Главные вкладки

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Превращения и круговорот воды в природе"
    план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

    Конспект урока разработан для урока окружающего мира в 3 классе по УМК "Школа России"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon prevrashcheniya_i_krugovorot_vody.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок окружающего мира в 3 классе

    УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Тема урока: Превращения и круговорот воды в природе

    Цель урока: организовать деятельность обучающихся с целью формирования представлений о круговороте воды в природе как важнейшем  природном явлении.

    Прогнозируемые результаты: младшие школьники узнают о разных состояниях воды и круговороте воды в природе; научатся моделировать круговорот воды разными способами.

    Оборудование:

     Авторский медиапродукт: презентация Power Point;

    Персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, оборудование для опыта: спиртовка, вода, треножник, снег, стекло. 

    Ход урока:

    I. Организационный момент

    II. Актуализация знаний

    1. Разгадывание кроссворда

    - Если правильно разгадаете кроссворд, то прочитаете по вертикали  в выделенном столбике зашифрованное слово.

    1.

    в

    о

    л

    н

    а

    2.

    м

    о

    р

    е

    3.

    п

    р

    у

    д

    4.

    р

    о

    с

    а

    По горизонтали:

    1. По морю идёт, идёт,

    А до берега дойдёт —

    Тут она и пропадёт. (Волна)

    2.Кругом вода,

    А с питьём беда. (Море)

    3. Посреди поля лежит зеркало:

    Стекло голубое, а рама зелёная. (Пруд)

    4. Утром бусы засверкали,

    Всю траву собой заткали,

    А пошли искать их днём,

    Ищем, ищем — не найдём. (Роса)

    - Для проверки правильности выполненного задания – нажмите на Капельку.

    - Проверить ваши знания о воде и узнать ещё много нового и интересного поможет наша помощница – Капелька.

    2. Тестирование

    • Вода – жидкость белого цвета
    • Вода - растворитель
    • При нагревании вода сжимается
    • Вода –  хороший проводник тепла и холода
    • Вода не имеет запаха
    • При охлаждении вода сжимается
    • Вода – прозрачная жидкость
    • При нагревании вода расширяется
    • Вода имеет запах
    • Вода бесцветная жидкость

    - Для проверки правильности выполненного теста – нажмите на Капельку.

    3. Фенологическая задача

    - Подсчитайте,  сколько веществ упоминается в этом тексте?

    4 ноября моросил мелкий дождь. К обеду похолодало, стал заметен пар от дыхания людей. На деревьях появился серебристый иней.  Лужи покрылись льдом.  К вечеру начался сильный снегопад.

    ( Речь идет об одном веществе – воде в разных состояниях: твердом – снег, лед, иней, жидком – дождь, газообразном – пар).

    (Проверка осуществляется по клику)

    III. Самоопределение к деятельности

    - Сформулируйте тему нашего урока.

    - Какие знания вам бы хотелось открыть на этом уроке?

    - Сегодня нам предстоит узнать, в каких состояниях бывает вода, и как происходит переход воды из одного состояния в другое. А поможет нам открыть все эти секреты – Капелька.

    IV. Формирование новых знаний

    1. Чтение стихотворения Надежды Болтачевой

     «Сказка о круговороте воды в природе»

    (Просмотр флеш ролика. Флеш ролик запускается одним кликом.)

    Жили-были в грязной луже 
    Капли дождевой воды.
    Не было жилища хуже,
    А вокруг росли цветы,
    В синем небе проплывали
    Облака над головой.
    С грустью капельки вздыхали:
    «Эх, туда бы нам с тобой!
    Вот бы в небо всем подняться!»
    В полдень началась жара. 
    Лужа стала испаряться.
    «К солнцу мы летим, ура!» -
    Дружно капли закричали,
    Превращаясь в легкий пар.
    В небе целый день летали
    Как большой воздушный шар.
    Стали капли облаками.
    «Наконец сбылась мечта!»
    Проплывали над холмами.
    «Ах, какая красота!
    Глянь, от лужи то осталось
    Только мокрое пятно».
    А тем временем смеркалось,
    Солнце спряталось давно.
    Ух, и холодно под вечер!
    Капельки бросало в дрожь.
    Налетел внезапно ветер,
    И на землю хлынул дождь.
    «Вот опять мы в лужу сели, -
    Капли падали смеясь, -
    Оглянуться не успели,
    Снова слякоть, дождь и грязь».
    Подморозило под утро.
    Лужа превратилась в лед.
    Каплям в ней тепло, уютно,
    Но лишь солнышко взойдет,
    Очень быстро лед растает,
    Лужа превратится в пар.
    Пар по небу полетает
    Как большой воздушный шар,
    И назад, к плохой погоде.
    Дождь на землю упадет.
    Вот такой, друзья, в природе
    У воды круговорот.

    - Какие превращения происходили с Капельками? (Они превращались: в пар, дождь, лёд…)

    - Под воздействием чего происходили эти превращения? (Под воздействием понижения и повышение температуры)

    - Как вы считаете, будет ли окончено путешествие Капелек? (Нет, оно бесконечно совершается по кругу)

    - Какое название получил этот процесс? (Круговорот воды в природе)

    2. Гимнастика для глаз

    Капля первая упала - кап! Пальцем дети показывают траекторию ее движения сверху вниз, прослеживая глазами движение пальца

    И вторая прибежала - кап! То же самое

    Мы на небо посмотрели, Смотрят вверх

    Капельки «кап- кап» запели, Закрывают глаза

    Намочились лица.

    Мы их вытирали. Поглаживают закрытые глаза подушечками пальцев

    Туфли - посмотрите -

    Мокрыми вдруг стали. Показывают руками вниз и смотрят

    Мы плечами поведем Движение плечами

    И все капельки встряхнем. Встряхивают кистями рук

    От дождя мы убежим, Пальчики рук «бегут» по парте в одну сторону, глазами

    прослеживается их путь

    Под кусточком посидим. Нагибают голову, прикрывая ее руками.

    3. Практическая работа


    - Нагреваем воду до кипения, над ней подставляем стекло со снегом и мы видим на ней капли, которые падают вниз.

    - Что демонстрирует этот опыт? (Вода при нагревании быстро испаряется.  Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду и в виде капли падает вниз.)

    - Такой круговорот вода совершает и в природе.

    4.  Самостоятельная работа с учебником. (с 55-56)

    V. Закрепление знаний.

    1. Моделирование схемы круговорота воды в природе.

    Для проверки правильности выполненного задания – нажмите на Капельку.

    2. Динамическая пауза.  Двигательно-речевые упражнения

    С неба падают снежинки,

    Как на сказочной картинке.

    Будем их ловить руками,

    А потом покажем маме.

    А вокруг лежат сугробы.

    Снегом замело дороги.

    Не завязнуть в поле чтобы.

    Выше поднимаем ноги.

    Вон лисица в поле скачет,

    Словно рыжий, мягкий мячик.

    Ну,  а мы идём, идём,

    И к себе приходим в дом.

    3. Работа в группах.

    - Используя различные источники информации,  расскажите о природных явлениях, связанных с водой.

    А проиллюстрировать ваши рассказы вам поможет Капелька.

    4. Интерактивная игра «Найди пару»

    Что происходит …

    • С водой под действием солнечных лучей – испарение
    • С водяным паром над земной поверхностью – конденсация
    • С облаками при скоплении множества капелек или льдинок -  выпадение осадков

    5. Интерактивная игра «Дополни схему»

    VI. Рефлексия

    - Наш урок подошел к концу.  Удалось ли вам достичь цели урока?

    Что вызвало наибольший интерес? С какими трудностями вы столкнулись, что помогло вам их преодолеть?

    VII. Итог урока. Домашнее задание.

    Рабочая тетрадь с 24-25№ 3, 5

    Учебник с 58

    Литературные источники:

    1.Тихомирова Е.А. поурочные разработки по предмету «Окружающий мир»:3 класс к учебному комплекту А.А.Плешакова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

    2. Махина Н.С., Прасолова В.И., Обухова Л.А. Окружающий мир: олимпиадные и творческие задания для начальной школы. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.

    Источники сети Интернет:

    http://volna.org/okruzhajushhij_mir/krughovorot_vody_v_prirodie.html

    http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/122944

    http://golp-ds3.edumsko.ru/images/users-files/golp-ds3/1384421257_kaplya_1.jpg

    http://detsad271ufa.ru/images/kartinki/image001_2.jpg

    http://ds39-schel.edumsko.ru/images/cms/thumbs/cc576b8b14980eed2391ff2b2825fecbe28ef275/kapelki_2_714_auto_5_80.jpg

    http://www.metod-kopilka.ru/images/doc/41/36182/hello_html_2b06fa5d.png

    http://ktototam.ru/wp-content/uploads/2011/11/d0bad0b0d0bfd0bbd18f.jpg

    http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/4/80/199/80199840_3019244_19243_44372936.jpg

    http://www.dou75.ru/45/images/stories/grupps/kapitoshka.png

    http://doushkola.ru/pics/ppic/big/12273_21088.jpg

    http://cdn4.cheloveche.ru/photobank/00/b9/47509_original.jpg?1424336893

    http://i1.ytimg.com/vi/0_c0ZzZfC8c/maxresdefault.jpg

    http://figurkada.ru/images/7/6/gidrosfera_4.png

    http://kladraz.ru/blogs/nadezhda-aleksevna-borisova/-priklyuchenija-kapelki-avtorskaja-skazka.html

    http://dohcolonoc.ru/conspect/5920-volshebnoe-prevrashchenie-kapelki-v-snezhinku.html


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира 2 класс, А,А, Плешаков "Про воду..."

    Урок изучения новой темы. Дети узнаюто  богатстве природы – воде,  и познакомятся с ее некоторыми свойствами; со значением воды в жизни человека;и расширят знания o формах существо...

    Урок окружающего мира 2 класс "Вода в природе"

    Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Был проведен во 2 классе УМК "Гармония"....

    Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода".

    Конструкт урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России". Тема "Вода"....

    конспект урока окружающего мира 2 класс. Система Л. В. Занкова «Круговорот воды в природе. Экологическая проблема воды»

    Урок  окружающего мира 2 класс.Система Л. В. Занкова«Круговорот воды в природе.Экологическая проблема воды»...

    Урок окружающего мира в 3 классе «Б» по теме " Круговорот воды в природе" и самоанализ к этому уроку.

    Урок окружающего мира  и самоанализ к уроку   в 3 классе по теме "Круговорот воды в природе" учителя начальных классов МБОУ «СОШ №6» г. Нижневартовска,Лайер Г...

    Открытый урок окружающего мира, 3 класс "Круговорот воды в природе"

    Тема: «Круговорот воды в природе»Тип урока: открытие новых знаний.Цели урока:Закрепить знания детей о разных состояниях воды.Сформировать представление о круговороте воды в природе.Развить...