План-конспект интегрированного урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру "Образ культуры Древней Греции"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Новикова Елена Адольфовна

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения многофигурной композиции ( правило группирования композиционных элементов) учитывая законы линейной и воздушной перспективы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok13.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №55 имени А. Невского»

города Курска

План-конспект интегрированного  урока в 4-ом классе по изобразительному искусству и окружающему миру

Образ культуры Древней Греции

                         Новикова Елена Адольфовна, учитель начальных классов;

 

Тема урока: Образ культуры Древней Греции

Тип урока: обобщение и систематизация пройденного материала

Вид урока:  урок-путешествие

Цели урока:  развитие у школьников способностей восприятия искусства  и потребности в общении с ним; накопление опыта полноценного художественного творчества, способствование  развитию художественно-образного мышления

Задачи урока:  обобщение знаний о культуре Древней Греции, создание образа своеобразной, красивой и цельной внутри себя культуры, закрепление и углубление  знаний  и навыков построения многофигурной композиции ( правило группирования композиционных элементов) учитывая законы линейной и воздушной перспективы. Развитие эмоциональной отзывчивости, чуткости к образному пониманию мира, развитие творческой и познавательной активности,  Развитие навыков коллективного творчества, умений взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности, развитие таких  нравственных качеств личности, как доброта, терпимость, отзывчивость, ответственность

Средства обучения:

Литературный ряд: «Мифы Древней Греции»

Зрительный ряд: слайд- фильм «Культура Древней Греции», методическое пособие «Многофигурная композиция», карта Древней Греции.

Музыкальный ряд:  Х.Глюк Опера «Орфей и Эвридика» (фрагменты).

Оборудование для учащихся: работы, выполненные  на предыдущих уроках  по теме «Пейзаж Древней Греции», « Архитектура Древней Греции», «Образ человека в искусстве Древней Греции», ножницы, клей, фломастеры, карандаши, бумага. 

План урока:

  1. Организационный момент - 2мин.
  2.  Закрепление, обобщение знаний - 20мин
  3.  Практическая работа - 13мин
  4.  Подведение итогов - 5мин.

Основные этапы урока:

  1. Постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка главной задачи командам, уточнение их роли в игре.
  2.  Создание игровой  ситуации. Воспроизведение и коррекция  опорных знаний.
  3.  Повторение и анализ основных фактов.
  4.  Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для выполнения практических заданий
  5.  Выполнение практической, коллективной работы.
  6.  Подведение итогов урока.
  7.  Оценка результатов.

Ход урока

Учитель 1:         Дорогие ребята! Сегодня у нас с вами последнее занятие:
мы познакомились с удивительной культурой Древней
Греции. Наивысший расцвет этого древнейшего государства
мира был более 2,5 тысяч лет назад. Мы проведем сегодня
это занятие как путешествие на машине времени. В путешествие мы отправимся на кораблях ( их будет три), поэтому давайте разделимся на 3 команды.

Теперь каждая команда должна:

  1. выбрать капитана
  2. придумать название команды.

Путешествие по карте (география):

  • Мы с вами на берегу древнего Понта Евксинского ( Черного моря ).
  • Вот мы и в море : ветер надувает паруса, и корабли весело бегут по волнам.
  • Мы подходим к проливу Босфор.
  • Много дней плыли корабли через Пропонтиды ( Мраморное море), через пролив Дарданеллы вышли в Эгейское море к берегам Древней Греции, проплыли мимо островов.
  • Наши корабли входят в гавань и порт Перей. Перед нами на холмах столица Греции- Афины.

Учитель ИЗО: Древние греки считали, что рядом с ними их страну населяет мир богов. Чтобы мы смогли войти в город богиня мудрости и войны Афина - покровительница города требует выкуп. Капитаны команд должны ответить на вопросы ( задание 1-е):

  1. Как называли древние греки свою страну и себя, почему? (Эллада - так называли её жители, а себя эллинами по имени легендарного царя-родоначальника Эллина.)
  2. Где по легендам жили самые могущественные из богов Эллады? (гора Олимп)
  3. Как называется в Древней Греции часть города , построенная на высоком холме? (Акрополь).

2-е задание: по изображению — короткий рассказ о боге, дорисовать недостающий элемент рисунка.

Посейдон- бог морей (трезубец)

Аполлон- покровитель музыки и поэзии (арфа)

Учитель 1: Афины - самый богатый город государства. В v веке до н. э. на священной горе построен Акрополь, обнесенный каменной стеной. Поднимаемся к главному входу. Попасть туда можно лишь с одной стороны через скрытую колоннаду, Пропилеи. У входа нам вручают ключ - кроссворд. Задание: разгадка кроссвордов.

Учитель ИЗО: А теперь мы на площади Акрополя. Перед нами возвышается 9 - метровая статуя Афины - покровительницы города. Знатоки каждой команды расскажут нам об архитектуре и скульптуре Древней Греции.

Каждая команда путешественников составляет свой маленький творческий рассказ об архитектуре.

Рассказ 1-ый: Перед нами на площади Акрополя огромный и величественный храм богини Афины—Парфенон. Храм сложен из белоснежного мрамора. Мощные колонны поддерживают треугольный фронтон (треугольник под скатами крыш), украшенный скульптурой. Колонны стоят на фундаменте - стилобате. Бороздки- каннелюры прочерчивают колонны сверху вниз. Хор его колонн звучит как поднимающаяся музыка. Там, за этими рядами колонн, в святилище стояла 12-метровая статуя Афины из мрамора, слоновой кости и золота скульптора Фидия. Храм и сегодня производит торжественное впечатление. Построили Парфенон замечательные архитекторы Иктин и Калликрат. Здесь, на Акрополе, есть еще несколько храмов.

Рассказ 2-ой: На площади Акрополя напротив Парфенона стоит небольшой, но дивный храм -Эрехтейон. Храм был построен на месте где, как считалось когда-то давным-давно, произошел спор между богом морей Посейдоном и богиней Афиной за первенство в греческих землях. Посейдон ударил трезубцем и высек ручей. А Афина, вонзив копье в землю, создала оливковое дерево. Греки отдали предпочтение богине Афине, назвав город в её честь. Храм посвящен этому событию. У него несколько частей - портиков. Один женщин - кариатиды. Складки на их одеждах напоминают желобки - каннелюры на колоннах. Храм изящен и наряден.

Учитель 1: Говорят, что скульптур в Афинах больше чем людей. Скульптуры в храмах и на площадях. А кого же они изображали?

 Рассказ 3-ий: Самые прославленные скульпторы создавали мраморные и бронзовые статуи богов и победителей Олимпийских игр. Древние греки поклонялись красоте человека, его физическому совершенству, смелости воли и силой разума. Они увидели тело как прекрасную архитектуру. Устройство фигуры они рассматривали как ясный и совершенный порядок. «Дискобол» - скульптура Мирона. Юноша весь в движении, ещё мгновение - и полетит, кружась над стадионом, каменный диск.  «Отдыхающий Гермес» -  скульптур Лисипп изображает вестника богов Гермеса стройным бегуном, на миг устало присевшим и готовым вновь устремиться вдаль. «Венера Милосская» - прекрасная юная богиня любви и красоты. До сих пор все художники мира учатся рисовать по слепкам греческих статуй.

Учитель ИЗО: А теперь наше путешествие привело нас на самый большой праздник Древней Греции - Олимпийские игры, проводимый в честь бога Олимпии Зевса. Умение быть совершенным, лучше других владеть своим телом доказывали атлеты в соревнованиях по бегу, прыганию, бросанию металлического диска, бросанию в цель копья, борьбы и других.

Задание: Давайте представим, как же всё происходило на празднике. Каждая команда выполнит панно на тему « Олимпийские игры». Панно мы будем создавать из работ, сделанных на прошлых уроках.

  1. На фоне - пейзаже на заднем плане размещаем постройки: храмы, дома .
  2. На втором плане - фигурки зрителей.

З. На переднем плане разложим выразительно фигурки спортсменов, чтобы получились живые сцены.

При работе необходимо помнить правила композиции:

  1.  фигуры компоновать по группам, в группе одна фигура может заслонять другую;
  2.  равномерно заполнять пространство листа;
  3.  не забудьте, что маленькие фигуры надо разместить выше, а крупные ниже.
  4.  клеить детали только после того, как продумать всю композицию.

Практическая работа учащихся Эстетическая оценка работ

Учитель 1:  Наше путешествие подходит к концу. На этих уроках вы узнали о древней цивилизации. Культура и искусство Древней Греции оказало особенно большое влияние на нашу современную жизнь.

Подведение итогов: Команда - победительница награждается призом, отмечаются наиболее активные участники.


Кроссворд « Культура Древней Греции »

  1. Порядок расположения и соотношения частей храма - ордер.
  2. Треугольник, который образуется под скатами крыш храма -  фронтон .
  3.  Бог путешествий и торговли - Гермес.
  4.  «Голова » , венчающая колонну храма – капитель.
  5. Богини искусств — музы.
  6. Нижняя одежда древних греков — хитон.
  7. Сосуд для хранения вина и оливкового масла (остродонный) - амфора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по изобразительному искусству и окружающему миру на тему: "Радуга - удивительное явление природы"

Конспект интегрированного урока по изобразительному искуссву и окружающему миру на тему: " Радуга - удивительное явление природы" предназначен для проведения урока во 2 классе. Данное занятие предпола...

4 класс. Конспект урока по ИЗО на тему: "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер." Перспектива

Тема урока: «Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер.»  Класс: 4Тип урока: комбинированныйЦель: познакомить детей с ордерной системой архитектуры Древней Греции.Задачи: - ...

Урок изобразительного искусства и окружающего мира по теме: "Золотые краски осени. Панно из осенних листьев"

учить работать акварельными красками "по – сырому", смешивать краски и получать новые цвета и оттенки;развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное;воспитыва...

Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру

Контрольные работы по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству,технологии, окружающему миру...

КТП по русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс

КТП по  русскому языку,математике, литературному чтению, изобразительному искусству, технологии, окружающему миру, 2 класс...

Открытый метапредметный урок изобразительного искусства и окружающего мира "Знакомство с лесом. Что такое лес"

Познакомить учащихся с понятием «лес», выявить характерные признаки леса, показать различия лесов на территории нашей страны, родного края.Доказать на примерах взаимосвязь растений и живот...