Главные вкладки

    Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс "Народные промыслы твоего края (Тверская область)"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

    Конспект урока по окружающему миру "Народные промыслы Тверской области" в 4 классе УМК "Перспективная начальная школа". Тип урока: изучение нового материала. Разработка урока сопровождается презентацией.   

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    П а т р и о т Р о с с и я Р о ж ь м о л о г а К р ы ж о в н и к Т в е р ь В о л г а н а р о д

    Слайд 2

    Промыслы родного края

    Слайд 3

    Цели: - сформировать понятие «промысел »; - расширить знания о народных промыслах Тверского края; - составить таблицу промыслов Тверского края; - развивать интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Тверской Земли.

    Слайд 4

    Дымковская игрушка Пуховые платки Русская матрешка Оренбург Абрамцево Киров

    Слайд 5

    Роспись по дереву Янтарные изделия Кружево Хохлома Вологда Калининград

    Слайд 6

    Торжок

    Слайд 7

    Ведновская строчка села Ведное

    Слайд 8

    Калязинское кружево

    Слайд 9

    Тверская резьба по дереву

    Слайд 10

    Художественная обработка бересты в Твери



    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    учитель

    Ёлкина Любовь Сергеевна

    Предмет, класс, автор учебника

    Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

    М. Академкнига/Учебник. 2014

    Тема урока

    Народные промыслы твоего края (Тверская область)

    Дидактическая цель

    Познакомить обучающихся с народными помыслами России и Тверской области

    Тип урока

    изучение нового материала

    Задачи урока

    1.Предметные:

    - сформировать понятие «промысел»

    - расширить знания о народных промыслах Тверского края;

    - составить таблицу промыслов Тверского края;

    - развивать интерес к народному искусству и декоративно-прикладному творчеству Тверской Земли.

    2. Метапредметные:

               а) познавательные УУД:

    - развитие умения извлекать необходимую информацию из прочитанного текста;

    - развитие умения находить ответы на вопросы, используя  текст  учебника;

    - развитие умения  работы с картой;

    - развитие умения проводить наблюдения и делать самостоятельные выводы;

    -развитие умения систематизировать знания.

               б) коммуникативные УУД:

     -Формирование  умения  работать в группах: умение слушать и слышать, договариваться, представлять работу своей группы;

    - слушать и понимать речь других.

              в) регулятивные УУД:

    - учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

    -учить  самостоятельно оценивать  свои мысли и высказывания.

    3. Личностные:

    - формировать  представления об этикетных нормах поведения в процессе работы с одноклассниками;

    - воспитывать уважение к народной культуре, чувство гордости и глубокое уважение к родному краю, труде и творчеству людей, которые создают предметы быта и украшения интерьера.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать виды народного творчества Тверского края; инструменты и принадлежности; основные приемы работы: лепка, вышивка, резьба по дереву;

    - определять центры народных промыслов на карте России.

    Метапредметные :

    1. Познавательные УУД:
    • умение работать с текстовой информацией, таблицами, словарями, картами.
    • Умение обобщать и анализировать информацию .
    1. Регулятивные УУД:
    • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
    • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
    1. Коммуникативные УУД:
    • Слушать и понимать речь других.
    • Оформлять свои мысли в устной форме.
    • Уметь работать в парах.

    Личностные:

    • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

    Методы обучения

    Частично-поисковый

    Формы организации познавательной деятельности

    Фронтальная, работа в парах

    Средства обучения

    Учебник Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.М. Академкнига/Учебник. 2014;

    физическая карта России;

    толковые словари Ожегова, Даля;

    раздаточные материалы (тексты) о тверских промыслах;

    флажки-указатели на клейкой основе для работы с картой;

    презентация (программа  Microsoft PowerPoint).

    Этап урока, время

    Задачи этапа

                Деятельность учителя

                Деятельность учащихся

    Универсальные действия

    Самоопределение к деятельности

    2 мин

    Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

    - Приветствует учеников:

    Добрый день, дорогие друзья! 
    Прозвенел уже звонок, 
    Начинаем наш урок! 
    Постарайтесь всё понять, 
    Ответы полные давать, 
    И за работу получать 
    Только лишь оценку пять! 
    - Проверяет готовность к уроку.

    Приветствуют учителя.

    Настраиваются на работу.

    Визуально контролируют свою готовность к уроку.

    Личностные УУД:

    положительное отношение к уроку;

    самоорганизация;

    следование в поведении моральным и этическим требованиям.

    Коммуникативные УУД:

    учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками.

    Актуализация опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    5мин

    Повторить ранее изученный материал, активизировать и систематизировать имеющиеся у учащихся знания, которые необходимы для открытия нового материала

    Активизация мыслительных операций школьников

    Создание затруднения в деятельности детей

    Выявить место и причину затруднения

    Слайд №1  Кроссворд

    1. Человек, любящий и уважающий свою Родину.

    2. Зерновая культура, выращиваемая в средней полосе России.

    3. Население, проживающее на определенной территории.

    4. Крупная река, протекающая в нашем Максатихинском районе.

    5. Один из садово - ягодных кустарников, растущий в нашем районе.

    6.  Государство, в котором мы живем.

    7. Центр нашей области.

    8. Одна из крупнейших рек, берущая свое начало в Тверской области.

    - Какой темой объединены отгаданные слова?

    - Прочитаем, какое ключевое слово у нас получилось?

    - Что означает это слово?

    - Давайте уточним наши предположения с помощью Толкового словаря.

    - Прочитаем, как же «растолковывается» слово «промысел»?

    Выбирают номер слова, отгадывают, отвечая на вопросы:

    1. Патриот

    2. Рожь

    3. Народ

    4. Молога

    5. Крыжовник

    6. Россия

    7. Тверь

    8. Волга

    - Ответы детей (Родина, родной край)

    - Промысел

    - Ответы детей

    - Работают с Толковыми словарями Ожегова, Даля.

    - 1 ученик читает по словарю Ожегова, другой – по словарю Даля

    Познавательные УУД:

    умение соотносить определение и термин;

    умение работать со словарями;

    познакомиться с понятием «промысел»;

    умение обобщать информацию;

    фиксация проблемы;

    Регулятивные УУД:

    умение соотносить свои знания;

    Личностные:

    осознание своих возможностей.

    Постановка учебной проблемы (т.е. темы)

    4мин

    Помочь сформулировать тему урока или вопрос, отражающий тему урока;

    целеполагание и постановка задач.

    Итак, какова будет тема нашего урока?

    Слайд № 2  Проверим наши предположения.

    - Какие цели урока?

    Слайд № 3  Проверим наши предположения.

    - Ответы детей

    -Зачитывают название темы: «Промыслы моего края»

    - Ответы детей

    Познавательные УУД:

    Умение анализировать, выделять и формулировать  цели.

    Личностные:

    формирование мотивационной основы учебной деятельности,

    осознание своих возможностей.

    Регулятивные:

    умение  регулировать свои действия

    Коммуникативные:

    умение осознанно строить речевое высказывание

    Поиск решения учебной проблемы

    9мин

    Помочь добыть новые знания

    Найдите в учебниках параграф  нашей темы.

    Самостоятельно прочитайте и выполните задание в начале параграфа.

    Прочитайте текст учебника страница 140-141.

    Работают с оглавлением учебника. Открывают страницу 140.

    Работа в парах.

    Читают, выполняют задание по карте учебника.

    Самостоятельно читают текст учебника.

    Познавательные УУД:

    Познакомиться с видами народных промыслов и их центрами;

    умение работать с информацией и обмениваться ею;

    умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

    Регулятивные УУД:

    умение контролировать свою деятельность

    Коммуникативные УУД:

    сотрудничество со сверстниками;

    осознанно строят речевые высказывания

    Личностные УУД:

    осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

    проявление самостоятельности

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

    5мин

    Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

    Итак,

    - о каких народных промыслах России вы узнали из текста учебника?

    - какие материалы использовали народные умельцы для создания своих изделий?

    - Кто из вас догадался изделия, из каких населенных пунктов изображены в учебнике?

    Используя текст учебника, выполним следующее задание:

    Слайд №4 - 5 Установи соответствие между изделием и центром народного промысла.

    Ответы детей (кружево, керамика, роспись, резьба по дереву и т.д.)

    Ответы детей (дерево, глина, стекло, металл, шерсть, поделочные камни, береста и т.д.)

    Хохлома, Гжель.

    Дети по цепочке выполняют задание с использованием текста учебника.

    Познавательные УУД:

    умение работать с информацией и обмениваться ею;

    умение выделять необходимую  информацию;

    умение сопоставлять изделие с центром народного промысла.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    10мин

    интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

    - А сейчас мы узнаем, какими народными промыслами богата наша, Тверская область?

    - Начертим в тетради таблицу Народные промыслы Тверской области.

    промысел

    центр

    изделие

    Раздает для работы в парах карточки с тексами о народных промыслах Тверской области.

    -Прочитайте текст,  подготовьтесь к мини-сообщению для класса, опираясь на план, указанный у вас в карточках.

    Сообщения обучающихся сопровождает презентацией

    Слайд № 6-10

    После каждого сообщения дополните таблицу Народные промыслы Тверской области.

    Работа в парах.

    Чертят таблицу в тетрадь.

    Читают текст, сообща готовятся к выступлению, опираясь на план:

    1. Промысел

    2. Центр

    3. Изделия

    1 пара

    Золотное шитье города Торжка.

    Вышитые золотом лоскуты кожи, найденные на территории Торжокского кремля датированы 13 веком. Промысел золотого шитья создавался под влиянием богатой культуры Византии. Один из древнейших и ценнейших памятников русского золотного шитья «Пелена Марии Тверской», хранится в Историческом музее в Москве. Дата ее создания -1389 год.

    Золотошвейный промысел был распространен во многих русских городах, но наибольшее развитие получил именно здесь, в Торжке, на пересечении торговых путей. Высшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. Множество работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. В конце 19 века наметился спад промысла. Сейчас традиции золотного шитья в Торжке поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи» и созданное на его базе средне-специальное учебное заведение.

    2 пара

    Ведновская строчка села Ведное

    Одним из центров вышивального ремесла является село Ведное. В нем проживают потомственные вышивальщицы, работающие на дому. Основу ассортимента ведновских мастериц составляли полотенца, салфетки, скатерти, украшенные вышивкой. Строчка в вышивке использовалась преимущественно машинная. Вышитый на тончайшем льняном полотне простыми, чаще всего белыми, нитями узор растительного орнамента отличает «ведновскую строчку». Теперь это предприятие называется «Тверские узоры». Разнообразные виды вышивки: мелкие стежки старинной росписи, сетчатая гладь, тамбур, узорные мережки сохраняются в изделиях мастериц и художников «Тверских узоров». Уникальные современные изделия, основанные на традициях тверской вышивки, завоевывают многочисленные дипломы, грамоты, призовые места на выставках.

    3 пара

    Калязинское кружево

    Калязин с давних пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем, основанным в 1434 году. Первые кружева плели из металла и нашивали на ткань. В Калязине в то время половина женщин-мещанок занималась кружевоплетением. Поставляли изящные изделия в Петербург, Москву, европейские города и страны. После революции спрос на кружево резко упал. В старом калязинском кружеве с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа «малин» с цветочками, обведенными сканью - толстой льняной нитью, отражается влияние стиля знаменитых европейских мастеров. Хотя со временем национальные художественные традиции преодолевают европейское влияние, в европейскую моду входит русский стиль, а в калязинское кружево проникают мотивы русского народного орнамента, используемого местными мастерицами по сей день.

    4 пара

    Тверская резьба по дереву

    Центров резьбы по дереву было на территории Тверского края множество. Испокон веков здесь изготавливали из подручного материала деревянные ковши, прялки, посуду. Занимались и более крупными работами, ведь дерева было всегда в достатке: делали мебель, сани, украшали узорной резьбой избы. Сейчас в области действует много производств, связанных с обработкой дерева, но художественной резьбой занимаются немногие.

    5 пара

    Художественная обработка бересты в Твери

    Художественная обработка бересты - для Твери промысел сравнительно новый. Мастера предприятия «Березка-сувенир» взяли за основу традиционную технику северной художественной обработки бересты, но внесли в нее собственные изменения. На мореном фоне деревянных шкатулок, коробов, кружек, солонок помещается берестяная пластина с резьбой. Орнамент включает в себя и прорезку фона - при этом получается более глубокий объем, рисунок становится выразительным, изделия приобретают законченный, нарядный вид и пользуются большой популярностью благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам.

    - После каждого выступления заполняют таблицу.

    Познавательные: 

    Познакомиться с народными ремеслами Тверского края,

    умение выделять необходимую  информацию;

    Умение составлять таблицу

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    Личностные УУД:

    осознание ответственности за общее дело, проявление познавательной инициативы;

    проявление самостоятельности.

    Включение в систему знаний повторение

    7мин

    выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

    - Спасибо. Молодцы.

    А сейчас давайте узнаем, как хорошо вы усвоили новый материал.

    Слайд № 11 Выполните следующие задания:

    1. Найдите лишний предмет. Объясните свой выбор.

    Выполняют задание аргументирую свой выбор

    Познавательные УУД:

    Умение распознавать изделия народных промыслов от производственных;

    Находить отличительные черты изделий народных промыслов отличные от других.

    Коммуникативные УУД:

    умение слушать одноклассника

    аргументация своего мнения.

    Рефлексия учебной деятельности на уроке

    3мин

    самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

    - Какие цели мы ставили в начале урока?

    - Мы их достигли?

    - О чем вам было особенно интересно узнать?

    - Что не удалось?

    - Что не получилось?

    Домашнее задание

    Нарисовать изделие народного промысла

    Соотносят цель и результаты.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

    Личностные: умение провести самооценку.

    Регулятивные УУД:

    оценка своей деятельности на уроке


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по окружающему миру:"Арктика: в краю сверкающих льдов"

    Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;познакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природ...

    Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

    Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

    технологическая карта урока по окружающему миру "класс "Дикие и домашние животные"

    « Дикие и домашние животные» Данный урок по окружающему миру «Дикие и домашние животные» разработан для 2-ых классов  по учебнику А.А.Плешакова (УМК «Школа России»). Тип урока -  изучен...

    Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Россия на карте" 2 класс

    Тема: «Россия на карте»Цели деятельности учителя: формирование умения, связанные с чтением карты; умение правильно показывать объекты на настенной картеПланируемые результатыПредметные:зна...

    Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа

    Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс на тему: Твоя школа...

    Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

    Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...