Игра-викторина "Родная природа"
методическая разработка по окружающему миру (2, 3, 4 класс) на тему

Китаева Ольга Павловна

Интеллектуальная познавательная игра «Родная природа» для учащихся 1-4 классов.

Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний о животных и растениях родного края;

Задачи:

1. Развивать экологическое мышление, воспитывать  бережное отношение к природе.

2. Повторить правила поведения в природе.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению  природы родного края, любовь к родной природе.

4. Формировать умение работать в команде (группе), уважать партнёров и соперников по игре.

Данную дидактическую игру можно использовать:

  • После изучения отдельных тем на уроках окружающего мира для закрепления материала, т.к.  значительную часть содержания учебников составляют родиноведческие и краеведческие знания. 
  • Во внеурочной деятельности, на классных часах;
  • Во время организации летнего отдыха учащихся.

В зависимости от предложенных форм работы, и методика работы будет различной. На уроках окружающего мира можно использовать фронтально на этапе закрепления или рефлексии.

В других случаях – игра, как командные соревнования

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
ПТИЦЫ
НАСЕКОМЫЕ
ГРИБЫ
Растения
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
НЕ ВЕРИШЬ- ПРОВЕРЬ
Природные памятники края
Охрана природы
ЛЕСНАЯ АПТЕКА

Слайд 2
О ком народная примета: «Высоко летает – быть хорошей погоде, низко – к дождю»?
Какая лесная птица умело подражает голосам многих птиц?

Слайд 3
Ох и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.
С 1964 года совы находятся в стране под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи мышей-полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.

Слайд 4
На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в сторону и так сидел несколько минут. Для чего?
Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.

Слайд 5
Кукушка – вредная или полезная птица?
Кукушка поедает волосатых гусениц, которых другие птицы избегают.
Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда?

Слайд 6
Чем стрекочет кузнечик?
Почему птицы не клюют божью коровку?
Ногой. На ноге у кузнечика зазубринки, На крыле – защепочки. Треск получается от трения ноги о крыло.
На ножках у жучка выделяется желтая, неприятного запаха и едкого вкуса жидкость. Птицы, раз попробовав невкусного жучка, больше его не трогают.

Слайд 7
У кого из насекомых самый чуткий нос?
Каким насекомым хлопают в ладоши?

Слайд 8
Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик
В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет

Слайд 9
НЕ ВЕРИШЬ – ПРОВЕРЬ!
Дым стелется по земле Большая роса утром…Кошка мордой лапу закрывает…Воробьи в пыли купаются..Пчелы вылетают утром рано…Рыба не клюет…
к ненастью.к хорошей погоде.к метели.к дождю.к хорошей погоде.перед дождем.

Слайд 10
Кто бежит, выставляя вперед задние ноги?
Слепыми или зрячими родятся зайцы?
(Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80-150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже — до 1 раза в 4 дня. С 5 дня жизни зайчата начинают перемещаться вблизи места рождения; к 2 неделям достигают веса 300—400 г и уже активно едят траву, а в 3-4 недели становятся самостоятельными.

Слайд 11
Что теряет лось каждую зиму?
Животное, которое строит дом на реке, его называют «речным инженером»?

Слайд 12
Где-нибудь в поле можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и явно прислушивается. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает быстро, быстро рыть снег. Чем занимается лиса?
Лиса мышкует.

Слайд 13
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто!

Слайд 14
2. В какую реку впадают воды Плакуна?

Слайд 15
2. У подножия какой реки расположился Серый камень?

Слайд 16
Около какого села находится аномальная зона в Пермском крае?

Слайд 17
Где находится крупнейшая гипсовая пещера Урала?
Кунгурская ледяная пещера

Слайд 18
С моего цветка берёт Пчёлка самый вкусный мёдА меня все ж обижают:Шкуру тонкую сдирают.
Есть у родственницы ёлки неколючие иголки.Но в отличие от ёлкиОпадают те иголки.

Слайд 19
Это дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты.
Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит их морозец, тем слаще они будут.

Слайд 20
Какое ядовитое растение леса связано с названием птицы?
Какое ядовитое растение леса связано с названием животного?

Слайд 21
Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки.
Это растеньице не любит солнца – растёт в затенённых местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения.

Слайд 22
Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку.
Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать.

Слайд 23
Бусы красные висят,из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.
Злая, как волчица,Жжётся, как горчица.

Слайд 24
Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?
Какая ягода заменяет лимон?
Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество

Слайд 25
Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце.
Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдёт мимо человек, пробежит зверь – уцепится плодик и путешествует. А где упадёт – может вырасти.

Слайд 26
Какая охота разрешается в лесу в любое время года?
Фотоохота

Слайд 27
Почему не в каждом лесу растут лишайники?
Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.

Слайд 28
Он на толстой ножке белой В яркой шляпке загорелой,Кто в лесу его найдёт, Тот от радости поёт.
Разноцветные беретыЛета яркие приметыРазбрелись в лесу, как стаяЧудо – радуга грибная.  

Слайд 29
Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой.
Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко.

Слайд 30
Какие грибы люди научились выращивать?
Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину.
Может ли гриб съесть дом?
Шампиньоны.



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

Интеллектуальная познавательная игра

«Родная природа» для учащихся 1-4 классов.

Цель: создать условия для расширения и закрепления знаний о животных и растениях родного края;

Задачи:

1. Развивать экологическое мышление, воспитывать  бережное отношение к природе.

2. Повторить правила поведения в природе.

3. Воспитывать познавательный интерес к изучению  природы родного края, любовь к родной природе.

4. Формировать умение работать в команде (группе), уважать партнёров и соперников по игре.


Прогнозируемый результат:

Личностные УУД:

  • Формировать учебно-познавательный интерес к материалу;
  • Формировать  экологическую ответственность, эмоционально-нравственное отношение к природе;
  • Мотивация игровой деятельности;
  • Навыки сотрудничества в процессе игры, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные УУД: 

  • Концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

Познавательные УУД: 

  • Строить речевые высказывания в устной форме;
  • Основы смыслового чтения текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
  • Анализ информации;
  • Установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные УУД

  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе игры;
  • Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • Строить понятные для партнера высказывания
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Оборудование:

- мультимедийный проектор, программа Microsoft Power Point.

Правила игры:

  1. В игре принимают участие 2 команды произвольной численности.

Возраст детей  - 8-10 лет.

Продолжительность игры – 45-60 мин.

2.Можно по желанию коллектив разделить на команды по 4-5 человек, а можно с помощью вопросов отборочного тура.

3. В нашей игре 9 секторов каждая команда по очереди может выбрать любой сектор. А далее по очереди отвечать на вопросы. На обдумывание каждого вопроса – 30 сек, можно ответ давать досрочно. Участники команд могут совещаться друг с другом. После истечения времени капитан называет ответ. Если команда не ответила на вопрос, право ответа может перейти к команде сопернице

Примерные вопросы для отборочного тура:

1.Название реки, на которой стоит город Пермь (Кама)

2.Что обозначает в переводе с тюркского языка слово СУКСУН? («студёная вода»)

3.Какое животное изображено на гербе Пермского края?(медведь)

4.Можно ли назвать насекомым паука? (нет)

5.Какой курорт находится в Суксунском районе? («Ключи»)

6.Как называются горы, на которых расположился Пермский край? (Уральские)

7.Какая птица не боится мороза и падающей воды? (оляпка)

8.Какая река протекает по селу Ключи? (Иргина)

9.Ветки какого дерева приносят в свои жилища перед Пасхой? (верба)

10.Каких птиц называют «вестники весны»? (грачи)

11.Кто изображён на гербе России? (орёл)

12.На какой реке построен посёлок Суксун? (Суксунчик)

13.Пух какого дерева делает лето похожим на зиму? (тополь)

14.Что за дерево стоит: ветра нет, а вся дрожит? (осина)

Ход игры.

Звучит фонограмма музыки — начало мероприятия.

Ведущий. Нас в любое время года

                  Учит мудрая природа:

                  Птицы учат пению,

                  Паучок — терпению,

                 Пчелы в поле и в саду

                 Обучают нас труду.  

 Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте.

У природы круглый год

Обучаться нужно,

Ведь ее лесной народ

Учит крепкой дружбе.

      Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы собрались сегодня с вами, чтобы поговорить о родной природе, вспомнить о животных и растениях, которые нуждаются в защите и охране. Мы все любим природу и хотим жить в согласии с ней. Ведь человек — это часть природы. И от нас зависит, будет ли наш край цветущим садом.

Тема нашей игры «Родная природа». (Слайд 2)

В игре будут принимать участие 2 команды.

-Придумайте названия своим командам и выберите капитанов.

Посмотрите на игровое поле. (Слайд 3)

В нашей игре 9 секторов каждая команда по очереди может выбрать любой сектор. А далее по очереди отвечать на вопросы. На обдумывание каждого вопроса – 30 сек, можно ответ давать досрочно. Участники команд могут совещаться друг с другом. После истечения времени капитан называет ответ. Если команда не ответила на вопрос, право ответа может перейти к команде сопернице

Ведущий. Ну что ж, все готовы к началу игры?

Вопросы для 1 команды

Вопросы для 2 команды

Сектор  ПТИЦЫ

1.Когда температура тела воробья ниже: летом или осенью? (одинаковая)

2. О ком народная примета: «Высоко летает – быть хорошей погоде, низко – к дождю»? (ласточка)

3.Жалобу какой птицы  услышите?

Ох и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это?  Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

(Сова).

4. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнезда? (кукушка)

Сектор  НАСЕКОМЫЕ

  1. Чем стрекочет кузнечик? 

(Ногой. На ноге у кузнечика зазубринки,

На крыле – защепочки. Треск получается от трения ноги о крыло).

2. У кого из насекомых самый чуткий нос?

(бабочка)

3.Загадка:

Голубой аэропланчик сел на желтый одуванчик (стрекоза)

Сектор  НЕ ВРИШЬ ПРОВЕРЬ!

(народные приметы о предсказании погоды)

1.Дым стелется по земле - … (к ненастью)

2.Кошка мордой лапу закрывает – (к метели)

3.Пчёлы вылетают утром рано  - … (к хорошей погоде)

Сектор  МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

  1. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (заяц)

2. Что теряет лось каждую зиму?(рога)

3.Где-нибудь в поле можно наблюдать, как лиса неторопливо ходит по снегу, часто останавливается и явно прислушивается. И вдруг зверь подпрыгивает и начинает быстро, быстро рыть снег. Чем занимается лиса?

(лиса «мышкует)»

Сектор  ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

1.Угадать по фото достопримечательное место Суксунского района  (Серый камень)

2.В какую реку падают воды Плакуна? (Сылва)

3.Где находится крупнейшая гипсовая пещера Урала? (в Кунгуре)

Сектор  РАСТЕНИЯ

1.Загадка

 С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают
.  (Липа)

  1. Это дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать «музыкальным» - из его древесины изготовляют многие музыкальные инструменты. (Клён)
  2. Какое ядовитое растение леса связано с названием птицы? (вороний глаз)
  3. Сегодня полянка золотисто-жёлтая от цветов, завтра – бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые «головки», а с «головок» слетают лёгкие пушинки.(Одуванчик)

Сектор  ЛЕСНАЯ АПТЕКА

(дополнительный вопрос после каждого угаданного слова: Как помогает это растение, при каких заболеваниях?

1.Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт там, чтобы помочь, если надо, путешественнику, натёршему ногу, поранившему руку. (Подорожник)

2. Загадка:

Бусы красные висят,
из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)

3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты?(Сфагнум)

4. Дотронься летом до ствола этого дерева. Он прохладный даже на солнцепёке. Такое может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза)

Сектор  ОХРАНА ПРИРОДЫ

  1. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
  2. Каковы причины лесных пожаров?

Сектор  ГРИБЫ

1. Он на толстой ножке белой
В яркой шляпке загорелой,
Кто в лесу его найдёт,
Тот от радости поёт. (
Белый гриб)

2. Эти грибы узнаешь по цвету. И ещё по тому, что на срезанной ножке гриба выступит капелька оранжевого сока, приятно пахнущая смолой. (Рыжик)

3. Какие грибы люди научились выращивать? (шампиньоны)

        

Сектор  ПТИЦЫ

1. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)

2. Какая лесная птица умело подражает голосам многих птиц? (скворец)

3. На муравейник опустился дрозд,  вытянул крылья в сторону и так сидел несколько минут. Для чего? Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.

4. Кукушка – вредная или полезная птица?

Кукушка поедает волосатых гусениц, которых другие птицы избегают.

Сектор  НАСЕКОМЫЕ

1. Почему птицы не клюют божью коровку?

(На ножках у жучка выделяется желтая, неприятного запаха и едкого вкуса жидкость. Птицы, раз попробовав невкусного жучка, больше его не трогают).

2.Каким насекомым хлопают в ладоши?

(комарам)

3.Загадка:

В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий весь день хлопочет (муравьи)

Сектор  НЕ ВРИШЬ ПРОВЕРЬ!

(народные приметы о предсказании погоды)

1.Большая роса утром -… (к хорошей погоде)

2.Воробьи в пыли купаются - …(к дождю)

3.Рыба не клюёт - …(перед дождём)

Сектор  МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

1. Слепыми или зрячими  родятся зайцы?

(Зайчата рождаются зрячими и покрытыми мехом, весом 80-150 г. Самка приходит кормить потомство раз в сутки, а иногда и реже — до 1 раза в 4 дня. С 5 дня жизни зайчата начинают перемещаться вблизи места рождения; к 2 неделям достигают веса 300—400 г и уже активно едят траву, а в 3-4 недели становятся самостоятельными.
2. Животное, которое строит дом на реке, его называют «речным инженером»? (бобры)

3. Жалобу какого животного слышите?

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных зверей и птиц не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать?  Ведь такими мы уродились!  Обижают нас часто!

(летучие мыши)

Сектор  ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

1.Угадать по фото достопримечательное место Суксунского района  (водопад Плакун)

2. У подножия какой реки расположился  Серый камень? (Иргина)

3. Около какого села находится аномальная зона в Пермском крае?  (Молёбка, Кишертский район)

Сектор  РАСТЕНИЯ

1.Загадка

Есть у родственницы ёлки

неколючие иголки.

Но в отличие от ёлки

Опадают те иголки. (Лиственница)

2. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму. И чем крепче прихватит  их морозец, тем слаще они будут. (Рябина)

3.Какое ядовитое растение леса связано с названием животного? (волчье лыко)

4. Это растеньице не любит солнца – растёт в затенённых местах. На вкус его листочки кисленькие. Отсюда, наверное, и название растения. (Кислица)

Сектор  ЛЕСНАЯ АПТЕКА

(дополнительный вопрос после каждого угаданного слова: Как помогает это растение, при каких заболеваниях?

1.Верхняя сторона листьев этого растения холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – тёплая и нежная, как родная мать. (Мать-и-мачеха)

2. Загадка:

Злая, как волчица,

Жжётся, как горчица.

(Крапива)

3.Какая ягода заменяет лимон?  (Клюква)

4. Знаменито это растение своими колючками и цепкими плодиками. Пройдёт мимо человек, пробежит зверь – уцепится плодик и путешествует. А где упадёт – может вырасти. (репейник)

Сектор  ОХРАНА ПРИРОДЫ

  1. Почему не в каждом лесу растут лишайники? Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.
  2. Как правильно разжечь костёр?

Сектор  ГРИБЫ

1. Разноцветные береты

Лета яркие приметы

Разбрелись в лесу, как стая

Чудо – радуга грибная.  (Сыроежки)

2.Живут эти грибы на деревьях или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко. (опята)

3. Может ли гриб съесть дом?  (Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину)

Дополнительный вопрос: Как правильно собирать грибы?

ИТОГ

Ведущая: Молодцы, знатоки природы. А пока жюри подсчитывает баллы, я объявляю музыкальную паузу. (Подведение итога турнира знатоков природы, награждение детей).

Ведущая: Всех вас поздравляю! И в заключении хочу сказать, чтобы помнили все – и взрослые и дети: Любите природу, потому что, это наша с вами родная земля, на которой мы с вами родились, живём и будем жить. Так давайте же мы, все вместе, будем к ней относиться бережней и добрей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Природа в опасности. Охрана природы».

Тип урока: изучение новой темы с элементами проектной деятельности.Цель урока: раскрыть экологическую проблему, познакомить с правилами поведения в природе.Задачи урока:1.    познакомит...

"Люби и охраняй природу" "Люби и охраняй природу"

Мероприятие по окружающему миру в 3 классе позволяет развивать познавательные способности ребят, мышление и сообразительность, формировать умения наблюдать и помогать животным и растениям, эколо...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

Живая и неживая природа. Богатство живой и неживой природы.

Тема:  Живая и неживая природа. Богатство живой  и неживой  природы. Цель: Сформировать у детей представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы...

Тема урока. Осень в природе. Изменения в неживой природе. Особенности осенних месяцев. 3 класс. Программа «Гармония». Первый урок по теме.

Цели.1. Дать сравнительную характеристику летних и осенних месяцев.2. Познакомить с осенними изменениями в неживой природе.3. Продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять сущест...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ. Тема. Проверка знаний учащихся по теме «Люблю природу русскую. Зима». (девятый урок по теме: «Люблю природу русскую. Зима».)

                                                                     -1-                КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ                          ВО 2 КЛАССЕ.Тема. Проверка знаний учащихся по те...