Конспект урока. Окружающий мир.4 класс. Степи и человек.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Костылева Елена Николаевна

Начальная школа XXI века.Конспект урока.Окружающий мир.4 класс.Зона степей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Окружающий мир

Класс

УМК                        

4 класс

«Начальная школа XXI века»

Тема и номер урока в теме

Зона степей (урок №2:Степи и человек)  

Базовый учебник

Окружающий мир  4 класс в 2 частях

Н.Ф. Виноградова и др.

Тип урока: урок «открытие» нового знания ( на основе деятельностного подхода)

Цель урока: сформировать у учащихся представление о взаимосвязи степной зоны и человека.

Задачи урока:

- рассмотреть роль степной зоны в жизни человека и влияние человека на степь;

- вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;

-формировать контрольно - оценочную самостоятельность обучающихся;

-формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

-элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии        

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа,  парная работа.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

- учебник Окружающий мир  4 класс в 2 частях

Н.Ф. Виноградова и др;

- карточки для индивидуальной работы;

- карточки для работы в паре.

                                                

Этапы урока

Ход урока

I.Самоопределение к деятельности (организационный момент). 

Цели:

- актуализировать требования к обучающимся со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у обучающихся  внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Личностные УУД: готовность к обучению, отношение к учению.

- Сегодня на уроке потребуется ваше внимание, поддержка  и помощь. Пожелайте друг другу удачи!

-Послушайте внимательно   стихотворение. (Слайд 1)

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.

- Как вы думаете, почему я начала наш урок этим четверостишьем?

(Изучаем раздел «Природные зоны России»)

 II. Актуализация опорных знаний

Цели:

- организовать актуализацию знаний учащихся об особенностях степной зоны;

- организовать выполнение учащимися пробного учебного действия;

 - организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения.

Регулятивные УУД: целеполагание.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

1.Работа по карточкам

(индивидуально)

Способы: индивидуальная работа.

Методы: самооценка.

2. Взаимопроверка по эталону.

Для того чтобы вы вспомнили, какие природные зоны мы исследовали, посмотрите на экран. ( Слайд 2)

- Назовите природные зоны, так как они располагаются в направлении от севера к югу?

(Арктика,  тундра, лесная зона(тайга, смешанные леса), степь)

-Какую природную зону мы начали  исследовать на прошлом уроке?

 ( Степь.)

- Давайте вспомним, что мы знаем об этой зоне?

Проверка д/з (раб т-дь №2 С.13,задание 15)

- Перед вами лежит три карточки, выберите то задание,  с которым вы считаете, что справитесь.

(Приложение №1)

- В правом углу, в пустой клеточке поставьте оценку,  которую вы предполагаете  получить за это задание.

- А теперь за работу!

-Поменяйтесь карточками для взаимопроверки.

-Поднимите руки, кто выполнял тест «Зона степи».

-Проверяем. (Слайд 3)

- Кто выполнял тест «Животные степи»

- Проверяем. (Слайд 4)

-  Кто выполнял тест «Растения степи»

(Слайд 5)  

-Поднимите руки, у кого не было ошибок, и он получил оценку «5»

- У кого были незначительные ошибки, и вы получили оценку «4»

- А  кто получил «3»?

- Встаньте  те, кто подтвердил свою оценку с предварительной оценкой.

- А есть, кто повысил оценку? Поднимите руки. Молодцы!

III.Постановка учебной задачи.

 

Цели: - организовать постановку цели урока;

-организовать составление совместного плана действий;

- определить средства.

Методы постановки учебной задачи:

- подводящий к теме диалог.

Защита исследовательской работы.

- Ученика нашего класса заинтересовал вопрос: «Какие степные растения, занесены в Красную книгу Волгоградской области?» Она провела небольшое исследование и хочет нам о нем рассказать (об-ся защищает проект)

(Слайды 6-16)

Об-ся задает вопрос: « Какая главная причина исчезновения степных растений?»

( Распашка плодородных земель, влияние человека на степь).

Подтвердите свой ответ словами из статьи учебника.(с.24)

-Как вы думаете, какова тема урока?

(Тема урока «Степи и человек»)

(Слайд 17)

- Какую цель вы поставите на урок?

(Узнать взаимосвязь  между человеком и степной зоной.)

(Слайд №18)

- Какие учебные  задачи мы поставим перед собой, чтобы реализовать нашу цель?

(Задачи: - узнать какое значение имеет степь для человека;

 - определить, как человек влияет на степь;

 -  узнать об охране окружающей среды степи)

- Где мы можем узнать  нужную информацию?

(В учебнике с 23-26 и раб. тет. №2 с.8-9)

- Задачи поставлены, нужно их решать. Я предлагаю представителю  каждому ряда выбрать ту тему, которую вы будете исследовать.

( Ученики выбирают)

- Взяли в руки карандаш и начали работать.

IV.Открытие нового знания. 

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода.

Способы: индивидульная работа, фронтальная работа.

Методы: частично – поисковый.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, извлечение необходимой информации, определение основной информации.

Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации.

Каждый ряд получил учебную  задачу для работы с текстом в учебнике.

1. Узнать взаимосвязь  между человеком и степной зоной.

2.Определить, как человек влияет на степь.

3.Узнать об охране окружающей среды степи.

Обучающиеся самостоятельно работают с текстом в учебнике.

  V. Физминутка.

Чтобы видеть все вокруг, (вращение глазами)

Надо быть внимательным.(задержать взгляд на чем - то)

Окружающий нас мир - (разводим руки)

Очень занимательный.

Под листочек загляни, (наклон вперед)

Солнышку обрадуйся. (поднимаем голову, улыбаемся)

Всем вокруг ты помоги,

Руку другу протяни… (поворачиваемся друг к другу)

Вот и замечательно.

VI. Первичное закрепление

Цели:

 - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 Коммуникативные УУД: учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию; уметь разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Регулятивные УУД: контроль, саморегуляция, коррекция

- Поделитесь информацией, которую вы узнали из учебника и раб. т-ди.

- Какое значение имеет степь для человека? (  Плодородные земли, растениеводство, животноводство.)

- Какое основное занятие людей в степи? (Растениеводство)

- Почему в степи хорошо развито растениеводство? (Плодородная почва.)

- Какие культурные растения выращивают? ( Кукурузу, ячмень, др.)

(Слайд 19)

- Какие растения выращивают на поливных землях?

 ( Арбузы, дыни, абрикосы, томаты)

-Чем еще занимаются люди в степи? (Животноводством)

- Почему в этой зоне развито животноводство?

( Степные травы - хороший корм для домашних животных)

- Разведением, каких домашних животных занимаются в степи?

 ( Лошади, овцы, коровы).

(Слайд 20)

-Роль степной зоны очень велика для человека? (Да.)

-А как вы думаете, как человек влияет на степь?

(Неумеренная распашка целинных земель, браконьерство, разрушение почвы,)

- Как вы понимаете слова «неумеренная распашка земель»?

( В хозяйственной  деятельности мало осталось целинной степи).

- Что такое «целинная степь»?

- Где мы можем посмотреть значение этого словосочетания?

 ( В словаре).

- Открываем словарь и объясняем значение слова.

( Работа со словарем)

- Почему происходит разрушение почвы? ( Неумеренный выпас скота).

- Почему исчезли многие животные и птицы?

  (Браконьерство). (Слайд 21)

-Как вы думаете,  человек положительно влияет на степь?

 (Отрицательно)

- Надо ли охранять окружающую среду степной зоны?

  (Надо)

-Как? Поделитесь  с нами, что вы узнали по этому вопросу? (раб. т-дь №2 с.11, задание 10)

( Создаются заповедники, питомники, запрет на охоту, охрана целинных земель.)

- Для чего люди создают питомники?  (Выращивают дроф, сайгаков и т.д.)

- Почему необходимо оберегать сохранившиеся участки степей и создавать заповедники?

(Сохранение целинных земель, сохранение животных, растений) (Слайд 22)

- О каком заповеднике вы узнали из учебника? (учебник с.24-25)

(«Жигулевский заповедник»)

- Необычайна, богата и разнообразна флора заповедника, охраняемая на его территории.

(Слайд 23,24,25)

VII. Самостоятельная работа.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Способы: парная работа.

Методы: самоконтроль, самооценка.

- А теперь давайте подведем итог всему сказанному. У вас на парте лежит одна карточка. Значит, вам предстоит работа в парах.

1)Работа в парах по карточке. (Приложение №2)

Главный девиз работы в парах: «Работая вместе, помогаем друг другу!»

2) Проверка. (Обучающиеся зачитывают текст и называют пропущенные слова)

VIII. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

(Узнать взаимосвязь  между человеком и степной зоной.)

- При помощи, каких задач мы реализовали нашу цель?

 1.Узнали какое значение, имеет степь для человека.

 2. Определили, как человек влияет на степь.

 3.Узнали об охране окружающей среды степи.

- Какими способами?

(Работали парами, индивидуально, исследовали)

- А теперь мы все знаем о степи? ( Нет).

- Расскажите, довольны ли вы своей работой на уроке?

-Оценивание.

-Продолжи фразу.

- Мне было интересно узнать...

-Урок заставил меня задуматься…( Нужно беречь нашу природу)

- Я надеюсь, что все вы будете любить и беречь землю, на которой мы живем.

- Спасибо за урок!  (Слайд 26)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Никитина Светлана Юрьевна. Конспект урока окружающего мира. 3 класс."Школа 2100" по теме "Человек"

Компьютерная презентация является сопровождением к уроку окружающего мира по теме "Человек" в 3 классе. Цель урока: рассмотреть отличие человека от других обектов живой природы, познакомить со ступен...

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека"

Конспект урока окружающего мира 4 класс "Как узнать человека" ОС "Школа 2100"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"

Цель урока: познакомить детей с организмом  и  органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить  беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...

Схема - конспект урока окружающего мира на тему "Степи"

Данный урок разработан для 2 класса по образовательной системе "Школа 2100". Тп урока - знакомство с новым материалом. етадические приёмы: постановка темы урока через проблему, самостоятельн...

Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,  проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...

Конспект урока "Окружающий мир". 4 класс. Тема: "Лес и человек"

Конспект содержит задания различного характера, осуществляется работа в группах...

Конспект урока окружающий мир.4. класс.УМК " Планета знаний" . Тема " Лес в жизни человека"

·    Урок позволит решить следующие задачи:  Формируемые УУД:·        Личностные: формирование мотивации учебной деятельности, личной ответственн...