Технологическая карта урока по окружающему миру:"Арктика: в краю сверкающих льдов"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лариса Геннадьевна Рудская
  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование; развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh._karta_okr._mira_rudskaya_l.g.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Рудская Л.Г.

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4-б

Тип урока: открытие  нового знания

Тема

Арктика: в краю  сверкающих  льдов.

Цели:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
  • познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
  • развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.

Планируемые результаты

Личностные УУД:   мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем; самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности. 

Метапредметные УУД:

Регулятивные: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Анализировать, способность делать выводы, группировать предметы по общему признаку.

Познавательные:  сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности.  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им. 

Предметные: знать животных и растения, относящихся к зоне арктических пустынь, описывать условия жизни и особенности приспособленности конкретных представителей данной природной зоны.

Основные понятия

Северный Ледовитый океан, Арктика, Северный полюс.

Межпредметные связи

Литературное чтение, русский язык.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник  Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир. 4 класс».

Мультимедийное оборудование; кластеры. Печатный материал; печатный кейс: иллюстрации с изображением животных и растений Арктики ;  конверты с заданиями.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая.

Технологии

Технология критического мышления, элементы технологии здоровьесбережения, технология обучения в сотрудничестве, элементы проблемно – диалогической технологии, элементы кейс – технологий.

Технология проведения

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

Личностные и метапредметные УУД

I. Организационно-мотивационный этап. (2 мин)

Цель:Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

1. Беседа

- Друзья мои, я очень рада войти в приветливый наш класс

И для меня уже отрада вниманье ваших умных глаз.

– Я думаю, что  эти качества (на слайде) нам сегодня помогут преодолеть любые трудности на уроке. Ознакомьтесь с ними.

- Вижу вы со мной согласны!?

-Или есть другое мнение?

-Последнее качество вас не заставило задуматься?

- Да, это понятие будет лишним.

Дети выбирают и дают объяснение выбранному качеству: целеустремлен-ность,смелость, трудолюбие, находчивость, взаимопомощь, смекалка, выносливость

     

 

На интерактивной доске:

"Азбука успеха" – названия качеств личности:

Целеустремленность, лень, смелость, трудолюбие, трусость, находчивость, взаимопомощь, глупость, смекалка, самооценка.

Позитивное отношение к предстоящей деятельности;  

включение  в учебную деятельность.

II. Этап актуализации фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

СТАДИЯ ВЫЗОВА

(4 мин)

Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий и организация фиксирования каждым индивидуального затруднения в пробном действии.

- Я предлагаю Вам продолжить экспедицию по бескрайним просторам нашей родины.

-Но для начала выясним, что нужно знать, прежде чем отправиться в путь?

- Совершенно верно, нужна метеосводка. Кто сегодня дежурный по Гидрометцентру?

-Погода сегодня хорошая, поэтому отправляемся в очередную экспедицию.

 

-Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Приём «Кластер».

-Откройте форзац учебника, карту природных зон.

-Чем отличается одна природная зона от другой на карте.

-Правильно каждая зона имеет определённый цвет.

-Давайте составим кластер к слову «Природные зоны». А проверит правильность выполнения работы наш  постоянный гость Космик.

-Я креплю кластер, а кто – то из вас на карте определяет местоположение зоны, ту о которой пойдёт речь.

- Мы основательно подготовились к экспедиции.

- Посмотрев видеоролик, попробуйте догадаться, какую природную зону мы будем на уроке исследовать, и определите тему урока.

(Просмотр видеоролика)

- Кто уже догадался, как будет звучать тема нашего урока?

-Ну, а я, просмотрев видеоролик, тему урока обозначила так: «Арктика: в краю сверкающих льдов».

Эта зона мне показалась сверкающей и манящей!

 Ответы детей.

Погодные условия.

Рассказывает о погоде по плану:…

О природных зонах

О природных зонах.

Дети составляют «кластер».

Цветом.

Природные зоны

АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ

ТУНДРА

ЛЕСНАЯ ЗОНА

СТЕПИ

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ

ГОРНЫЕ ОБЛАСТИ

Дети показывают природные зоны на карте электронного учебника.

Дети формулируют тему урока.

Арктические пустыни.

План.

1.День недели, число, месяц, время года.

2.Состояние  небосвода (ясное, пасмурное, переменное.

3.Температура.

4.Осадки.

5.Ветер, сила ветра (сильный, слабый, умеренный)

Карточки: АРКТИЧЕСКИЕ ПУСТЫНИ

ТУНДРА

ЛЕСНАЯ ЗОНА

СТЕПИ

ПОЛУПУСТЫНИ И ПУСТЫНИ

ГОРНЫЕ ОБЛАСТИ

        

Знать объекты живой и неживой природы, умение создавать структуры взаимосвя-зей.

Личностные: мотивация учебной деятельности; активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.

Регулятивные:

высказывать своё предположение (версию).

Коммуникативные:

находить общее решение практической задачи, высказывать и аргументировать свое предложение.

III. Этап выявления места и причины затруднения

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 (5 мин)

Цель: анализ возникшей ситуации, выявление места и причины затруднения (в чем состоит недостаточность знаний, умений или способностей).

Создание проблемной  ситуации.

Рассказ учителя.

«Арктос» в переводе с греческого — медведь. Арктикой называют земли, лежащие под созвездием Большой Медведицы, т. е. вокруг Северного полюса.

-Посмотрите на карту, здесь расположена арктическая зона. Площадь Арктики почти в три раза больше Европы.  Она занимает территорию Северного Ледовитого океана, на ней обозначены острова и северные моря.

-Обратите внимание на зону Арктических пустынь.

-Каким цветом она обозначена?

-Голубым обозначен океан и северные моря, а пустыни находятся на островах они обозначаются серым цветом.

-В каком поясе Земли она находится?

Издавна многих людей интересовала Арктика. В северный путь отправлялись экспедиции, во время которых осваивали новую землю, изучали побережье, суровый климат, составляли карты, прокладывали морской путь.

-Арктические пустыни представляют собой бесплодные земли, скованные вечной мерзлотой и покрытые крупными ледниками.

Северный Ледовитый океан – самый холодный океан в мире. Арктика — край морозов, метелей, дрейфующих льдов, обширных ледников. Всё белым-бело до боли в глазах. Белыми пустынями называют огромное пространство Севера, где только льды, да снега. Так ли уж пуста "ледяная пустыня"?  Или все же здесь есть жизнь? Выскажите свое мнение.

-Сейчас мы с вами поиграем в игру «Проблема на ладошке».

-Вытяните правую ладонь. Вспомните тему урока.  Посмотрите на ладонь и мысленно поставьте для себя задачу, которую вам захочется решить сегодня на уроке.

-Сегодня на эти вопросы нашей научной экспедиции предстоит ответить.

 

-Итак, отправляемся  в край сверкающих  звонких льдов, и пушистых снегов.

Дети работают по своей карте природных зон следят за действиями учителя.

голубым

В полярном поясе.

Высказывают мнение по поводу возникшей гипотезы.

Дети ставят задачи.

        Узнать, где расположена зона Арктики на карте.

        Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.

        Узнать, чем занимается население этой зоны.

        

                                                   

 

Уметь выбирать обобщен-ные сведения при решении поставленной задачи.

Личностные:

выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять цель на уроке с помощью учителя.

Познавательные: перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

(3 мин)

Цель: постановка целей учебной деятельности (выбор способа и средств их реализации).

Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.

- Вы уже поняли, что работать будем в группах. Вспомните главное правило работы в группах.

-Обратите внимание на спинку своего стула, кто обнаружил стикер с цифрой, подойдите ко мне. Выберите название для вашей команды в соответствии с цифрой на стикере. По названию мы определим, какая из команд будет решать ту или иную проблему.

Географы

Зоологи

Биологи

Социологи

-Сейчас каждая группа будет решать свою задачу. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной  информацией.

Кейс – метод.

-У вас на партах лежат информационные кейсы. В каждом из них есть конверт с тремя разноцветными карточками, розовая карточка – сложный уровень, жёлтая с заданием средней сложности, зелёная - легкий уровень сложности. Вам предстоит выбрать нужный материал для решения поставленной перед вами задачи. Всю полученную информацию вы будете фиксировать в «бортовых журналах» на стр.34.

-Обратите внимание, что в «бортовых журналах» вы фиксируете информацию, опираясь на задачи.

- Дорога впереди долгая и морозная, поэтому немножко отдохнём и согреемся.

- Работать надо дружно!

Каждый из детей озвучивает задание своей команды:

1 группа «Географы»

Проблемный вопрос: Почему в арктической зоне суровые климатические условия?

  1.           Где находится Арктика?
  2. Какие моря омывают Арктику? Как они влияют на климат Арктики?
  3. Каковы природные условия в этой зоне?
  4. Какие явления природы можно наблюдать  в Арктике?

Ваша информация на стр.129-130 учебника и в книге «Мир природы».

2 группа «Биологи»

Проблемный вопрос: Способны ли растения жить в ледяной пустыне?

  1.         Какие группы растений встречаются в Арктике? Почему в Арктике живут только эти растения?
  2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
  3. Каковы экологические связи растений с другими обитателями крайнего Севера?

Ваша информация на стр.130 учебника. 

Раздаточный материал для биологов: Карточки с изображением растений: мхи, лишайники, полярный мак, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).

3 группа «Зоологи»

Проблемный вопрос: Способны ли животные обитать в ледяной пустыне?

  1. Какие группы животных обитают в Арктике?
  2. Как они приспособились к суровым условиям жизни?
  3. Экологические связи обитателей Арктики.
  4. Проблемы охраны животных Крайнего Севера.

Ваша информация на стр.130 - 132 учебника и в книге «Мир природы»

Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, пингвин.        

4 группа «Социологи»

Проблемный вопрос: Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

  1.         Чем всегда была привлекательна Арктика для людей?
  2. Чем занимаются люди в Арктике в наши дни?
  3. Как влияет деятельность людей на природу Крайнего Севера?

Ваша информация на стр.132 -133 в книге «Мир природы».

Уметь определять по карте географические объекты.

Регулятивные: действовать по плану и планировать свою деятельность. Преодолевать трудности.

Познавательные:

Развивать познавательную инициативу.  Выделять существенную информацию из текстов и сообщений. Учитывать выделенные учителем ориентиры в новом учебном материале.

Коммуникативные:

задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве

Физминутка.

(2мин)

Дети повторяют движения за дежурными.

Музыкальная физминутка «Где – то на белом свете….»

V. Этап реализации построенного проекта.

(10 мин)

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять.

Упражнение – энергизатор.

•Хлопните в ладоши, если вы готовы работать в группе.

•Пожмите друг другу руки, если вы умеете договариваться друг с другом.

-Друзья, приступайте к исследованию. Через 10 минут попрошу предоставить добытые сведения.

-А, я вам  желаю удачи и интересных открытий.

(тайм менеджмент).

Просматривают кейсы, вскрывают конверты.

Дети выполняют задания.

По мере выполнения выстраивают кластер. Записывают свои сведения в карты исследования.

Личностные:

выполнять самооценку.

Регулятивные:

Устанавливать причинно-следственную связь. Давать характеристику рассматриваемому объекту.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и

высказывать своё предположение.

Познавательные:

Развивать познавательную инициативу (уметь задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве). Выделять существенную информацию из текстов и сообщений.

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

(10 мин)

Цели: усвоение нового способа действия при  решении типовых задач.

Мини-конференция по результатам исследований и поиска информации. Мини-проект.

- Итак, ваше время для исследования закончилось.

(тайм менеджмент).

-Приглашаю первую группу «Географы» поделиться с нами своими открытиями. Выходят два выступающих, один рассказывает у доски, а другой показывает объекты на карте.

- Так, почему в арктической зоне суровые климатические условия?

- Ответьте на вопрос, почему так необычно названы моря и острова?

Это были люди сильные духом, люди, которые думали о будущем своей страны. Вот лишь некоторые имена русских исследователей:

Семён Иванович Дежнёв, его именем назван мыс и остров (показ по карте)

Харитон и Дмитрий Лаптевы, их именем названо море-море Лаптевых.

Семён Иванович Челюскин, его именем назван мыс.

Фердинант  Петрович Врангель (остров Врангеля, заповедник)

-С этими людьми вы познакомитесь поближе в старших классах.

- Спасибо за выступление. Вы большие молодцы.

- Приглашаю вторую группу «Зоологов».

- Кто из вашей группы желает дополнить выступление?

- Способны ли животные обитать в ле-дяной пустыне?

-Давайте поближе познакомимся с животными этой зоны.

(Просмотр видеоролика)

-Следующее выступление группы «Биологов»

- Способны ли растения жить в пустыне?

- А я хочу вас познакомить ещё с одним необычным растением «водоросль снежная» (показ слайда с фото)

-Приглашаю для защиты своего проекта группу «Социологов».

-Почему люди с давних пор стремились освоить Арктику?

-Какими видами деятельности занимаются люди?

Принцип МиниМакса.

Молодцы!  Последняя проблема тоже решена.

Аукцион знаний.

Какие еще дополнительные сведения вы можете рассказать об Арктике?

Все проблемы озвучили.

Рассказы детей о добытых знаниях.

Выступление 1 группы детей «Географы». Составление кластера.

(выступление ученика с сообщением 1 мин)

-Питание у них есть, животные приспособлены к выживанию они привычны к сильным морозам.

Выступление 2 группы детей «Зоологи». Составление

 кластера. Животные и птицы.

Выступление 3группы детей «Биологи». Составление кластера. Растения этой зоны.

В этих суровых условиях смогли приспособиться только некоторые растения. Листья маленькие или с разрезами, поэтому позволяют мало испарять воды.

Выступление группы детей «Социологи». Со-ставление кластера.

Ответы детей по карточке помогайке.

Население и экология.

        Вдоль берегов Северного Ледовитого океана люди проложили морской путь.

        По нему с помощью атомных ледоколов проходят суда.

        На многих островах и льдах созданы научные станции, где ученые изучают природу. Они наблюдают за погодой, льдами и водами.

Лишайники, которые есть в Арктике, растут очень медленно, за год всего на 2 мм. Их значение очень велико. Они поселяются первыми в самых беспочвенных местах. Отмирая, образуют перегной, на котором могут жить другие растения.

        Летом в морях Северного Ледовитого океана появляется множество водорослей. Ими питаются черви и рачки. Встречаются рыбы: корюшка, сиг, треска, морской окунь, сельдь.

        Во рту самого крупного обитателя Северного Ледовитого океана – полярного кита находятся роговые пластины, которые образуют цедильный аппарат. Передние конечности у него превращены в плавники, а задние отсутствуют.

Учитель сопровождает выступление детей показом  слайдов.

Показ видеоролика «Животные Арктики».

Знать основные этапы

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от изученного с помощью учителя.

VII.  Этап включения в систему знаний и повторения.  (4 мин)

Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов,  выявление границы применимости нового знания и научить использовать его

Работа в парах.

–Я предлагаю выполнить  Тест «Арктика», возьмите листочки, на каждом пропишите две фамилии, т. к. работать будете в парах.

Упражнение – энергизатор.

•Хлопните в ладоши, если вы готовы работать в группе.

•Пожмите друг другу руки, с кем вы будете договариваться.

- Поднимите руки те, дети кто остался без пары. Наш постоянный гость Космик приготовил для них своё задание.

(тайм менеджмент).

Дети выполняют тест, а Группа детей у доски выполняют задание Космика (работа в электронном учебнике)

Фронтальная работа с детьми.

Уметь создавать структуры взаимосвязи смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информа-ции).

Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.  

(5 мин)

Цель: самооценка результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ну что ж мы возвращаемся из экспедиции.

-Вспомните тему урока.

- Какая проблема перед нами встала в начале урока?

-Какие мы ставили перед собой задачи, чтобы решить её?

-Кто хорошо разобрался в теме?

-Какие задания выполняли для решения задач? Что понравилось на уроке больше всего?

-Над чем ещё следует поработать?

- Возьмите экраны с таблицей.

- Пришло время оценить свою работу.

- Кто все трудности преодолел, нарисуйте снежинку в первом столбце.

- Кто многое понял, но были ошибки, нарисуйте снежинку во втором столбце.

- Если во время работы было много трудностей, зарисуйте снежинку в третьем столбике.

- Кто многое не понял и остались вопросы, ваш столбик четвёртый.

-Ответственный соберите листочки.

- На мой взгляд все группы были молодцы!

-Оцените работу групп.

У вас на столах снежинки, подарите свою снежинку той команде, которая на ваш взгляд была активнее, были точные высказывания и определения.

- Арктика: в краю сверкающих льдов.

  • Узнать, где расположена зона Арктики, климат.
  • Познакомиться с растительным и животным миром этой зоны.
  • Узнать, чем занимается население этой зоны.

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учащиеся высказывают своё мнение по поводу работы групп.

Этапы урока

Самооценка

1

Работа с картой природных зон

2

Работа с кейс -информацией

3

Работа в группе.

4

Оценка за урок

     

Уметь использовать полученные знания.  

Личностные: выполнять самооценку.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.

Домашнее задание

(2 мин)

1 уровень. Подготовить сообщения об Арктике. Сведения должны в себе содержать новизну и актуальность.

2 уровень. Составить рассказ от имени какого – либо животного этой зоны.

3 уровень. Работа в тетради на стр51 - 52+ составить цепочку питания.

- Отметки за урок.

Учащиеся записывают задания в дневник

Работа с информа-цией.

Приложение:

ТЕСТ АРКТИКА

1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах:

а). Тихого океана

б). Северного Ледовитого океана

в). Индийского океана

2. Территория зоны:

а). Густо населена людьми

б). Не имеет коренного населения

в). Кратковременно живут учёные, исследователи, геологи.

3. В Арктике для растений и животных сложились:

а). Благоприятные условия

б). Комфортные условия

в). Суровые условия

4. В Арктике обитают животные:

а). Львы, слоны, бегемоты

б). Бурые медведи, зайцы, кабаны.

в). Белые медведи, тюлени, моржи.

ЛИСТ  САМООЦЕНКИ

Этапы урока

Самооценка

1

Работа с картой природных зон

2

Работа с кейс -информацией

3

Самостоятельная работа

4

Оценка за урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру "В мире звука," умк "Планета знаний", 2 класс

Автор материала (ФИО) Петличёва Татьяна ВалериевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель начальных классовОбразовательное учреждение МОУ «СОШ №3 с УИОП»Класс (возраст) 2...

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Народные промыслы твоего края (Тверская область)"

Конспект урока по окружающему миру "Народные промыслы Тверской области" в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тип урока: изучение нового материала. Разработка урока сопро...