Главные вкладки

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа» методическая разработка урока по окружающему миру 4 класс
    презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

    Корнилова Татьяна Алексеевна

      методическая разработка урока по окружающему миру   на тему "Наши подземные богатства" в 4 классе  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_nashi_podzemnye_bogatstva.doc119.5 КБ

    Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               «Дмитриевогорская средняя общеобразовательная школа»

    Методическая разработка

    урока по окружающему миру

    на тему

    «Наши подземные богатства»

    школа.jpg

                       

                            Подготовила

    учитель I  квалификационной категории

    Корнилова Татьяна Алексеевна

    2011 – 2012 уч.г.

    Окружающий мир

    Тема: «Наши подземные богатства».

             Цели:

    Сформировать представления учащихся о подземных богатствах. Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.

    Развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом – определителем, коллекционным материалом.

    Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически, работать в парах.

    Оборудование:

    Физическая карта России, карта Владимирской области, коллекции полезных ископаемых, раздаточный материал, карточки – помогайки, атлас – определитель «От земли до неба» А.А.Плешакова, «Почемучка» А.Дитрих, Г.Юрмин.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.   Сообщение  темы   урока.

    Сегодня у нас урок знакомств. Мы знакомимся с вами, с гостями, по теме урока  с подземными богатствами (слайд №1).

    Начинается урок

    Он пойдет ребятам впрок.

    О подземных мы богатствах

    Речь сегодня поведем.

    1. Проверка домашнего задания.

    Тему урока мы узнали сейчас.

    Но сначала о водоемах рассказ.

    Предлагаю вам тест (слайд №2). Выбирайте правильный ответ и запишите только букву, под которой он записан.

     1. Хранилища воды называют…

    а) низменности;

    б) водоемы;

    в) плато.

       2.  К естественным водоемам относятся…

    а) пруд, озеро, канал;

    б) ручей, море, река;

    в) водохранилище, океан, пруд.

        3. К искусственным водоемам относятся…

    а) канал, водохранилище, пруд;

    б) река, канал, озеро;

    в) канал, пруд, море.

    Проверка: дети самостоятельно проверяют по  данным ответам (слайд №3)

    -Кто выполнил без ошибок, с 1 ошибкой. Есть такие, кто совсем не справился с тестом? Нет? Молодцы!

    Блиц – турнир.

    1. Водный поток, имеющий исток и устье  (ручей, река).

    2. Огромное пространство воды на Земле   (океан).

    3. Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой  (пруд).

    4.   Природное углубление на поверхности суши, заполненное водой  (озеро).

    5. Часть океана, вдающаяся в сушу  (море).

    6. Выход подземных вод на поверхность  (родник, ключ).

    -Вы приготовили книжки-малышки по теме «Правила поведения у водоемов». Назовите по одному правилу. (Ответы детей).

    Хорошо! Надеюсь, эти правила мы будем помнить всегда, находясь у водоемов.

    1.  Сообщение цели урока.

    - Интересная игра сегодня у нас. Мы все ученые. В нашу  научную лабораторию поступили разные полезные ископаемые. Мы должны исследовать их, выявить их свойства, найти на карте. На основании нашего исследования будет решаться, какие заводы, предприятия можно построить в нашем крае.

    IV. Работа над новой темой.

    - что обозначают слова ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ? Слово «полезные» означает, что они полезны человеку, человек их определенным способом использует. «Ископаемые» - значит  их копают, добывают из глубин земли  или с поверхности.

    - Все полезные ископаемые, залегающие в недрах земли, делятся на две большие группы: рудные и нерудные. К рудным относится железная руда. Нерудные полезные ископаемые делятся еще на две подгруппы. Эту таблицу «Полезные ископаемые»  (слайд №4) мы вместе заполним, изучив  их свойства. Перед вами карточка – помогайка. Пользуясь учебником, заполните строку СВОЙСТВА. (Работа в парах).

    -В коллекции найдите нужное  по описанию полезное ископаемое и представьте всем ребятам. (Рассказ учеников. Показ образцов).

    - На какие подгруппы делятся не рудные полезные ископаемые? (слайд №5).  Как вы думаете?  (На строительные и горючие).

    -Какие полезные ископаемые относятся к горючим? Какие к строительным?   ( слайд №6).

    -А как добывают полезные ископаемые?

    _Существуют следующие способы добычи: шахты, буровые установки, карьеры – это добыча открытым способом.  Посмотрите слайды. (Демонстрация слайдов № 7-10).

    V.  Физкультминутка.

    -Мы к геологам пойдем.

    Дружно в ногу все идем.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Все проверили осанку

    И свели лопатки.

    Дружно за руки взялись,

    По болотам пробрались.

    Аккуратно надо сесть,

    Чтоб приборы не задеть.

    VI.   Продолжение новой темы.

    -Запишите в карточках способы добычи вашего полезного ископаемого.

    - Какое же значение  и применение имеют полезные ископаемые?    В карточках – помогайках  нужно  заполнить  строку ЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ.  

    Рассказ учеников.

    -Проверим, так ли это (слайд №11).

     -Обратимся к учебнику, страница 64-65. Посмотрите на обозначения. Как обозначаются каменный уголь, нефть, природный газ, железные руды? Давайте покажем на карте месторождения этих полезных ископаемых. (работа с картой).

    -Давайте узнаем, какие полезные ископаемые добывают в нашей области (работа с картой Владимирской области). Ответы детей.

    -Возьмите значок, обозначающий  изучаемое вами полезное ископаемое и приклейте в карточку.

    -Подумайте и скажите, какие заводы можно строить в нашем крае? (гончарный, кирпичный, стекольный).

    -Как известно, полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но, оказывается, многие из  них образовались из остатков живых организмов. Прошли миллионы лет, прежде чем  они превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. Человек получил в дар богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? Ответы детей.

    -Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть. Как надо охранять подземные богатства? (закрывать дверь в подъезд, следить за тем, чтобы попусту не горел газ в плите).

    VII.  Подведение итогов.

    -Что же мы называем полезными ископаемыми? (слайд №12 . Полезные ископаемые– это все природные богатства, которые добывают люди)..

    -Давайте  сложим ваши исследования в папку, получился проект. Как его можно дополнить?

    -Предлагаю вам разгадать этот кроссворд. Угадайте полезные ископаемые, о которых мы сегодня говорили.

    По горизонтали:

    1.   Очень прочен и упруг,

          Строителям надежный друг.

          Дома, ступени, постаменты

           Красивы станут и заметны.

    1. Белый камешек растаял,

    На доске следы оставил.

    4.  Он очень нужен детворе.

         Он на дорожках во дворе.

         Он на стройке, он на пляже

                        И в стекле расплавлен даже.

    5. По трубе течет

        Пироги печет.

    1. Без неё не побежит

                               Ни автобус, ни такси,

                               Не поднимется ракета.

                               Отгадайте, что же это?

    1.    Не зря она варилась

          В доменной печи.

    На славу получились                      

           Ножницы, ключи…

    По вертикали:

    1. Если встретишь на дороге,

          То увязнут сильно ноги.

          А сделать миску или вазу,

          Она понадобиться сразу.

    1. Покрывают им дороги,

    Улицы в селениях.

    А ещё он есть в цементе.

    Сам он – удобрение.

    1. Росли на болоте растения,

    Стали топливом и удобрением.

    1. Он несет в дома тепло,

          От него кругом светло,

          Помогает плавить стали,

         Делать краски и эмали.

         Он черный, блестящий,

         Помощник настоящий.

    (Ответы: По горизонтали: 1. Гранит. 3. Мел. 4. Песок. 5. Газ. 6. Нефть. 8. Руда. По вертикали: 1. Глина. 2. Известняк. 7 Торф. 9. Уголь.)

    Выставление оценок.

    VIII. Домашнее задание.

    -Подготовить рассказ о полезных ископаемых (стр. 159-170). Разгадать кроссворд до конца (по желанию).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе. Тема: «Водоёмы нашего края и их охрана» УМК «Школа России»

    Методическая разработка раскрывает  опыт работы  по проведению урока  окружающего мира  УМК «Школа России»  под редакцией А. А. Плешакова....

    Методическая разработка урока по окружающему миру 2 класс "Школа XXI века.

    Окружающий мир. Хлеб – главное богатство России. 2 класс. «Начальная школа XXI века» Елизавета Михайловна Гоян , Ирина Анатольевна Кривашкина ГБОУ №164  г. Санкт  - Петербург Аннотация к...

    Программа школьной детской казачьей организации «Лазорики» муниципального бюджетного образовательного учреждения казачьей средней общеобразовательной школы №22 имени кавалера Ордена Мужества А. Морозова для начальной школы

    Новая реальность жизни диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место в обществе, оказать воздействие на происходящ...

    Методическая разработка урока по окружающему миру для 3 класса по теме: «С чего начинается Родина?». Образовательная система «Школа 2100».

    Цели и задачи урока:- помочь обучающимся осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт;- сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государство, правительство,...

    ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

    ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...

    ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ муниципального бюджетного образовательного учреждения «Березовская средняя общеобразовательная школа №1»

    ОГЛАВЛЕНИЕ№Разделы основной программыСтраницыI.Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка.3-8 стр.1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начальног...