Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Что мы знаем о воде?"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Дубровина Наталья Валерьевна

Данный урокявляется первым по этой теме.

В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны  сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

 на этих этапах урока обучающиеся 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodichka.docx34.12 КБ
Файл voda_avtosohranennyy.pptx2.65 МБ

Предварительный просмотр:

  1. Ф.И. О. учителя Дубровина Наталья Валерьевна
  2. Класс: 2 «б»
  3. Дата: 7 апреля 2015 г.
  4. Предмет: окружающий мир
  5. № урока: 55
  6. Тема: «Что мы знаем о воде»
  7. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме
  8. Цели урока:

Обучающие:

  1. формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
  2. формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
  3. формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

Развивающие:

  1. создать условия для личностного развития ученика;
  2. активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
  3. развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;

Воспитательные:

  1. создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
  2. создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.

Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.

Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.

Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой).

Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает «вода»?) и поиск путей её решения.

Ожидаемые предметные результаты

Учащиеся научатся:

 - определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,

- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;

- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;

- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.

 В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.

     Так личностные УУД  формируются  во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны  сами оценить свои знания.

   Познавательные  УУД  формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.

Регулятивные УУД  формировались на этапах фиксирования затруднения в пробном действии, при построении проекта выхода из затруднения:

 на этих этапах урока обучающиеся 

организовывали свою деятельность, ставили перед собой задачу и сохраняли её до конца учебных действий;

 формулировали цель деятельности на уроке (узнать…, научиться…)

учились работать по плану; (который был составлен самими учащимися)

строили проект выхода из затруднения.

коммуникативные УУД  - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь обучающиеся учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.

Структура урока

  1. Орг. момент: Ребята, давайте улыбнёмся новому дню, друг другу, нашим гостям подарим улыбку. Ведь улыбка – это залог успеха и хорошего настроения.
  2. Актуализация знаний:

Начать урок мне бы хотелось словами французского писателя Антуана де Сент – Экзюпери (листочки с текстом есть у каждого)

 «… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются… Ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете…»

А пока наши гости, да и некотрые из вас пытаются отгадать, о чём  так красиво сказал Экзюпери, мы узнаем тему из учебника.

  1. Определение темы и цели (задач) урока:

У.с. 159 (оглавление). Найдите тему, которую мы закончили изучать на прошлом уроке. Определите страницу, на которой находится тема нашего урока.

Прочитайте тему.

Можете ли вы сказать, что такое вода? (жидкость) (пометить в листах наблюдений)

Хорошо! Посмотрите: это что? (стакан с молоком тоже жидкость)

А это что? (стакан с соком тоже жидкость)

Если вы скажите, что вода – это жидкость, то не скажете ничего о ней.

Давайте вернёмся к тексту Экзюпери. Прочитаем, что говорится о воде. Заменим подчёркнутые слова словом «вода». Читаем. (1 ученик вслух читает)

Так ли это?

Мы это будем доказывать, чтобы вывести определение: что такое вода.

Итак, ЧТО именно мы будем доказывать? Смотрим в текст. Подчеркните это синим карандашом.

«…У воды нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, воду невозможно описать, водой наслаждаются…»

 Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.)

Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке. Составьте слово. (Исследователи)   (в парах) (капли под номерами)

Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования. Обратимся к тексту Экзюпери, прочитайте  подчеркнутое предложение. Скажите одним словом о чём говорится, что это у воды? (свойства)

Итак, 1. Свойства воды                                                НА ДОСКЕ

      2. Составление определения воды

           3. А сейчас выделите главную мысль этого текста. Подчеркните красным карандашом. Прочтите. А раз это богатство, как к нему нужно относиться?  Бережное отношение к воде. Выведем правила бережного отношения к воде.

Итак, что такое вода? Как настоящие исследователи, мы сначала должны понять с чем работаем. О том, что представляет собой вода, я попросила рассказать нам Колю. Что же такое вода при самом близком рассмотрении?

Вода – молекулярное строение. Разница между состояниями( жидкое, газообразное, твердое) ВЫСТУПЛЕНИЕ КОЛИ (помечаем в листах наблюдения)

Правила техники безопасности при проведении опытов

Опыты: показательные – показ воды в трёх состояниях, переход из одного состояния в другое, причины перехода  из одного состояния в другое (помечаем в листах наблюдения)  чайник, стакан со льдом.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  1. Работа по учебнику: рассматривание схемы, краткая характеристика каждого явления, объяснение обучающимися, в какое время года можно наблюдать данные явления природы.
  2. Работа в парах:

Условные обозначения: облака, дождь, туман, иней, ледоход,  разлив реки, роса, снег

Разделить на три группы – вода в жидком, твердом и газообразном состоянии.

ПРОВЕРЯЕМ

Твердое состояние

Жидкое состояние

Газообразное состояние

Ледоход

Иней

снег

Разлив реки

Дождь

Роса

Облака

Туман

Свойства воды:

  1. Проведение опытов  (в группах)

 Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.

Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.

Но прежде чем приступим к опытам, вспомним правила работы в группах.

Внимательно слушать друг друга.
Не перебивать.
Прийти к единому мнению.
Представить работу группы. 

В каждой группе есть лаборант, он проводит опыт. Другие ребята -исследователи, они читают инструкцию для опыта, записывают результат на лист исследования.

Опыт № 1.

Форма (стакан с водой, колба, блюдце)

Текучесть (пипетка, зеркало)

Опыт № 2.

Цвет (стакан с водой, разноцветные полоски бумаги)

Опыт № 3.

Запах (стакан с водой, стакан с кофе, мыло (жидкое))

Опыт № 4.

Вкус (стакан с водой, стакан с соком, стакан с молоком, ложки)

Опыт № 5.

Прозрачность (стакан с водой, стакан с персиковым соком, стакан с молоком, ложки)

Опыт № 6.

Растворитель (3 стакана с водой, сахар, соль, мел, ложки) (КОМПЬЮТЕР)

Заполнение листа наблюдения.

                            Результат опыта

Опыт 1.

 Форма  воды

Текучесть воды

Опыт 2.

Цвет воды

Опыт 3.

Запах воды

Опыт 4.  

Вкус воды

Опыт 5.

Прозрачность воды

Опыт 6.

Вода – растворитель

Итак, каждая группа огласит результаты проведения своих опытов.

Все остальные группы при этом записывают результаты в свой лист наблюдений.

Итак, давайте вместе соберём определение «Что такое вода»? Читайте, что получилось записанным на темном фоне.

Вода – жидкость, которая не имеет формы, цвета, запаха, вкуса, прозрачна и является растворителем для некоторых веществ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Кто внимательно слушал слова песенки? О чем она?

Давайте вернёмся к высказыванию Экзюпери.

Определите главную мысль текста. Подчеркните её красным карандашом. Прочитайте.

А если вода – богатство, то как к ней нужно относиться? БЕРЕЖНО.

Посмотрите видеофрагмент.

Скажите, с какой целью я показала вам этот фрагмент?

Давайте с вами сформулируем правила бережного отношения к воде на основании этих знаков по охране воды.

НАПОМНИТЕ, какие цели были у нашего урока? Достигли их?

      Рефлексия учебной деятельности.

- Какой момент урока вам больше всего запомнился?

- Где нам могут пригодиться новые знания?

- Мы выполнили задачи урока?

      - Оцените свою работу по нашей шкале.

Д/з: ЗАГОТОВКИ К СТЕНГАЗЕТЕ « ПРО ВОДУ»

Страница


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Слайд 2

Антуан де Сент-Экзюпери «… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются… Ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты - самое большое богатство на свете…»

Слайд 3

Учебник: с. 159 Тема: Что мы знаем о воде? «… У воды нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, воду невозможно описать, водой наслаждаются… Вода необходима для жизни, вода – сама жизнь… Вода - самое большое богатство на свете…»

Слайд 4

ТЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: Ч то мы знае м о воде? Цель? Гипотеза?

Слайд 7

ОПЫТЫ Перед началом опытов прочтите инструкцию, следуйте ей и в случае возникновения вопросов. Основное внимание последовательности действий в процессе опытов. Проводите только те опыты, которые указаны в инструкции. При нагревании держите сосуд в таком положении, чтобы горлышко не было направлено ни на вас, ни на окружающих вас людей. Не используйте никакие другие приборы, кроме тех, что идут в наборе или тех, что указаны в инструкции.

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 9

Твердое состояние Жидкое состояние Газообразное состояние

Слайд 10

Твердое состояние Жидкое состояние Газообразное состояние Ледоход Иней Снег Разлив реки Дождь Роса Облака Туман

Слайд 11

Правила работы в группе: Внимательно слушать друг друга. Не перебивать. Прийти к единому мнению. Представить работу группы.

Слайд 12

ОПЫТЫ Перед началом опытов прочтите инструкцию, следуйте ей и в случае возникновения вопросов. Основное внимание последовательности действий в процессе опытов. Проводите только те опыты, которые указаны в инструкции. При определении запаха не подносить вещество близко к носу, не вдыхать резко, направлять воздух над веществом к себе с помощью руки. Не используйте никакие другие приборы, кроме тех, что идут в наборе или тех, что указаны в инструкции.

Слайд 13

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Опыт 2. Цвет воды Опыт 3. Запах воды Опыт 4. Вкус воды. Опыт 5. Прозрачность воды Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 14

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Опыт 3. Запах воды Опыт 4. Вкус воды. Опыт 5. Прозрачность воды Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 15

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Не имеет цвета Опыт 3. Запах воды Опыт 4. Вкус воды. Опыт 5. Прозрачность воды Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 16

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Не имеет цвета Опыт 3. Запах воды Не имеет запаха Опыт 4. Вкус воды. Опыт 5. Прозрачность воды Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 17

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Не имеет цвета Опыт 3. Запах воды Не имеет запаха Опыт 4. Вкус воды. Не имеет вкуса Опыт 5. Прозрачность воды Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 18

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Не имеет цвета Опыт 3. Запах воды Не имеет запаха Опыт 4. Вкус воды. Не имеет вкуса Опыт 5. Прозрачность воды Прозрачна Опыт 6. Вода – растворитель

Слайд 19

Результат опыта Опыт 1. Форма воды Текучесть воды Не имеет формы Текуча Опыт 2. Цвет воды Не имеет цвета Опыт 3. Запах воды Не имеет запаха Опыт 4. Вкус воды. Не имеет вкуса Опыт 5. Прозрачность воды Прозрачна Опыт 6. Вода – растворитель Является растворителем для некоторых веществ

Слайд 20

Вода - встречается в природе в трёх состояниях, не имеет цвета, не имеет запаха, не имеет вкуса, прозрачна, является растворителем для некоторых веществ.

Слайд 21

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 22

Антуан де Сент-Экзюпери «… У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются… Ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты - самое большое богатство на свете…»

Слайд 27

ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ! 22 марта – День воды

Слайд 28

ВОДА – ЭТО ЖИЗНЬ! МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Что мы знаем о нашей стране, о своём городе" урок окружающего мира 1 класс

Углубить знания учащихся о стране, столице нашего государства. Дать представление о становлении родного города Кемерово, о его достопримечательностях....

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс система Л.В.Занкова "Что мы знаем о своей стране"

В материале Вашему  вниманию представлен конспект открытого урока окружающего мира в 1 классе с использованием нетбуков. Вот уже третий год наша школа участвует в проекте "Вольное дело". Каждый о...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

Урок окружающего мира 1 класс "Что мы знаем о птицах"

Учащиеся знакомятся с многоообразием птиц, их отличительными особенностями, формируются понятия дикие, перелетные птицы. Урок с использованием национального компонента....

Технологическая карта открытого урока окружающего мира 1 класс Н.Ф.Виноградова. Тема "Что мы знаем о птицах"

Технология деятельностного метода обучения.«Любая деятельность может быть либотехнологией, либо искусством.Искусство основано на интуиции,технология – на науке.С искусства все начинается,т...