Статья "Спешите творить добро"
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Чепрасова Светлана Викторовна

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
И.Дубина

Девиз “Спеши творить добро”.

         Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stateyka.docx25.89 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила: учитель начальных классов МОУ « СОШ №61» г. Саратов
Чепрасова Светлана Викторовна

Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
И.Дубина

Девиз “Спеши творить добро”.

        Если в человеке есть доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся.

В.А.Сухомлинский писал “Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь”.

В детстве человек должен пройти школу воспитания добрых чувств. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Нужно оглянуться по сторонам и найти, кому нужна поддержка, кому можно протянуть руку, сказать доброе слово. Мы все – частичка этой жизни. Станем лучше мы – станет лучше жизнь.

        С 10 января 2014 года я со своим классом   стала  апробировать учебно-методическое пособие по экологическому образованию детей «Школа добрых дел».

В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Экология – одна из важнейших проблем современного общества. Экология – интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.

        Поэтому создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, т. е., защитить от самих себя. Экологическое воспитание должно быть знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.

        Я хочу рассказать о проекте «Покормите птиц», как мы над ним работали. В процессе работы над проектом  мои ребята учились работать в одной команде, у них развивались  творческие и технические способности,  у них формировались начальные экологические знания по теме, они делились полученными  знаниями  в процессе наблюдений. В ходе проектной работы ученики получали  знания из смежных дисциплин, учились  работать общению в сети Интернет, знакомились с особенностями проектного метода обучения.

        Было зимнее  время года. И дети решили, что  зимующие птицы очень нуждаются в помощи, что  большое количество птиц гибнет в зимние холода, человек может помочь им пережить стужу.

Мы выбрали тему проекта «Покормите птиц».  Я объяснила, для какой цели создаётся проект. Целью для нас стали,  наблюдения за дикими зимующими птицами, их подкормка. Выбрали задачи проекта, над которыми будем работать: смастерить кормушку и установить их в удобном для птиц и для наблюдателя месте; о необходимости проводить регулярные наблюдения за кормушкой в течение месяца; фиксировать свои наблюдения в дневнике; оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку; помочь птицам пережить холода. На основании полученных сведений (рисунков, фотографий и наблюдений) оформить отчет о проделанной работе. То есть,  дала положительную мотивацию к деятельности  на работу. Затем создали творческие группы. Дали им названия. Спланировали свою работу, выработали план действий, распределили роли в  группах.  

Первый этап – подготовительный: выявляли видовой состав зимующих в наших краях птиц (в ходе наблюдений, искали в сети интернет, в книгах: какие птицы живут в наших краях);

 началась заготовка корма (каким кормом питаются  птицы, живущие в наших местах);

 создание кормушек (выяснили, что кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки);

 выбор места для нее (где лучше повесить, чтобы птицы прилетали туда)

Следующий этап - основной: в течение месяца ежедневное кормление птиц; наблюдение за их поведением;

 использование разных кормов;

учет количества птиц, их видов;

ежедневное заполнение дневника наблюдений.

 Участвовали в проекте «Покормите птиц» – 24  человека, учащиеся 2Б класса.

В конце, заключительный этап - этап защиты проекта. (Отчёты по наблюдениям. Показ презентаций. Выступления с исследовательской работой учащихся. В марте Волкова Виктория - на школьной конференции ) 

Наблюдения детей: Каждый день я добавляла в кормушку разный корм. К моей кормушке стали прилетать синички стайками. Синички кушали всё, кроме пшена. Видно оно им не нравится. Я наблюдала за воробьями и синицами. Оказалось, что эти птицы отличаются друг от друга. Синички добрые, дружные, а вот воробьи  юркие, воришки, забияки, драчуны и первейшие нахалы. На моей кормушке они дерутся, кричат, спорят за корм и сталкивают друг друга вниз. Воробьи живут и летают стайками. Так им легче добывать корм и защищаться от врагов. Едят воробьи всё подряд. На зиму переселяются поближе к жилью человека. (Волкова Виктория)

        Я в Интернете, в библиотеке из книг узнала, что у нас живут и зимуют такие птицы, как: сорока, ворона, голубь, снегирь, свиристель. У снегирей, оказывается, красная грудка только у взрослых самцов. А живут они в наших лесах, как синицы, к людям прилетают только подкормиться. Я раньше думала, что сорока разбойница, воровка, всё тащит в гнездо. А оказалось она добрая мама, аккуратная и чистоплотная. А ещё к нам прилетают зимние гости-свиристели.

Из журнала я узнала, что Союз охраны птиц России ежегодно выбирает птицу года. Ранее такой титул носили лебедь, зимородок, сова, снегирь, чибис.  Птицей 2013года назван царственный орлан-белохвост. (Волкова Виктория)

Кормушки могут быть разных конструкций: кормовые столики, лотки, кормушки-домики, кормушки-булавки, кормушки-крючки. Мы с папой сделали кормушку из дерева. В кормушке крыша, чтобы не попадал снег. Корм у нас – хлебные крошки, семечки, пшено, несоленое сало.

(Юмакулов Игорь)

Из кормов синицы предпочитают сало, мясо, белый хлеб, арбузные семена и подсолнухи.

Воробьи любят давленые подсолнухи, овес, просо, белый хлеб.

Я наблюдала на кормушке стайку снегирей, воробьев и синичек. Вороны, сороки и голуби – около кормушек. (Шведова Елизавета)

Заключительный: (Панин Павел)

В итоге проведённых наблюдений я научился:

делать кормушку, а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;  

кормить птиц различным кормом;

наблюдать и вести дневник наблюдений.

Я узнал:

какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;  

как различить птиц по окраске;

какие корма предпочитают птицы;

Сделал выводы:

птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее;  

В ветреные дни птицы не прилетают.  

Из кормов голуби и воробьи предпочитают крошки от батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке.

Кормушку посетили 5 видов птиц. Это воробьи, синицы, голуби, вороны и сороки.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Хочу рассказать, как проводилась работа в группах. (4 группы)

 «Аналитики» -  выясняли, какие птицы у нас зимуют и чем кормятся. «Экспериментаторы» - отвечали за изготовление кормушек.

«Исследователи» - вели наблюдения за птицами .

«Писатели»-  искали материал о птицах: читали стихи, загадывали загадки, пословицы, рисовали рисунки, делали аппликацию.

 «Аналитики».

Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно не солёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом. А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.

       Мы составили книжку «Зимующие птицы нашей местности», чтобы все дети знали этих птиц и смогли им помочь выжить в холодное время года. (Воробей, синица, сорока, ворона, снегирь, свиристель.)

Вывод: Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к  выживанию в жёстких погодных условиях.

«Экспериментаторы».

При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.

1. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных пакетов из-под молочных продуктов. Нужно прорезать в них окошко, отогнуть вырезанный над отверстием клапан.

2. Удобны различные варианты кормушек – автоматов, в которых пища высыпается постепенно по мере её потребления. Для этого можно применить укреплённую вверх дном пластиковую бутылку.

3.  Кормушку можно сделать из двух небольших кусков фанеры, четырёх брусков и четырёх реек. К брускам сначала крепят дно и крышу, затем – рейки по периметру кормушки. Такие рейки (бортики) необходимы, чтобы порывы ветра не сдували корм. А крыша в самодельной кормушке – элемент обязательный, она защищает пшено, семечки, крошки от дождя и снега. По углам крыши сверлят отверстия и протягивают через них верёвку, при помощи которой кормушка будет подвешиваться.

Способы крепления «птичьей столовой» разные. Кормушку можно повесить на ветку дерева или закрепить на стене дома. Главное, выбрать такое место, чтобы оно было закрыто от ветра и недоступно для кошек.

     Украсив сад, двор или балкон такими кормушками, вы получите истинное наслаждение, наблюдая за пернатыми.

Вывод: Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

«Исследователи».
Какие птицы обычно на кормушках? По утрам галдят воробьи. Невольно проснёшься от их весёлого щебета. Стайка небольшая – всего птах сорок, но все постоянно крутятся возле дома. Самые постоянные гости – шустрые синицы. В сильные морозы появляются снегири. Возможен визит весёлой стайки свиристелей, они оповещают о своём прилёте громким серебристым свиристением. В тёплые дни меняется поведение птиц: голуби воркуют, сороки трещат. Но вот снова повалил снег, ударили морозы. Самое время наблюдать, кто и как обедает в столовой. Воробьи лущат семечки прямо здесь же. К  синицам относятся крайне недружелюбно, часто провоцируют драки. Голуби подбирают, что упало, крутятся на снегу.

 Не страшна зима птицам, если есть корм. Сыта птаха, и тепло ей под              пухом и перьями.

      Проведя наблюдения за птицами, можно сделать следующие выводы:

  1. Число птиц, посещающих кормушки в холодную погоду, больше, чем

птиц, посещающих кормушки в более тёплую погоду.

2. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам в том случае, если вокруг много подходящего корма.

3. В нашей местности рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы, сороки; прилетают из леса покормиться снегири.

4. Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к выживанию в жёстких погодных условиях. Возможно, если птиц постоянно подкармливать, то они не улетят в тёплые края.

Наши наблюдения подтверждают гипотезу.

«Писатели».

Учащиеся пишут рассказы, сочинения про кормушки и  птиц; читают в классе лучшие рассказы.

                         

 Отрывки из сочинений про кормушки и птиц.

Наша кормушка.

     Наступила зима. Птицам трудно добывать корм. Мы с папой построили кормушку и повесили её в саду. Сало привязали на нитку, а крошки насыпали в кормушку. Стали наблюдать. Птички прилетели и стали дружно клевать корм. Я уверена, что птицы не погибнут от голода.  (Чуракова Елизавета).

Снегирь, синицы и воробьи.

      Мы сделали кормушку и украсили её. Насыпали зерна. Вскоре прилетели птицы. Синицы и воробьи стали клевать зёрнышки. Снегирь наблюдал за ними со стороны. Когда они улетели, снегирь смело подлетел к кормушке. Он быстро склевал оставшиеся зёрнышки. Я счастлива, что мои птицы сыты. Завтра я насыплю корм и буду ждать гостей. Сделайте кормушку и вы. Летом птицы отблагодарят.  (Шведова Елизавета).

Столовая для птиц.

     Вместе с папой мы сделали кормушку для птиц, чтобы им было легче зимой. Так как в это время года птицам очень трудно найти корм. В первый день, когда мы повесили кормушку, прилетело мало птиц. Но с каждым днём их стало появляться всё больше и больше. Частые гости в нашей кормушке – синички, воробьи, сороки. Я их кормлю пшеничкой, семечками, несолёным салом, хлебными крошками. Птицы сидят и что-то щебечут. Наблюдаю и радуюсь. Наверное, они говорят мне спасибо. (Панин Павел)

Кормушка.

Мы с дедушкой сначала придумали, а потом сделали кормушку. Насыпали семечки, крупу. К нам прилетают воробьи, синицы, снегири, свиристели. Мне очень нравятся снегири. У них красная грудка. Они похожи на яблочки. Свиристели с хохолком. Мы поможем перезимовать этим замечательным птицам. (Горюнова Любовь)

                                                   «Творчество»

Дети искали материал о птицах: читали стихи, загадывали загадки, пословицы, рисовали рисунки, делали аппликацию о птицах.

ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ

Сохранить природу, мы можем без труда,

Повесим лишь кормушки у своего окна.

Ведь все на свете птицы

Нам с тобой друзья!

Подкормите птиц зимой, они нуждаются

в нашей помощи!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Твори добро! Поговорим о милосердии»

 Тема: «Твори добро! Поговорим о милосердии»...

Твори добро!

Анализ воспитательной работы по  духовно- нравственной  программе " Твори Добро!" Полезно будет учителям начальнах классов....

Классный час "Твори добро"

Разработка классного часа в форме устного журнала для 3 класса...

Занятие "Спеши творить добро людям"

Цель: привитие уважения к окружающим людям. Задачи:          - дать понятие слова « добро»;- мотивировать детей на добрые по­ступки,...

Презентация к классному часу "Твори добро"

Презентация к  классному часу "Твори добро"...

Твори добро другим на благо

Много славных дел ждёт наших детей в будущем, но прежде всего они должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться  с детства. Вежливость, честность...