Методическая разработка урока по окружающему миру "Все профессии важны". 2 класс
методическая разработка по окружающему миру (2 класс) по теме

Одинцова Надежда Аифаловна

Урок по окружающему миру во 2 классе. Используется мультимедийная презентация, работа в группах, в паре. Дана подробная характеристика деятельности учителя и учеников, УУД. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Все профессиии важны

Учитель: Одинцова Надежда Аифаловна

Место работы: МБОУ «СОШ» с. Айкино Усть-Вымского района Республики Коми

Должность: учитель начальных классов.

Предмет: окружающий мир

Класс: 2 класс.

Номер урока: 29 (17/12)

Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 2 класса. УМК «Школа России»

Цели урока:

Создание условий для обогащения знаний учащихся о разнообразии профессий и их роли в экономике и жизни людей

Образовательные

Способствовать получению обучающимися представлений о профессиях, о важности и значимости человека труда

Развивающие

Способствовать развитию мыслительных навыков учащихся, познавательного интереса, умения находить нужную информацию, умения составлять вопросы по заданному тексту, умению работать в группе, формированию различных видов мышления, памяти, внимания и речи

Воспитательные

Способствовать воспитанию толерантного отношения друг к другу, уважительного отношения к людям разных профессий, вырабатывать коммуникативные качества

Тип урока

Комбинированный

Форма урока

Фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

Основные понятия

Профессия, экономика, отрасли экономики (промышленность, строительство, транспорт, торговля, сельское хозяйство)

Межпредметные связи

Литературное чтение (анализ текста)

Ресурсы

Мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, карточки с заданиями, учебник, ч. 1; рабочая тетрадь,часть. 1;

Планируемые результаты

Личностные:

Учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению различных профессий, уважительное отношение к людям разных профессий, умение добывать информацию из текста, умение слушать и слышать мнение других

Предметные:

Учащиеся учатся рассказывать о труде людей известных им профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, учатся определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях

Метапредметные:

Личностные УУД: смыслообразование -установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные УУД (организация учащимися своей учебной деятельности): способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников умение высказывать свою версию, аргументировать свою точку зрения

Познавательные УУД: учащиеся учатся устанавливать соответствие между названием профессии и деятельностью людей, соотносить свои представления с новой информацией, ориентироваться в своей системе знаний, под руководством учителя осуществлять анализ, сравнение объекта, проводить классификацию изучаемых объектов, работать с текстом, составлять вопросы к тексту, делать выводы

Коммуникативные УУД: учатся работать парами, в группе, понимать задаваемые вопросы, адекватно оценивать и воспринимать другое мнение

Методы

Частично-поисковый, словесный, наглядный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку, создание благоприятного психологического климата.

Долгожданный дан звонок,

Начинаем мы урок.

Работать дружно начинаем,

Ни минуты не теряем.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Задает вопрос:

- Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Какую роль играют в вашей жизни учреждения культуру и образования.

Предлагает в паре проверить знание учреждений культуры и образования и оценить работу каждого по критериям на оценочном листе.

- В рабочей тетради на странице 80 вы написали, какие образовательные учреждения закончили ваши родители?

-Какую профессию они получили?

Отвечают на вопросы :

На прошлом уроке мы изучили какие бывают учреждения культуры и образования.

Мы получаем образование, которое важно и обязательно для каждого гражданина России, а посещение учреждений культуры добровольно.

Ребята отрабатывают задание в паре, распределяют по группам: учреждения культуры  -музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека;

учреждения образования-школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория.

Выставляют баллы за данное задание, следуя следующим критериям  в оценочный лист.

Ребята отвечают на вопросы, называют образовательные учреждения и профессию родителя.

(В процессе выступления учащихся можно записать на доке названия профессий, которые они упоминают).

Познавательные УУД

Целеполагание

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью

Аргументация своего мнения

Учет разных мнений

Регулятивные УУД: самооценка и взаимооценка результатов работы

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Предлагает учащимся в группах решить кроссворд на знание профессий.

Предлагает сверить решение с образцом и оценить свою работу

-Какое ключевое слово зашифровано в этом кроссворде.

-О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

-А что же такое профессия? Где мы можем узнать значение этого слова?

-Людям каких профессий необходимо трудиться?

Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

-Сформулируйте тему урока.

-А вы согласны с этим высказыванием?

-Давайте попробуем проверить правильность этого высказывания.

-Какие учебные задачи поставим перед собой?

-Для чего необходимо нам это знание?

-Чему может научить знание о профессиях?

У каждого ученика бланк с кроссвордом, по мере прочтения вопросов дети заполняют кроссворд. (Приложение 1)

Сверяют свои ответы с образцом, выставляют баллы в оценочный лист.

-Профессии.

-О профессиях.

-В толковом словаре С.И.Ожегова, В.И.Даля, в словаре В.В.Репкина. В словаре С.И.Ожегова написано «Профессия-это основное занятие человека, его трудовая деятельность».

-Трудиться надо всем.

-«Все профессии важны».

-Продолжить знакомство с разнообразием профессий и определить роль профессий в жизни людей и экономике.

Ребята предлагают свои варианты.

Познавательные УУД

Установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Аргументация своего мнения и позиции

Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

Личностные УУД

Необходимость в получении знаний

4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала

Задает вопрос:

-Какое понятие из изученных ранее связано с деятельностью людей?

-Что такое экономика?

-Вспомните отрасли экономики и подумайте какие профессии с ними связаны.

-Работаем в группе.

Задание:

Распределить профессии на карточках по отраслям и вклеить в таблицу.

Проверяем таблицы. Продемонстрируйте результаты работы группы.

Экономика.

Экономика- это хозяйственная деятельность людей.

Ребята называют свои варианты.

Ребята работают в группе. Анализируют названия профессий, с помощью справочной литературы. Определяют чем занимаются люди этих профессий.

Сельхоз

Пром-ть

Транс.

Торгов.

Строит.

Продавец, сталевар, кондуктор, шофер, маляр, агроном, металлург, доярка, пчеловод, ткачиха, зоотехник, каменщик, телятница, кассир, комбайнер, сварщик, прокатчик, полевод, водитель, контролер, экскаваторщик, товаровед.

Познавательные УУД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УУД

Осознание ответственности за общее дело

5. Первичная проверка понимания

Допишите на каждую отрасль экономики по одному примеру профессии. Расскажите об одной из профессий.

Оцените работу группы, а в группе активность каждого участника.

Физминутка.

Каменщик из кирпичей

Стену строит

Дом ничей.

Я-маляр, я стены крашу,

Потолок и кухню вашу.

Я-электрик, свет включу

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом и живите долго в нём.

Ребята дополняют  таблицу новыми профессиями.

Готовят сообщение: «Что я знаю об этой профессии». Выступает ученик из группы, члены группы помогают, другие  группы дополняют.

Ребята выставляют баллы в оценочный лист

Познавательные УУД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Регулятивные УУД

Оценивание результатов работы

6. Первичное закрепление

Предлагает игру «Доскажи словечко» Называя профессию, вы говорите, к какой части экономике она принадлежит.

Трактор водит …..                              тракторист (транспорт)

Электричку ….                                 машинист (транспорт)

Стены выкрасил …                          маляр (строительство)

Доску выстругал …                         столяр (строительство)

В доме свет провёл …                     монтёр (строительство)

В шахте трудится  …                       шахтёр (промышленность)

В жаркой кузнице …                        кузнец (промышленность)

Кто всё знает молодец!

Регулятивные УУД

Внесение необходимых дополнений и корректив.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Работа в парах. Игра «Что лишнее?» Посмотрите и подумайте, людям каких профессий нужны такие предметы- помощники. Уберите лишнее.

Как вы думаете, чем важны эти профессии? Какую роль играют эти профессии в вашей жизни? Какой сделаем вывод?

Работа по учебнику с.126-127.

Прочитайте текст А.Дитриха, Г.Юрмина, Р.Кошурниковой «Кто сделал хлеб?» и составьте «тонкие» и «толстые» вопросы.

Какое одно общее дело их связывало?

Расставьте профессии в соответствующей последовательности, начиная с агронома.

Мел, доска, указка, грабли (учитель)

Ножницы, расческа, фен, кнопки (парикмахер)

Акварель, кисть, полотно, поварёшка (художник)

Шприц, лекарства, бинт, фотоаппарат (врач)

Проверка. Взаимопроверка.

Все профессии важны потому, что для нормальной жизни человека, общества страны все профессии нужны.

Приводят примеры.

Ребята составляют вопросы по тексту учебника, отвечают на поставленные вопросы.

(Где происходил разговор? Люди каких профессий встретились в рассказе? Труд людей каких профессий вложен в приготовление булочки? Как взаимосвязаны эти профессии? За что бабушка поблагодарила всех участников беседы? ...)

Производство хлебобулочных изделий.

Познавательные УУД

Анализ, синтез, сравнение, обобщение

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Коммуникативные УУД

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Регулятивные УУД

Контроль

Коррекция

8. Домашнее задание.

Домашнее задание (комментирование учителем)

Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий, например «Как рождается книга», «Строительство дома». Составьте схему или таблицу.

Познавательные УУД:

Умение «сворачивать» большой объем информации в виде схемы или таблицы

Личностные УУД:

Побуждение к учению и саморазвитию

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке

Какое слово прозвучало сегодня много-много раз?

Для чего нужны профессии?

Что должен сделать человек, чтобы получить профессию?

Школа-начало пути к любой профессии. Учёба и приобретение прочных знаний-ваш главный труд.

Но помимо этого вы должны уметь и себя обслужить, и помочь взрослым.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников.

Профессия.

Чтобы работать и приносить пользу.

Учиться.

Продолжают предложения:

Сегодня на уроке я узнал(а) ….

Теперь я могу ….

На уроке я чувствовал(а) себя ….

Мне понравилось, как работал (кто?)

А еще я хочу сказать….

Подсчитывают баллы в оценочном листе, выставляют отметку и сдают лист учителю.

Познавательные УДД

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Определение основной и второстепенной информации

Коммуникативные УУД

Аргументация своего мнения

Учет различных мнений, координирование в сотрудничестве различных позиций

Личностные УДД

Осознание ответственности за общее дело

Регулятивные УУД

соотнесения того, что необходимо было усвоить и что усвоено учащимся; оценка результатов своей работы на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учреждения культуры: музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека Учреждения образования: школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватори я

Слайд 2

Критерии оценивания Не справился – 0 баллов Допускал более 3 ошибок – 1 балл Допускал 3 ошибки – 2 балла Допускал 2 ошибки – 3 балла Допустил 1 ошибку – 4 балла Без ошибок – 5 баллов

Слайд 3

1 п о ч т а л ь о н 2 в е т е р и н а р 3 п о ж а р н ы й 4 ф о т о г р а ф 5 у ч и т е л ь 6 л е с н и ч и й 7 д р е с с и р о в щ и к 8 л е т ч и К 9 б и б л и о т е к а р ь

Слайд 4

Сельское хозяйство Промышленность Транспорт Торговля Строительство Доярка Сталевар Водитель Продавец Каменщик Телятница Металлург Контролер Кассир Маляр Полевод Ткачиха Кондуктор Товаровед Сварщик Агроном Прокатчик Экскаваторщик Зоотехник Комбайнер Пчеловод

Слайд 5

Домашнее задание Расскажите о взаимосвязи труда людей различных профессий: «Как рождается книга?», «Строительство дома». Составьте схему или таблицу.

Слайд 6

Продолжи предложения Сегодня на уроке я узнал(а) …. Теперь я могу …. На уроке я чувствовал(а) себя …. Мне понравилось, как работал (кто?) А еще я хочу сказать….

Слайд 7

Оценка за урок! Вид работы Баллы ученика Проверка домашнего задания (максимум – 5 баллов) Решение кроссворда (5 баллов ) Работа с таблицей + активность работы в группе + сообщение (5 баллов + 3 балла + 3 балла) Игра «Что лишнее?» (5 баллов) ИТОГО (26 баллов)



Предварительный просмотр:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Рано утром п…….н

Обходя за домом дом

К нам приходит в гости

И с собой приносит свежие газеты

С письмами конверты

Чтобы люди не скучали

А на письма отвечали 

2. Наша кошка заболела

Ей до бантика нет дела

Не царапает нам пятки,

Ну а бабушкин клубок

Закатился в уголок.

Видимо, у Мурки жар -

Нужен ей . . .

3. С огнём бороться мы должны

Мы смелые работники,

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы?

4. Нелегко снимать зверей

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка!»

«Уколю, - грозится ёж, -

Если снимок не пришлёшь

5. Он учит детишек

Читать и писать

Природу любить

Стариков уважать

6. Чтобы сосны, липы, ели

Не болели, зеленели,

Чтобы новые леса

Поднимались в небеса

Их под звон и гомон птичий

Охраняет друг .

7. Учит он решать задачку,

Правильно считать собачку

Бегемота – танцевать,

А слона в футбол играть.

Он учитель для зверей

Назови его скорей.

8. Вижу в небе самолет

 Как светящийся комочек,

 Управляет им пилот,

 По другому просто ...

9. Есть у книжки добрый лекарь

Верный друг – б………рь!

Он заклеит те страницы,

Что порвали ученицы

Пятна грязные сотрёт

Том на полку уберёт.



Предварительный просмотр:

Учитель

Парикмахер

Художник

Врач


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 классе "Твое тело"

Цели: Образовательные:- ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека;- познакомить с частями тела и внутренними органами человека;- дать первоначальное представление о работе внутрен...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". Тема "Хвойные и лиственные деревья"

Урок по окружающему миру в 1 классе УМК "Гармония". На уроке используются разнообразные формы работы: ролевая игра, исследование, самостоятельная работа. На уроке используется презентация....

Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе. Тема: "Питание животных"

Конспект содержит подробную информацию для учителя, последовательность работы на уроке на уроке, УУД формируемые на уроке....

Методическая разработка урока по окружающему миру для 4 класса по теме "Жизнь луга"

В методической разработке урока "Жизнь луга" вы найдете конспект урока, визитную карточку урока, материалы для урока....