Экологические тезисы
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Надольная Татьяна Юрьевна

В настоящее время в образовании остро встал вопрос поиска новых путей развития. Одним из механизмов обновления системы могут стать введение в практику образования современных образовательных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ

ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 «Моя школа.  

Институт природоведения»

Выполнили: учащиеся 2-4 классов ГБОУ школы №315

 Руководители:

Карпова Ю.Н. – учитель начальных классов

Надольная Т.Ю. - учитель начальных классов

Осмоловская О.В. – учитель начальных классов

                      Консультанты

Курчавова Н.И. – педагог дополнительного образования ДДТ «Павловский»

Родимина М.П. - педагог дополнительного образования ДДТ «Павловский»

Партнерские отношения нашей школы с ДДТ «Павловский» длятся на протяжении 20лет. За эти годы было опробовано много программ. Неизменными остаются направления совместной работы. Это система эколого-краеведческого воспитания, которая включает в себя два направления: блок -  экологии «Родные просторы» и блок — краеведения «Моя малая Родина». Вся программа рассчитана на 4года — это занятия 2 раза в неделю. Занятия проходят как в школе, так и на базе ДДТ «Павловский».

Современные дети, зачастую хорошо зная памятники архитектуры и природы, остаются эмоционально холодны Причина этого в оторванности теории обучения от практики непосредственного общения с природой и историей края.  Наша задача, развивая умственные способности ребенка, учить вести наблюдения, побуждать к эмоциональному, системному восприятию окружающего мира.

. В 2013 /2014 учебном году был совместно разработан образовательный проект «Моя школа. Институт природоведения» для учащихся 2-4классов.Проект работает уже третий учебный год.

Ученики младших классов  включаются в проектную деятельность. Это индивидуальные и групповые исследовательские проекты.

Темами наших исследований за последние три года стали такие проблемы:

Почему на крыше сосулька?»,

 «Хвойные растения Заречной стороны Павловска»,

«Исследование открытого огня»,

 «Животные Арктики»,

 «Почему дрозд — рябинник остался зимовать на территории Заречной стороны Павловска?» « Мой город– регион Финского  залива»

Свои проекты дети защищали на городских и региональных конференциях.

Формой подведения итогов данного проекта являются выставки, конкурсы, праздники, спектакли, акции. Их проведение составляет одно из слагаемых воспитательной работы.

Хочется заметить, что оканчивая начальную школу,  дети продолжают занятия в эколого-краеведческих кружках ДДТ. А знания, полученные на занятиях, помогают им становится победителями олимпиад по биологии, географии, истории, краеведению.

Введение в проблему

В настоящее время в образовании остро встал вопрос поиска новых путей развития. Одним из механизмов обновления системы могут стать введение в практику образования современных образовательных технологий. Предлагаемый проект  основывается на изучении экологии и краеведения, включает комплекс технологий: технологии проектной  исследовательской деятельности  учащихся, технологии проблемного обучения,  игровые технологии, валеологические технологии. Кроме того, проект включает: изучение регионального компонента и широкое использование природно-культурной среды как фактора повышения эффективности образования. Современное  образование должно основываться на принципах устойчивого развития, а именно «…мыслить глобально, действовать локально…». Данный проект позволяет на местном – локальном уровне создать условия по сохранению и улучшению качества окружающей среды, рассматривает вопросы экологии в историческом и природоведческом аспекте. 

Цель проекта: способствовать комплексному эколого-краеведческому образованию учащихся начальной школы, через включение каждого в творческую проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • раскрыть основные понятия, закономерности и связи в окружающем мире;
  • научить навыкам исследования (наблюдение, опыт, эксперимент); сбора и обработки информации из разных источников;
  • расширить кругозор;
  • мотивировать на дальнейшую познавательную деятельность;
  • Воспитательные:
  • способствовать становлению нравственных и эстетических  установок;
  • формировать мировоззренческие установки
  • способствовать развитию основных компетентностей личности;
  • развитие навыков здорового образа жизни, безопасного поведения;
  • способствовать развитию  творческих способностей
  • научить самостоятельности, умению находить оптимальные решения;
  • развивать коммуникативные качества личности

Социализирующие

  • приобщить к общественным ценностям;
  • создать ситуацию успешности для каждого члена детского коллектива.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

-Предвосхищать результат

-Планировать последовательность своей работы

-Оценивать правильность выполнения задания

-Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий

-Контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности

Коммуникативные УУД

-Ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

-Формулировать собственное мнение и позицию

-Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии

Познавательные УУД

-Ставить и формулировать проблемы

-Строить сообщения творческого и исследовательского характера

-Устанавливать причинно-следственные связи

Этапы проекта:

Этап

Сроки

Задачи

I

Подготовительный

(Организационный)

Сентябрь- октябрь

Постановка цели и задач проекта

Коллективное обсуждение хода проекта, организация рабочих групп, выбор тем

II

Исследовательский

(Основной)

Ноябрь Февраль

Сбор и систематизация материалов. Выполнение творческих заданий. Участие в выставках, конкурсах.

III

Обобщающий

Март – Апрель

Анализ и оформление материалов.

IV

Итоговый

Май

Разработка и проведение итоговой игры-экскурсии по станциям.

Механизм реализации:

Развитие социально-педагогического партнерства с ГБОУ ДОД ДДТ «Павловский»

Включение учащихся в  проектную и исследовательскую деятельность по экологии и краеведению в рамках комплексного эколого-образовательного проекта.

Выбор индивидуальных и групповых форм работы учащихся на основе их индивидуальных интересов и предпочтений.

Расширение разнообразия форм творческой деятельности для предоставления им возможности наиболее полного раскрытия творческого потенциала личности.

Список литературы:

  1. Алексеев С. В., Беккер А. М. Изучаем экологию – экспериментально. Практикум по экологической оценке состояния окружающей среды. - С.-Пб.: УПМ,1993
  2. Даринский А. В. География Ленинградской области. - С-Пб.: Свет, 1996.
  3. Книга для учителя. Сборник проектов , ИНТ 2008
  4. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Школьный практикум: следим за окружающей средой нашего города. - М.: Владос, 2001
  5. Сергеев. Как организовать проектную деятельность учащихся. 2004,
  6. Скворцов В.В., Станиславская Е.В., Тысячнюк М.С. Руководство по определению экологического состояния ручье и рек. – С-Пб.:НИИХ СПб ГУ, 2000.

Структура проекта

Блок

проекта

Темы

Продукт

Состав рабочей группы

Результат

Экология

Фенология. Животные

Растения..Пруд. Мусор

Дневник наблюдения

Мини- исследование

Инвентаризация (учет и описание).Фото. Рисунки

Наблюдения. Определители. Конкурсы. Игры по станциям. Доклады устные. Доклады стендовые

Листовки. Плакаты. Тематические недели

Краеведение

Заречная сторона

Пришкольные улицы

«Институт природоведения»

Исследование.

Экскурсии

Исследование. Доклады

Выступление на краеведческих чтениях, конкурсах экскурсоводов.Проведение мини экскурсий

Валеоголия и безопасность

Спортивные площадки школы

Физкультминутка на воздухе

Безопасная дорога

План. Описание

Комплекс зарядки

Подвижные игры

План дороги в школу

Рисунки.Чертежи, план-карта.

Проведение физ. Минутки .Подвижных игр

Планы.

Художес-твенное творчество

Времена года. Животные города. Растения города

Моя улица. Моя школы

Рисунки. Фото. Поделки

Сочинения. Стихи

Выставки. Участие в конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы. Экспресс-диагностика младших школьников.

Работая в школе, мы, педагоги начальных классов, не раз попадаем в ситуацию, когда набираем детей не 1 сентября, и не с первого класса... Экспресс- диагностика поможет Вам понять новый детский коллект...

"Дневник.ру"-непрерывная связь с родителями. Тезисы.

Материал показывает новые удобные формы работы с родителями через школьную социальную сеть "Дневник.ру"...

Тезисы выступления :" «Игра как средство развития познавательного интереса учащихся в начальной школе».

В младших классах игра, как известно, занимает одно из важнейших мест в сознаниии деятельности детей....

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

тезисы к выступлению

краткое описание выступления по мастер-классу...

Тезисы выступления

В последние годы в нашей прессе часто обсуждается проблема российской национальной идеи. Если такая идея и существует, совершенно ясно, в чём она может заключаться: в приоритетности интересов наших де...