Методическая разработка урока по окружающему миру в 1 классе
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_semya-otkrytyy_urok.doc605 КБ
Microsoft Office document icon moya_semya-otkrytyy_urok.doc605 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

Методическая разработка для учителей начальных классов

Автор: Макарова наталья Валерьевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока: «Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».

Цели: 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к структурированию и систематизации изучаемого предметного  

         содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития

         содержательно-методических линий школьного курса окружающего мира и построение обобщённых норм  учебной деятельности. Формирование осознания ценности семьи, развития этических норм по отношению к членам своей семьи, подготовки детей к реализации проекта «Моя семья»

Задачи:

-способствовать формированию уважительного отношения детей к членам семьи;

- развивать кругозор детей через интервьюирование членов семьи;

- учить поддерживать и продолжать семейные традиции;

- способствовать объединению детей, их родителей  на основе общего интереса к общей деятельности.

Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет,   Литература и интернет-ресурсы: 

 1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт  русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М. : Азбуковник, 1999. – 944 стр.


Содержание урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Психологический настрой

Дети молча, только глазами,  послали добрые мысли и добрые чувства окружающим.

- Здоровья, добра, удачи, хорошего настроения и т. д

-Было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро и тепло ….

- Давайте мысленно пошлем друг другу хорошие чувства и пожелания

 А что вы мысленно пожелали?

-Что вы чувствовали, когда «посылали» друг другу добрые мысли и добрые чувства?

 -Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию.

Целеполагание



Дети отгадывают: «Семья»

- Кто живёт рядом с тобой?»

- О семье.
«Как живет семья?»

- Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется «7Я»
Прочитайте, как называется раздел, к изучению которого мы переходим?

О чём мы будем сегодня говорить?
Найдите в учебнике тему урока.

- На какие вопросы мы можем сегодня на уроке найти ответы?

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.

Планирование

Сначала узнаем, что такое семья.
Узнаем, как живет семья.
Поговорим о своих семьях.
Определим дальнейшую работу по этой теме.

Давайте, определим в какой последовательности можно построить работу на уроке.

Формирование умения планировать свою деятельность.

Реализация плана

Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).

Структура ЭЙ АР ГАЙД,

Работа в группах: 1 группа ищет толкование слова в словаре Ожегова С.И.;
2  группа – в словаре Ушакова Д.Н.
3 группа -  в интернет-сайте «Википедия»  
Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Википедия:
Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми

Попробуйте сказать, что же такое семья?
Давайте обратимся к словарям.

Поработаем в группах

Формирование умения работать с различными источниками

Представление результатов работы групп, анализ

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Какое из этих определений наиболее близки и понятны вам? Почему?

Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.

Применение новых знаний

-Дочь
- Папа, мама
-Внук
- Бабушка

Тетя

Двоюродные братья и сестры


Дети в группах читают предложения:

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Работа в паре. РЕЛЛИ РОБИН

Каждая пара, прочитав слова, составляет пословицу:

Семья, место, душа, вместе. так. и. на, месте.

Семье клад, лад, не нужен, когда, в

Каша, в, гуще, семье, и.

Семья, куче, страшна, туча, в, не.

Счастлив, дома, у, кто, счастлив, себя, тот

Поиграем «Кто кому кто?»

–Аня, ты кто для мамы?
– Данил, кто называет тебя сыном?
– Кирилл, ты кто для бабушки?
)
– Диана, у папы есть мама. Кто она тебе?
– Денис, у мамы есть сестра. Кто она тебе?
– Витя, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно найти смысловые ошибки в предложениях.


Какой должна быть семья?

На основе этих  правил русский народ сложил много пословиц о семье, попробуйте составить пословицы из слов, работая в паре.

Понимание родственных связей.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.


Формирование умения вести диалог с постепенным подведением к единому мнению

Формирование умения сотрудничать.

Дети объясняют смысл составленных пословиц.

Физкультминутка

Дети играют в игру «Уголки»

КОНЭРС-обучающая структура

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою семью и самих себя.

– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».

Встаньте:

в правый угол – кто похож на маму?

в левый угол – кто похож на папу?

ко мне – кто похож сам на себя?

в правый угол – у кого есть сестрёнки?

в левый угол – у кого есть братишки?

к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?

к окну – у кого пока никого нет?

все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!

– Да, вы счастливые дети.

Предупреждение утомляемости – физкультминутка.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»

Дети показывают количественный состав семьи

Ответы детей: все семьи разные, не похожие друг на друга.


Дети выбирают нужные слова.

Мир, зло, взаимопонимание, добро, любовь, ссора, уважение, вражда, дружба, улыбка.

Мама, папа, бабушка, дедушка

– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца,  о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.

Покажите на пальцах сколько членов семьи проживает у вас дома.

Смотрите, какие разные по количеству семьи у нас, а только ли количеством семьи отличаются друг от друга?

– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия, но каждая семья держится на …

Выберите нужные слова.

У вас у всех очень разные и интересные семьи со своими истоками, корнями, а кто в вашей семье может вам рассказать больше всего о родственниках, о традициях семья, увлечениях членов семьи?

Формирование умения вести диалог со сверстниками, высказывая свою точку зрения.

Работа в группах, подготовка вопросов для интервью.

Составляют на основе работы групп опросник:

Кто самый старший в нашей семье?
Кто по профессии каждый член семьи?
В какие игры играли взрослые, когда были маленькими?
Чем увлекается каждый член семьи?
Есть ли в семье вещи, передающиеся из поколения в поколение?


Варианты ответов детей.

Мы все вместе, как дерево.
Каждый член семьи – это веточка или листик….

Опросить всех членов семьи по опроснику, подобрать семейные фотографии, нарисовать семейное древо, составить рассказ о своей семье.

А вы сможете взять интервью у членов своей семьи? Для этого нам надо подготовить вопросы, которые вы можете задавать своим родным. О чем вы можете их спросить?
Попробуйте дома, задав эти вопросы, составить портрет вашей семьи.

А можно нарисовать портрет семьи? В каком виде?
Принято семью изображать в виде дерева. Как вы думаете, почему?
Посмотрите, как изобразил семейное древо ученик нашей школы:

Я предлагаю вам дома выполнить проект на тему «Моя семья». Какую работу для этого вы можете сделать?

Формирование умения организовывать сотрудничество со взрослыми.

Рефлексия

Близкие родственники, живущие вместе

В чем вы сегодня были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья– Чем для вас является семья?

Хочу завершить наш урок словами:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Формирование умения анализировать свою деятельность

 



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по окружающему миру

Методическая разработка для учителей начальных классов

Автор: Макарова наталья Валерьевна

Учитель начальных классов МБОУ СОШ №3 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Тема урока: «Как живет семья?». Подготовка к выполнению проекта «Моя семья».

Цели: 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей

         к структурированию и систематизации изучаемого предметного  

         содержания и способностей к учебной деятельности.

Содержательная цель: выявление теоретических основ развития

         содержательно-методических линий школьного курса окружающего мира и построение обобщённых норм  учебной деятельности. Формирование осознания ценности семьи, развития этических норм по отношению к членам своей семьи, подготовки детей к реализации проекта «Моя семья»

Задачи:

-способствовать формированию уважительного отношения детей к членам семьи;

- развивать кругозор детей через интервьюирование членов семьи;

- учить поддерживать и продолжать семейные традиции;

- способствовать объединению детей, их родителей  на основе общего интереса к общей деятельности.

Условия, необходимые для проведения урока: наличие компьютера, подключенного к сети Интернет,   Литература и интернет-ресурсы: 

 1. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт  русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополнительное.- М. : Азбуковник, 1999. – 944 стр.


Содержание урока

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Психологический настрой

Дети молча, только глазами,  послали добрые мысли и добрые чувства окружающим.

- Здоровья, добра, удачи, хорошего настроения и т. д

-Было весело, стало очень хорошо, я почувствовала добро и тепло ….

- Давайте мысленно пошлем друг другу хорошие чувства и пожелания

 А что вы мысленно пожелали?

-Что вы чувствовали, когда «посылали» друг другу добрые мысли и добрые чувства?

 -Пусть наш урок украсят ваши улыбки, и ничто не омрачит вашего хорошего настроения.

Настрой на тему урока. Подготовка к определению темы и целеполаганию.

Целеполагание



Дети отгадывают: «Семья»

- Кто живёт рядом с тобой?»

- О семье.
«Как живет семья?»

- Что такое семья? Что объединяет членов семьи? Чем семья отличается от другой группы людей? Как называют членов семьи? Как называют людей одного возраста?

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. А вот о чем, вы узнаете, отгадав ребус.

На доске появляется «7Я»
Прочитайте, как называется раздел, к изучению которого мы переходим?

О чём мы будем сегодня говорить?
Найдите в учебнике тему урока.

- На какие вопросы мы можем сегодня на уроке найти ответы?

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности

включения в учебный процесс.

Формирование умения определять тему и ставить цели работы на уроке.

Планирование

Сначала узнаем, что такое семья.
Узнаем, как живет семья.
Поговорим о своих семьях.
Определим дальнейшую работу по этой теме.

Давайте, определим в какой последовательности можно построить работу на уроке.

Формирование умения планировать свою деятельность.

Реализация плана

Семья – это:(учащиеся выражают своё мнение).

Структура ЭЙ АР ГАЙД,

Работа в группах: 1 группа ищет толкование слова в словаре Ожегова С.И.;
2  группа – в словаре Ушакова Д.Н.
3 группа -  в интернет-сайте «Википедия»  
Словарь Ожегова С.И.: 
1. Это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Википедия:
Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми

Попробуйте сказать, что же такое семья?
Давайте обратимся к словарям.

Поработаем в группах

Формирование умения работать с различными источниками

Представление результатов работы групп, анализ

- Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.

Какое из этих определений наиболее близки и понятны вам? Почему?

Формирование умения высказывать свою точку зрения и принимать чужое мнение.

Применение новых знаний

-Дочь
- Папа, мама
-Внук
- Бабушка

Тетя

Двоюродные братья и сестры


Дети в группах читают предложения:

Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство.

Члены семьи любят и уважают друг друга; живут в одной квартире; распределяют деньги на покупки в хозяйство; вместе отдыхают и проводят свободное время; занимаются домашним хозяйством.

Работа в паре. РЕЛЛИ РОБИН

Каждая пара, прочитав слова, составляет пословицу:

Семья, место, душа, вместе. так. и. на, месте.

Семье клад, лад, не нужен, когда, в

Каша, в, гуще, семье, и.

Семья, куче, страшна, туча, в, не.

Счастлив, дома, у, кто, счастлив, себя, тот

Поиграем «Кто кому кто?»

–Аня, ты кто для мамы?
– Данил, кто называет тебя сыном?
– Кирилл, ты кто для бабушки?
)
– Диана, у папы есть мама. Кто она тебе?
– Денис, у мамы есть сестра. Кто она тебе?
– Витя, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе?

- А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю самостоятельно найти смысловые ошибки в предложениях.


Какой должна быть семья?

На основе этих  правил русский народ сложил много пословиц о семье, попробуйте составить пословицы из слов, работая в паре.

Понимание родственных связей.

Актуализировать мыслительные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания.


Формирование умения вести диалог с постепенным подведением к единому мнению

Формирование умения сотрудничать.

Дети объясняют смысл составленных пословиц.

Физкультминутка

Дети играют в игру «Уголки»

КОНЭРС-обучающая структура

- Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете свою семью и самих себя.

– Сейчас поиграем в игру, которая называется «Уголки».

Встаньте:

в правый угол – кто похож на маму?

в левый угол – кто похож на папу?

ко мне – кто похож сам на себя?

в правый угол – у кого есть сестрёнки?

в левый угол – у кого есть братишки?

к двери – у кого есть и братишки и сестрёнки?

к окну – у кого пока никого нет?

все ко мне, кто любит свою семью, дорожит ею! Похлопайте!

– Да, вы счастливые дети.

Предупреждение утомляемости – физкультминутка.

Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»

Дети показывают количественный состав семьи

Ответы детей: все семьи разные, не похожие друг на друга.


Дети выбирают нужные слова.

Мир, зло, взаимопонимание, добро, любовь, ссора, уважение, вражда, дружба, улыбка.

Мама, папа, бабушка, дедушка

– Какое красивое слово – семья! Как греет душу это слово. Оно напоминает нам о ласковом слове мамы, о заботливой строгости отца,  о нежности в блеске глаз наших бабушек, задумчивости и терпении мужественных дедушек.

Покажите на пальцах сколько членов семьи проживает у вас дома.

Смотрите, какие разные по количеству семьи у нас, а только ли количеством семьи отличаются друг от друга?

– Как вы видите – нет одинаковых семей. У каждой семьи свои обычаи, традиции, увлечения, занятия, но каждая семья держится на …

Выберите нужные слова.

У вас у всех очень разные и интересные семьи со своими истоками, корнями, а кто в вашей семье может вам рассказать больше всего о родственниках, о традициях семья, увлечениях членов семьи?

Формирование умения вести диалог со сверстниками, высказывая свою точку зрения.

Работа в группах, подготовка вопросов для интервью.

Составляют на основе работы групп опросник:

Кто самый старший в нашей семье?
Кто по профессии каждый член семьи?
В какие игры играли взрослые, когда были маленькими?
Чем увлекается каждый член семьи?
Есть ли в семье вещи, передающиеся из поколения в поколение?


Варианты ответов детей.

Мы все вместе, как дерево.
Каждый член семьи – это веточка или листик….

Опросить всех членов семьи по опроснику, подобрать семейные фотографии, нарисовать семейное древо, составить рассказ о своей семье.

А вы сможете взять интервью у членов своей семьи? Для этого нам надо подготовить вопросы, которые вы можете задавать своим родным. О чем вы можете их спросить?
Попробуйте дома, задав эти вопросы, составить портрет вашей семьи.

А можно нарисовать портрет семьи? В каком виде?
Принято семью изображать в виде дерева. Как вы думаете, почему?
Посмотрите, как изобразил семейное древо ученик нашей школы:

Я предлагаю вам дома выполнить проект на тему «Моя семья». Какую работу для этого вы можете сделать?

Формирование умения организовывать сотрудничество со взрослыми.

Рефлексия

Близкие родственники, живущие вместе

В чем вы сегодня были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок?
– Что же такое семья– Чем для вас является семья?

Хочу завершить наш урок словами:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Формирование умения анализировать свою деятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс.

Методическая разработка урока по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас", 3 класс. Тема урока:"Вода. Свойства воды."...

Методическая разработка урока по окружающему миру 3-класс по теме:Функции пищи.

Формировать понятия о вкусе,органе вкуса.Формировать знания о правилах гигиены....

методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс Гармония

Урок -закрепление по окружающему миру для 4 класса по теме "Путешествие по географической карте" УМК "Гармония"...

Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

Методическая разработка урока по Окружающему миру 3 класс.

Познакомить  учащихся с понятием почва,выяснить основное свойство почвы, в процессе опытов установить состав почвы, показать значение почвы для растений и животных....

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели...

Методическая разработка урока по окружающему миру. 1 класс. Тема: «Когда придёт суббота?»

Формирование ученической компетентности, воспитание заботливого отношения к природе, расширение знания детей о временном пространстве; закрепление знания о днях недели....