Образ художественной культуры Японии",4 класс.Интеграция помогает более глубокому проникновению в    художест...

План-конспект урока "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф,И, Тютчева "Зима недаром злится"

Конспект урока литературного чтения во 2 классе "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится". Цель урока показать пример особого взгляда на природу с точки зрения поэта Ф.И....

Конспект урока "Образ русского человека. Костюм" Коллективное пано "Хоровод"

Предмет: Изобразительное искусствоКласс: 4Тема: «Образ русского человека. Костюм». Коллективное панно «Хоровод»Тип урока: комбинированныйЦель: создать условия для эмоционально-целостного восприятия уч...

Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин"

Конспект урока "Образ человека и его характер (в объеме, мужской образ). Пластилин" 2 класс "Школа России"...