Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prevrashcheniya_i_krugovorot_vody.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе

УМК «ШКОЛА РОССИИ»

Тема урока: Превращения и круговорот воды в природе

Цель урока: организовать деятельность обучающихся с целью формирования представлений о круговороте воды в природе как важнейшем  природном явлении.

Прогнозируемые результаты: младшие школьники узнают о разных состояниях воды и круговороте воды в природе; научатся моделировать круговорот воды разными способами.

Оборудование:

 Авторский медиапродукт: презентация Power Point;

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, оборудование для опыта: спиртовка, вода, треножник, снег, стекло. 

Ход урока:

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Разгадывание кроссворда

- Если правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете по вертикали  в выделенном столбике зашифрованное слово.

1.

в

о

л

н

а

2.

м

о

р

е

3.

п

р

у

д

4.

р

о

с

а

По горизонтали:

1. По морю идёт, идёт,

А до берега дойдёт —

Тут она и пропадёт. (Волна)

2.Кругом вода,

А с питьём беда. (Море)

3. Посреди поля лежит зеркало:

Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

4. Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днём,

Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

- Для проверки правильности выполненного задания – нажмите на Капельку.

- Проверить ваши знания о воде и узнать ещё много нового и интересного поможет наша помощница – Капелька.

2. Тестирование

  • Вода – жидкость белого цвета
  • Вода - растворитель
  • При нагревании вода сжимается
  • Вода –  хороший проводник тепла и холода
  • Вода не имеет запаха
  • При охлаждении вода сжимается
  • Вода – прозрачная жидкость
  • При нагревании вода расширяется
  • Вода имеет запах
  • Вода бесцветная жидкость

- Для проверки правильности выполненного теста – нажмите на Капельку.

3. Фенологическая задача

- Подсчитайте,  сколько веществ упоминается в этом тексте?

4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней.  Лужи покрылись льдом.  К вечеру начался сильный снегопад.

( Речь идет об одном веществе – воде в разных состояниях: твердом – снег, лед, иней, жидком – дождь, газообразном – пар).

(Проверка осуществляется по клику)

III. Самоопределение к деятельности

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какие знания вам бы хотелось открыть на этом уроке?

- Сегодня нам предстоит узнать, в каких состояниях бывает вода, и как происходит переход воды из одного состояния в другое. А поможет нам открыть все эти секреты – Капелька.

IV. Формирование новых знаний

1. Чтение стихотворения Надежды Болтачевой

 «Сказка о круговороте воды в природе»

(Просмотр флеш ролика. Флеш ролик запускается одним кликом.)

Жили-были в грязной луже 
Капли дождевой воды.
Не было жилища хуже,
А вокруг росли цветы,
В синем небе проплывали
Облака над головой.
С грустью капельки вздыхали:
«Эх, туда бы нам с тобой!
Вот бы в небо всем подняться!»
В полдень началась жара. 
Лужа стала испаряться.
«К солнцу мы летим, ура!» -
Дружно капли закричали,
Превращаясь в легкий пар.
В небе целый день летали
Как большой воздушный шар.
Стали капли облаками.
«Наконец сбылась мечта!»
Проплывали над холмами.
«Ах, какая красота!
Глянь, от лужи то осталось
Только мокрое пятно».
А тем временем смеркалось,
Солнце спряталось давно.
Ух, и холодно под вечер!
Капельки бросало в дрожь.
Налетел внезапно ветер,
И на землю хлынул дождь.
«Вот опять мы в лужу сели, -
Капли падали смеясь, -
Оглянуться не успели,
Снова слякоть, дождь и грязь».
Подморозило под утро.
Лужа превратилась в лед.
Каплям в ней тепло, уютно,
Но лишь солнышко взойдет,
Очень быстро лед растает,
Лужа превратится в пар.
Пар по небу полетает
Как большой воздушный шар,
И назад, к плохой погоде.
Дождь на землю упадет.
Вот такой, друзья, в природе
У воды круговорот.

- Какие превращения происходили с Капельками? (Они превращались: в пар, дождь, лёд…)

- Под воздействием чего происходили эти превращения? (Под воздействием понижения и повышение температуры)

- Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? (Нет, оно бесконечно совершается по кругу)

- Какое название получил этот процесс? (Круговорот воды в природе)

2. Гимнастика для глаз

Капля первая упала - кап! Пальцем дети показывают траекторию ее движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца

И вторая прибежала - кап! То же самое

Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх

Капельки «кап- кап» запели, Закрывают глаза

Намочились лица.

Мы их вытирали. Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев

Туфли - посмотрите -

Мокрыми вдруг стали. Показывают руками вниз и смотрят

Мы плечами поведем Движение плечами

И все капельки встряхнем. Встряхивают кистями рук

От дождя мы убежим, Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами

прослеживается их путь

Под кусточком посидим. Нагибают голову, прикрывая ее руками.

3. Практическая работа


- Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со снегом и мы видим на ней капли, которые падают вниз.

- Что демонстрирует этот опыт? (Вода при нагревании быстро испаряется.  Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капли падает вниз.)

- Такой круговорот вода совершает и в природе.

4.  Самостоятельная работа с учебником. (с 55-56)

V. Закрепление знаний.

1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

Для проверки правильности выполненного задания – нажмите на Капельку.

2. Динамическая пауза.  Двигательно-речевые упражнения

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками,

А потом покажем маме.

А вокруг лежат сугробы.

Снегом замело дороги.

Не завязнуть в поле чтобы.

Выше поднимаем ноги.

Вон лисица в поле скачет,

Словно рыжий, мягкий мячик.

Ну,  а мы идём, идём,

И к себе приходим в дом.

3. Работа в группах.

- Используя различные источники информации,  расскажите о природных явлениях, связанных с водой.

А проиллюстрировать ваши рассказы вам поможет Капелька.

4. Интерактивная игра «Найди пару»

Что происходит …

  • С водой под действием солнечных лучей – испарение
  • С водяным паром над земной поверхностью – конденсация
  • С облаками при скоплении множества капелек или льдинок -  выпадение осадков

5. Интерактивная игра «Дополни схему»

VI. Рефлексия

- Наш урок подошел к концу.  Удалось ли вам достичь цели урока?

Что вызвало наибольший интерес? С какими трудностями вы столкнулись, что помогло вам их преодолеть?

VII. Итог урока. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь с 24-25№ 3, 5

Учебник с 58

Литературные источники:

1.Тихомирова Е.А. поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:3 класс к учебному комплекту А.А.Плешакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

2. Махина Н.С., Прасолова В.И., Обухова Л.А. Окружающий мир: олимпиадные и творческие задания для начальной школы. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

Источники сети Интернет:

http://volna.org/okruzhajushhij_mir/krughovorot_vody_v_prirodie.html

http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/122944

http://golp-ds3.edumsko.ru/images/users-files/golp-ds3/1384421257_kaplya_1.jpg

http://detsad271ufa.ru/images/kartinki/image001_2.jpg

http://ds39-schel.edumsko.ru/images/cms/thumbs/cc576b8b14980eed2391ff2b2825fecbe28ef275/kapelki_2_714_auto_5_80.jpg

http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/41/36182/hello_html_2b06fa5d.png

http://ktototam.ru/wp-content/uploads/2011/11/d0bad0b0d0bfd0bbd18f.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/199/80199840_3019244_19243_44372936.jpg

http://www.dou75.ru/45/images/stories/grupps/kapitoshka.png

http://doushkola.ru/pics/ppic/big/12273_21088.jpg

http://cdn4.cheloveche.ru/photobank/00/b9/47509_original.jpg?1424336893

http://i1.ytimg.com/vi/0_c0ZzZfC8c/maxresdefault.jpg

http://figurkada.ru/images/7/6/gidrosfera_4.png

http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-aleksevna-borisova/-priklyuchenija-kapelki-avtorskaja-skazka.html

http://dohcolonoc.ru/conspect/5920-volshebnoe-prevrashchenie-kapelki-v-snezhinku.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 2 класс, А,А, Плешаков "Про воду..."

Урок изучения новой темы. Дети узнаюто  богатстве природы – воде,  и познакомятся с ее некоторыми свойствами; со значением воды в жизни человека;и расширят знания o формах существо...

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование  у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.Планируемые результатыПредметные:Знать:-свойства воды;- процесс кр...

Конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" УМК "Школа 2100"

Подробный конспект урока окружающего мира 3 класс по теме "Большой круговорот веществ в природе" по учебнику А.А.Плешакова УМК "Школа 2100"....