Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку "Общее знакомство с частями речи" 2класс
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

    Аксёнова Светлана Владимировна

    Тема урока" "Понятие о частях речи. Общее знакомство с частями речи"   УМК "Школа России"

    Цель: Познакомить с частями речи и их особенностями. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obshchee_predstavlenie_o_chastyah_rechi_2_klass.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Русский язык.     2класс.

    Тема урока: «Общее представление о частях речи»

    .

    Ход урока:

    1. Организация детей.

    -Внимание,  девочки! Внимание мальчики!

    -Приготовьте наши ручки, разомните пальчики!

    1. Актуализация опорных знаний.

    Ребята, что я сейчас произнесла? (Речь устная)

    ( Далее учитель включает слайд. На слайде записаны два предложения:

    Звенит школьный звонок.

    Начинается новый урок.)

    - В какую речь теперь превратилась устная речь? (В письменную). А из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений, а предложения из слов.)

    -Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно,  ученые – филологи

    разделили все слова на большие группы - часть речи.   слайд

    Сегодня мы будем знакомиться с этими группами, узнаем, как они называются и что надо знать, чтобы определить части речи.

    3. Работа по теме урока.

    Ребята,  нас зима в этом году порадовала обильным снегом, вы катались на  санках, коньках, ,  и сегодня мы постараемся вспомнить и продлить это красивое снежное время, представим себя в зимнем лесу.  слайд

    Чародейкою Зимою  Околдован, лес стоит –

    И под снежной бахромою,  Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.   (Ф.И.Тютчев)

    -Посмотрите, как красив зимний лес.

    -Вы узнали чьё это стихотворение?

    - Каллиграфическая минутка.

    яЯ мя ял

    - Введение темы урока.

    -Подходят  эти строки для описания красоты нашего леса.

    - Мы видим зачарованный, молчаливый, неживой лес, но так ли это.

    Смотрите кого мы видим в нашем лесу?

     (Лисица, воробей, синица, волк).

    - Назовите только словарные слова.

    (Слайд на доске – л…сица, с…рока, в..р..бе.. , сн..гирь )

    -Какое словарное слово – название живого предмета, мы не сможем увидеть в лесу зимой, потому что он зимой спит в берлоге? (М…дведь).

    запишите.

    - Проверьте себя  - работа со слайдом.

    ( Слайд со словарными словами)

    - Какой вопрос мы задаём к этим словам? (Кто?)

    - Как мы называем животных, которые живут в лесу, а какие животные рядом с человеком.

    -Кого мы относим к живым предметам?

    - А теперь скажите, что вы видите в нашем лесу?

    - Дети называют .

    Появляется слайд с таблицей:

    Деревья

    птицы

    снег

    зима

    лес

    животные

    На какой вопрос они будут отвечать. (Что?)

    И так, мы выделили слова, которые называют что? (Предметы)

    А на какие вопросы они отвечают? (Кто? Что?)

    (На доске поочерёдно появляются слайды).

    Название предметов

    Кто?   Что?

    животные

    деревья

    снег

    зима

    лес

    - А теперь посмотрите снова на наш лес, какие животные живут в лесу?

     - А как называют животных,  которые живут рядом с человеком, за которыми он ухаживает?

    - А что вы можете сказать о лесе, лес какой, и т.д.?

    (Таблица-слайд)

    Название предметов

    Кто?   Что?

    животные

    деревья

    снег

    зима

    лес

    дикие

    домашние

    пушистые

    белый

    серебристый

    морозная

    густой

    сонный

    -Какие вопросы прозвучали, когда вы называли эти слова?

    (Какая, какое, какие)

    -А что обозначают эти слова? (Признаки предмета)

    Появляется слайд

     

    Название предметов

    Признаки предметов

    Кто?   Что?

    Какой? Какая?

    Какое? Какие?

    животные

    деревья

    снег

    зима

    лес

    дикие

    домашние

    пушистые

    белый

    серебристый

    морозная

    густой

    сонный

    созревшие

    - А теперь давайте подумаем, что делает наш лес, деревья, снег и др. представим, что будет делать лес, если подует сильный ветер?

    -А что называют эти слова? (Действия предметов)

    -На какие вопросы вы отвечаете? (Что делает?)

    - На доске появляется новый слайд с таблицей. А на какие ещё вопросы отвечают слова – называющие действия предметов.

    Название предметов

    Признаки предметов

    Действия предметов

    Кто?   Что?

    Какой? Какая?

    Какое? Какие?

    Что делает? Что сделает? Что сделают?

    животные

    деревья

    снег

    зима

    лес

    дикие

    домашние

    пушистые

    белый

    серебристый

    морозная

    густой

    сонный

    ищут

    стоят

    блестит

    искрится

    хозяйничает

    дремлет

    шумит

    - Знакомство с названиями частей речи.

    - Итак, ребята, мы разделили часто встречающиеся слова в речи

    на три группы, давайте подумаем, по каким признакам.

    А поможет нам в этом наш учебник.

    - Теперь давайте откроем учебник на стр.40, прочитаем сведения о языке.

    - Затем дети работают с упр. 69 стр.41 – анализируют таблицу и находят название каждой группы.

    -На слайде появляется таблица.

    Имена существительные

    Имена прилагательные

    Глаголы

    Обозначают предметы

    Обозначают признаки предметов

    Обозначают действия предметов

    Кто?   Что?

    Какой? Какая?

    Какое? Какие?

    Что делает? Что сделает? Что сделают?

    животные

    деревья

    снег

    зима

    лес

    шишки

    дикие

    домашние

    пушистые

    белый

    серебристый

    морозная

    густой

    сонный

    созревшие

    ищут

    стоят

    блестит

    искрится

    хозяйничает

    дремлет

    шумит

    висят

    -Открывается  ещё один слайд, на нём названия других частей речи.

    Наречия

    Числительные

    Частицы

    Союзы

    И об этих частях речи вы скоро многое узнаете, всё это в нашей большой новой теме: «Части речи».

    5.Закрепление темы урока.

    работа по учебнику стр.42, упр.70

    6. Итог урока.

    -С какими частями речи мы познакомились?

    -Что надо знать, чтобы определить части речи, а вот давайте сейчас это и сделаем.

    -Определите к какой части речи относятся слова из наших предложений:

                              Звенит школьный звонок.

                              Начинается новый урок.

    8. Домашнее задание: упр. №  стр. 71


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку, 2 класс "Части речи. Закрепление"

    Конспект урока с целью закрепления знаний учащихся 2 класса по теме "Части речи"...

    Конспект урока по русскому языку "Наречие, как часть речи"

    Конспект урока по русскому языку в 4 классе на тему: «Наречие, как часть речи.» по программе "Школа России". Представлен конспект урока с презентацией, урок открытия новых знаний в условиях деятельнос...

    Конспект урока по русскому языку "Знакомство с частями речи"

    Материал для проведения урока по русскому языку во 2 классе по программе "Школа России"...

    Урок по русскому языку "Знакомство с частями речи"

    Урок по русскому языку "Знакомство с частями речи". Умк "Гармония" 2 класс...